Як-201 вертик. взлёта. ВМФ РФ.

Платон Иванов Аль-Фадлан: литературный дневник


Як-201 вертик.взлёта.ВМФ РФ.



Як-43. Укороченного взлёта и посадки.
Разработка проекта Як-43 началась в 1980 году, в самый разгар работ по палубной «вертикалке» Як-41. (Далее.)



Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Як-201
Назначение: истребитель-перехватчик вертикального взлёта и посадки
Производитель: ОКБ имени Яковлева
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 1250 км/ч
Макс. скорость на высоте: 1800 км/ч
Боевой радиус: 690 км
Дальность полёта: - у земли - 1250


- на высоте 10-12 км - 2100 км
Практический потолок: 15000 м
Размеры
Длина: 18,3 м
Высота: 5,0 м
Размах крыла: - в развернутом положении - 10,1 м


- в сложенном положении - 5,9 м м
Площадь крыла: 63,4 м;
Масса
Макс. взлётная: - при разбеге 120 м - 19500


- при вертикальном взлете - 15800 кг
Силовая установка
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 30мм, ГШ-301 (боезапас 120 снарядов)
Кол-во точек подвески: внутреннее размещение 4 позиций
Подвесные вооружения УР класса воздух-воздух (Р-77(РВВ-АЕ) или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя) и воздух-поверхность (Х-25, Х-31А или Х-35), пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.


Проект дальнейшего развития самолётов вертикального взлёта и посадки Як-141 и Як-43, последний, в свою очередь, так же является только эскизным проектом. Проектирование осуществлялось в середине 1990-х ОКБ имени Яковлева в инициативном порядке.


Новый СВВП должен был отличаться от Як-141/Як-43 увеличенным радиусом действия, использованием единой двигательной установки с механическим приводом на подъёмный вентилятор, уменьшенной радиолокационной и тепловой заметностью за счёт профиля корпуса и внутреннего размещения боевой нагрузки. Однако в "железе" проект реализован не был.
Примечания



Авиация Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.



Просмотр этого шаблона Самолёты ОКБ имени Яковлева
Истребители: Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141
Штурмовики: Як-38 · Як-38М
Бомбардировщики: Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28
Транспортные самолёты: Як-6 · Як-8
Специальные самолёты: Як-44
Пассажирские самолёты: Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242
Тренировочные и спортивные самолёты: УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130
Многоцелевые самолёты: Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112
Планёры: Як-14
Экспериментальные самолёты,
вертолёты и проекты: АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р
Вертолёты: ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100
Беспилотные: Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР
Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Як-201&oldid=50268458»
Категории:


* Самолёты Яковлева
* Самолёты России
* Истребители
* Нереализованные проекты самолётов


Скрытые категории:


* Википедия:Статьи о самолётах без иллюстраций
* Незавершённые статьи об авиации


Навигация
Персональные инструменты


* Создать учётную запись
* Представиться системе


Пространства имён


* Статья
* Обсуждение


Варианты


Просмотры


* Читать
* Правка
* История


Действия


Поиск
Найти
Навигация


* Заглавная страница
* Рубрикация
* Указатель А;—;Я
* Избранные статьи
* Случайная статья
* Текущие события


Участие


* Сообщить об ошибке
* Портал сообщества
* Форум
* Свежие правки
* Новые страницы
* Справка
* Пожертвования


Печать/экспорт


* Создать книгу
* Скачать как PDF
* Версия для печати


Инструменты


* Ссылки сюда
* Связанные правки
* Спецстраницы
* Постоянная ссылка
* Сведения о странице
* Цитировать страницу


* Последнее изменение этой страницы: 19:15, 29 ноября 2012.


===========
Як-43. (истребитель укороченного взлёта и посадки).


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Перейти к: навигация, поиск


Як-43.
Yakovlev Yak-43.png
Проекции Як-43
Тип истребитель укороченного взлёта и посадки
Разработчик Флаг СССР/Флаг России ОКБ имени Яковлева
Статус проект закрыт в начале 1990-хЛейт
Базовая модель Як-141
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


Як-43 (внутреннее обозначение: изделие 201) — проект истребителя укороченного взлёта и посадки, разрабатывавшийся в ОКБ Яковлева как «сухопутная» версия СВВП Як-41. Работы по проекту начались в 1980 году, но были прекращены в начале 1990-х из-за отсутствия финансированияЛейт.
Содержание


* 1 Описание
* 2 Лётно-технические характеристики
o 2.1 Технические характеристики
o 2.2 Лётные характеристики
* 3 Примечания
* 4 Литература


Описание
Як-43 на древе модификаций Як-41


Разработка проекта Як-43 началась в 1980 году, в самый разгар работ по палубной «вертикалке» Як-41. Самолёт планировался как версия Як-41 для базирования на сухопутных аэродромах. Як-43 проектировался как самолёт укороченного взлёта и посадки с длиной разбега 120 метровЛейт.


Як-43 имел следующие отличия в конструкции от своего палубного «собрата»:


* силовая установка из единственного двигателя НК-32 с поворотным соплом (максимальная тяга 25 000 кгс, используется на стратегическом бомбардировщике Ту-160)
* увеличенная площадь крыла, что означало больший запас топлива, а поэтому больший боевой радиус
* новая конструкция фюзеляжа, представляющего собой единое целое с крылом
* использование элементов технологии снижения заметности


Из-за тяжёлой экономической обстановки в стране и прекращения финансирования все работы по проекту были остановлены в начале 1990-х годовЛейт.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики


* Экипаж: 1 человек
* Двигатели:
o Маршевый двигатель НК-32
+ тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
+ количество: 1
+ тяга:
# на форсаже: 1 ; 25 000 кгс


Лётные характеристики


* Длина разбега: 120 м


Примечания


1. ; Данные проекции, согласно Ефиму Гордону, соответствуют одному из вариантов Як-41М (Як-141) и никак не относятся к Як-43. В настоящий момент в свободном доступе нет ни одного изображения Як-43.


Источники


1. ; 1 2 3 4 Gordon, 2008, p. 122


Литература


* Yefim Gordon. Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' / Translation by Dmitriy Komissarov. — Hinckley, England, UK: Midland Publishing, 2008. — P. 122. — 145 p. — ISBN 978-1-85780-287-0



Авиация Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Просмотр этого шаблона Самолёты ОКБ имени Яковлева
Истребители: Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141
Штурмовики: Як-38 · Як-38М
Бомбардировщики: Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28
Транспортные самолёты: Як-6 · Як-8
Специальные самолёты: Як-44
Пассажирские самолёты: Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242
Тренировочные и спортивные самолёты: УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130
Многоцелевые самолёты: Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112
Планёры: Як-14
Экспериментальные самолёты,
вертолёты и проекты: АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р
Вертолёты: ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100
Беспилотные: Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР
Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Як-43&oldid=45350166»
Категории:


* Истребители
* Нереализованные проекты самолётов
* Самолёты России
* Самолёты СССР
* Самолёты Яковлева


Скрытая категория:


* Незавершённые статьи об авиации


Навигация
Персональные инструменты


* Создать учётную запись
* Представиться системе


Пространства имён


* Статья
* Обсуждение


Варианты


Просмотры


* Читать
* Правка
* История


Действия


Поиск
Найти
Навигация


* Заглавная страница
* Рубрикация
* Указатель А;—;Я
* Избранные статьи
* Случайная статья
* Текущие события


Участие


* Сообщить об ошибке
* Портал сообщества
* Форум
* Свежие правки
* Новые страницы
* Справка
* Пожертвования


Печать/экспорт


* Создать книгу
* Скачать как PDF
* Версия для печати


Инструменты


* Ссылки сюда
* Связанные правки
* Спецстраницы
* Постоянная ссылка
* Сведения о странице
* Цитировать страницу


На других языках


* English
* ;;


* Последнее изменение этой страницы: 13:06, 16 июня 2012.




Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Правки этой страницы требуют проверки.Это отпатрулированная версия страницыпоказать/скрыть подробности
Это стабильная версия, отпатрулированная 16 января 2013.


Состояние отпатрулирована
Перейти к: навигация, поиск
Як-141
Yakovlev Yak-141 at 1992 Farnborough Airshow (2).jpg
Як-141 в режиме висения во время демонстрационного полёта на авиасалоне Фарнборо-1992
Тип палубный истребитель вертикального взлёта и посадки
Разработчик Флаг СССР/Флаг России ОКБ имени Яковлева
Производитель Флаг СССР/Флаг России Саратовский авиазаводЛейт
Главный конструктор А. А. ЛевинскихМальвина (1973—1982)
В. Н. ПавловАлиса (1982—1988)
К. Ф. Попович (1988—1992)
Первый полёт 9 марта 1987 года
Статус проект закрыт в 1992 годуНэт
Единиц произведено 4Станислав КозловЛисаФотина
Варианты Як-43
Як-201
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


Як-141 (внутреннее обозначение: изделие 48/48М, по кодификации НАТО: Freestyle — рус. вольный стиль) — многоцелевой сверхзвуковой всепогодныйВещий Протей палубный самолёт вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП) разработки ОКБ Яковлева. Стал третьим в мире СВВП (после EWR VJ 101 и Dassault Mirage IIIV), преодолевшим скорость звука. Предназначался для обеспечения прикрытия авианосных соединений от авиации противника, завоевания и удержания господства в воздухе, ведения ближнего манёвренного и дальнего боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целямТата. Самолёт разрабатывался с середины 1970-х и совершил первый полёт в 1987 году. Предполагалось, что Як-141 войдут в состав авиагруппы тяжёлых авианесущих крейсеров «Новороссийск», «Баку» (будущий «Адмирал Горшков»), «Тбилиси» (будущий «Адмирал Кузнецов»), «Рига» (будущий «Варяг») и «Ульяновск», заменят отслужившие своё Як-38 на крейсерах «Киев» и «Минск», а также будут использоваться в Военно-воздушных силах. Однако испытания новой машины затянулись, и первую посадку на палубу авианесущего корабля Як-141 совершил лишь в 1991 году. Наступивший после распада СССР кризис, случившаяся с одним из опытных образцов авария, а также сложившееся к тому времени негативное отношение военных к «вертикалкам» в сумме привели к прекращению финансирования и закрытию проекта. Сегодня увидеть этот самолёт можно только в музеях.


Dop.


На серийных «Яках» могли быть установлены монохромные МФИ на электронно-лучевых трубках, аналогичные МФИ истребителей МиГ-29М и МиГ-29К.
Вооружение


«Як» вооружён пушкой ГШ-30-1. Дополнительное вооружение может быть установлено на 4 подкрыльевых пилонах. Принятая на Як-141 номенклатура вооружения соответствует его назначению как многоцелевого самолёта. Поэтому вооружение включает управляемые ракеты «воздух—воздух» малой и средней дальности для борьбы с другими воздушными целями; ракеты «воздух—поверхность», противокорабельные и противорадиолокационные ракеты для поражения наземных объектов, кораблей, РЛС и средств связи противника; а также блоки НАР, пушечные контейнеры и свободнопадающие бомбы, что позволяет самолёту выполнять роли штурмовика и бомбардировщика.
Пушечное вооружение
ГШ-30-1


Авиационная пушка ГШ-30-1 разработки Конструкторского бюро приборостроения размещена под фюзеляжем по левому борту (она закреплена неподвижно и частично утоплена в корпус самолёта). Пушка одноствольная, калибра 30 мм, применяется на большинстве самолётов производства СССР/России (МиГ-29, Су-27 и др.). Боезапас — 120 снарядов. Пушка оснащена системой водяного охлаждения, а также механизмом устранения осечек. Вес пушки — 50 кг, темп стрельбы — 1500—1800 выст/мин. Стрельба может осуществляться непрерывно или очередями. Эффективная дальность стрельбы по воздушным целям — 200—800 м, по наземным/надводным — 1200—1800 м. Для стрельбы могут использоваться осколочно-фугасно-зажигательные (ОФЗ) или бронебойно-трассирующие (БТ) снаряды. Пушка эффективна против легкобронированных наземных, надводных и воздушных целейСмеющаяся Слеза.


Также на подкрыльевые пилоны возможно подвесить до четырёх пушечных контейнеров УПК-23-250. Каждый такой контейнер содержит авиационную пушку ГШ-23Л. Пушка двуствольная, калибра 23 мм. Боезапас — 250 снарядов. Вес контейнера со снаряжённым боезапасом — 218 кг (пустого — 78 кг), темп стрельбы — 3400 выст/мин. Эффективная дальность стрельбы — 2000 мСмеющаяся Слеза.
Управляемые ракеты
УР Р-73
УР Р-27Р
УР Р-77 (РВВ-АЕ)
ПРР Х-25МП
ПКР Х-35Э


Управляемое ракетное оружие является основным в арсенале Як-141. Самолёт способен нести различные модификации ракет Р-77 (РВВ-АЕ), Р-27, Р-73, Р-60, Х-25, Х-31, Х-35.


Ракета «воздух—воздух» малой дальности Р-60 разработана в Проектно-конструкторском производственном комбинате (ПКПК, будущее НПО «Молния»), и это первая советская УР такого класса. Калибр ракеты — 120 мм, масса — 43 кг, дальность пуска — от 0,3 до 10 км (зависит от высоты), скорость полёта — 2,5—3 М. Ракета оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения. Варианты БЧ — осколочно-фугасная, осколочная или стержневая. На Як-141 возможно применение как стандартной, так и модернизированной версии ракеты — Р-60МСмеющаяся Слеза.


Ракета «воздух—воздух» малой дальности Р-73 также разработана в НПО «Молния». Калибр ракеты — 170 мм, масса — 105—110 кг в зависимости от модификации, дальность пуска — от 0,3 до 40 км (также зависит от модификации), скорость полёта — до 2500 км/ч. Ракета оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищённости. Боевая часть стержневого типа.


Ракета «воздух—воздух» средней дальности Р-27 разработана на Машиностроительном заводе «Вымпел» (будущее ГосМКБ «Вымпел»). Калибр ракеты — 230—260 мм в зависимости от модификации, масса — 253—355 кг, дальность пуска — от 0,5 до 130 км (дальность пуска и масса также зависят от модификации), скорость полёта — 4,5 М. Модификации ракеты оснащаются различными головками самонаведения. Боевая часть — осколочно-фугасная или стержневая. Возможно использование ракет Р-27Р (с инерциально-полуактивной радиолокационной ГСН) и Р-27Т (с тепловой (инфракрасной) ГСН)Смеющаяся Слеза.


Ракета «воздух—воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) также разработана в МКБ «Вымпел». Калибр ракеты — 200 мм, масса — 175—225 кг в зависимости от модификации, дальность пуска также зависит от модификации и составляет от 0,3 до 110 км, скорость полёта — 4—5 М. Ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными поражающими элементами.


Ракета «воздух—поверхность» малой дальности Х-25 разработана в ОКБ «Звезда». Калибр ракеты — 275 мм, масса — 295—320 кг, дальность пуска — от 2 до 40 км (дальность пуска и масса зависят от модификации), скорость полёта — 400—900 м/с. Модификации ракеты оснащаются различными головками самонаведения. Боевая часть — фугасная или осколочно-фугасная.


Ракета «воздух—поверхность» средней дальности Х-31 также разработана в ОКБ «Звезда». Калибр ракеты — 360 мм, масса — 600—715 кг, дальность пуска — от 7,5 до 250 км (дальность пуска и масса зависят от модификации), скорость полёта — до 1000 м/с. Существуют два базовых варианта ракеты — противорадиолокационный (Х-31П, с пассивной радиолокационной ГСН и осколочно-фугасной БЧ) и противокорабельный (Х-31А, с активной радиолокационной ГСН и проникающей кумулятивно-фугасной БЧ). На «Яке» возможно использовать обе этих версииСмеющаяся Слеза.


Противокорабельная ракета средней дальности Х-35 тоже является разработкой ОКБ «Звезда». Калибр ракеты — 420 мм, масса — 520 кг, дальность пуска — от 5 до 130 км, скорость полёта — 0,9 М. Ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть — проникающая осколочно-фугасная.
Неуправляемые ракеты
Пара блоков Б-13Л с пятью НАР С-13 в каждом
НАР С-24Б


В состав вооружения Як-141 входят неуправляемые ракеты и пусковые блоки НАР калибром 80—240 ммСмеющаяся Слеза.


* Блоки Б-8М1 с двадцатью ракетами С-8 в каждом;
* Блоки Б-13Л с пятью ракетами С-13 в каждом;
* Пусковые устройства АПУ-68У (УМ и УМ3) с одной ракетой С-24 на каждом.


Неуправляемая авиационная ракета С-8 разработана в Конструкторском бюро точного машиностроения (ОКБ-16). Калибр ракеты — 80 мм, масса — от 11 до 15 кг в зависимости от модификации, дальность пуска также зависит от модификации ракеты и составляет от 1200 до 4000 м. Блок Б-8М1 имеет 20 пусковых труб, масса пустого блока — 160 кг. Существуют модификации ракеты с разными типами БЧ — кумулятивно-осколочной (С-8КОМ), бетонобойной (С-8БМ), объёмно-детонирующей (С-8ДМ), фугасной (С-8ДФ, снаряжена объёмно-детонирующей смесью), тандемной кумулятивной (С-8Т), осветительной (С-8ОМ), маркировочной (С-8ЦМ), а также с БЧ в виде дипольных отражателей (С-8ПМ).


Неуправляемая авиационная ракета С-13 разработана в Институте прикладной физики (г. Новосибирск). Калибр ракеты — 122 мм, масса — от 57 до 75 кг в зависимости от модификации, дальность пуска также зависит от модификации ракеты и составляет от 1100 до 4000 м. Блок Б-13Л имеет 5 пусковых труб, масса пустого блока — 160 кг. Имеются следующие модификации ракеты: с бетонобойной БЧ (С-13), с проникающей двухмодульной БЧ (С-13Т), осколочно-фугасной БЧ (С-13ОФ), объёмно-детонирующей БЧ (С-13Д), термобарической БЧ (С-13ДФ).


Неуправляемая авиационная ракета С-24 разработана в филиале НИИ-1. Калибр ракеты — 240 мм, масса — 235 кг, дальность пуска — до 2000 м. Ракеты размещаются по одной на универсальных пусковых устройствах АПУ-68У (УМ и УМ3). Боевая часть — осколочно-фугасная, массой 123 кг.
Бомбы
Осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-250-70


Возможна подвеска до 6 авиационных боеприпасов свободного падения (АБСП) калибром до 500 кгСмеющаяся Слеза. Это включает:


* Фугасные авиабомбы — ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500
* Осколочно-фугасные авиабомбы — ОФАБ-100, ОФАБ-250, ОФАБ-500
* Бетонобойные и противолодочные авиабомбы — БетАБ-500, ПЛАБ-250
* Зажигательные и объёмно-детонирующие авиабомбы — ЗАБ-100, ЗАБ-250, ЗБ-500, ФЗАБ-500, ОФЗАБ-500
* Кассетные авиабомбы — РБК-100, РБК-250, РБК-500


Корабли-носители
ТАКР «Новороссийск»
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»


В разное время Як-141 планировалось включить в состав авиагруппы следующих кораблей:


* ТАКРы проекта 1143 («Киев», «Минск») — первые советские корабли с авиагруппой из СВВП, вошли в состав флота, соответственно, в 1975 и 1978 годах. Предполагалось, что Як-141 станет заменой отслуживших своё Як-38 из корабельной авиагруппы. Однако из-за задержек в создании нового СВВП и сильного износа конструкций оба корабля в 1993 году были выведены из состава флота, так и не получив новые самолёты.
* ТАКР проекта 1143.3 («Новороссийск») — третий советский ТАКР, строился по изменённому проекту, и его авиагруппа должна была состоять уже из новых сверхзвуковых «Яков»Мир. Включён в состав флота в 1982 году. Однако здесь снова сказались задержки, и корабль принял на борт дозвуковые Як-38. Выведен из состава флота в 1991 году, также не получив новые самолётыAvolo.
* ТАКР проекта 1143.4 («Адмирал флота Советского Союза Горшков») — как и «Новороссийск», изначально проектировался под СВВП Як-141Корвин. По сравнению с предыдущими авианесущими крейсерами имел увеличенную площадь угловой палубы, а также специальный газоотбойный щит и задерживающие устройства для обеспечения группового взлёта самолётов с коротким разбегомЗолотая Луна. Ангар мог вместить 12Liza (по другим данным 14) Як-141. Как и в случае с «Новороссийском», ТАКР «не дождался» поступления новых самолётов и был вооружён модернизированными штурмовиками Як-38М. В сентябре — октябре 1991 года на «Адмирале Горшкове» проходил корабельный этап испытаний Як-141, но случившаяся 5 октября авария одной из машин фактически привела к закрытию данной программы. Сам ТАКР в 2004 году был продан и в настоящее время перестраивается для нужд ВМС Индии, но уже как носитель самолётов горизонтального взлёта и посадки (МиГ-29К).


** ТАКР проекта 1143.5 («Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») — пятый корабль проекта 1143 проектировался как носитель самолётов горизонтального взлёта и посадки, но, тем не менее, планировалось, что Як-141 наряду с Су-27К и МиГ-29К составит основу авиагруппы корабля. ТАКР мог принять на борт до 28 «сто сорок первых». На палубе корабля были оборудованы 3 ВПП для вертикальной посадки самолёта (они были выложены термостойкими плитами АК-9ФМ), а его старт мог осуществляться как с третьей технической позиции (короткий разбег), так и с первой или второй позиций — в этом случае использовался трамплин и возрастала боевая нагрузка. Но задержки в разработке, а затем и авария не позволили «Яку» принять участие в испытаниях, проводившихся на борту «Адмирала Кузнецова» в 1989—1991 годах. В настоящее время авианесущий крейсер входит в состав Северного флота ВМФ России.


* ТАКР проекта 1143.6 («Варяг») — корабль одного с «Адмиралом Кузнецовым» типа, но с некоторыми изменениями в конструкции. Мог нести такое же количество «Яков». Не был достроен и в настоящее время принадлежит Китаю.
* АТАКР проекта 1143.7 («Ульяновск») — первый из серии ТАКРов с атомной энергетической установкой. По первоначальному проекту планировалось наличие нескольких Як-141 в составе авиагруппы. Был разрезан на стапеле в 1992 году из-за отсутствия средств на продолжение строительства.


Кроме того, Северным ПКБ были проработаны два проекта авианесущих кораблей под СВВП Як-141 — «Меркурий» и «Дельфин». На них использовалась сплошная прямая палуба с 3—5 позициями для вертикального взлёта и посадки, а также трамплин для обеспечения взлёта с коротким разбегом. Планировалась авиагруппа из не менее чем 10 «Яков», а также нескольких вертолётов Ка-27. Проектирование этих кораблей было прекращено после закрытия программы Як-141.


Также базирование Як-141 предполагалось в одном из вариантов универсальных десантных кораблей проекта 11780. Позже от этого варианта было решено отказаться. Разработка была прекращена.
()
==
http://ru.wikipedia.org/wiki/Як-141
====



Другие статьи в литературном дневнике: