Л. БрагинаНачало Флорентийской школы связано с работами мастеров середины XIII в. в духе византийской традиции. Новые тенденции в этом русле сказались уже в духовной напряженности, драматической силе чувств алтарной иконописи и фресок выдающегося мастера Чимабуэ, творчество которого охватывает вторую половину XIII – начало XIV в. Работы Чимабуэ отличает стремление к отказу от схематизма и жесткости традиционных образов в пользу их большей пластичности, возвышенности, гармонического начала. Это сказывается в его росписях Нижней и Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, в «Распятии» (церковь Сан-Доменико в Ареццо), в двух вариантах «Мадонны на троне» (Уффици и Лувр). В целом для тосканской живописи XIII–XIV вв. характерны не только восприятие «византийской манеры», но и отход от нее, привнесение местными мастерами элементов жизненной реальности в иконопись и становящиеся со временем все более заметными проявления их творческой индивидуальности. Подобная тенденция была характерна и для творчества яркого римского мастера XIII в. Пьетро Каваллини. Образы его мозаичного панно «Мадонна с младенцем, Петром и Павлом и Бертольдо Стефанески» (1291) в церкви Санта-Мария ин Трастевере, как и фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия в Риме, лишены канонической сухости, их рисунок и колорит обретают жизненные черты. Начала реализма, еще достаточно условного у Каваллини, более решительно разовьет самый выдающийся мастер эпохи – Джотто ди Бондоне (1266/1276–1337). С его именем связано формирование особого направления в изобразительном искусстве второй половины XIII – первых десятилетий XIV в., которое принято называть Проторенессансом. © Copyright: Ирина Ачкасова 2, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|