Два тайных ученика Иисуса.

Оленька Лазарева: литературный дневник

Помимо двенадцати апостолов, о которых всем известно, у Иисуса Христа были и тайные последователи. И два наиболее важных из них – иудейский старейшина Иосиф Аримафейский и фарисей Никодим. Какую именно роль они сыграли в событиях Нового Завета?


Иосиф Аримафейский


Иосифа упоминают все четыре канонических Евангелия. Согласно Евангелиям от Марка, Иоанна и Луки, он был знатным и богатым иудеем, входившим в состав Синедриона – верховного органа власти у евреев провинции Иудея. Прозвище Аримафейский отсылает к городу Аримафее, где он родился.
В какой-то момент Иосиф Аримафейский вошел в число ближайших учеников Христа и последователей его учения. Но его высокое происхождение и вероятная принадлежность к верховной власти не позволяли ему до поры до времени открыто объявить о своей приверженности.


Все изменилось после распятия Иисуса. Услышав о его казни, Иосиф больше не пожелал скрывать свою принадлежность к числу его последователей. Он явился к прокуратору Иудеи Понтию Пилату с просьбой забрать тело Христа и похоронить его в собственной гробнице (многие знатные иудеи еще при жизни выбирали себе место для будущего погребения).
Пилат дал Иосифу свое разрешение. Тогда Аримафейский купил полотняную ткань, в которую обернул тело распятого Христа (возможно, та самая Туринская плащаница), а затем похоронил в предназначенной для себя скальной гробнице, в искусственно вырубленной пещере. Согласно христианскому толкованию, тем самым было исполнено пророчество Исаии:
«Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого»


Других сведений об Иосифе в канонических Евангелиях нет. Зато он не раз упоминается в апокрифах. К примеру, «Евангелие от Петра» гласит, что он был личным другом прокуратора Пилата. Также о его судьбе пишет фарисей Никодим: после воскрешения Христа иудейские старейшины осудили Иосифа за то, что он похоронил «преступника» в своей гробнице, и посадили в тюрьму. Но позже он вышел на свободу и вернулся в родную Аримафею.
В Средние века образ Иосифа Аримафейского получил распространение в связи с легендами о Святом Граале. Согласно им, во время распятия Иисуса Иосиф собрал вытекающую из его ран кровь в чашу, которая позже и стала легендарным Граалем.
Иосиф Аримафейский почитается и католиками, и православными. Первые отмечают дни его памяти 17 марта и 31 августа, а вторые – 31 июля и в Неделю жен-мироносиц.


Никодим


Второй тайный ученик Христа – Никодим (в пер. с греч. «побеждающий народ»). Он упоминается только в Евангелии от Иоанна Богослова. Согласно данному преданию, Никодим тоже был членом Синедриона и к тому же принадлежал к фарисеям. По тем же причинам, что и Иосиф Аримафейский, он не мог открыто последовать за Иисусом.


Евангелист Иоанн трижды упоминает Никодима. В первый раз он описывает тайный ночной визит фарисея к Христу:


«Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
Далее Иисус сообщает Никодиму, что бог так возлюбил мир, что отдал своего сына во искупление человеческих грехов – чтобы люди могли обрести спасение души и вечную жизнь через него.


Второй раз Иоанн упоминает Никодима, описывая собрание фарисеев, на котором они обсуждают возможность ареста Иисуса на одном из главных иудейских праздников – празднике Кущей. Никодим возражает против ареста, говоря, что по закону прежде нужно выслушать подозреваемого. На это другие фарисеи бросают ему насмешливый упрек, говоря:


«и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк»
И третье упоминание Никодима связано с погребением Христа после распятия. Вместе с Иосифом Аримафейским, получившим от Пилата право похоронить Иисуса, Никодим организует погребальный обряд, в частности приносит дорогостоящие благовония (смирну, алоэ), чтобы умастить тело Христа.


Больше упоминаний в Евангелиях Никодима нет. Зато существует апокрифическое евангелие, чьим автором, возможно, был как раз он. Ученые датировали текст IV–V веками, но некоторые фрагменты относятся к апостольским временам.
Основная часть евангелия называется «Деяния Пилата». В ней описывается суд Пилата над Христом, его смерть и погребение, а также воскрешение. А в приложении «Сошествие во ад» приводится рассказ о том, как Иисус спустился в ад и сокрушил его врата, выпустив из преисподней ветхозаветных праведников. Упоминается также, что первым из ада вышел разбойник Дисмас, который был распят вместе с Христом и уверовал в него перед смертью.


Насколько исторична фигура Никодима, сказать сложно. Но некоторые исследователи отождествляют его с неким Никодимом бен Гурионом, богатым иудеем, жившим в Иерусалиме в I веке н. э. . О нем пишет древний римско-иудейский историк Иосиф Флавий.
Никодим тоже почитается и православной, и католической церквями. День его памяти католики отмечают совместно с Иосифом Аримафейским 31 августа. У православных память Никодима совершается в Неделю жен-мироносиц и 15 августа.



Другие статьи в литературном дневнике: