Два тайных ученика Иисуса.Помимо двенадцати апостолов, о которых всем известно, у Иисуса Христа были и тайные последователи. И два наиболее важных из них – иудейский старейшина Иосиф Аримафейский и фарисей Никодим. Какую именно роль они сыграли в событиях Нового Завета? Иосиф Аримафейский Иосифа упоминают все четыре канонических Евангелия. Согласно Евангелиям от Марка, Иоанна и Луки, он был знатным и богатым иудеем, входившим в состав Синедриона – верховного органа власти у евреев провинции Иудея. Прозвище Аримафейский отсылает к городу Аримафее, где он родился. Все изменилось после распятия Иисуса. Услышав о его казни, Иосиф больше не пожелал скрывать свою принадлежность к числу его последователей. Он явился к прокуратору Иудеи Понтию Пилату с просьбой забрать тело Христа и похоронить его в собственной гробнице (многие знатные иудеи еще при жизни выбирали себе место для будущего погребения). Других сведений об Иосифе в канонических Евангелиях нет. Зато он не раз упоминается в апокрифах. К примеру, «Евангелие от Петра» гласит, что он был личным другом прокуратора Пилата. Также о его судьбе пишет фарисей Никодим: после воскрешения Христа иудейские старейшины осудили Иосифа за то, что он похоронил «преступника» в своей гробнице, и посадили в тюрьму. Но позже он вышел на свободу и вернулся в родную Аримафею. Никодим Второй тайный ученик Христа – Никодим (в пер. с греч. «побеждающий народ»). Он упоминается только в Евангелии от Иоанна Богослова. Согласно данному преданию, Никодим тоже был членом Синедриона и к тому же принадлежал к фарисеям. По тем же причинам, что и Иосиф Аримафейский, он не мог открыто последовать за Иисусом. Евангелист Иоанн трижды упоминает Никодима. В первый раз он описывает тайный ночной визит фарисея к Христу: «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Второй раз Иоанн упоминает Никодима, описывая собрание фарисеев, на котором они обсуждают возможность ареста Иисуса на одном из главных иудейских праздников – празднике Кущей. Никодим возражает против ареста, говоря, что по закону прежде нужно выслушать подозреваемого. На это другие фарисеи бросают ему насмешливый упрек, говоря: «и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» Больше упоминаний в Евангелиях Никодима нет. Зато существует апокрифическое евангелие, чьим автором, возможно, был как раз он. Ученые датировали текст IV–V веками, но некоторые фрагменты относятся к апостольским временам. Насколько исторична фигура Никодима, сказать сложно. Но некоторые исследователи отождествляют его с неким Никодимом бен Гурионом, богатым иудеем, жившим в Иерусалиме в I веке н. э. . О нем пишет древний римско-иудейский историк Иосиф Флавий. © Copyright: Оленька Лазарева, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|