Неизвестная история.Куда на самом деле уходили церковные ценности во время Гражданской войны, якобы изъятые большевиками. В настоящее время в Российской исторической науке прочно закрепилось мнение, что после революции большевики начали грабить церкви и изымать церковные ценности. Однако, под этой клеветой скрывается то, что церковь первой объявила войну советскому государству, выступила на стороне белой гвардии и Антанты, и не просто помогала финансово, а воевала. Как вы думаете, на какие средства формировались эти религиозные полевые части? Конечно, на те самые церковные ценности, якобы изъятые большевиками. Или вы думаете белые генералы на свои деньги финансировали армию. Нет, на свои деньги они жили потом в эмиграции, а помогала белой армии опять же церковь, даже ордена выпускала и награждала. «Неприятельские склады, магазины, обозы, имущество красноармейцев раздиралось беспорядочно, без системы. Армии скрывали запасы от центрального органа снабжения, корпуса от армии, дивизии от корпусов, полки от дивизий... Военная добыча стала для некоторых снизу - одним из двигателей, для других - сверху - одним из демагогических способов привести в движение, иногда инертную, колеблющуюся массу. О войсках, сформированных из горцев Кавказа, не хочется и говорить. Десятки лет культурной работы нужны еще для того, чтобы изменить их бытовые навыки которые столетия формируют из них природных бандитов... Если для регулярных частей погоня за добычей была явлением благоприобретенным, то для казачьих войск исторической традицией, восходящей к временам Дикого поля и Запорожья, прошедшей красной нитью через последующую историю войн и модернизированной временем в формах, но не в духе. Атаман Краснов в одном из своих воззваний-приказов, учитывая психологию войск, атаковавших Царицын, недвусмысленно говорил о богатой добыче, которая их ждет там... Его прием повторил впоследствии в июне 1919 г. ген. Врангель. После славных побед под Харьковом и Курском 1-го добровольческого корпуса тылы его были забиты составами поездов, которые полки нагрузили всяким скарбом, до предметов городского комфорта включительно... Когда в феврале 1919 года кубанские эшелоны текли на помощь Дону, то задержка их обусловливалась не только расстройством транспорта и желанием ограничить борьбу в пределах «защиты родных хат»... На попутных станциях останавливались перегруженные эшелоны и занимались отправкой в свои станицы «заводных лошадок и всякого барахла»... «За гранью, где кончается «военная добыча» и «реквизиция», открывается мрачная бездна морального падения: насилия и грабежа». Облик «защитников веры православной» дополняет грабительский рейд генерала Мамонтова. План этой операции был разработан начальником штаба донской армии генералом Пильчевским. Казачьему корпусу (около 7 тысяч сабель) генерала Мамонтова была поставлена задача, прорвав фронт противника, овладеть железнодорожным узлом — Козловым, для расстройства управления и тыла Южного большевистского фронта, прикрывавшего столицу. Грабительский рейд 4-го Донского казачьего корпуса Мамонтова проходил с 10 августа по 19 сентября 1919 года. «Наши дела идут блестяще без потерь для себя. Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везем родным и друзьям богатые подарки, войсковой казне 60 миллионов рублей, на украшение церквей дорогие иконы и церковную утварь». То есть они ограбили церкви, чтобы украсить церкви на Дону, правда потом всё награбленное было переправлено за границу. Во время этого набега церковь его прославляла его как героя, составляя в его честь акафисты, писали его Житие, он превзошёл по значимости самого Георгия Победоносца. Была написана «Легенда о Мамонтове» и напечатана в «Донских Ведомостях в №206. Деникин в своих воспоминаниях рассказывает, что возвращение Мамонтова на Дон, напоминало прибытие триумфатора. В его ценной добыче были «тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты». Интересные воспоминания оставил один из казаков врангелевской армии И. Лунченков, написавший книгу воспоминаний «За чужие грехи. Казаки в эмиграции», которая была издана в 1925 году. Лунченков пишет: «Этот "подарок Дону" стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским (атаман – авт.). Перехватив добычу еще в Миллерово, Сидорин беззастенчиво начал выбирать самое ценное. Начавшийся раздор между атаманом и командиром окончился эвакуацией, чтобы затем еще в более ожесточенной форме продолжаться за границей. К мамонтовской "коллекции" Богаевский прибавил еще одну "добавку" – разграбление белыми Старочеркасского и Новочеркасского соборов. Только одного золота Богаевский вынул из этих двух храмов 11 фунтов (около 5 кг). По пути на Запад ценности подвергались неоднократному грабежу белыми. Под Екатеринодаром была взломана крыша вагона и взято несколько ящиков драгметаллов. За несколько дней до падения белых ценности прибыли в Новороссийск и были погружены на итальянский частный пароход "Чита-де-Венеция" торговой фирмы "Аслан Фреско и Сын" для отправки в Константинополь. За перевозку награбленных церковных ценностей (1178 пудов только одного серебра) белогвардейцы заплатили 145 пудов серебра". Помимо «христолюбивых» мамонтовцев в разграблении церквей участвовали и другие банды белобандитов. Всё белогвардейское духовенство знало об этом и не препятствовало, поскольку получало свою долю от награбленного, вкладывая это в снабжение религиозного воинства и походные церкви. Также стоит отметить, что более 40 архиепископов покинули Россию во главе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), который стал основателем Зарубежной церкви. Тема 20-30-х годов действительно очень болезненная, много пишут о зверствах, которые чинили большевики. Да, по законам военного времени они расстреливали врагов советской власти, но население они не трогали.
Деникин А.И. Поход на Москву. («Очерки русской смуты»). М., 1928. Первое издание. © Copyright: Оленька Лазарева, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|