Хайбун хайку в прозе.
Хайбун - это небольшой текст, похожий на дневниковую запись и содержащий одно или несколько хайку. В таком виде классические мастера (тот же Басё) зачастую вели свои путевые заметки. Как и в хайга, в хайбуне хайку должно не повторять образы и идеи самого текста, но играть, привносить дополнительные смыслы, перекликающиеся с ним.
Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии «поэтические дневники», в которых стихи перемежались фрагментами прозы.
Еще до появления хайку существовали дневники в стиле «дзуйхицу»
(«вслед за кистью»)- бессюжетные заметки обо всем интересном- увиденном, услышанным или просто пришедшим в голову. В них нередко цитировались стихи.
С другой стороны, короткие стихотворения нередко снабжались комментариями.
В конце концов форма политических заметок «хайбун» стала самостоятельным жанром. Считается, что Басе переписывал по нескольку раз, добиваясь максимальной выразительности от этих «хайку в прозе».
Дзуйхи;цу (яп. –«вслед за кистью») — это жанр японской короткой прозы,
в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно».
Дзуйхицу может рассказывать о каком-то внезапном воспоминании, пришедшей в голову мысли, увиденной бытовой сценке.
Хайбун — это небольшой текст, иногда похожий на дневниковую запись или этюд, содержащий одно или несколько хайку (японское трехстишие, хокку).
В таком виде классические японские мастера (Басё и др.) зачастую вели свои путевые заметки.
Трехстишие хайку в хайбуне должно не повторять образы и идеи самого текста, но играть, привносить дополнительные смыслы, перекликающиеся с ним, разворачивать мысль, изложенную в прозе.
В современных хайбунах хайку не обязательно стоит в конце текста.
Другие статьи в литературном дневнике: