Айдар Хусаинов
Прежде чем перейти непосредственно к разбору текстов, я бы хотел сказать несколько слов о Принципах, с помощью которых я это делаю.
Вот перед нами текст. Мы ничего не знаем об авторе, да это и не нужно, ведь это просто буквы, выстроенные в определённом порядке, не так ли? Так что мы его рассматриваем как артефакт, который найден на другой планете, и судим о нём, пытаясь понять, для чего он был создан. Кстати, так поступают археологи, поэтому музеи полны предметов, о которых никто ничего не может сказать, поскольку их назначение неясно.
Вместе с тем у нас перед глазами есть пример великих стихотворений, которые с нами что-то делают, которые производят на нас особое впечатление. Видимо, и те стихи, что пишутся сегодня, имеют своей целью добиться того же эффекта. Но в таком случае для нас имеет значение, кто написал этот текст, не так ли?
Даже когда автор неизвестен или как в случае с Гомером, о котором мало что знаем, мы стараемся высказать то или иное соображение. Исходя из этого, я пытаюсь понять, кто автор текста, я имею в виду степень его зрелости.
Таких степеней, полагаю, четыре:
Мэтр — поэт, достигший уровня, когда у него есть ученики, которые развивают его поэтику.
Зрелый, состоявшийся поэт — человек, который создал свой собственный узнаваемый поэтический мир.
Молодой поэт — автор, который сделал первые шаги по созданию своего мира, он уже нашёл свою тропинку.
Начинающий автор — человек, который с помощью литературных средств хочет достичь нелитературных целей. Например, хочет понравиться девушке или получить Нобелевскую премию.
Нетрудно заметить, что между начинающим автором и прочими степенями лежит пропасть. Начинающего автора легко узнать, потому что все его тексты укладываются в одну единственную схему, которая указывает на его психологическую проблему — из-за неё он и пишет, собственно. В то время как неначинающие авторы ставят перед собой художественные цели, и поэтому их тексты не укладываются в одну — единственную схему.
На мой взгляд, такой подход помогает авторам найти себя и двигаться по пути саморазвития. Или решать свои проблемы каким-то иным способом. Исходя из этого, я попробую разобрать присланные мне тексты.
*
Когда человек пишет стихи, он пребывает в особом состоянии. Вот почему потом неприятно слышать критику – я же возлетал во области заочны, я с Богом разговаривал, а вы мне про запятые, и про учебник, и еще про что-то.
Но вся проблема в том, что чувства и страдания чаще всего бывают настоящими, искренними, а вот выход из них, выбор, который делает автор – очень часто бывает ложным или ненастоящим. Или имитацией того, что уже было в веках, что прошли до нас.
Настоящие стихи рождаются, когда автор, пересилив обиду и боль, порождает нечто новое, действительно небывалое. Когда происходит чудо забывания себя, когда автор прокладывает путь в неведомое не себе. А всему человечеству.
Поэтому я бы просил вас, дорогие авторы – обратите внимание на то, что творится в вашей душе. Если вы сможете победить то, что вас мучает, не просто победить, а сделать свою проблему источником радости для себя и для людей вокруг, – это будет подвиг вашей жизни.
А сделать это можно только общаясь с поэтами и писателями, участвуя в жизни литературных объединений, участвуя в литературной жизни в частности и в жизни вообще.
Только поэт может сделать из зла добро. Хотя бы попробуйте. Хотя бы один раз.
Желаю вам удачи! Все остальное в ваших руках!
Айдар Хусаинов
Другие статьи в литературном дневнике: