Наивно о наболевшем

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Будущее России. Школьное образование. Итоги (анти) школьной реформы 90-х годов. И почему наши школьники перестали побеждать на школьных олимпиадах.


Лучшее – враг хорошего /Русская поговорка/


В печальной памяти 90-е годы прошлого века, когда преобладали суицидные настроения в политическом руководстве страны и в обществе, было уничтожено государство Советский Союз, созданная народом России демократическая система управления – Советы Народных Депутатов, а заодно бала искалечена система базового образования – Советская Школа.


Давайте разберёмся, какая необходимость заставила тогдашнее политическое руководство радикально реформировать школу, в чём радикальность этого реформирования, чем эта школа была плоха или в чём она не соответствовала современным требованиям.


Для начала вспомним истоки Советской Школы.


В 1917 году свершилась Великая Октябрьская Революция, началась новейшая история России. В умах многих революционеров преобладали заимствованные с Запада идеи глобализма – Мировая Революция, Диктатура Пролетариата. Марксисты горели желанием разрушать всё, что связано со «Старым Миром» и на его обломках воздвигнуть глобальную систему мирового процветания. Но Ленин имел другую точку зрения. Он считал, что вместо глобализации революции следует прилагать усилия к обустройству России. Он выдвинул тезис о построении социализма в отдельно взятой стране (имея ввиду Россию).


Переводя с революционного жаргона столетней давности на современный это звучит так: «Глобализация это обман, Идеи Маркса – ошибка, мы будим строить национальное государство на основе рыночной экономики реализуя Новую Экономическую Политику (НЭП)».


Включившись в строительство нового государства, Ленин использовал всё самое лучшее и подходящее из старого режима. При жизни Ленина активно привлекались «буржуазные спецы»: военные, инженеры, врачи, банкиры, учителя. Для советской школы отбиралось всё самое лучшее и проверенное из прошлого опыта. Русская Классическая Гимназия стала образцом для Советской Средней Школы. Ленин и большинство его соратников были высокообразованные люди – выпускники гимназий и университетов. Русская Классическая Гимназия давала базовое образование высочайшего мирового стандарта. Гимназического образования было достаточно, чтобы быть принятым на военную и гражданскую государственную службу. Сама гимназическая система своими корнями уходит в глубокую древность, пройдя эволюционное развитие от школ Древней Греции, Средневековой Европы, Эпохи Возрождения, и окончательно сформировалась в конце эпохи Промышленной Революции XVII – XIX веков, когда потребовались широкообразованные люди, обладающие как гуманитарными, так и естественно-научными знаниями.


Система сложна, она включает огромное количество неотъемлемых, взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система совершенна, т.к. каждый её элемент проверялся и оттачивался веками. Хорошее сохранялось, слабое и неэффективное не приживалось.


Вот схема обучения в Европейской (Российской в том числе) гимназии, сформировавшаяся к 19 веку:


• Начало обучения с 7 лет;
• Продолжительность урока (Академический час) – 45 минут;
• Продолжительность перемены 10 и 15 минут;
• Количество уроков: начальная школа – 4;
• средние классы – 5;
• старшие классы – 6;
• Занятия в классе чередовались с уроками физической культуры в гимнастическом зале или на стадионе, с обучением основ ремёсел в мастерской, с уроками хорового пения или танцев.
• Количество учебных дней в неделе – 6;.
• Учебный год – 10 месяцев с 1 сентября по июнь, разделён на четыре четверти, между четвертями каникулы 1 неделя, летние каникулы – 2 месяца;
• Продолжительность обучения 10 лет.


Начало обучения с 7 лет отражает готовность среднестатистического первоклассника адаптироваться к школьному режиму и готовность к обучению по школьной программе. Эту цифру (7) следует считать правилом, однако, поскольку усреднение проводилось по всем национальным, расовым, этническим группам и полам (мальчики, девочки), то возможны и необходимы исключения. Так, например, вундеркинды или как правильно их называют американцы «быстрые дети», могут пойти в школу раньше. Девочки, в среднем, по отношению к мальчикам являются «быстрыми детьми» и для них допустимо исключение. Иногда необходимы исключения в обратную сторону. К счастью, ни начальный возраст школьника, ни продолжительность урока, не были искажены горе-реформаторами в 90-е.


Продолжительность школьной недели. Об этом следует поговорить подробнее, поскольку неделя была изменена.


Мне довелось поработать учителем в средней школе в середине 80-х прошлого века. Я хорошо помню, что уроки в понедельник были особенно сложны для меня, поскольку дети за воскресенье успели отвыкнуть от школы, и их приходилось настраивать на рабочий лад. Учителя младших классов мне говорили, что у малышей это особенно заметно. В чём дело, почему взрослым, чтоб отвыкнуть от работы, и недели мало, а детям достаточно одного дня? Всё дело во времени, эта мера, до сих пор не имеющая удовлетворительного определения, не постоянна. День ребёнка долог, полон разнообразных и значительных событий, новая информация, которую он усваивает – огромна и огромно её значение для развития ребёнка.


Один день третьеклассника по длительности и по количеству усвоенной новой информации сопоставим с одной или двумя неделями его молодого отца, с месяцем его деда и с годом его прадеда. Ценность одного школьного дня не стоит недооценивать, этот день может добавить «камень и цемент» в фундамент его систематического образования, а может быть потерян и тогда в этом фундаменте останется маленькая, но реальная прореха.


И вот главный вопрос: А можно ли наверстать потерянное время и заделать прореху в фундаменте образования или создать этот фундамент позже, через год, два, несколько лет? Ответ весьма категоричен: полностью НЕЛЬЗЯ! Пример тому история (истории) Маугли – ребёнка воспитанного животными вне социума и отсюда название синдрома «синдромом Маугли». Ограничиваясь возрастом школьника и используя примеры Маугли можно констатировать, что если к 12-13 годам ребёнок не обучен грамоте и другим базисным знаниям и навыкам, то позже в полной мере сделать это не удастся. Заметьте, 12 лет это 6-й класс средней школы.


Приведу, так же, пример из собственной жизни. В детстве наша семья жила в большой коммунальной квартире. С моим соседом по коммуналке мы погодки, он мне как брат, ему не повезло, он часто и подолгу болел, с 1-го по 4-й класс школу посещал редко (мы ходили в одну школу), переводили его из класса в класс еле-еле с тройками. Но после 4-го класса он перестал болеть, перестал пропускать школу, окреп, стал посещать спортивные секции, и успеваемость пошла в гору. В аттестате за 8-й классе у него по некоторым предметам уже были пятёрки! Он окончил школу, институт, работает инженером-математиком в вычислительном центре, НО, до сих пор, в письмах он допускает множество грамматических ошибок. Ни репетиторы, ни упорство, ни последующее высшее образование полностью не компенсировали упущенные уроки в начальной школе.


Реформаторы-разрушители 90-х изъяли один день из недели школьника младших и средних классов, за учебный год это 32 дня, за пять лет – это 160 учебных дней или около одного школьного учебного года. Чтоб скомпенсировать потерю учебного времени горе-реформаторы добавили к 10-му ещё 11-й класс. Невежды, им было невдомёк, что «золотое время» младшего школьника ты уже ничем не заменишь. Таким образом, была внедрена «мауглизация» российских детей. Учителя и преподаватели ВУЗов скоро обнаружили снижение образовательного уровня школьников и абитуриентов и попытались поднять тревогу. Но, чтобы направить дискуссию по «ложному следу» через СМИ была запущена «утка» о том, что во всём, мол, виноват ЕГЭ. Это чушь. Хотя система тестирования может несколько замаскировать недостаток знаний, но были бы знания, а как их оценивать – дело вторичное.


(«В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребёнка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно»).


Сокращение учебных часов путём сокращения учебной недели в младшей и средней школе – ошибка, приведшая к значительному ухудшению образовательного уровня российских школьников при удлинении срока обучения. Исправить эту ошибку не сложно – нужно вернуться к 10-и летней (гимназической) системе.


Другие достижения антиобразовательной антишкольной реформы 90-х


Как упоминалось выше, неотъемлемой частью гимназической и советской школьной системы является привитие физической культуры. Горе-реформаторы 90-х и здесь напортили: из физкультуры выбросили лыжи. Лыжи – циклический, и один из самых гармоничных видов спорта, заменить его у нас на севере нечем. Как побочное следствие, закрылись фабрики, выпускавшие дешёвые лыжи для школьников и их родителей, люди потеряли работу.


Детский спорт приобретает особое значение для выживания нации. Азарт борьбы, эйфория победы, горечь поражения, эмоции и будоражащий выброс гормонов – всё это необходимо человеку, особенно ребёнку. В нас в людях эта потребность заложена генетически. Городские дети редко охотятся на дичь и теперь не часто дерутся стенка на стенку с ребятами из соседнего двора. Но есть хорошая замена – СПОРТ, есть и плохая, страшная замена. Спорт это – голы, очки, секунды. Школьникам необходимы командные соревнования по футболу, хоккею русскому и канадскому, хороши лапта, баскетбол; индивидуальные атлетические соревнования: отжимания, приседания, подтягивания, прыжки; стрельба, городки, игра в чижа; гонки: лыжи, коньки, бег.


Не все дети рождены атлетами, но можно стать чемпионом класса по шашкам, шахматам, игре в го или «Морскому бою». В общем, чем больше различных видов спорта включены в школьные соревнования, тем больше шансов у каждого ребёнка стать чемпионом или призёром в каком-то виде. Сейчас, как никогда, необходимо развитие школьного спорта, спортивных соревнований с призами (хотя бы – грамота), необходимо всячески поощрять администрации школ и отдельных учителей проводящих такие соревнования – дело того стоит, а нет, так у в хода в школу уже стоит некто из тех кто за глобализацию и «Мир без границ», он предложит несостоявшемуся чемпиону испытать эйфорию очень простым способом и первый раз даже бесплатно. И всё – родители потеряли ребёнка, а страна молодого гражданина.


До антишкольной реформы 90-х соревнования проводились: «Золотая шайба», «Кожаный мяч», игра «Зарница» (помню эйфорию от этой игры), я так же участвовал в школьных районных и межрайонных лыжных гонках и соревнованиях по стрельбе из мелкашки.


Раньше в Ленинграде каждая школа зимой заливала каток. А как там у конкурентов? Все мои знакомые американцы все школьные годы активно занимались спортом и участвовали в школьных соревнованиях, это баскетбол, американский футбол и бейсбол (аналог русской лапты). Неправда ли странно, почему горе-реформаторы брали с запада всё плохое и не брали хорошего.


И последнее, по поводу ползучего сокращения учебного времени путём раннего окончания школьного года. Учебный год начинается 1-го сентября, а вот заканчивается по-разному, но летние каникулы у наших школьников одни из самых длинных – до 3-х месяцев (в других странах, в среднем, два). Не для того ли такие длинные каникулы, чтобы учителям платить меньше? На пользу всем: и ученикам, и учителям, и родителям будет установка даты последнего звонка во всех школах России на 30-е Июня.


Заключение


Реформаторы 90-х, с одной стороны, сделали российских детей слабыми и менее подготовленными к будущей конкурентной борьбе, а с другой стороны, сделали их более лёгкой добычей для наркоглобалистов.
За что ж их так?
Хотели как лучше, а получилось – как всегда /В. Черномырдин/


Д-р. С.В. Ефимов (Dr. Stas)
Ст. Петерсбург, Ноябрь 2018.
greatoctober2017@gmail.com


http://www.uchportal.ru/publ/



Другие статьи в литературном дневнике: