Травля в школе. Найти выход

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

История про то, как одна мама защитила сына от травли


Недавно в СМИ прошла информация о том, что по факту травли школьника группой подростков в лицее Барнаула возбуждено уголовное дело. Надо признать: случаи буллинга перестали быть редкостью, и всё чаще тревогу бьют родители.


Вот и Наталья Цымбаленко встала на защиту своего сына, когда поняла, что школа не торопится ему помочь: классный руководитель говорила о том, что «надо закалять характер», в то время как подростки-преследователи «травили» одноклассников вплоть до «денежного развода» и «фотожаб».


Подробно с текстом можно ознакомиться на странице автора, мы же приведём отрывок, в котором Наталья рассказывает о своих действиях, в итоге приведших к урегулированию ситуации, с сохранением авторской пунктуации и орфографии.


* * *


Самое важное, что я поняла в этой ситуации – во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Забегая вперёд – на конец января у нас в классе нет проблем с буллингом. Нет, потому, что в ситуацию вмешались родители. Ну, то есть я. Это анонс финалочки, а сейчас сам рассказ и своеобразная памятка для тех, чьи дети попадают в аналогичные ситуации.


Мой сын после младшей школы поступил в гимназию (на тот момент). Дети разные, кто-то активный, кто-то стеснительный – обычное дело. Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые, стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обязательств. Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк, и громких разборок – «некрутой».


Но как я теперь (изучив множество литературы на тему буллинга) знаю, повод, может быть, абсолютно любой и даже убрав якобы причину травли, буллинг не прекратится.


Какие есть способы решения конфликтных ситуаций в 11-12 лет? Он и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Реакция? Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дите «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».


Я верю педагогу, не вмешиваюсь. НО – нанимаю сыну персонального тренера по фехтованию/мечевому и рукопашному бою. И, знаете ли, сработало в части убрать боязнь конфликтов. Драться Петр теперь не боится и может. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет.


И мало того осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости» попадает в ситуацию уже денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.


До этого в анамнезе класса у остальных «некрутых» одноклассников уже были истории с отъемом вещей (учебники, портфели прятали – и вроде как это не разбой, а шутка); порчей вещей; подкладыванию бутылки с мочой в портфель; стягиванию штанов в раздевалке, фотографированию и выкладыванию в соцсети. Классная всё также не видела проблем. Ну, максимум проводила беседы на тему «давайте жить дружно».


И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги говорит ещё прекраснее: «Объясните мне как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем ситуация великолепна.


А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, и веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».


1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит)) и села писать заявление.


Факта, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два.
1) Переписка участников истории с вейпом и эккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами, и мало того сам их продаёт.
2) Фотожабы на Петю и скрины с эккаунта, где эти фотографии были размещены.


2. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других учеников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством, отказывается от класса и т.д. Родители «святых детей» стали там же возмущаться уже в мой адрес и требовать линчевать, за то, что довела классную.


3. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но позовёт психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. С настроем, что это для проформы. Был отдельный треш)) Родители кричали уже на меня, хватали у меня вещи со стола, переходили на личности. Лейбмотивом звучала миллион раз повторяющаяся фраза «Вы не докажете!». Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили – какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное «Вы не докажете!».


Я честно посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.


4. Утром я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте. И тут оказалось самое интересное – она была не в курсе. Ни собрания с родителями, ни ситуации в классе. Ок, я это предвидела. Поэтому и позвонила )) Сказала, что принесу заявление. Назначили время – когда.


5. Мое прекрасное произведение – Заявление на 20 с лишним страницах я отправила по е-мылу на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы и отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.


6. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов. Но и безнадежных историй тоже. Решила, что надо-таки идти до конца. Даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством виктимного отношения к жизни. Ещё раз напишу, что это всё мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить из школы из-за Миши.


7. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».


8. Восемь – восемь (!) человек встречалось со мной и мужем (ну, ладно, мама Миши тоже была) в кабинете директора. Помимо представителей школы, были ещё председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась. Ну, сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: «А вы не хотите забрать своего сына?!». Я честно запретила даже предлагать мне такие советы – этот кейс мы разберём с сыном до конца, а со школой ещё и памятку напишем на тему буллинга. «Не надо памятку!» – взмолилась школа)))


9. Здесь отдаю должное школе, процесс пошёл – в классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних (прекрасная девушка!!) и нами. Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Бормотали «мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд» –б это на фотожабы. На мой вопрос маме – понимает ли мама, что если я говорю, что пойду в суд, то это значит, я туда пойду, а не просто сотрясаю воздух – кивали и угукали. И надо же – никто не хамил))


10. Класс (а я имею в виду и детей и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут». А что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, и не достают окружающих. Ну, не красота же ))


11. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий; звонил представитель депробра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.


12. Поживём – увидим, что будет дальше…


И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому – подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.


Мне нравится нейтралитет. Главный мой меседж всем был таков: «Я не приходила в школу все эти три года – сделайте так, чтобы я и дальше не приходила!» ;)



АПД. Отвечу здесь на два самых частых вопроса:


1. Как сын и его друг чувствуют себя сейчас и как отреагировали на мое вмешательство?
Отвечаю: С мальчишками мы все обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более, что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но, чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что все ок. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него – как дела в классе.


2. А если бы не было факта про вейп, чтобы я тогда делала?
Я бы подавала в суд по фактам фотожаб («о защите чести и достоинства»). Начала бы ходить к директору и инспекцию по делам несовершеннолетних. Кстати! Наша молодая и красивая инспектор так и рекомендовала делать – не дожидаясь «увесистых» фактов обращаться к ним. Писала бы в департамент образования.


АПДАПД. Мне очень грустно оттого, что эта тема оказалась такой востребованной. Мне бы очень хотелось, чтобы мой опыт никому НЕ пригодился. И спасибо всем вам за поддержку!!!



КОМЕНТАРИИ


Анна Жудова
А я-то думала, меня в школе травили! Да меня только обзывали иногда, и то не все. Моя дочь- второклассница часто жалуется на обзывательства и попытки побоев со стороны старших учеников. А год назад вообще сказала: "Мама, мне кажется, я попала в ад" (Это в первом-то классе!) Я чуть не ответила: "Мне тоже." Дочь моей подруги вообще избили ногами, а классная только плечами пожала, мол, это же дети.
Современная школа - это действительно ад, не легче войны. Спасибо автору, буду знать, как действовать, если достанут.


Наталья Рябова
Мой внук учился в колледже. Высокий ,красивый ,воспитанный парень, отличник. Но при всех своих достоинствах,к сожалению, астматик.Повадились трое пацанов с другого курса доставать его..Дошло до выбивания из под него стула и избиения в столовой.Нам он ничего не говорил,но мы заметили синяки ,и что болит зуб у него. Я допыталась кое-как,в чем дело.Дочка в ужасе,отца у парня нет,заступиться некому. Я сразу же взяла всех в охапку и повезла в колледж.Там мы с дочерью написали заявление в службу безопасности и выявили хулиганов по фото.Все их подвиги закончились по мановению волшебной палочки.Но все-же в целях безопасности я приезжала за внуком каждый день на машине. Все эти дебилы храбрые до тех пор,пока про их подвиги не знают взрослые.Давить такое надо в зародыше.


J.Wolker
Наталья, уточняю - взрослые "не знают" до поры до времени.
До тех пор,пока не поймут,что жертва намерена предъявить "по-взрослому".
Не надо думать, что никто ничего не знает.)))Просто всем на**ать!
До поры до времени.


Светлана
Виктория, мой супруг в школе был крупным ребенком, подвергался травле. Стал заниматься дзю-до, достиг успехов и вломил всем обидчикам- больше никто не приставал. Я хоть и не сторонник рукоприкладства, но тут полностью на его стороне, некоторые индивиды понимают только язык силы.


Фрей
Экстернат. С платными репетиторами,спортивные секции и неработающая мобильная мама. Вот что спасет психику и здоровье от этого малолетнего криминала.


ДСУ
Самое страшное во всём происходящем -то, что из поколения так называемой "крутой" молодежи увлекающихся "травлей" и психологическим издевательством над своими сверстниками и одноклассниками, спокойно могут вырасти в будущем такие же педагоги и медработники, социальные работники, государственные служащие. Замкнутый круг.


Joni Rasselovich
Тема травли достаточно популярна в школах,я тоже когда переводился в новую школу столкнулся с борзыми в классе,ну а я драк не боялся и даже сам лез куда не надо,в итоге я вычислил среди всех "вожака" всей группы шакалят и надал ему люлей,после чего конечно они от меня отстали и даже стали бояться,ведь стоит показать хоть раз слабость эти шакалятам,как они сразу начнут травить,поэтому в нашем достаточно жестоком обществе лучше не показывать слабость.


Наталья Шитова
Когда- то краем работала в образовательном учреждении. Главное там скрыть и не вынести сора из избы. Вплоть до Министерства. Поэтому новые структуры, привлекающиеся к разбору , да еще и с фактами- это просто Луч света......


http://zen.yandex.ru/



Другие статьи в литературном дневнике: