Жизнь моя, синематограф...

Людмила Шарга: литературный дневник

"Ночью лил дождь. День серый, прохладный. Деревцо, зазеленевшее у нас во дворе, побледнело. И весна-то какая-то окаянная! Главное - совсем нет чувства весны. Да и на что весна теперь?


Все слухи и слухи. Жизнь в непрестанном ожидании (как и вся прошлая зима здесь, в Одессе, и позапрошлая в Москве, когда все так ждали немцев, спасения от них). И это ожидание чего-то, что вот-вот придет и все разрешит, сплошное и неизменно-напрасное, конечно, не пройдет нам даром, изувечит наши души, если даже мы и выживем. А за всем тем, что было бы, если бы не было даже ожидания, то есть надежды?


"Боже мой, в какой век повелел Ты родиться мне!"


У меня было несколько причин посмотреть этот фильм. И только одна причина, чтобы не смотреть его.
В конце концов - Бунин, Одесса и ностальгия по Михалкову, по тому Михалкову, который "Свой среди чужих...", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино","Родня", - перевесили. По большей части - Бунин. Не случись в моей юности "Лёгкого дыхания", "Тёмных аллей", " Митиной любви", "Антоновских яблок", а впоследствии и "Окаянных дней", не было бы меня сегодняшней.
То есть, я бы, конечно же, была, но это была бы другая я. Ущербная и неполноценная.
Вот не случись Достоевского(и мне не стыдно!), ничего страшного бы не произошло. А без Бунина...
Вторая весомая причина - это Одесса. Не случись в моей жизни этого города, или же меня в нём, сегодняшней меня тоже бы не было. Страшно представить, что бы это была за "я" без Одессы.
Кроме всего прочего, мы каждый день ходили на Приморский и Потёмкинскую, когда снимался фильм, глазели на декорации и массовку.
Причина же не смотреть - это сам Михалков. Нынешний и увы, настоящий.
Скажу сразу, что абстрагироваться от некой предвзятости по отношению к создателю фильма оказалось достаточно просто, стоило только первым кадрам появиться на экране.
С самого начала возникло "лёгкое дыхание" бунинской строки, и о режиссёре, признаться, я уже не вспоминала.
Всё есть в этом фильме.
Заплёванная шелухой подсолнухов Одесса, волжские просторы, нежная, чуть тронутая солнцем, "персиковая" кожа, белое платье и кружево цвета экрю, шарф, невесомый, неуловимый, как чьё-то дыхание, грязные шинели, срезанные погоны с золотым шитьём, лица, глядя на которые, вспоминается только одно словечко князя из "Сильвы": "порода!!!", и рядом лица другие, чуть раскосые, простоватые( но это только внешне), русский мальчик, честный и настоящий, благополучно эволюционировавший в комиссара, баррикады на Потёмкинской и лязг холодного металла...


Что бы ни писали уважаемые и маститые о фильме, я не критик (и слава Богу), я просто зритель. И как "просто зритель" говорю, что те три часа, которые шёл фильм, для меня показались странно короткими.
Можете бросать камни, кто хочет, но...
Великолепные костюмы, предметы быта, интерьера, мелочи,при виде которых сердце сжимается.
Прекрасные актёрские работы Мартиньша Калиты - Поручик, Виктории Соловьёвой - Незнакомка. Сергея Карпова - Егорий, Мириам Сехон - Землячка.
Прекрасная операторская работа.
И работа режиссёрская.
Впрочем, это дело вкуса. Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик. Так, кажется, говаривал Сергей Сергеич Паратов?
Одним из нас если не смешно,хотя бы так, как в Сватах" или в "Интернах", то плохо.
Другим плохо, если не страшно, и если перед главным героем не стоит задача спасти мир за два с половиной часа.
Третьим... Третьим вампиров и орков подавай. Да чтоб со спецэффектами. Иначе - всё плохо.
В "Солнечном ударе" нет ни того, ни другого, ни третьего. Полёт шелкового шарфа к спецэффектам не отношу.
Нет крови. Почти...
Есть головокружительное солнце, прозрачная вода, трогательная чистота, страсть и... ужас от осознания всего, что произошло. И продолжает происходить.
Желающим же "бросить камень" напоследок - посмотрите фильм. С камнями, оно всегда успеется.


p.s.Несколько фотографий из прошлогоднего января в Одессе.


p.s.Несколько фотографий из прошлогоднего января в Одессе. Ссылка на ФБ.


https://www.facebook.com/profile.php?id=100004953018363







Другие статьи в литературном дневнике: