Транскрипт по В. Л. Кожевину

Александр Черноножкин: литературный дневник

Как менялось отношение к фигуре Колчака
Первоначально о Колчаке говорили как о враге. Но все слова были связаны лишь с местами освобождения от белогвардейцев, а слова известной песенки о правителе Омском были известны каждому с детских лет. У моего деда в комнате был памятный значок «участнику освобождения Омска от Колчака» 1950 года. Мое мнение о Колчаке изменилось раньше эпохи перестройки. Но интересовался я больше историей самой фигуры Колчака. Естественно, что в эпоху перестройки публикуются доклады, исследуются материалы. В 1992 году фигура Колчака становится известной среди флота России. Но многие люди, воспитанные на советских идеалах, продолжали испытывать отношение к Колчаку как к врагу, тирану, убийце. Но самое главное, все забывают, что Колчак – это ещё и высокий интеллектуал, образованная личность. Если он читал «Отцы церкви», в Японии увлекался самурайством и кодексом воина, то это свидетельствует о том, что, скорее всего, он был не таким, каким о нём говорили раньше. Он был известен среди широких кругов, его фотографии раскупались в 1916 году до такой степени, что он ввёл разрешение на их покупку. В современном Омске он является брендом с двух позиций: политика и культура. Однако, между спорами КПРФ и ЛДПР нет духовной составляющей, а чувства задеть может фильм «Адмиралъ», но он не имеет смысла памяти. Многие видят в нём героя. Но встаёт вопрос о причастности Омска к судьбе Колчака и вообще Гражданской войны. Если сравнивать празднование 50 и 100 годовщины революции в России, то 1967 год взял на себя актуальность темы революции, а в 2017 году особых упоминаний, кроме конференций и дискуссий, не было. Так и о Колчаке, многие видят в нём полярника, офицера-исследователя, но очень плохого политика. Он шёл по пути политика, ориентируясь на старую Россию, монархию. Однако, по мнению исследования А.И. Бычкова, характер Колчака менялся с течением времени. Итак, для Омска фигура Колчака может быть представлена двумя путями:
• привлечение людей для бренда;
• хороший бренд (ресторан, центры реконструкции).



Другие статьи в литературном дневнике: