Образы эльфов в русскоязычной литературе наброски

Елена Ривьер: литературный дневник

IV


Татьяна Симкина «На пороге забвения»


2.


Мир людей, в котором почти совсем исчезли эльфы, а тех, кто остался, называют альвами. Они внешне напоминают людей, хотя и имеют слегка заостренные уши. И все же, несмотря на сходство, каждый человек скажет, увидев альва, что перед ним нелюдь. И недоверие и даже ненависть, что возникает ко всему чуждому, сразу вспыхнет в людской душе.


Долго живет альв, главный и почти единственный положительный персонаж в рассказе. Он не стремится к общению с теми, чей век подобен быстро промелькнувшему дню. Он наблюдает, как меняются поколения…


Люди знают об альве Гилде. Случись что – неизлечимая болезнь или другая беда – приходят к его домику в лесу, просят помочь. Гилд никогда не отказывает: как можно обречь на смерть живое существо, если ты можешь помочь? Помогает. Но люди, получив желаемое, исчезают, не чувствуя благодарности, ведь альв – нелюдь, чужак.


Весь рассказ, каждая страница, - печальная мелодия незаслуженного одиночества… Альв, оказавшийся в мире людей, не может думать и действовать так же, как и они. Он вообще не может быть похожим на них.


Поступки людей и альва говорят сами за себя. Как это часто бывает в человеческом обществе, объявляется очередная охота на преступников. Но странное дело: не на тех, которые убивают всех – и людей, и альвов – дикарей-людоедов, а на альвов и их учеников – людей, объявленных еретиками. И жизнь альва, всегда помогавшего людям, оказывается под угрозой: эти самые люди объявляют его вне закона. И он не может легко спастись, просто скрывшись, «растворившись» в лесу, потому что не может поступать против того, что считают правильным: он должен спасти старика-мага, своего бывшего ученика, за которого пришел просить его сын.


Сцена спасения, где сын старика действует как трус, а альв проявляет благородство, описание пути во время бегстваиз графства, события во время одинокого скитания Гилда, гонимого людьми, насмехающимися над ним, - все вызывает сочувствие альву и гнев против тех, кому ведом лишь их узкий теплый мирок, завоеванный умением жить: жадностью, скупостью, жестокостью, эгоизмом…


Продолжение далее



Другие статьи в литературном дневнике: