Образы эльфов в русскоязычной литературе наброски
6. Одной из важнейших черт, как раскрывающих сходство арров и эль-ин, так и показывающих их различие, является агрессия. Она может проявляться как активно, так и пассивно. Пассивные способы агрессии более свойственны эль-ин: «Несмотря на тридцать пять лет холодно-ожесточенного сопротивления, ни одно восстание против эль-ин (а их, Ворон точно это знал, было немало) не только не достигло успеха, но даже не дошло до фазы действительно серьезного вооруженного противостояния. И не вызвало сколько-нибудь серьезных репрессий. Что поневоле заставляло задуматься, а действительно ли оливулцы своими мелкими выходками вредили властителям? Или же они снисходительно терпели детские шалости смертных, считая, что приносимая подданными польза превышает наносимый ими же вред… однако были вещи, в отношении которых терпение эльфов улетучивалось, точно по мановению волшебной палочки. (А.Парфенова «Обрекающие на жизнь»). Пассивная агрессия проявляется и как политическое предложение, преподнесенное эль-ин аррам, от которого последние не могут отказаться, но эль-ин получают в результате власть. Вообще проявление персонажами агрессии в том или ином варианте определяет отношение читателя и автора к ним, дает им особую характеристику. В связи с этим можно выделить несколько основных типов действий эль-ин и арров, которые можно охарактеризовать как своего рода нападение: Агрессия в «чистом» виде в общем-то проявляется и среди арров (эпидемия), и среди эль-ин (стремление убить в неадекватном состоянии) – при работе «однополярного» способа мышления. Однако последнее - достаточно редко встречающееся явление, к тому же напоминающее болезнь, а не осознанные действия. Арры же действуют вполне осознанно. Среди пиратов, ристов, похищающих эльфиек и других арров для генетических опытов, - только представители «людей». «Эльфы» в подобном не участвуют. Причем Аррек утверждает, что «моральный облик у (арров и ристов (пиратов)) довольно близок, но ристы, по крайней мере, не стесняются это демонстрировать» (А.Парфенова «Расплетающие сновидения»). Стремление к власти, пожалуй, можно назвать одним из основных действий персонажей в романе, тем более, что под это понятие, если смотреть в общем, так или иначе, подпадают и все остальные типы проявления агрессии. Поэтому здесь имеется в виду созидательно подтверждаемое персонажами стремление властвовать, не завуалированное или не объединяемое другими желаниями (причинами). Впервые проявление подобной агрессии читатель наблюдает именно со стороны эль-ин. В обществе «эльфов» появляется оппозиция, сторонники которой считают, что власть является следующим шагом в эволюции крылатого народа. «Знать – значит властвовать», - говорят они. И познание Ауте часто используется как способ стать сильнее. Впрочем, Хранительница и ее сторонники не считают войну необходимой, поэтому оппозиция и завоевывает Эйхаррон сразу, а ждет, когда будет предъявлен более конструктивный способ решения проблемы. И, действительно, этот способ находится. Эль-ин добиваются власти и успешно ее сохраняют, но только пассивными (бескровными) способами. Если же некоторые представители эль-ин предлагают иное, то всегда находится способ не следовать предложенному, а добиться желаемого иным путем, хотя это вовсе не значит, что эль-ин не могут завоевать. Именно, что могут, но предпочитают поступать мудрее, а потом получать больше. Пассивная власть в итоге оказывается сильнее. И страшнее. Аррам же более свойственно активное проявление стремления к власти (Эйхарррон наполнен шпионами, здесь процветают интриги; обычный яд и новейшие технологии – все создано и используется с целью властвовать и защищать власть). Именно арры уничтожают истинных эльфов, которых боятся, потому что их мудрость «недоступна пониманию», потому что они неизмеримо духовно выше людей и не потому, что захватывают что-то и лишают кого-то свободы, а потому что созидают, не разрушая при этом вокруг ничего. И именно только истинные эльфы в романе не стремятся к власти. И погибают, не защищаясь. (Хотя, как и люди, являются предками существующих эль-ин). Защита – так же способ проявления агрессии. И свойственен он более эль-ин, чем какой-либо иной расе. Вынужденные бежать от своих, предки эль-ин развиваются от поколения к поколению так, что физиология их потомков сама теперь становится в любой миг оружием при необходимости. Они могут убить, защищаясь, создать живой дом, не пускающий незваных гостей. Могут оставить на произвол судьбы эль-ин, попавших в неприятность по своей глупости, при этом не из-за жестокости, а потому, что любой эль-ин вполне сам может о себе позаботиться. Соблюдают ряд законов, которые способствуют выживанию и прямо противоположны агрессии: например, сохраняют жизнь Целителю-арру и даже принимают его в эль-онн как своего, если он этого хочет. Защита эль-ин бывает и неосознанной, хотя и весьма жестокой с т.з. арров: «А у Ворона в глазах потемнело от излучаемого каждым жестом изысканнейшего презрения. Эль-ин редко утруждали себя блокировкой собственных эмоций, считая это просто глупым. На первый взгляд такая самонадеянность давала огромные преимущества мало-мальски талантливому эмпату. Вот они, сокровенные мысли противника: читай – не хочу. Но на практике тех, кто пытался слишком углубиться в хитросплетения эльфийской психики, ждали только растерянность и сумасшествие. И вот телепаты, привыкшие в дипломатических переворотах иметь скрытое преимущество перед любым противником, полностью теряли его и вынуждены были сосредотачиваться на глухой обороне собственного разума». (А. Парфенова «Обрекающие на жизнь»). Отомщение как вид агрессии проявляется тоже (после Эпидемии Антея убивает арров, и это скорее не защита уже, вернее, не только защита, но и месть). Но, впрочем, чаще желания мстить сознательно подавляются и видоизменяются в нечто более конструктивное. И действенное. Арры называют эль-ин жестокими, но жестокость эта не целенаправленная, хотя и не менее от этого опасная: «Тут вмешалось индиговое чудо, от общества которой так скоренько постаралась избавиться Злюка. Надо признать, я ее вполне понимала. Леди (даже мысленно я не могла называть спасенную иначе) действительно производила впечатление. При чтении произведения создается впечатление, что поистине жестоки именно арры, а не эль-ин. Нефрит, арр, например, хотя и Видящая истину, но выступает против наказания пиратов, потому что их действия политически выгодны Эйхаррону. И она не понимает, почему эль-ин считают живыми изуродованных дараев, полуразумный корабль, «просто окончательно сломленных пленников». Именно Антея, эль-ин, не только спасает из плена дарай-леди, но и возвращает ей желание жить. Аррам же уже давно безразличны судьба их соплеменников… Образ эль-ин сочетает в себе демонические черты: они метаморфы, им проще спать, повиснув вниз головой и завернувшись в крылья, как летучие мыши, у них есть клыки, напоминающие вампирьи, они могут пить кровь (хотя этот процесс вовсе не похож на способ питания классических вампиров: эль-ин не пьют кровь арров или себе подобных, чтобы поддержать себе жизнь, а могут пить кровь соплеменников при необходимости. Например, Антея «отпаивает» своей кровью приемную дочь и Лигирллин – эль-ин, ставшую одушевленным мечом-метаморфом, чтобы те побыстрее восстановились. И, конечно, это не заканчивается ничьей смертью или неким «обращением». С помощью глотка крови эль-ин могут узнать физическое состояние других «эльфов» или получить иную информацию. …При всей демоничности внешнего облика эль-ин, вероятно, восприняли что-то и от предков - истинных эльфов: их гуманоидный облик, напоминающий (за исключением демонических черт) облик истинных эльфов, воспринимается ими как единственно естественный. Они не созидают так совершенно, как эльфы, но и не разрушают уже существующее, как принято у арров. Хотя им и свойственна агрессия, тяга к власти, жестокость, как и людям, пусть несколько в ином качестве, но свойственна… А, возможно, продиктована необходимостью выживания.
© Copyright: Елена Ривьер, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|