Образы эльфов в русскоязычной литературе наброскиII Алекс Грин «Тропа в Огнеморье». 4. Несмотря на таинственность образа эльфов в «Тропе…», читатель все же вполне может представить Светозарных по портретным наброскам. «Эльфы золотоволосы, белокожи, одеты с утонченным вкусом, - пишет А.Грин и сравнивает их с тиганами, - манит и тех, и других простор и свобода лесов». Эльфы «Тропы…» превосходят белых (именно белых) людей в быстроте, выносливости, ловкости. Безусловно, представители этой расы традиционно удивительно музыкальны. Только потомки современных цыган – тигане в Огнеморье могут сравниться с эльфами в этом искусстве. Мир Огнеморья – мир не только (и не столько) техники, но и мир магии. И именно магия присуща эльфам. «И эльфы, и их магия – результат многовековой деятельности дайан» (Дайаны – переходная ступень между людьми и эльфами, жрицы). Дайаны запрещают первым поселенцам Северной Эльфлории пользоваться металлом и создают закрытую зону с непривычным для других жителей материка укладом жизни. Но магия эльфов ослабевает, когда Светозарные отходят от древних традиций, начинают пользоваться техникой… Эльфы являются не просто частью мира, они тесно связаны с его природой, с его сутью, поэтому отказ от самих себя приводит к разрушению гармонии. И, наверное, не случайно «Тропа в Огнеморье» изначально задумывается как роман, открывающий серию книг о мире будущего. Возможно ли возвращение миру Гармонии? Вопрос этот пока остается открытым… 5. Прекрасные эльфы, что несут Свет, и вампиры, властвующие в обществе потребителей. Два образа, столь разные, никогда, ни в одном другом произведении, не пересекающиеся, в «Тропе в Огнеморье» вдруг оказываются переплетены. Все, что имеет общее происхождение, так или иначе несет в себе общие черты. Великое Добро и Великое Зло – что между ними общего? «Прямые потомки Альпа называли себя альпы (или вампиры-эльфы, хотя по убеждениям эльфов Северной Эльфлории и ее дайан ни сам Альп, ни его потомки к представителям Первой Расы относиться никак не могли». («Тропа в Огнеморье»). Однако за этими убеждениями прячется словно не истина, а нежелание признать правду. Уже сравнение с вампирами, ведущими свое происхождение от других рас, доказывает это. Только альпы утонченны и аристократичны, только альпы обладают удивительной способностью к лидерству. Вампир-человек, «носферату», может подняться до уровня альпа, только вкусив эльфийской крови. Именно эльфийская кровь позволяет стать альпом! Получается, что не может быть одно без другого! И не случайно в пророчестве последней дайаны говорится о том, что люди обвинят эльфов в вампиризме. Альп и Эльф – братья-близнецы, названные именами, имеющими общзее происхождение. Что будет, если Эльф, несущий Свет, откажется от своего Пути?.. Ничего не известно о доогнеморских эльфах, только гипотезы и мифы, но переживший брата Альп интересуется историей. Он узнает, что в доогнеморские времена вампиров было много. И занимались они захватом власти. Только после столкновения континентов вампиры погибают. Мир, где властвуют вампиры, так или иначе, обречен: учение альпов гласит, что жизнь преходяща, а смерть вечна. Вампиры не способны к развитию, а то, что не развивается, приходит в упадок. «Тропа в Огнеморье» не открывает мир, где властвуют эльфы (понятие «власть» эльфам чуждо), мир власти вампиров знаком и отталкивающ. ПО сути, А.Грин утверждает, что человек, оказывающийся под влиянием нечеловеческой цивилизации, теряет свободу воли, превращается в голема, что его природе все же чуждо… 6. «Тропа в огнеморье» очень символична. Автор романа – исследователь, много лет изучающий т.н. «Альбийский пласт». Эльфам посвящены статьи «Цивилизация эльфов», «Пирика-язык эльфов», «Тайны Титанов». Причем, А.Грин утверждает, что альбены (эльфы, элены) предшествовали другим цивилизациям. Уже говоря об Огне Драконов, особой Силе, данной не каждому, автор отмечает, что «человек, принявший тихую бесконфликтную жизнь за конечную цель, превращается в овощ, в «офисный планктон» («Тайны Титанов»). Эта Сила очень напоминает ту, что владеют эльфы. И она может быть направлена как на созидание, так и на разрушение… Понятие Силы связано и с религией. Христианство, где говорится о богочеловеке, несколько напоминает веру, предложенную обществом вампиров в «Тропе в Огнеморье»; в «Тайнах Титанов» называется «христианством потребления». При этом в статье говорится об особенностях религии Украины и Румынии до влияния греков. Особенность эта заключается в вере не в богочеловека, а в человекобога, т.е. такого же, как и человек, но наделенного Силой. Цивилизация вампиров – цивилизация общества потребления. Если жизнь человека связана с раскрытием себя, со своим Предназначением (миф о сестрах-«урситоарах» («Тайны Титанов»)), то без использования Силы, без действия, только потребляя, такая жизнь становится равносильной смерти. И в румынской мифологии говорится о «мороях», живой нежити, особенностью которой является избыточный вес. Вампиры «Тропы в Огнеморье» не обладают избыточным весом, однако это понятие символически отражается в учении альпов. С другой стороны, положительные персонажи обращаются к Богине (не к Богу, а к Богине). Почему же спустя тысячелетия после гибели материков Земли возрождается похожий культ в Огнеморье? Не потому ли, что старая религия сильнее, чем новая? Не потому ли, что Сила эльфов начала действовать, чтобы спасти общество, в котором появились вампиры? А ведь общество потребления обречено на вымирание. И об этом тоже говорится в «Тайнах Титанов». Самой первой цивилизацией Балкан А.Грин называет пеласгов. Исследование («Тайны Титанов») посвящено культуре Винча, «золотой эре», для которой не характерно социальное неравенство и неравенство полов, но характерен миролюбивый уклад жизни. Еще одной особенностью исследования этой культуры являются найденные многочисленные изображения Белой Богини. При этом А.Грин отмечает, что «религию Белой Дамы нельзя назвать ни жестким монотеизмом, ни жестким политеизмом – это мягкий синтез того и другого. Великая Богиня едина, но не единственна…» («Тайны Титанов»)... …Эльфам чуждо властолюбие, потребительство. И социальный уклад культуры Винча А.Грин называет «хорархией» (от слова «хор», «хора», круг). «Многие существенные черты хорархии сближают ее с идеалами коммунизма и анархизма», - пишет исследователь. Трудно представить современному обывателю с «неэльфийской» психологией, как может существовать, процветая, подобное общество, однако «ни одна из цивилизаций, построенных на социальном неравенстве и войнах, и близко не смогли подойти к подобным срокам. Все они обречены на исторически короткую жизнь.» Поэтому, наверное, и последний вампир в «Тропе к Огнеморью» просит убить его, когда цель «экспедиции» достигнута. У общества вампиров «Тропы в Огнеморье» не будущего, хотя эльфы остаются весьма таинственными персонажами до конца романа… © Copyright: Елена Ривьер, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|