Образы эльфов в русскоязычной литературе наброски

Елена Ривьер: литературный дневник


II


Алекс Грин «Тропа в Огнеморье».


2.


В романе видна связь как с библейской мифологией, так и с другими мифами.



Персонажи обращаются к сверхсуществу, но это не христианский Бог, а Богиня. А.Грин в «Цивилизации эльфов» писал о Пресветлой Богине, но интересен момент, почему этот (или, вероятно, очень похожий культ) возродился после катастрофы Земли, спустя тысячелетия?
Легенда о братьях-близнецах, рассказанная в «Саге о фаэтане», древней книге Огнеморья, напоминает библейский миф о Каине и Авеле, однако с иным поворотом событий. Эльф растет жизнерадостным и талантливым, Альп – угрюмым. Более того, Эльф не стареет. И тогда Альп, одолеваемый завистью и отчаянием, становится вампиром. Богиня предлагает Эльфу убить брата, чтобы вампир не привел в этот мир расу чудовищ. Но Эльф не слушает Ее и хоронит вместо Альпа бродягу, умершего от холодов.


«Род человеческий погряз в грехе», и ради спасения людей призываются в мир совершенные эльфы, которые должны увлечь прочие племена на Путь Великого Совершенства. («Тропа в Огнеморье»). Действительно, учение Эльфа несет Свет, «оно и впрямь творило чудеса. И давало ответы на труднейшие из вопросов… В чем причина страданий? В грехе. Но что есть грех? Несовершенство. Встань на Путь Совершенства, и ты избавишься от страданий, ибо избавишься от греха…» («Тропа в Огнеморье»).



И все же несет это учение Свет не всем. «Но кто был более совершенен, нежели Эльф? (…) Добро или Зло совершил он, отпустив брата? Отпустив брата-вампира в далекую Дарханию, чтобы создал он там первое в Огнеморье вампирье гнездо?» («Тропа в Огнеморье».) Эльф говорит, что он совершенен и грешен как никто другой.



Эльф и Альп – братья-близнецы, и это не случайно. А.Грин указывает на происхождение слов: эльф и альп восходят к одним и тем же эльвам-альбам.


Род эльфов и род вампиров – то, что может вести за собой, доминирующее (возникает учение эльфов и учение альпов-вампиров). Люди и гномы в Огнеморье не имеют такой духовной власти, хотя активно действуют. И эльфы, и вампиры могут «очаровывать» и подчинять себе людей, но эльфы «отчуждаются», предоставляя людям самим решать свои проблемы (из-за чего возникло непонимание к ним людей), а вампиры помогают людям: дарят им покой и сытую жизнь, но… в обмен на кровь немногих. Очарованные лемарионцы, впрочем, охотно жертвуют собой во имя благополучия большинства.


Так общество, где эльфы «уходят», а властвуют лучшие из вампиров (худшие поступают еще более жестоко, сея только смерть и разорение), приобретает специфические черты…


Продолжение далее



Другие статьи в литературном дневнике: