16 октября, среда, 2013 г.

Алексей Шнейдерман: литературный дневник


Встал в 8:56. Шесть часов сна. Окно на лоджии было приоткрыто всю ночь. В комнате свежо...


Адам перестал звонить. Совсем. В колледже происходит что-то совсем мне не известное. Юноша занят по уши. Втянут? В какой такой процесс мой сын погружен, что не удосуживается даже позвонить, поговорить пять минут. Я сам не названию, потому, как думаю, что не во время будет мой звонок, что на время урока придется. А занятия у них с девяти утра, до девяти вечера. Сегодня рискну. В какой-то промежуток повезет попасть.


Картину роме с Софой так и не начал. Вот чего медлю? Боюсь испортить. Как же можно испортить, не начав?.. нужно начать портить хотя бы. Откладывать на самые последние дни хватит уже. Предпоследние дни подошли. В выходные планирую сбор москвичей сотоварищей. Новые и старые знакомые геи и сочувствующие, и Лариса, которой сочувствую я. Сопереживаю. Лариса отдельная тема. В чем-то судьбоносная. Ее двумя строчками не раскроешь...


Сердце тянет. Все тяжелее и тяжелее мне курение дается. Все не бросаю. Загибаюсь порой, но сигаретку из рук не роняю. Держусь за нее. Идиот-и-на... на сегодня что у меня? Какие планы? Перечислю для памятки.
1. Ответить Маше в теме «Вникание».
2. Перечитать «Влюбленного Дьявола» Казота.
3. Начать картину Р. и С.
4. Начать и закончить расписывать стену. Парадную.
5. Продолжить работу над рассказом «Д. Христос». Или отсканировать все накопившиеся чеки.
6. Продолжить работу над сайтом ОМНИБУС.
Итак... вникание.


Взять слово одно, Маша предлагает и вникнуть, прорубиться в понятие. Что же, слово – пласт? Слово за пластами, слоями, грунтом, гумусом? Ну, конечно. Каждое слово от чего-то пошло, вырвалось, сложилось, обросло. У каждого слова был звук нечленораздельный вначале. От чувства, от ощущения исходящий. От немоты убегающий. Слов-то мало, чуть было вначале. И множество слов от ума вышло в дальнейшем. Осмысленных, обдуманных слов. Зачастую никчемных, пустых. Требующих наполнения слов.


А, действительно, если взять любое слово и добуриться до его изначальности, до полу мычания его, но по назначению, которое было. В связи с чем-то вымолвленное. Мы сейчас миллиарды слов имеем в своем арсенале речевом многоязычном. И слова множатся и умирают. Словообразование и слов поглощение, слов уничтожение и слов воскрешение. Самое первое слово... Слово которое... Бог... в Библии Бог говорит. Дает названия материальному миру и явлениям, стихиям. Адаму затем поручает называть, обозначать звуком. Бог изначальному Адаму, который Адам акадмон /иврит/ вкладывает способности звукоизвлечения и словообразования. Тем самым отделяет его от всех остальных тварей. Что же это? Слово делает человека человеком. Заговори собака и станет она человеком. «Собачье сердце» Булгакова к примеру.


Игра в опечатки у нас с Маше примечательная получилась. Опечатка как бы срывает со слова налет с серьезности. Как бы лишает маски, заставляет в слове разобраться, повертеть его. Вот опечатался я только что, написав «сравает», «ы» на «а» заменилось. Слово «сравает» корень рав приобрело. Рав супротив рыв. Учитель равин против разрушения, импульса к краху, нетерпимого учинека. Что-то одухотворенное против физического, надрывного, рвущего. Сравать значит вдумчиво, а срывать значит поспешно. Я не могу представить в каком еще языке кроме русского такое многообразие вариаций и возможностей слова. Я не знаю других языков к сожалению. И не займусь изучением глубоким ни иврита, ни английского. Мне жизни не хватит еще и в языки иные погрузиться. Но на сколько я успел почувствовать изучая, впитывая иврит тот же нет в иных языках многослойности, многосложности, многословности. В том же английском нет таких глубин... в русском как в катакомбах можно заблудиться и сгинуть. Или выбраться на поверхность, выкарабкаться. Ни один иностранец не прочувствует тончайших оттенков, мельчайших полутонов русского слова. Я не знаток русского языка, но это единственный язык на свете в который мне хочется погрузиться как на дно Марианской впадины.


И тексты авторские нужно оставлять так, как они написаны были изначально автором. Отредактированные, купированные, причесанные тексты для всех удобоваримые пусть будут, но нужен еще доступ к «грязной нефти» авторской. Ко всем его опечаткам, пропусканиям знаков препинания, ошибкам, ляпам и прочей природе словообразования. Словотворчество... литература, буквомешание, текстоварение, азбука, и-э-а-о-у-ы... дебри авторского текста научат человека читающего искать путь, сойти с поверхностного восприятия, погрузиться в озера слов, а человека пишущего научат эти джунгли выживанию, превратят его в Маугли, сына звериного царства, который не только слово, звук научится понимать, мельчайшие нюансы речи письменной и устной.


Маша предложила слово ЗРИТЕЛЬСТВО раскопать, эксгумировать... слово предложила или понятие? Ну, Бог с ним с понятием, я от слова пойду. 10 минут потока сознания (ПС) на слово «зрительство».


Зри, зри, взирай, узри, зри, з... ри – РИ самый сильный слог, ударный... только потом ТЕЛЬ, тело, тельство... даже не увидь тело, а зри тело. Не наблюдай, не подсматривай, не вглядывайся, а именно – ЗРИ! Насквозь смотри, получи, как данность, как неизбежность. Зри это повеление, приказ. Бог не просит, он наказывает. Слово «зритель» и слово «зрительство», которое ворд подчеркивает, как несуществующее, Машей придуманное... тут тельство присутствует, такое тельство, к которому приставь «преда» и предательство получится... а еще как? Какие еще приставки? Чуется мне что любые вариации на тему тельства, как карательство, старательство и прочее обернуться ощущением человеческой беспомощности, капания, капошни, жалкости, страха... зрительство оттуда из ничтожности, пришибленности, зависти. Зритель, напротив, горд и прям. Зритель человек зрящий, сострадающий. Процесс зрения кого-либо на что-либо не зрительством нужно называть, а прозрением...



Другие статьи в литературном дневнике: