Рецензии на произведение «Образность и точность поэтической речи»

Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Дмитрий, я вчера читала этот ваш материал, но не было возможности ответить сразу. Сделала себе некоторые пометки. В целом, статья понравилась. Ваши выводы итоговые верны. Но все-таки я не признаю правил, если они мешают передаче смысловой информации. Замечательно, если получается совместить и правила и то, что поэт хотел сказать. Большей частью подгон под правила лишает стихотворение нужного звучания и искажает смысл. В связи с этим особенно понравилась одна дискуссия. Считаю, это верным - "что неверно для лингвиста, оказывается верным для поэта".
С пожеланием добра, Анита

Анита Карелина   10.03.2018 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо. Я стараюсь строить свои рассуждения на чужих мыслях. То есть стараюсь объединять вместе то, что знаю. Это также, как персонажи тех замечательных книжек, что Вы мне посоветовали, не зачищают поле в процессе эволюции, а живут в симбиозе со всеми, кого преодолели и победили.

Маштаков   11.03.2018 01:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

С интересом и, надеюсь, с пользой вникал в вашу статью. Всяческих удач!

Николай Несторович Немчинов   14.12.2017 19:18     Заявить о нарушении
Спасибо. Я вот думаю, что поэтическое творчество очень с психологией связано, и поэтому прямо попытался заимствовать некоторые положения учебника по психологии, думая, что такой взгляд будет интересен.
Вот ещё статья с прямыми психологическими заимствованиями - http://www.stihi.ru/2014/05/21/3650
Дм.

Маштаков   16.12.2017 06:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Статья интересная!
Татьяна

Татьяна Кисс   23.02.2017 08:13     Заявить о нарушении
Спасибо! Надеюсь, что статья не бесполезная.
Поэтическая практика многое даёт. Я заметил, что и бытовая речь у меня стала более интересной. И разговор со своими близкими мне доставляет большее удовольствие. А то я раньше больше молчун был ))
Дм.

Маштаков   23.02.2017 18:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Прочитал. Замечательно пишите, Дмитрий! и что удивительно - я со всем согласен.
"Это вовсе не значит, что стихи плохие. Нет почти ни одного стиха, который, если он нравится мне, мне не хотелось бы править. За исключением шедевров, разумеется. Но свои стихи я править не стал бы. О чём это говорит - свои "ошибки" не вижу, чужие замечаю? О том, что мы очень разные? Скорее, о том, что мы друг друга не знаем. Стихи человека, знакомого по жизни воспринимаются совершенно иначе. И это не снисходительность, а понимание."
Дмитрий, от общения с вами я явно умнею!
И ещё более рад от встречи и знакомства.
Знаете, как Гёте говорил, перечисляя разные стадии своего мастерства? Конечную стадию он определил так - "Стихи надо писать просто... и хорошо."
Стремлюсь. Вот как-то так.
Павел.

Просто Читатель 7   16.06.2015 04:05     Заявить о нарушении
Спасибо. В общем-то я и эссе пишу точно также как и стихи, не зная толком, какие точно мысли придут в голову. Такое мышление в процессе. Не чтобы поучать кого-то, а чтобы самому разобраться. Иногда и рифмы помогают, и получается такой стих - исследование, и сам наперёд не знаешь, куда он вывезет. Но очень интересно.
Дм.

Маштаков   16.06.2015 10:08   Заявить о нарушении
Согласен. Понимаю. Сам такой же.

Просто Читатель 7   16.06.2015 10:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Здравствуйте Дмитрий!
У меня есть несколько замечаний, Вы уж не обижайтесь!
---------------------------------------------------------------
"Стол, стулья, гости - сколько ножек!
Тарелок, вилок, рюмок, ложек..."
- чувствуете предметы? дайте волю своим тактильным ощущениям ))
---------------------------------------------
Невозможно почувствовать столько предметов, а вот почувствовать суету, беготню
В связи с приемом гостей - это да!
------------
"Клин журавлей на фоне облаков..."
- можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
и снова не согласен! Вы можете сказать, вертолет на фоне облаков, или самолет - ну не звучит, а вот,скажем ниже облаков или выше, тот же самый вертолет - звучит. И вообще, облака не могут быть фоном, они сами на фоне голубого неба
---------------------------------------------------------
"Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит."
- из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто "висеть голосом"?
Я могу, да и Вы можете. Это самый что ни на есть литературный образ, который Вы не заметили
Представьте, ребенок плакал, ему было холодно, он простыл, Вы были заняты, ребенок охрип. Вызвали врача, ребенка подлечили, но Вас грызет совесть, и у Вас в ушах звучит его звонкий крик. Как только Вы входите в детскую, он возникает вновь и вновь, как будто вот он, висит в воздухе, и нет никаких сил, заставить его замолчать
----------------------------------------------
"а дождь не уходил, висел, как стон"
А теперь представьте, что Вы жених,Вам нужно к невесте, причем пешком, через квартал...а на Вас очень дорогой костюм, который легко испортится под дождем, и Вы пережидаете дождь, Вам больно "а дождь не уходил, висел, как стон" непрерывный стон, перемешанный с отчаяньем -великолепный образ
________________
Не страшась приключиться вторично,
мы покажемся в этом лесу
хромосомном, от нас не отличном —
с черной дырочкой в каждом глазу.

Кто щебечет про нас, кроме этих —
неудобных на двух языках?....на птичье и на земном
Чьи пернатые руки в умерших
ищут слово для нас, кукушат?...откуда мы все?

С лошадиного света наскоком......есть тот свет, а почему не быть лошадиному
кто бежит здесь по нам босиком,...о честности
раздавая, как милость, по крохам
вслед за ним прилетающий дом?.....душу

Из-под клюва сирени мальками — .... не важно откуда
он идет и четыре гвоздя...........это о Христосе
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза....просветленье
................
это мое понимание, могут быть другие толкования (все таки иносказание в своем роде)

Рашит Потайной   27.12.2014 00:48     Заявить о нарушении
Спасибо за текст. Теперь стало более понятно, могу сказать, что поэзия развивает фантазию. Но фантазию развивают и кроссворды, а мне более понятна была бы направленность на зримость образов, на ощущение личного читательского присутствия в момент авторского озарения.
В этом тексте материал вроде бы играет своими изобразительными возможностями, предоставляя читателю примеряться к спонтанно возникающим образам, то как, то эдак. Но такая непонятная игра хороша только в том случае, когда материал демонстрирует и свои завораживающие гармонические красоты. Вульгарно говоря - бред должен иметь красивую обёртку. Если это ассоциационный стих, то он должен идти потоком, если тропеическая речь - ритмика должна бить в барабан, а рифмы звучать. Можно и тихо - только туманности и неясности - хождение вокруг темы.
Так или иначе, должно присутствовать любование материалом, перевешивающее бред.
В этом тексте любование может наступить, только если его прочесть соответствующим тоном (опять же, монотония, которая в тексте ощущается слабо), и в соответствующих условиях. Например - перфоманс. Играют на скрипках. Свет притушен. По стенам - ползут световые пятна. И чтец. Читает по словам, выделяя каждое.
Без подобного антуража этот текст только кроссворд ))
Возможно, автор так и читает. и такое чтение ему нравится. Но мне нравится нечто к нашей сущей жизни более приближенное. Вот я покажу сейчас на 2 стиха, понравившиеся мне очень на Зимнем кубке - №69 и №70.
А кроссворды я не люблю, меня больше в этом плане привлекает программирование. Тоже - интеллектуальное развлечение, имеющее свои прелести.
Я иду в интеллектуальную поэзию, только когда вижу там красоты большие в интеллектуальном плане, но это редко случается. Я и сам в достаточной степени сам себе философ, а вот за жизненными впечатлениями и с мотивацией личного общения с автором - хожу с удовольствием. Ну что по этому тексту об авторе сказать можно? Ничего. А о нашей сущей жизни? Ничего. Может о красотах тех мест, где автор бывал (написал бы, как Гумилёв, о Пизе)? Ничего. Зачем же я его читать буду?
Образная речь не самоцель. Мне операторы Турбо Бейсика больше нравятся ))
Спасибо, я понимаю, что при некотором напряжении ума всё понять можно, и сам стараюсь в критике понять автора. Кстати, я объяснил, почему он таким образом строит текст. В принципе, делает правильно, но нужно и ещё что-то большее. Прыжки выше головы хороший результатов не приносят.
Спасибо Вам, Рашит. Если найдёте о чём поговорить, не стесняйтесь. Очень ценю таких собеседников. Я даже Тимофею Б. радуюсь.
С наступающим Новым годом Вас!
Д.М.

Маштаков   27.12.2014 05:35   Заявить о нарушении
А про "висение" младенцев застывшим голосом надо всё же написать по-другому. Вы правильно и точно эту картину описали, но это ваше воображение создало образ. А слово "висит" - не образ, а почти что краткое номинативное поименование, потому оно так и воспринимается. Рассказ о переживании не есть переживание.
Ну - висит, ну - сказали об этом. В Вашем прозаическом описании переживаний куда больше. Зачем тогда стихи писать? Для краткости? Не самоцель. Я лучше прозу почитаю.

Маштаков   27.12.2014 05:51   Заявить о нарушении
тень поэта на фоне махи, маха на фоне простыни, простынь на фоне дивана, диван на фоне стены. Картинка мне нравится - как вложенные друг в друга обращения к подпрограмме. Как человек, однако, устроен - изобрёл компьютер, а ничего в его мышлении не меняется ))
Всё, спасибо за беседу, пойду досыпать...

а Вы знаете, к тексту стихотворения я причитался, и что-то, по авторски новое, в нём есть. Но уж мысль больно обща, таких стихов можно написать тыщи. Но автор не для читателя пишет. Он раздвигает купол неба у себя над головой. Пусть.

Маштаков   27.12.2014 06:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Дмитрий, замечательная статья получилась!
У Вас образ представляется очень широко, а я пишу об образе в узком смысле слова - метафоре.
Очень интересно и точно Вы анализируете пример метафоры вьюги-балерины Татьяны Богаченко. У меня он просто приводится для иллюстрации концепции наряду с другими примерами. Конечно, метафорической пропозицией ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА возникающий в сознании читателя (или слушателя) образ не исчерпывается. Но именно с концепта БАЛЕРИНА начинается его активация, потому что только балерина может крутить фуэте. В создании образа участвуют все слова текста (если какие-то не участвуют, нарушается его когерентность). Но я хотела обратить внимание на те концепты, которые активируются в сознании, не будучи ословленными в тексте. В данном случае слова "балерина" в тексте нет, а концепт БАЛЕРИНА активируется. В этом-то и фишка.

Лилия Силина   18.06.2014 16:50     Заявить о нарушении
Согласен с Вами. В структуре текста много тонкостей, также как и много разновидностей метафор. Даже если ориентироваться, держа в руках справочник Москвина, мне иногда бывает трудно разобраться в этих тонкостях. Потому к этой статье я приложил справки по некоторым терминам, чтобы самому в них иногда заглядывать - http://www.stihi.ru/2014/06/13/6569
Навык и знания приходят со временем ))

Маштаков   18.06.2014 19:33   Заявить о нарушении