Рецензия на «Образность и точность поэтической речи» (Маштаков)

Здравствуйте Дмитрий!
У меня есть несколько замечаний, Вы уж не обижайтесь!
---------------------------------------------------------------
"Стол, стулья, гости - сколько ножек!
Тарелок, вилок, рюмок, ложек..."
- чувствуете предметы? дайте волю своим тактильным ощущениям ))
---------------------------------------------
Невозможно почувствовать столько предметов, а вот почувствовать суету, беготню
В связи с приемом гостей - это да!
------------
"Клин журавлей на фоне облаков..."
- можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
и снова не согласен! Вы можете сказать, вертолет на фоне облаков, или самолет - ну не звучит, а вот,скажем ниже облаков или выше, тот же самый вертолет - звучит. И вообще, облака не могут быть фоном, они сами на фоне голубого неба
---------------------------------------------------------
"Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит."
- из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто "висеть голосом"?
Я могу, да и Вы можете. Это самый что ни на есть литературный образ, который Вы не заметили
Представьте, ребенок плакал, ему было холодно, он простыл, Вы были заняты, ребенок охрип. Вызвали врача, ребенка подлечили, но Вас грызет совесть, и у Вас в ушах звучит его звонкий крик. Как только Вы входите в детскую, он возникает вновь и вновь, как будто вот он, висит в воздухе, и нет никаких сил, заставить его замолчать
----------------------------------------------
"а дождь не уходил, висел, как стон"
А теперь представьте, что Вы жених,Вам нужно к невесте, причем пешком, через квартал...а на Вас очень дорогой костюм, который легко испортится под дождем, и Вы пережидаете дождь, Вам больно "а дождь не уходил, висел, как стон" непрерывный стон, перемешанный с отчаяньем -великолепный образ
________________
Не страшась приключиться вторично,
мы покажемся в этом лесу
хромосомном, от нас не отличном —
с черной дырочкой в каждом глазу.

Кто щебечет про нас, кроме этих —
неудобных на двух языках?....на птичье и на земном
Чьи пернатые руки в умерших
ищут слово для нас, кукушат?...откуда мы все?

С лошадиного света наскоком......есть тот свет, а почему не быть лошадиному
кто бежит здесь по нам босиком,...о честности
раздавая, как милость, по крохам
вслед за ним прилетающий дом?.....душу

Из-под клюва сирени мальками — .... не важно откуда
он идет и четыре гвоздя...........это о Христосе
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза....просветленье
................
это мое понимание, могут быть другие толкования (все таки иносказание в своем роде)

Рашит Потайной   27.12.2014 00:48     Заявить о нарушении
Спасибо за текст. Теперь стало более понятно, могу сказать, что поэзия развивает фантазию. Но фантазию развивают и кроссворды, а мне более понятна была бы направленность на зримость образов, на ощущение личного читательского присутствия в момент авторского озарения.
В этом тексте материал вроде бы играет своими изобразительными возможностями, предоставляя читателю примеряться к спонтанно возникающим образам, то как, то эдак. Но такая непонятная игра хороша только в том случае, когда материал демонстрирует и свои завораживающие гармонические красоты. Вульгарно говоря - бред должен иметь красивую обёртку. Если это ассоциационный стих, то он должен идти потоком, если тропеическая речь - ритмика должна бить в барабан, а рифмы звучать. Можно и тихо - только туманности и неясности - хождение вокруг темы.
Так или иначе, должно присутствовать любование материалом, перевешивающее бред.
В этом тексте любование может наступить, только если его прочесть соответствующим тоном (опять же, монотония, которая в тексте ощущается слабо), и в соответствующих условиях. Например - перфоманс. Играют на скрипках. Свет притушен. По стенам - ползут световые пятна. И чтец. Читает по словам, выделяя каждое.
Без подобного антуража этот текст только кроссворд ))
Возможно, автор так и читает. и такое чтение ему нравится. Но мне нравится нечто к нашей сущей жизни более приближенное. Вот я покажу сейчас на 2 стиха, понравившиеся мне очень на Зимнем кубке - №69 и №70.
А кроссворды я не люблю, меня больше в этом плане привлекает программирование. Тоже - интеллектуальное развлечение, имеющее свои прелести.
Я иду в интеллектуальную поэзию, только когда вижу там красоты большие в интеллектуальном плане, но это редко случается. Я и сам в достаточной степени сам себе философ, а вот за жизненными впечатлениями и с мотивацией личного общения с автором - хожу с удовольствием. Ну что по этому тексту об авторе сказать можно? Ничего. А о нашей сущей жизни? Ничего. Может о красотах тех мест, где автор бывал (написал бы, как Гумилёв, о Пизе)? Ничего. Зачем же я его читать буду?
Образная речь не самоцель. Мне операторы Турбо Бейсика больше нравятся ))
Спасибо, я понимаю, что при некотором напряжении ума всё понять можно, и сам стараюсь в критике понять автора. Кстати, я объяснил, почему он таким образом строит текст. В принципе, делает правильно, но нужно и ещё что-то большее. Прыжки выше головы хороший результатов не приносят.
Спасибо Вам, Рашит. Если найдёте о чём поговорить, не стесняйтесь. Очень ценю таких собеседников. Я даже Тимофею Б. радуюсь.
С наступающим Новым годом Вас!
Д.М.

Маштаков   27.12.2014 05:35   Заявить о нарушении
А про "висение" младенцев застывшим голосом надо всё же написать по-другому. Вы правильно и точно эту картину описали, но это ваше воображение создало образ. А слово "висит" - не образ, а почти что краткое номинативное поименование, потому оно так и воспринимается. Рассказ о переживании не есть переживание.
Ну - висит, ну - сказали об этом. В Вашем прозаическом описании переживаний куда больше. Зачем тогда стихи писать? Для краткости? Не самоцель. Я лучше прозу почитаю.

Маштаков   27.12.2014 05:51   Заявить о нарушении
тень поэта на фоне махи, маха на фоне простыни, простынь на фоне дивана, диван на фоне стены. Картинка мне нравится - как вложенные друг в друга обращения к подпрограмме. Как человек, однако, устроен - изобрёл компьютер, а ничего в его мышлении не меняется ))
Всё, спасибо за беседу, пойду досыпать...

а Вы знаете, к тексту стихотворения я причитался, и что-то, по авторски новое, в нём есть. Но уж мысль больно обща, таких стихов можно написать тыщи. Но автор не для читателя пишет. Он раздвигает купол неба у себя над головой. Пусть.

Маштаков   27.12.2014 06:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Маштаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рашит Потайной
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.12.2014