Рецензии на произведение «кукушка и воробьи. хайку»

Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Вот неожиданность)) Я ведь только кукушку воспринимаю как время))

Татьяна Подборнова   31.03.2014 09:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
Время это один из смыслов этого хайку.
Прочитали все комментарии?

Курума Такуми   31.03.2014 23:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Здравствуйте, Курума.
Я так понимаю, именно, к этому "хайку" вы относитесь с наибольшим пиететом.
Но коли так, разве не логично стремление к идеалу, в том числе и по форме?
Конкретно 5 слогов в первой строчке, а не 3.
Ну например: "Голос кукушки" или же это настолько сильно изменит (разорвёт?)
предусмотренные вами логические связи, что будут уже другой?
А по мне, так почти то же самое. Более того, в этой форме настолько тесно,
что каждый слог "на вес золота".
С уважением, Олег.

Гольгертс   27.12.2013 17:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег!
Я бы так не сказал, что с таким уж пиететом.
Просто очень хорошее хайку.
Поясню, почему оставлено одно слово "кукушка".
Всё, что можно добавить в эту строку (у меня было) - песня, поёт, голос (Ваш вариант) - это слова передающие звуки. Это, я считаю, лишнее.
И ухудшает само хайку.
Мне кажется, чт овполне достаточно слова "кукушка", так как ассоциация при слове "кукушка" одна - она поёт - кукует.
Могу поговрить о другом хайку - замковый камень - там форма соблюдена.
С уважением,

Курума Такуми   27.12.2013 22:56   Заявить о нарушении
Добавлю, что хайку про кукушку писал ровно год.
Хайку "замковый камень" и того дольше - почти два года.

Курума Такуми   27.12.2013 23:09   Заявить о нарушении
Если я не ошибаюсь, вы даже рискнули выставить "Кукушку" на БЛК в своё
время. Что на мой взгляд равнозначно исполнению симфо-блека на фестивале бардов.
Я лично поверхностно выполняю жёсткие условия ограничения Японской поэзии,
хотя в принципе их уважаю, но крайне не люблю играть по "вольным" правилам,
как если бы некоторым в футболе было разрешено играть руками (А ЧЕГО ГОЛ-ТО ЗАБИТ?)
Я не раз задавал этот вопрос ведущим конкурсов, но они только отмахиваются,
мол, мы только учимся. Боюсь, правда ничему даже приближенному к истиной
японской поэзии таким образом не научиться.
Только тщательный разбор на конкретных примерах всех этих мостов, сезонных и прочих обязательных
"слов", идеальный синтез формы и содержания, причём адаптированный нашей эстетике восприятия,
может что-то прояснить. А ведь здесь, как нигде в другом месте необходимо
именно УМЕТЬ управлять эмоцией и никакой "высший разум", никакая "душа"
тебе ничего путного не продиктует.
Оттого мне кажется и "попадает" в читателя, особенно, искушённого только
дай бог ОДНА, например ТАНКА из двухсот.
О

Гольгертс   27.12.2013 23:23   Заявить о нарушении
Олег, Вы правы, я вытавлял "кукушку" на БаЛКу. Не правы в другом, я выставлял набалку "кукушку" где-то 5-6 раз с одной целью - показать что набалке существует междусобойчик и что все редакторы абсолютно ничего не понимают в японских формах поэзии, но тогда нужно было сделать изменения в правилах балки и не принимать стихи японских форм.
В футболе некоторые голы забивают рукой - яркий пример волейболист марадона. Каким бы он ни был великим игроком, один этот его гол перечёркивает всё его величие. Уверен, что великий Пеле так никогда бы не поступил. Или гол забитый фрацузами ирландцам, когда Анри сыграл рукой, или тот же Джибрель Сиссе когда забивал гол рукой в ворота ЦСКА в матче на суперкубок УЕФА. Взали бы пример с Игоря Нетто, который сам попросил не засчитывать гол, забитый его командой не по правилам.
Вот к примеру, есть такой конкурс - международный конкурс хайку. Там есть определения хайку - традиционное, современное - но! парадокс! на этом конкурсе побеждают стихи, которые не соответствуют этим определениям! И от конкурса к конкурсу побеждают всё более слабые стихи. То у одного победителя дождь звенит ключами (причем использован глагол второго лица "звенишь" со словом "тихонько" - кошмар!), у другого - девять дней засохли в банке и т.д.
А тщательный разбор - на страничке Игоря Шевченко.

Курума Такуми   28.12.2013 08:54   Заявить о нарушении
Однако, как вы развили мою футбольную аллегорию, ну... в принципе это я
и имел в виду. Что до "Японики", то когда я впервые столкнулся с запретом
на общепризнанные Тропы стихосложения, (такие, как например, метафоры)
тоже внутренне возмущался, пока не понял, что это в сущности и есть
единый такой ТРОП, только самодостаточный, со своими жёсткими ограничениями
и правилами. Другое дело, что непросто адаптировать японскую ассоциативность
в нашу эстетику восприятия. Ну как, например, считать без пояснялок,
что "ползущая вверх по склону улитка" - это медленный путь к познанию?
Или ваш "рис из чашки", возможно секунды безвозвратно утекающего времени
Словом, в "консерватории" нужно что-то подправлять, а времени, как того риса - маловато будет!
О

Гольгертс   28.12.2013 15:56   Заявить о нарушении
Олег! Вы абсолютно правы. Переходить от японской поэзии к европейской эта такая каторга, что и...
Вобщем, практически всё наоборот. Там где надо раскрывать образы, метафоры, и т.д. и т.п. в японских формах наоборот нужно скрывать, а дальше начинает работать читатель. То есть нужен вдумчивый и вимательный Читатель. А где взять такого Читателя? Это вопрос.
Самый важный и самый простой (одновременно самый сложный) момент в хайку это не называть чувства, а вызывать чувства у Читателя. И дальше всё будет очень просто.
Про футбольную тему можно говорить отдельно и очень долго и подробно. Важно что Россия дважды чемпион мира по пляжному футболу.

Курума Такуми   28.12.2013 22:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

прочитала все рецки, очень интересно.

мой веер самый простой;

- наелся и отдал почистить чашу.

- уснул и воробьи не растерялись.

- умер и воробьи хозяйничают.

Скачуха   18.09.2013 21:19     Заявить о нарушении
Спасибо!
Почему нет?
Чем больше разных прочтений, тем лучше и объёмнее хайку.

Курума Такуми   18.09.2013 23:29   Заявить о нарушении
а я думаю, в настоящем хайку, говорящий и читающий должны находиться в одном резонансе колышущего веера.

Скачуха   19.09.2013 08:59   Заявить о нарушении
говорящий начинает а читающий продолжает. а резонанс в том, какие струны читающего затронет говорящий

Курума Такуми   19.09.2013 23:07   Заявить о нарушении
откликнуться должны те струны, на которых играет автор, в этом и есть смак. а как успехи в последних конкурсах, в которых участвовали? очень интересно...

Скачуха   20.09.2013 09:26   Заявить о нарушении
Призовое место (опять 9-ое) на конкурсе "Поэзия хайку-10" - "замковый камень" и 4-ое место на конкурсе акростиший - "щегол"

Курума Такуми   20.09.2013 15:43   Заявить о нарушении
мои Вам поздравления

Скачуха   20.09.2013 18:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

средь лужиц грязных
заря на горизонте
индюшки перья
.

С бесчисленными поклонами

Полина Скрытная   12.04.2013 01:48     Заявить о нарушении
Спасибо!
Этот стих стал призёром на конкурсе Поэзия хайку-9. И диплом уже получил.

Курума Такуми   14.04.2013 11:12   Заявить о нарушении
Ну первое место - это зависит, кто выбирал и из чего выбирал, не так ли? Критику приемлете?:)
Хокку получилось, конечно, особенно, если учесть,что кукушка у Вас - сезонное слово...
Кукушка в японской символике многоплановый символ, это в первую очередь символ неверности(чаше всего...) И связь с миром мёртвых... И -поющая кукушка - символ осени...
Воробьи - свахи, сводни.
Рис - символ богатства...
У меня такой подтекст получился:
*
на склоне жизни
накопленные деньги
таскают сводни

.
Ну это с учётом, что я не очень хорошо формулирую...Но мне показалась эта вещичка достойной.Хотя!!!! Можно было бы покорпеть и сделать её в ритме и по форме. Тогда это было бы блестяще. Но сборка образов сделана, тем не менее. Бредом не назовёшь:))) Хотя по звучанию - неважно...
Произнесите сами вслух(как японцы делают), уж никак не "божественная песня":) Ну не позволяет наш язык создавать сразу мелодию, но у нас есть ритм и рифмы, которые делают звучание очень красивым...

Полина Скрытная   15.04.2013 21:49   Заявить о нарушении
Символика и иносказания японские - это невероятно большой объём их культуры, тем более что одни и те же символы разные слои населения используют по-разному, символика женщин, например, отличается от символики мужчин...У студентов - другое, у крестьян -свои...
Мне поэтому кажется более приемлемой для нас символика снов. Она заложена уже у всех в подсознании и сделать на основе сонников Азбуку символов снов проще, как мне кажется...

Полина Скрытная   15.04.2013 22:03   Заявить о нарушении
Я как то взяла строчки Анатолия Викулина, он мне в рецке их написал, я подумала, откуда эти строчки в ответ на мои? Из подсознания, откуда ещё?
Человек неординарный, значит что-то должно стоять за этой подборкой строчек, не поленилась и залезла в сонник..И что получила?
Смотрите!!!!

Он пишет:
.
великий арап
ножик
пятое ребро

.
Из сонника:
Если вы увидели во сне арапа (негра) — к испугу; разговаривать — к мелким дрязгам; быть — вы станете посмешищем для окружающих.
•Ножик карманный видеть - окажешься в тяжелом положении.
Если Вы увидите во сне ребра, это предвещает нищету и лишения.

У меня получилось так:
.
страшнее смерти
в реальном представленьи
жизнь в нищете

Полина Скрытная   15.04.2013 22:10   Заявить о нарушении
гренадёр
сверлящий свист
темнота
.
Анатолий Викулин

омментарии из сонника:

Гренадер - Славянский сонник) Новые полезные знакомства
Бравый гренадер иногда может означать ветреного повесу, ухажера, хвастуна или драчуна, а иногда — все в одном флаконе.
Слышать во сне свист означает, что Вы будете потрясены каким-то печальным известием, которое заставит Вас изменить свои планы, отказавшись от развлечений.
Если темнота преследует Вас в течение всего сна – то это символизирует о том, что Ваше будущее неясно.

У меня получился такой подтекст:
.
наладив связи
большой клубок печалей
как их распутать

Полина Скрытная   15.04.2013 22:12   Заявить о нарушении
полотняный завод
поединок
выползина
Комментарии из сонника:

Завод вообще в снах и видениях символизирует некий отлаженный механизм, который либо работает, либо нет. Любой разговор о нем во сне указывает спящему на то, что скоро в его жизни произойдет нечто такое, что не зависит от его воли.

Эзотерический сонник....
Если Вам снится насекомое, которое Вы убиваете(поединок), то это означает, что Вы начинаете избавляться от проблем, которые Вас давно мучат, это может быть долгое воздержание, которое закончится с появлением нового партнёра

.
Подтекст:
.
от тайной страсти
до нежного свидания
нелёгкий путь

Полина Скрытная   15.04.2013 22:14   Заявить о нарушении
другая планета
на ухо наступил
хиромантия

.
Перевод
.
помочь желая
не нужно торопиться
стать виноватым

Полина Скрытная   15.04.2013 22:16   Заявить о нарушении
Не знаю, но нормальная подборка образов, Вам не кажется...
Сравните хотя бы с знаменитым вороном Басё в переводе Марковой:

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

У меня вот получается...

из дел минувших
приходит мудрость(или печали множит мудрость)
когда уж поздно
.
Так как-то...
Не знаю, как Вы воспринимаете, но вот я так примерно...:)

Полина Скрытная   15.04.2013 22:29   Заявить о нарушении
На конкурсе Поэзия хайку-9 этот стих занял 9-е место (призовых мест - 10). Выбирало сначала малое жюри, а потом столь нелюбимый Вами Игорь Шевченко. А выбирали из 570 стихов.
Я это хайку (теперь можно смело называть так) читал много раз вслух. И по телефону и так скать перед публикой :) и ничего нормально поётся. Я вообще хорошо читаю стихи.
Можно конечно и сделать форму 5-7-5, но зачем?
"кукушка поёт". можно и так но не нужно. Ведь и так понятно при слове "кукушка", что она поёт.
вот к примеру тоже про кукушку с МКХ-5

Третье место в номинации традиционное хайку

деревенский погост -
долго-долго кукует
кукушка
Виталий Чипиженко, Харьков, Украина

было бы странно если бы было так:
"долго-долго кукует
ворона"

тут я согласен полностью
хайку должно быть предметно и картинно иначе это не хайку а просто трёхстишие, или сэнрю.

Курума Такуми   15.04.2013 22:33   Заявить о нарушении
вот я не вижу подтекста в этом хокку вообще....поэтому для меня это - байда.... Вы можете сказать это же самое просто? :)

Полина Скрытная   15.04.2013 23:43   Заявить о нарушении
Видимо здесь кукушка символизирует связь с миром мёртвых...не, я "перевести" это хокку не могу...Ну я не знаю, что значит символ "деревенский погост", лазать искать где-либо в иностранной литературе мне лень...
С моей точки зрения - бред....:))))
типа
над деревенским погостом
отсчитывают годы
души мёртвых

Полина Скрытная   15.04.2013 23:48   Заявить о нарушении
Хайку разные бывают...очень разные....

Полина Скрытная   15.04.2013 23:49   Заявить о нарушении
а вообще два однокоренных слова рядом - это, на мой вкус, оооочень плохо!!! Прочтите в строчку....

Полина Скрытная   15.04.2013 23:51   Заявить о нарушении
Така я о чём? это трёхстишие про "погост" разбирал Игорь или я разбирал не помню уже. У Игоря статья "Улыбка Басё-2" по моей просьбе несколько стихов победителей МКХ-5 разбирали.

Курума Такуми   16.04.2013 00:27   Заявить о нарушении
Да стишок полная ерунда - на хайку совсем не тянетю

Курума Такуми   16.04.2013 00:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

а вот это - да, нра. Здесь много пространства между строк)
и пралюбоффь вроде)) Люблю пралюбоффь.

Амели Монмарт   27.03.2013 11:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Амели! Потому этот стих призер конкурса. В этом стихе три смысла - веера. Диплом получил на прошлой неделе, но публиковать диплом на иллюстрации к стиху не хочется. Нужно забывать о достигнутом и двигаться дальше.

Вот к примеру это

К дому родному
пыль на ботинках несу
с далёких дорог.

или танка

Восьмую весну
вишня в саду не цветёт,
клонится к сливе,
молнией поражённой.
Без тебя живу ли я?

Курума Такуми   27.03.2013 11:42   Заявить о нарушении
первое хиппарское)
а танка - красиво. но по мне так вишня-слива - слишком много образов цветущих деревьев. они ведь рядом стоят. ну, почти). хотя... вишня - богатство-процветание, начало весны, слива - эротика, женская привлекательность. Не знаю... и последняя строка - слишком очевидна. Но это просто моё субъективное мнение дилетанта) я не спец по восточной поэзии. просто воспринимаю на уровне чувств)
Так что просветите, если что...

Амели Монмарт   27.03.2013 11:54   Заявить о нарушении
первое просто трёхстишие, которое прошлов финал лфр, а хайку про кукушку на блк зарубили в момент.:)
в танка вишня-слива два важных момента:
1. слива цветёт чуть раньше чем вишня
2. два значения глагола "цвести". одно прямое - цветы, второе цвести зачит жить полной жизнью.
По правилам классической танка в первой части передаются чувства природными образами, во второй части отношение автора к этим чувствам.

Курума Такуми   27.03.2013 12:17   Заявить о нарушении
вот, спасибо)
теперь буду знать!
а первое трехстишие - это по легенде?

Амели Монмарт   27.03.2013 12:32   Заявить о нарушении
слово с двумя значениями "цвести" и другие называется какэкотоба.
первое трёхстишие это какое? про кукушку или про пыль?

Курума Такуми   27.03.2013 13:01   Заявить о нарушении
про пыль дорог. она вроде как волшебная...

Амели Монмарт   27.03.2013 13:13   Заявить о нарушении
нет, вроде ничего такого не было в мыслях, когда писал.
пыль образ накопленных знаний и жизненного опыта

есть кёка на это трёхстишие

На сандалиях
несу пыль с дальних дорог
к дому родному.
Дождик осенний прошёл
и смыл все мои труды...

раньше в трёхстишие были сандалии потом стали ботинки.

Курума Такуми   27.03.2013 14:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Были баталии на эту тему. :-) Неоднозначный стих. На мой взгляд. Не укладываются в моём российском мозгу кукушка, как символ весны.

Микто   20.03.2013 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Микто!
Ну, почему же. Весна это соловей, варакушка и кукушка - время когда эти птицы начинают петь.
Какие баталии?
А он и должен быть неоднозначным - таковы хайку.
Это моё единственное (надеюсь пока единственное) хорошее хайку.
Вчера получил диплом победителя-призера конкурса Поэзия хайку-9, где это хайку заняло призовое место.

Курума Такуми   20.03.2013 15:53   Заявить о нарушении
Поздравляю. Баталии были при обсуждении, когда этот стих был выложен для примера с просьбой расшифровать, кто как его понимает. Баталии не с Вами. :-) Я описал тогда два взгляда на этот стих.

Микто   20.03.2013 17:46   Заявить о нарушении
Спасибо!
Понятно:)
Я вроде так и не сказал свои смыслы. Нужно?

Курума Такуми   20.03.2013 17:56   Заявить о нарушении
Мне бы не помешало.

Микто   20.03.2013 23:15   Заявить о нарушении
Прошу прощеия за задержку с ответом.

Прямой смысл: уставший путник (каждый из нас путник по дороге жизни) остановился, чтобы передохнуть, восстановить силы, поев немного риса. И начав скромную трапезу, услышал кукушку. Начал считать сколько ему осталось, вспоминал прожитые годы. Как он жил, что несёт он в свем жизненном опыте (рис в чашке), а в это время воробьи клюют рис из его чаши. Можно думать: что ценне - то что впереди или то что уже прошло?

Второй смысл - юмористический. Кукушка и воробьи - одна банда. Кукушка отвлекает путника, а воробьи воруют рис, а потом деляться с кукушкой.:)

Третий смысл в статье Игоря Шеченко.

Курума Такуми   22.03.2013 09:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Вот тот вариант прочтения, на который я когда-то намекала -

кукушка молчит...
путник неспешно уходит
иною дорогой...

Лейте Совушка   15.03.2013 11:26     Заявить о нарушении
Ну, не знаю.
Меня смущают: "молчит", "неспешно" и "иною"

Курума Такуми   15.03.2013 23:37   Заявить о нарушении
Я и не претендую на совершенство... Просто не хотелось прозой изъяснять один из проявившихся вариантов. Речь идёт о гениальном ходе - оставить кукушку без конкретного глагола. Креативная пустота.

Лейте Совушка   16.03.2013 07:02   Заявить о нарушении
Кукушку можно оставить совсем без глагола.

Курума Такуми   16.03.2013 09:43   Заявить о нарушении
Что-то вроде этого? -

кукушка
путник уходит дальше
новой дорогой...

Лейте Совушка   16.03.2013 09:58   Заявить о нарушении
ну, почти.
и опять смущают - "дальше" (сравнительная форма) и "новая" - чем она отличается от любой другой дороги на картинке?

Курума Такуми   16.03.2013 12:01   Заявить о нарушении
Потому что "на небо" подразумевает определённую религиозную принадлежность.

Лейте Совушка   16.03.2013 12:59   Заявить о нарушении
А дальше - это ещё и вариант от далее...

Лейте Совушка   16.03.2013 13:01   Заявить о нарушении
Так а я о чём? Дальше это дальше - умозрительное понятие.

Курума Такуми   16.03.2013 22:05   Заявить о нарушении
Ладно, для завершения диалога и идя настречу пожеланиям собеседника, излагаю прозой.
Кукшка. То ли по японскому обычаю кукует о смерти, то ли по русскому - молчит, ибо годов впереди нет.
Воробьи спокойно клюют из чашки. Потому что путник спокойный... Такой тихий-тихий... Затих совсем, короче. И отправился по Stairway to Heaven...

Тоже happy exposition по-своему...

Лейте Совушка   23.03.2013 13:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Женя, я тебе здесь напишу, что стих твой понравился, что знаю, как его отметил на конкурсе Игорь Шевченоко. Мне видится Басё, я читала о его смерти недавно рассказ. Возможно, это он поэт( а в Японии кукушка в поэзии, как и наш соловей) думал о быстротечности жизни и вечности мира, о приближающейся кончине, о том, что ему не хочется умереть в поле, о своих учениках, о нерасторжимой связи природы и человека. Спасибо! Молодец! Горжусь тобой!

С теплом, Мила.

Мила Малинина   03.03.2013 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила!
Честно скажу я не думал, что этот стих может быть отмечен на конкурсе Игоря, но тем приятнее.
Даже не знаю о каком путнике подразумевал, может быть каждый из нас?
КТ

Курума Такуми   03.03.2013 21:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

клюют воробьи
рис из чаши путника.
кукушка смотрит)))
много вариантов с кукушкой. понравилось.
Я прочитала все хокку и тем, что понравились написала коммент. и поставила - понравилось. Этого достаточно для голосования?

Галина Иванова 01   24.02.2013 22:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина!
Этогонедостаточно для голосования.
Нужно написать рецензию на это http://www.stihi.ru/2013/02/23/2679
и оформить Ваше голосование так как это сделал например Мишка Лоботряс
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/02/24/10168
указав наиболе понравившееся конкурсные произведения (только номера работ) не менее 10 и не более 20.

Курума Такуми   24.02.2013 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «кукушка и воробьи. хайку» (Курума Такуми)

Мне понравилось! Думаю, риса хватит на всех!

Рисинки с неба
Сыплет Зима. Так щедро
Открыла мешок…

Виктория Углянцева   23.02.2013 22:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория!

сердце трепещет.
что-то частит кукушка,
воробьи снуют...

Курума Такуми   23.02.2013 23:32   Заявить о нарушении