Рецензии на произведение «Взрыв сверхновой звезды России»

Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Здравствуйте, Зера!

Прочёл Вашу статью, очень интересные мысли в ней изложены.

Возможно, Вам это тоже покажется мистикой, но мне в своё время довелось прочесть упомянутою Вами книгу Солоухина. Причём купил я её совершенно случайно, в электричке, когда ещё учился в школе. Я достаточно хорошо помню основные посылки Солоухина. Например, Демьян Беднвй пишет:

"На каланче кружил пожарный,
Как зверь, прикованный к кольцу,
И солдатня под мат угарный
Маршировала на плацу" и т.д.

Это четверостишие у меня в памяти отложилось. Солоухин же, парируя, говорит, мол, почему у товарища Бедного человек, несущий свою службу, ассоциируется со зверем, и почему поэт так презрительно отзывается о солдатах. Солоухин также не понимает, почему Демьян Бедный не увидел в России ничего хорошего, кроме рождения Ленина, несмотря на то, что в то время был культурный рассвет: писатели, учёные, художники, Тимирязев читает свои блестящие лекции и т.д. Да, всё так, только вот...

Как писала мне одна женщина-рецензент в своё время, в Царской России было два народа. И это чистая правда! И перейти из одной касты в другую, как в древней Индии, не было никакой реальной возможности. Как известно, в 1861 году было отменено крепостное право. При этом государство выкупало у помещика землю и отдавало в рассрочку её крестьянину, причём цены, установленные государством на выкупаемую землю для крестьян, были выше цен, по которым государство выкупало эту землю у помещика. И крестьянин, чтобы заработать денег на ежемесячный взнос государству на выкуп земли, нанимался на работу к тому же помещику, платил такой же оброк и нёс барщину. Только называться он стал не крепостным, а временнообязанным. И, как известно, такая ситуация продолжалась вплоть до столыпинских реформ, необходимость которых назрела вследствие восстания 1905-го года.

И вот теперь интересно поразмышлять. Если Демьян Бедный происходил из крестьянского сословия, если его родители денно и ношно пахали на помещика, не имея ни возможности, ни времени, ни денег, чтобы выехать не только в, как сейчас модно говорить, геополитические и культурные центры Российской Империи, такие как Москва и Санкт-Петербург, но, возможно, даже в уездный город, то мог ли он видеть театры, картинные выставки, научные конференции, лекции в высших учебных заведениях, литературные выступления и т.п.? Сомневаюсь я что-то... Это всё было для людей голубых кровей. А большая часть крестьян до революции ни читать, ни писать не умела... И, собственно говоря, чему тут удивляться? Что человек увидел, о том и пишет.

Более того, и сейчас есть некоторые уникумы. Был у меня знакомый молодой человек (20 лет от роду) из посёлка Беково Пензенской области, приехал на заработки в Москву, работал охранником. Я его спрашиваю, ты знаешь, кто такой Андропов? Нет. А Черненко? Нет. А Брежнев? Ну, что-то слышал такое... Думаю, комментарии тут излишни. Только сейчас в своём невежестве виноват он сам и, в лучшем случае, его родители, а тогда в повальном невежестве простых людей была виновата система.

Насчёт экономического чуда США и Японии... Вопрос, безусловно, интересный. Не знаю, насколько это правда, я досконально этот вопрос не штудировал, но, как пишут многие экономические исследователи, США сверхдержавой сделали две мировые войны. Пока люди проливали кровь, США на этих войнах очень неплохо наживались за счёт продажи оружия, финансовой помощи воюющим странам (естественно, "под проценты") и т.п. Как я читал, после Второй мировой войны у многих стран был просто бешеный долг перед США. Даже приводились конкретные цифры, только я не помню, у меня с цифрами не очень. И, кстати, насколько мне известно, поставки по Ленд-лизу тоже были не безвозмездными: уцелевшая техника была возвращена Америки, а за остальную были уплачены деньги. Так что я бы не сказал, что Штаты как-то ощутимо финансово поиздержались. Скорее наоборот, очень неплохо нажились. Буржуев не обманешь, они никогда себе в убыток не сработают. Это не русский Ваня, у которого душа на распашку и который, как говорил прокурор, сыгранный Самойловым в фильме "Визит к Минотавру", через нищету свою мечтал весь мир накормить. Есть один закон, который действует в 90% случаев: чем богаче, тем жаднее. В своё время, когда Абрамович купил "Челси". ему задали вопрос, мол, почему бы Вам не купить какой-нибудь отечественный клуб, скажем, ЦСКА? У Вас денег немерено, на сто поколений хватит, чтобы не работать, а так поможете российскому футболу, и люди будут благодарны, и национальным героем будете. Неужели Вам это не нужно? На что он ответил, что да, мне это не нужно, мне нужно заработать ещё больше денег.

Что же касается Японии, тут тоже всё вполне объяснимо. Во-первых, как Вы сказали, безусловно, трудолюбие. А во-вторых, Япония после Второй мировой войны объявила себя демилитаризованной и неядерной державой, она сократила численность своей армии до минимально допустимого уровня, полностью отказалась от использования на своей территории и разработки ядерного оружия, да и обычного высокотехнологичного вооружения Япония почти не разрабатывала. Кроме того, в Японии не было масштабных космических программ, требующих вложений огромных средств. Насколько мне известно, на территории Японии нет ни одного космодрома (но не уверен), а главное уж точно японцы не вкладывали бешеных денег в освоение космоса с помощью орбитальных станций (как мы) и с помощью многоразовых космических челноков (как США). В результате, пока СССР и США тратили бешеные деньги на космос и гонку вооружений (что интересно, в 80-е годы в мире было 5 танковых армий, и все они принадлежали Советскому Союзу), Япония вкладывала деньги в развитие высокотехнологичного производства в области электроники и автомобилестроения. На этот счёт вспоминается известный американский фантастический фильм "Назад в Будущее-3", когда мальчик Марти прилетел из 1985-го года в 1995-й и общался там с учёным. Этот учёный (доктор Эмметт Браун), посмотрев на электронную деталь 1985-го года, говорит, что, мол, неудивительно, что она сломалась, на ней написано "сделано в Японии". На что Марти отвечает, что, мол, о чём ты говоришь, японские детали самые лучшие! То есть, получается, за 30 лет Япония в области электроники выросла от ширпотребного производителя до мирового лидера!

А что Вы можете сказать насчёт современного "китайского чуда"? Когда большая часть мирового производства сосредоточена в Китае. Когда китайская экономика развивается стремительными темпами. Когда уже сейчас многие китайские товары, даже их собственной разработки, являются лучшими по показателю "цена-качество". Даже автомобили. имея весьма низкую цену, уже вышли на вполне приемлемый качественный уровень. У меня дома почти всё, купленное за последние несколько лет, - китайское. От термоса до ЖК-телевизора. Будучи в начале и середине ХХ-го века весьма отсталой страной, Китай стремительными темпами рвётся в сверхдержавы. Просто Китай весьма выгодное место для сосредоточения производства: и по ГП, и по наличию дешёвой рабочей силы.

В своё время, лет этак пять назад, я читал одну очень интересную экономическую статейку, написанную профессором экономики. Так он там пишет, что люди, стоящие у руля Советского Союза, были не дураками и намерено держали рубль и закрытую экономику. Потому что, во-первых, как известно, у России всегда было только два союзника: армия и флот, а во-вторых, потому что Россия имеет не особо выгодное географическое положение для сосредоточения многих отраслей мирового производства. И он приводит конкретный пример. На Камчатке было сосредоточено масштабное хозяйство по добыче крабов, некоторых видов морской рыбы и прочих морепродуктов. Был госзаказ. Люди, работавшие в этой отрасли, получали большие деньги (от 500 рублей и выше). Но, вот незадача, эти деньги некуда было тратить! Поэтому доходило до того, что эти люди, так сказать, "пижонились". Например, было модно с утра слетать в Москву, скажем, в парикмахерскую, а вечером прилететь обратно. И все мечтали, чтобы открылся рынок, и чтобы они могли эти большие деньги в полной мере реализовать. В результате пришли к власти "демократы-реформаторы", "освободители народа от коммунистической диктатуры", цены отпустили, рынок открыли, всё, живите и радуйтесь! Но... Оказалось, что при рыночной экономике на Камчатке заниматься рыбным промыслом крайне невыгодно! Климат плохой, много денег уходит на отопление, энергоснабжение и т.п., да и транспортировка далеко не дешёвая! Как известно, сухопутной дороги с Камчатки до европейской части России нет. Поэтому гораздо дешевле закупать рыбу, выловленную в тёплых странах, и везти до Москвы ближе. Себестоимость такой консервы, приходящей в столицу, существенно ниже дальневосточной. В результате весь флот пришёл в упадок, и вожделенный "бизнес" тех рыболовов "накрылся медным тазом".

Так что, вот такие вот дела... А насчёт идеи построения нового социализма в России, я с Вами полностью согласен!

Ещё раз прошу прощения за задержку в прочтении Вашей статьи!

С уважением, Павел.

Павел Юрченко   18.03.2012 21:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Это очень интересный анализ. Я много размышлял на эту тему и тут есть о чем поговорить, при том весьма серьезно. Сейчас, в данный момент, я не располагаю достаточным временем для подъема этой темы - ведь помимо письма еще требуется глубокая аналитика важнейших аспектов темы. Я надеюсь, что я еще вернусь вскоре сюда и смогу изложить ряд соображений, на которые хотел бы получить реакцию и с вашей стороны.

Чёрный Леопард   28.10.2011 10:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

С такой стороны на наши современные мировые проблемы я ещё не смотрел. Спасибо за глубокий анализ. Благодать не покидала Россию и в ХХ-м веке, не покинет и в веке нынешнем, это при всех мировых неурядицах и взлётах новых сверх-Держав. По многим пророчествам, Отечество с честью выйдет из всех грядущих испытаний и передряг. Благодарю за вдумчивое отношение к урокам Истории - во Славу матушки-России! С теплом,

Виктор Фесенко   27.10.2011 22:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Люблю, зимой, восторженную Зеру,
Что в сад зовёт, мол, персик там созрел.
Ах, детка, на окне раздвинь портьеру,
Взгляни, как сад под снегом тих и бел!

С почтением, Ник.

Ник Борхонэ   25.10.2011 21:52     Заявить о нарушении
Ой,спасибо,за стих,так неожиданно созвучный блоковскому "Соловьиному саду":

Каждый вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот,
И она меня, легкая, манит
И круженьем, и пеньем зовет.

И в призывном круженье и пенье
Я забытое что-то ловлю,
И любить начинаю томленье,
Недоступность ограды люблю.

И персики,и снег,тихий и белый-в числе моих особых радостей.Но я поняла Ваше иносказание:не время,да?Взбалмошная Королева требовала подснежников на Новый год.
А,может быть,Вы хотели сказать иное:радуйся жизни,как она есть-раздвинь портьеру,взгляни на это чудо-жизнь во всем богатстве.И не грези иллюзиями миропереустройства, в чем меня уже упрекали.У всех своя правда,и никто не владеет ею во во всей полноте.
А за замеченные опечатки-отдельное спасибо.

Зера Черкесова 2   25.10.2011 20:44   Заявить о нарушении
У Вас проницательный ум и богатая фантазия. Грезить не грех, но добродетель. Только --- вино грёз должно выдерживаться в бочках, склёпанных из мудрости ожидания.

Желаю Вам счастья и успехов в жизненном пути!

Ник Борхонэ   25.10.2011 21:23   Заявить о нарушении
Взаимно.Благодарю.

Зера Черкесова 2   25.10.2011 21:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Интересная статья - хотя и спорная.

Но что бесспорно - Эвальд Васильевич Ильенков, действительно, был честным и искренним человеком.
Писал (почти гениально писал) в силу своих убеждений - это отмечают все, кто его знал по жизни.

Если же по теме - встречал и такую оригинальную попытку осмысления.
Возможно, она Вас может заинтересовать - http://www.ckp.ru/biblio/p/platonov/ac/index_ac.htm

Ад Минус   25.10.2011 07:45     Заявить о нарушении
Спасибо.Я студенткой много читала Ильенкова-наряду с ЛОсевым.Как современных классиков настоящей Диалектики.Отдавая,однако,предпочтение Ильенкову в силу его стиля.Лосев сложнее для восприятия.Сейчас перечитываю и удивляюсь глубине и неординарности философского пера Э.Ильенкова,пророческим работам о марксизме,звучащим так по-новому. Гениально писал-да,Вы правы."Космология духа"-одна чего стоит,несмотря на небольшой объем:редкий шедевр научно-философской прозы.
Предложенную моему вниманию книгу"После коммунизма"скачала,прочту-поделюсь суждениями,спасибо.

Мне важно и то,что моя статья для ВАс -"спорная"-впрочем это общая оценка всех,кто ее читал.Ведь и тема-не из однозначных,не так ли? Это наш путь,котрый нам еще только предстоит по настоящему осмыслить.

Зера Черкесова 2   26.10.2011 05:46   Заявить о нарушении
У Ильенкова я читал практически все - что было опубликовано.

А его "Космология духа" интересна еще тем, что проливает дополнительный свет на обстоятельства смерти Эвальда Васильевича - хотя написана задолго до его ухода из жизни в 1979-м
Как бы то ни было, из всех советских философов-марксистов он, пожалуй, единственный, кто так глубоко понимал и так хорошо владел диалектикой - это моя личная точка зрения.

Кстати, "С. Платонов" - автор книги, ссылку на которую дал - это не реальный автор, а псевдоним авторского коллектива.
С одним из соавторов довелось встречаться - он рассказывал, как создавалась эта книга.

К сожалению (это его оценка) тогда она прошла почти незамеченной - в моде был уже отнюдь не марксизм.
Но в плане настоящего осмысления пути - значения своего не потеряла до сих пор.

Успехов!

Ад Минус   27.10.2011 07:18   Заявить о нарушении
Благодарю.Лаконично,однако.Не могли бы пояснить какие тезисы или хоть один-показался Вам любопытным?А у ВАс есть образцы гражданской лирики?А из просто лирики-что считаете у себя лучшим:мне некогда и неохота перепахивать тысячи стихов,а отыскать что-то стоящее-хотелось бы.Кого же спроситть об этом,как не автора?

Зера Черкесова 2   25.10.2011 01:23   Заявить о нарушении
Мне вся статья показалась любопытной...) Думаю, что России возможно вернуться к марксизму... Только к обновленной теории, без революции и "диктатуры пролетариата"...)

Полиграфф   26.10.2011 00:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Здравствуйте Зера!
Ваша убеждённость вызвала у меня уважение.
Но в то , что вы верите - сожаление.
Не буду впадать в сферу дискуссий.
Скажу только одно: Вы неизлечимо ошибаетесь.
Марксизм - умнейшее учение, но не для человека...
Структура коммунизма - древнейшее пожелание
многих эпох , но стоит только ,пусть самому
прогрессивному человеку стать во главе этого движения,
и оно тут же превращается в маразм...
Все , кто находятся на дне общества - хотят равенсва во всём.
Но стоит им приподняться на этаж выше , и они забывают о
равенстве. Так было . Так есть . И так будет.....!!!

Александер Межберо   11.10.2011 10:29     Заявить о нарушении
Вы как раз продемонстрировали справедливость второго эпиграфа моей статьи:марксизму противостоит не другая доктрина,а отсутствие доктрины.И те кто не принимают коммунистического идеала-впадают в социальный пессимизм.
"Все , кто находятся на дне общества - хотят равенства во всём"-утверждаете Вы.В этих словах сквозит сугубая классовость.До сих пор в Индии существует кастовая система и миллионы индусов убеждены в ее божественой справедливости и вечности.Из Ваших слов видно,что демократическая Америка в этом смысле сегодня не намного дальше ушла от Индийского феодализма.Дно общества,классы париев есть и у Вас? А как же прославленная американская демократия и равенство стартовых возможностей и гражданских прав всех без исключения граждан США?Де-факто же Вы признаете лживость,или,по крайней мере,большую относительность этих деклараций,коль скоро утверждаете,что в этой стране обетованной все же были,и есть,и даже,по Вашему убеждению,-навеки останутся-"этажи общества",то есть классовая система;и что низшим классам следует напоминать их место.
Спасибо,что Вы признаете марксизм"умнейшим учением"-все ,что создается умнейшими представителями рода человеческого-для человечества,его развития и прогресса.В противном случае,это пустые игры разума.Если же Вы настроены пессимистически:"умно,но не для человека"-значит,Вы невысоко ставите человечество,сомневаясь в его способности к сознательному развитию.К осознанию своих ошибок и их исправлению.70-летний опыт -впервые в многотысячелетней истории!-социализма-был полон ошибок и трагедий.Что же теперь:признать поэтому идеалы ложными,остановиться в развитии на уровне,который даже Вы из своего далёка обетованного края признаете вполне соответствующим человеческой природе,то есть полным неистребимых пороков и греховности(если выражаться в религиозном стиле)? Или:всем вместе осмысливать пройденные пути,понять в чем заблуждались,где неверно выстроили концепции развития,как по-новому трактовать теорию и "обустраивать Россию".Вы-русский человек(неважно какой национальной принадлежности,пишите-то по русски и для русского читателя)-и Вы не должны ставить себя вне этого контекста.Десятки лет Русская Белая эмиграция по всему миру,включая американские общины-осмысляла историю России,"трагедии революции",искала новых путей -духовно не мысля себя вне связей с Родиной.В годы Великой Отечественной войны русская Белая эмиграция помогала России средствами и влиянием на финансовые и политические круги США-сознательно отставив на время ненависть к сталинскому режиму и коммунизму:Родина в опасности! Сегодня положение России не менее драматично.
А в общем,спасибо за отзыв и за уважение моей убежденности,хотя и несогласие.

Зера Черкесова 2   11.10.2011 22:10   Заявить о нарушении
Зера! Ваше проникновенняя мечта
и вера в социализм останется только
мечтой , к сожалению.Особенно для России.
Прошло то время , когда я верил в эту сказку...

Александер Межберо   12.10.2011 02:08   Заявить о нарушении
Александру Межберо.Может быть,Вы и правы,кто может доподлинно знать Будущее,каким бы логическим оно не представлялось тем и другим.Если бы евреи Германии знали-странно,что не замечали очевидных тенденций!-о своей национальной участи в начале 30-х 20в.-Трагедии еврейства-немецкого,польского,украинского,российского-можно было бы избежать.
Но алчность капиталистического мышления Круппов и Ротшильдов,выполнявших военные заказы нацистов-победила здравый смысл и затуманила ясность грядущего.Эти ненасытные буржуи подставили собственный народ.
Мне чудно,ей-богу,что Вы и Ваши соплеменники с такой яростью выступаете против коммунистического идеала и перспектив марксистской идеологии,основанной на научном анализе общественого развития-при том,что Маркс был ...И вся большевицкая рать,равно меньшевистская.Вся Ленинская гвардия-правительство 20-х-сплошь из этого "богоизбранного "племени.А теперь что же:растеряли пассионарность,ударились в другую крайность:обожествление капитала,эксплуатации и интервенций.
Но свято место пусто не бывает.Евреи возненавидели собственный идеал,штыками и картечью когда-то навязанный народам.Однако,в сознание народов ,прежде всего бывшего СССР, этот идеал в очищенном и облагороженном виде занял место изгнанных религий.Я это знаю-а Вы не понимаете,потому что вне контекста,оттого и удивляетесь "фантазиям-утопическим мечтам".Это не фантазии и утопии-а реальный пассионарный менталитет нашей павшей империи,которая однажды взорвется Сверхновой звездой на планете.Если Сердечное Согласие Северо-атлантического альянса сумеем не допустить к своим рубежам.
Вы не верите"в эту сказку".Это Ваш частный случай.И -разделение Вами мифологии советской эмиграции.Мы же,вскормленные высшими идеалами и не упоенные материальным блеском и духовной нищетой Запада-видим свои перспективы по своему.И имеем на то полное право.

Зера Черкесова 2   12.10.2011 20:16   Заявить о нарушении
Конечно , Зера.
Милая девушка, позвольте мне вас так называть.
Конечно вы имеете право на свои понятия...
Я никогда не восхищался политическим разумом
еврейских достижений.
Глубоко уверен, что восстание против Рима было
глупым и гнусным поступком идиотов , а не разумными
евреями того периода.
И таких поступков было очень много...
Для меня евреи , это прежде всего толпа разноплемённых
народов, обиженных фараоном и объединившихся вокруг
Моисея ушли из Египта в поисках своей страны...
Разноплемённых....
Что из этого получилось, мы уже знаем...
На протяжении веков эта масса людей подвергалась
огромным чисткам... Слабые, больные и глупые погибали.
Те кто сегодня сохранился, умные , сильные и успешные.
Этот естественный отбор создал одну из умнейших наций
планеты.
Такого отбора не знал ни один народ планеты.
Поэтому , ещё столько идиотов сохранилось среди других наций...
Нужно ли за это обвинять народ Торы, который её почти не знает?

Александер Межберо   12.10.2011 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Весьма интересно. Прекрасно отличается от банальностей Стихиры. 1917 год был выбором народа. И сводить его к дворцовому перевороту могут только недалекие люди, не знающие истории и не уважающие свой народ.

O.S   08.10.2011 20:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «Взрыв сверхновой звезды России» (Зера Черкесова 2)

Некоторые мысли-алмазы, хотя чтобы воспринять их, надо действительно не находиться во власти социального пессимизма

Елена Астра   06.10.2011 12:44     Заявить о нарушении
Очень понравилось, как Вы написали.

Елена Астра   06.10.2011 12:45   Заявить о нарушении
Хотятак и не могу понять, почему Вы называете "сверхразвитой" Германию 1870-х. Да, был подъём, но до этого какая отсталость? Раздробленные княжества? Или Вы скажете (уж не думаю), что российские историки и тут привирают сознательно?

С уважением,
Е.А.

Елена Астра   06.10.2011 13:00   Заявить о нарушении