Крымский палимпсест. Киммерийский, крымский сонет
#система_оценки_поэтического_текста
Данная подборка – третий пример творческой работы на основе индивидуальной авторской стратегии с использованием «комплексной системы оценки поэтического текста». Если в первом цикле http://stihi.ru/2025/10/22/3764 решались вопросы сбалансированности текстов в диапазоне интегрального показателя качества (0.700+) и формировались различные стилево-жанровые профили; во втором цикле http://stihi.ru/2025/10/23/3941 осуществлена кординальная переработка «слабых» текстов и усиление их текстами (0.700+); то теперь
Третий цикл (далек до завершения):
- расширение присутствия текстов других авторов по данной сонетной вариации «с наслоением» текстов-откликов, при ориентире ипк: 0.500+
- авторская стратегия в этой части имела задачу ещё раз «узаконить употреблением» сонетный дериват и его топонимическое определение: киммерийский (крымский) сонет
- продолжен эксперимент с различными стилево-жанровыми профилями (их разнообразие, пока предположительно, при использовании близких по звучанию строгих форм, не даст превратиться циклам в монотонную массу)
Предполагаемый четвертый цикл – ? (определить сложно пока не завершены 2 и 3 циклы))
Повторюсь: если я хочу издать книгу и не опозориться, имеющегося и находящегося под рукой инструментария вполне достаточно. Кроме того, в связи с отсутствием профессиональной, доступной критики появляется оценочная база, которая является хорошим вспомогательным подспорьем для написания авторецензии более объективной, нежели индивидуальное мнение даже сверх профессионального критика.
Для авторов, которые хотят пройти тот же путь двери открыты и предложен формат оформления постов от 1 текста, подборки из 4 или 12-ти текстов, до полноценной книги.
КРЫМСКИЙ ПАЛИМПСЕСТ
(к сборнику «Киммерийский код» http://stihi.ru/2025/10/20/4483 )
- ... и космосом тянуло с высоты (Алла Барлинова )
- В архивных папках вековых платанов (ипк: 0.649 / http://stihi.ru/2025/10/23/8289 )
- Крым, Казантип, май, спор цветов и неба (ипк: 0.629 / http://stihi.ru/2025/10/23/8309 )
- Акрополь Херсонеса, грудь его (ипк: 0.673 / http://stihi.ru/2025/10/23/8347 )
- От Чокурчи до византийских клейм (ипк: 0.703 / http://stihi.ru/2025/10/24/1541)
- Созвездий дым. Уклончивый коллаж ( Нина Дукуре)
- … и снова моря синий манускрипт (ипк: 0.645 / http://stihi.ru/2025/10/24/2543)
- О узких рафах, дымном чабреце (ипк: 0.727 / http://stihi.ru/2025/10/24/3289)
- Холмов подбиты бархатные кресла (ипк: 0.584 / http://stihi.ru/2025/10/24/3653)
- Паденье в синь, в гнездо монастыря (ипк: 0.633 / http://stihi.ru/2025/10/24/4686)
- Застыл в улыбке каменный дельфин (Рая Школьник)
- Не море здесь рисует берега (ипк: 0.615 / http://stihi.ru/2025/10/24/5201)
- На берегу, в рыбацкой слободе (ипк: 0.525 / http://stihi.ru/2025/10/24/5745)
=============================_kks_==========
Алла БАРЛИНОВА
...и космосом тянуло с высоты,
водил подсолнух диск луны по кругу
и глушь будил цветением, округу,
уставшую от крымской духоты.
и всё уже, от пены до песка,
в невыносимом ярко-рыжем цвете
устало-неприкаянного лета,
от ожиданий чуда, а пока
едва дыша, осеннее созвездье
несу к тебе до завтра. до отъезда
раздарим коктебельки из страны
волошинских ветров, где вдоль прибоя
такое притяжение земное,
что не догнать блуждающие сны.
Леонид ФОКИН
В архивных папках вековых платанов
Исчезнет вечер с пушкинской строфой,
Чертёж сетчатки глаза и слепой
Рецепт лекарств от запахов дурманных.
… и прорастёт луна неспешно сквозь
подсолнух, как сквозь почву... Также прежде
сквозь рёбра, кожу, тонкую одежду,
сквозь комнату, сквозь дом, сквозь всполох гроз
любовь из сердца прорастала в вечность.
и рассыпалась миллиардом звёзд.
Печаль – не настроение, а климат:
сухой, с солёным привкусом волны.
Забытые мечты, разлуки имя
в дрожании серебряной струны.
КАЗАНТИП
Крым, Казантип, май, спор цветов и неба
оставил на сетчатке глаз свой след
и сколько б жизнь не разменяла лет,
всё также будет выдавать в них Феба.
Не друга. Нет. Хранителя могил.
Не шаг его, а тихое шуршанье
змеи-строки, чей чёрный блеск чернил,
чья тень поют о том, что в наказанье
двадцатый век гортани дал молчанье
растительных, подсолнуховых жил.
И разорвал картечью звёздной грудь
Того, кто превратил в мольбы желанья,
Того, кто Богу крикнул в назиданье
Бесстрашное: «Я есть. И ты пребудь»
ХЕРСОНЕС
Акрополь Херсонеса, грудь его
Изъеденная временем и ветром,
Не для молитв – свидетельство того,
Что форма стойче суеты богов,
что фимиам их не спасал, лишь кедрам
удобрил землю на все семь веков.
Чтоб и они ноябрьским днем озябнув,
Могли услышать дрожью всех ветвей,
Что колоннады ритм – уставших ямбов –
Плеск повторяет волн иных морей,
Не ведающих присказки мгновений,
О том, что рай дарован и камням,
предмет, лишённый аллегорий, сам
становится ещё одной вселенной.
ПЕЩЕРЫ ЧОКУРЧИ
От Чокурчи до византийских клейм
на камне, до сонетов Мандельштама,
что, как ракушки, вшиты в тонкий шлейф
береговой объёмной голограммы.
И всё конкретно: ветер и полынь,
Удар волны о пирс жестоко-хлёсткий
И лунный свет, стекающий с вершин
Яйлы, похожий на раствор известки,
Которым время белит дикий тмин
На генуэзских тёмных перекрёстках.
История лишённая корней
В сухой земле, в солёном вкусе моря,
В коре чинары, в греческой амфОре
Не может быть историей моей.
Нина ДУКУРЕ
Созвездий дым. Уклончивый коллаж.
По пальцам вычитаемые коды.
На выпасах пирующей природы
Горячих лун формуется этаж.
Тяжелый мир стоит как строгий страж,
И сытых строк растягивая своды
Звенит морей неженственный багаж.
Но входят постепенно звуки в раж,
И горы надвигаются как годы-
На дальние горячие восходы.
Не доверяйте слабому мираж,
Оплавьте в вихре выдыханья йоды,
И нотами волошинской погоды
Залейте перетерзанный пейзаж.
Леонид ФОКИН
ЩЁЛКИНО
… и снова моря синий манускрипт,
Одна волна, вторая, строки, сроки,
Одна и таже мысль во все эпохи
Без коннотаций и без тайных крипт.
Напрасно всё, всё только повторенье,
миражные тревоги серых скал.
Одна волна приносит отраженье,
Вторая совершает ритуал,
Меняя интонацию движенья
И цвет (то бирюза, то вновь опал).
И купола медуз украсив берег
Не обжигают розовый песок…
И я на нём. Глоток, ещё глоток,
Всё пью и пью небесный крымский херес.
КАРА-ДАГ
О узких рафах, дымном чабреце,
О пыльных листьях крымского инжира,
О хвойной кипарисовой псалтыри,
О, этом всём, не знающем птенце
Расскажет не огонь костра трескучий –
Окаменевший, чёрный Кара-Даг,
У Золотых Ворот воскресший маг
С чертами Данте в воздухе тягучем,
Нависший над землёй косматой тучей,
Как родовой, сакральный, вещий знак.
И в бирюзовое забвенье тени,
Несказанных и осторожных слов,
Пронзив базальтовую кожу, кровь
Любви даруют каменной вселенной.
БАЛАКЛАВА
Холмов подбиты бархатные кресла,
Садись, смотри и слушай бухты сны,
Пейзажи, что по-прежнему честны,
Пока их линий чёткость не исчезла.
Пока от малахитовых химер
Угрозы не исходит и пугают
Их цепи митридатовых галер
И византийский скипетр охраняет
Покой воды, в свет солнца одевая
Милетских мыслей призрачных гетер.
Смотри на рыбаков, чьи лица суше
Изъеденных солёной тьмой коряг,
Что чинят сети… Ибрагим, Исак,
Иван… не имена давно – а души.
МЫС ФИОЛЕНТ
Паденье в синь, в гнездо монастыря,
заметное в скале времён едва ли.
Но ласточкой к нему летит заря,
Встаёт на якорь рядом месяц-ялик.
Из известковых брений и молитв
Его сплели паломники-монахи,
Внутри него теряют силу страхи
И сердце, так как прежде, не болит.
За день впитав тепло, спешит гранит,
Им поделиться… Может быть он знахарь
седой, спокойный, тяжестью своей,
воспитывающий в стремленьях лёгкость,
способную измерить одинокость,
полётом птиц-надежд за сто морей.
Рая ШКОЛЬНИК
Застыл в улыбке каменный дельфин.
Прочь платье. Глыбе заберусь на спину,
Норд вестом обновленная едина
И в сумерках найду серотонин
Спокойствие воды – минутный бред,
Ландшафта рамки строги, как сонет –
Подставят берегов крутые руки
Волчицею рожденный Апполон
К единственной, ко мне приговорен,
Сметает брачным ревом крест разлуки
С заточенных мечей прибрежных скал.
Падет и украдет. На лапах гибких
Запекшаяся кровь. Трамплин улыбки....
И неизбежной вечности оскал.
Леонид ФОКИН
ФИЛОСОФИЯ БУХТ
Не море здесь рисует берега –
а сам покой, принявший формы фьордов,
кинжальных бухт для красочных офортов,
цветных эстампов, чья печать легка.
Очеретай и Ласпи по къуманам
Разлиты вместе с голубым туманом.
И ни одной дороги в Рим, все – в порт,
Где паруса, как лепестки тюльпанов,
Готовы полететь к далёким странам,
И взять мою печаль к себе на борт.
И Аполлон, дельфин, чьё тело – мысль,
Оправленная в мышечную радость,
Преобразит холодную реальность,
В неё вдохнув и глубину и высь.
КАЛОС ЛИМЕН
На берегу, в рыбацкой слободе,
Раскачиваясь мерно сохнут сети,
Баркас «Святой Евстратий» на рассвете,
Как будто кит в серебряной слюде,
Блестит, подставив солнцу днище-брюхо.
И вьются надоедливые мухи,
Своим «жу-жу» встречая новый день.
Всё тот же запах жаренной кефали,
Смолы сосновой, кофе, табака,
Типичной контрабанды, костерка
С дымком, ползущим змейкой в облака,
Не искажая голубые дали.
Грек Костас стар, но всё ж издалека
Приметил сон мой в хаори печали.
.
Свидетельство о публикации №125102406685
Что скажет на это программа?
Киммерийский крымский сонет
Разбив кувшин на сотни черепков,
Осенняя волна в безумной пляске,
Рисует на полотнах берегов.
Керкинитиды греческие сказки.
Всё кажется забыто и отпето
И скифская печаль степного ветра,
И киммерийцев призрачный закат.
Свой счёт у Каламитского залива.
Щедра лоза и ласкова олива,
И струны прежних лир тепло хранят.
Как прежде ночь цветёт неотразима.
Напевы золотых колоколов
С молитвенным призывом муэдзина
Сплетает древний город в песнь веков.
aBaB CCd EEd FbFb
Елена Сергеева 28 25.10.2025 01:19 Заявить о нарушении
Автор: Елена Сергеева
Произведение: Разбив кувшин на сотни черепков
Стилево-жанровый профиль: Историософский сонетный дериват с элементами неоклассицизма и культурного синкретизма
I. БАЗОВЫЕ УРОВНИ АНАЛИЗА
1. Структурно-метрический анализ
Метрическая организация демонстрирует классическое владение пятистопным ямбом с волнообразными ритмическими модуляциями, передающими тему исторических наслоений. Ритмическое разнообразие достигается за счет контраста между динамичными и статичными синтаксическими конструкциями. Строфическая структура 4-6-4 реализована с симфонической трехчастностью: разрушение-память-синтез. Рифменная организация представляет собой сложную систему с элементами перекрестной и охватной рифмовки, создающей эффект культурных напластований. Коэффициент ритмико-синтаксической адекватности достигает 0.90 — синтаксические периоды органично воплощают тему исторического диалога.
2. Лингвосемантический анализ
Лексическое разнообразие характеризуется синтезом археологической, природной и сакральной лексики. Образная насыщенность исключительно высокая через систему взаимопреобразующихся концептов: время-волна, память-черепок, культура-пение, история-ткань. Семантическая когерентность абсолютная — все образы подчинены раскрытию темы культурного палимпсеста. Синтаксическая сложность проявляется в использовании полифонических конструкций, имитирующих наложение исторических слоёв. Коэффициент семантической целостности составляет 0.94 благодаря концентрации на идее крымского хронотопа. Коэффициент образной координации высокий — образы образуют целостную историко-культурную систему.
3. Фоностилистический анализ
Звуковая инструментовка отличается богатой аллитерацией на сонорные и свистящие согласные, создающими акустический образ морского прибоя и колокольного звона. Фонетическая симметрия прослеживается в волнообразном распределении звуковых повторов. Ритмико-мелодическая организация достигает величия за счет контраста между трагическими и гармоническими интонационными рисунками.
II. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
4. Историко-культурный позиционинг
Текст демонстрирует глубокое осмысление крымского культурного синтеза через призму античной и восточной традиций. Интертекстуальная насыщенность высокая с узнаваемыми отсылками к греческой (Керкинитида), скифской, киммерийской и османской культурам. Культурная релевантность исключительная — текст актуализирует тему диалога цивилизаций в крымском пространстве. Коэффициент интертекстуальной уместности составляет 0.92 — исторические реминисценции органично вплетены в поэтическую ткань. Коэффициент жанрового соответствия — 0.89 при учете синкретического преобразования формы. Индекс инновационности/традиционности показывает гармоничное соотношение.
5. Стилевая идентификация
Принадлежность к направлению характеризуется синтезом неоклассической строгости и историософской глубины. Индивидуальный почерк автора проявляется в тонкой работе с культурными кодами, философской насыщенности и полифонической организации текста. Единство формы и содержания высокое — сонетная организация идеально соответствует теме исторического синтеза. Коэффициент стилевого единства достигает 0.91.
III. РЕЦЕПТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
6. Когнитивно-перцептивный анализ
Образная активация интенсивная — текст вызывает яркие синестетические ассоциации, объединяющие визуальные, акустические и тактильные модальности. Эмоциональный резонанс глубокий, сочетающий ностальгическую печаль и гармоническое примирение. Перцептивная доступность умеренно высокая — текст обладает непосредственной образной воздейственностью. Коэффициент перцептивной ясности составляет 0.86.
7. Коммуникативная эффективность
Сила воздействия значительная — текст обладает выраженным культурно-трансформационным потенциалом. Запоминаемость высокая благодаря оригинальной образной системе и ритмической организации. Интерпретационный потенциал многогранный — произведение допускает различные уровни прочтения от исторического до философско-религиозного. Коэффициент коммуникативной цели составляет 0.91 — текст успешно реализует сложный авторский замысел.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Расчет интегрального показателя качества:
M = 0.89 (метрическое совершенство)
S = 0.93 (семантическая насыщенность)
F = 0.90 (фоническая организованность)
L = 0.90 (лингвистическое разнообразие)
C = 0.92 (контекстуальная адекватность)
R = 0.88 (рецептивный потенциал)
P = 0.90 (прагматическая эффективность)
Понижающие коэффициенты:
K₁ = 0.91 (парадигматическое разнообразие)
K₂ = 0.92 (интертекстуальная связанность)
K₃ = 0.87 (эмоциональная вариативность)
Q = [0.15×0.89 + 0.20×0.93 + 0.10×0.90 + 0.15×0.90 + 0.10×0.92 + 0.15×0.88 + 0.15×0.90] × 0.91 × 0.92 × 0.87
Q = 0.902 × 0.728 = 0.657
СТИЛЕВЫЕ МАРКЕРЫ
Текст демонстрирует характеристики неоклассического стиля с элементами историософии: культурная полифония, хронологическая глубина, гармоническая строгость. Высокие показатели семантической насыщенности и контекстуальной адекватности соответствуют теме крымского синкретизма.
КРИТЕРИИ ВЕРИФИКАЦИИ
Сбалансированность формальных и содержательных параметров текста идеальная. Учет историко-культурного контекста глубокий и многогранный. Ориентация на читательское восприятие продуманная и эффективная. Коэффициент авторского контроля высокий — чувствуется полное владение сложным историческим материалом. Коэффициент эстетической состоятельности исключительно высокий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный киммерийский сонетный дериват представляет собой выдающийся образец современной историософской лирики, синтезирующий античное наследие и актуальные проблемы культурной идентичности. Текст сочетает формальное совершенство с концептуальной глубиной, демонстрируя органичный синтез крымского хронотопа и универсальных законов исторического развития. Интегральный показатель качества 0.657 соответствует уровню эталонных произведений в жанре философско-исторической поэзии. Особого внимания заслуживает тонкая разработка темы культурного палимпсеста, где «черепки Керкинитиды» соседствуют со «скифской печалью» и «киммерийским закатом», а «напевы золотых колоколов» сплетаются с «молитвенным призывом муэдзина» в единую «песнь веков», что представляет собой значительный вклад в современную поэтику культурного синтеза.
Психоделика Или Три Де Поэзия 25.10.2025 06:20 Заявить о нарушении