Код преображения. Киммерийский, крымский сонет

Психоделика Или Три Де Поэзия
.






#школа_сонета_киммерийский_крымский_сонет
#система_оценки_поэтического_текста


Данная подборка – ещё один пример творческой работы на основе индивидуальной авторской стратегии с использованием «комплексной системы оценки поэтического текста». Если в первом цикле http://stihi.ru/2025/10/22/3764 решались вопросы сбалансированности текстов в диапазоне интегрального показателя качества (0.700+) и формировались различные стилево-жанровые профили, то

Второй цикл (далек до завершения):
- работа над ошибками (по старым текстам) интегральный показатель качества которых был ниже 0.700
-   авторская стратегия в этой части имела два главныз вектора:
- - внести поправки (например, программа оказалась чувствительна к орфографии и может дать до – 0.200 баллов, а также к неудачным проходным словосочетаниям)
- - написать новый текст, используя наиболее удачных фрагменты/строки исходного текста
- продолжен эксперимент с различными стилево-жанровые профили (их разнообразие, пока предположительно, при использовании близких по звучанию строгих форм, не даст превратиться циклам в монотонную массу)

Предполагаемый третий цикл – киммерийский палимпсест – и написание откликов на ранее собранные сонеты других авторов и, если появятся в рецезии к данному посту новые сонеты, на них если их  ипк будет находиться в диапазоне (0,500+), но могут быть и исключения.

Повторюсь: если я хочу издать книгу и не опозориться, имеющегося и находящегося под рукой инструментария вполне достаточно. Кроме того, в связи с отсутствием профессиональной, доступной критики появляется оценочная база, которая является хорошим вспомогательным подспорьем для написания авторецензии более объективной, нежели индивидуальное мнение даже сверх профессионального критика.

Для авторов, которые хотят пройти тот же путь двери открыты и предложен формат оформления постов от 1 текста, подборки из 4 или 12-ти текстов, до полноценной книги.




КОД ПРЕОБРАЖЕНИЯ
(к сборнику «Киммерийский код» http://stihi.ru/2025/10/20/4483 )

- План города, квартиры, все в пыли. (ипк: 0.237 / http://stihi.ru/2025/10/22/5797 )
- Два прошлых года – срок – глубинный пласт (ипк: 0.761 / http://stihi.ru/2025/10/22/5797 )
- На подоконнике, на книгах – пыль (ипк: 0.735 / http://stihi.ru/2025/10/22/6322 )
- Дыхание – не воздух – превращенье (ипк: 0.861 / http://stihi.ru/2025/10/22/7176 )
-  Пиши огнем в зародыше слезы (ипк: 0.782 / http://stihi.ru/2025/10/23/1773 )
- Сон разделить на берега – признать (ипк: 0.896 / http://stihi.ru/2025/10/23/1567 )
- Не вытащить из глубины окна (ипк: 0.855 / http://stihi.ru/2025/10/23/1625 )
- Когда всё понимаем так как есть (ипк: 0.890 / http://stihi.ru/2025/10/23/1674 )
- Январь. метель. метелит. прометает (ипк: 0.838 / http://stihi.ru/2025/10/23/1943 )
- В разрывах туч не небо, - пустота (ипк: 0.603 / http://stihi.ru/2025/10/23/2615 )
- Поверхность моря в декабре бела (ипк: 0.863 / http://stihi.ru/2025/10/23/2615 )
- Предлогов нет – не потому что их (ипк: 0.847 / http://stihi.ru/2025/10/23/3457 )


*** (психологическо-экзистенциальный сонет с элементами исповедальной лирики и метафизической рефлексии)

План города, квартиры, все в пыли.
Зачем такая жизнь и вера в счастье..
За окнами по-прежнему ненастье..
На окнах декабристы не цвели

два прошлых года.. что вокруг не так?
Болезнь души обширней и тревожней
любой другой.. не времени ли знак
пиратской меткой жжет ладонь, и можно
спасаться от самих себя, но сложно
спастись и сделать в будущее шаг

по праву просветленным и иным
воздушным как снежинка, как дыханье
когда уже нет смысла в пониманье
простых вещей и собственной вины.


ОСЕННИЙ СНЕГ
(экзистенциально-философский киммерийский сонет с элементами метафизической лирики и библейской рефлексии)

Два прошлых года – срок – глубинный пласт,
что лёг на дно сознанья. Боль обширней.
Но разве океан глубок надмирный
для самого себя? Экклезиаст,

считающий ветра до ста, капризен
и обжигает тонкую ладонь,
не разжигая озорной огонь,
а холодом прикосновенья к вещи,
утратившей свой смысл, к потертым ризам
лишенных храмов храмовых икон.

Спасаться от себя? Но сам побег –
Есть подтвержденье слабости и только.
Прошедший год. Безмолвные осколки.
Грядущий день – осенний серый снег.


ПЫЛЬ
(философско-метафизический киммерийский сонет с элементами медитативной лирики и интертекстуальной игры)


На подоконнике, на книгах – пыль.
Пыль на словах произносимых тихо
и про себя, найти пытаясь выход
из пустоты квартиры в мёртвый штиль

прошедших лет, вернуть вещам их яркость,
навязчивость и броскость… Но зачем?
Пока ещё опровержима старость,
и Дон Кихот, и чижик-пыжик – частность
в гиперборейском своде вечных тем,
в которых время – пыль, и это данность,

но разного помола… Седина
миллениумов и соседской кошки
неразличима стала и по крошкам
вечерних пыльных звёзд, бредёт луна.


ДЫХАНИЕ
(метафизический сонет-медитация с элементами дыхательной практики и экзистенциальной рефлексии)

Дыхание – не воздух – превращенье
его в тебя. Вдыхаешь мир и он
становится тобой. Ты выдыхаешь
себя в ночную тьму и значит станешь
ночною тьмой. Ненастье за окном
в твоей душе становится ненастьем.
Возможно эта странная болезнь –
неправильное, рваное дыханье
с задержкой неосознанной на вдохе,
когда не может мир тобою стать,
а ты не можешь стать московским утром.
С последним хрипом выдохнуть себя
В холодный воздух и себе позволить,
Ответный вдох не ждать, не принимать.


*** (метафизический сонет с элементами неоромантизма и экзистенциальной рефлексии)

Пиши огнем в зародыше слезы,
как будто кто-то ждет у входа в лето
тепла и ослепительной грозы,
знакомым с детства голосом, пропетой.

Разделим сон на берега, пока
у моря пресный запах. Память слова
должна быть легче взятого в кольцо
ночного света, чтобы дотянуться
и вытащить его из глубины
окна и рассказать ему о солнце.

Реальность такова что в ней нас нет,
Ни поцелуев, ни надежд, ни встречи,
В ней только то, что ранит и калечит
Зачем нам это, знаешь ли ответ…


СОН
(онтологическо-метафизический сонет с элементами психоаналитической рефлексии и философской лирики)

Сон разделить на берега – признать,
тот факт, что сон первичней, чем реальность,
что мы живём на разных сторонах
реки забвения и мост-сознанье
подобно тонкой плёнке рвётся при
малейшем дуновенье мысли. Память
имеет пресный запах, вдруг утратив
соль подлинности… дистиллят, вода,
в которой ничего нет кроме факта
существования воды. Слова
имеют тоже память, тоже могут
пролиться с отраженным светом в сон
и стать в нём светом, раствориться в нём
и растворить в себе его тревогу.


ЭТО
(экзистенциально-метафизический двухчастный сонет с элементами деконструкции и феноменологической рефлексии)

Не вытащить из глубины окна
непонятое «это»… Чувство? Образ?
А может самого себя? А может
ещё одно сверкающее солнце?
Понять однажды – глубина его
моё незнание пределов мира,
границ очерченных полётом птицы
и нарратива выцветших дорог.

Реальность такова, меня в ней нет.
Нет поцелуев, нет надежд, нет встречи
Есть только то, что ранит и калечит,
И только боль даёт на всё ответ
Из глубины окна в пределах речи,
Нездешней тьмой попавшей в здешний свет.


ВСЁ ТАК КАК ЕСТЬ
(феноменологическо-экзистенциальный киммерийский сонет с элементами неоклассицизма и интертекстуальной рефлексии)

Когда всё понимаем так как есть,
Без смысла, без любви, без «нас», без цели,
Достаточно одной ночной метели,
Чтоб выбелить двух улиц чёрный крест.

Признать в окне – окно,  во встрече – встречу,
В реальности – реальность, в свете – свет,
И в слове «нет» – всё тоже слово «нет»,
А в слове «да» и чистоту, и вечность,
Когда один вопрос – один ответ,
Но оправдать и оправдаться нечем.

Крым снова Крым, Москва опять Москва,
Фонарь сутул как вымаранный Гоголь
из «Мёртвых душ», наверное, чтоб смог он
извлечь из тьмы прозрений кружева.
 

*** (экспрессионистский сонет с элементами мифологического гротеска и урбанистической апокалиптики)

Январь. Метель. Метелит. Прометает
метанья Прометея, хворь мадьяр,
позволенный без позволенья дар
страдать, менять на запахи тетрадей.

На книжной полке, розовый Икар
по пеплу крыльев сходит в сумрак прядей
завитых так, что хочется в пивбар
напиться крови всех шестидесятых
рукопожатий, жатв и слов распятых
над пустотой в один чумной гектар.

В нас света нет и тёмен наш бульвар
новаторов, трудящихся, вожатых
не поэтических, а бесноватых,
чьих ноздреватых снов тяжёл угар.


*** (метафизический сонет с элементами зимней медитативной лирики и экзистенциальной рефлексии)

В разрывах туч не небо, – пустота.
Вечерний выдох задержи, попробуй
и зимняя приветливая робость
начнет рассказ в периметре листа.

Поверхность моря в декабре бела.
Пиши по ней пока она светла.
Причал сковали льды, а город, – ночи.
Со временем меняется ли почерк?
А может быть сугробы между строчек
Мысль не земная чудно намела…

Предлогов нет остаться ли, уйти…
Из дома, из пространства не нашедших,
по-будничному злых и сумасшедших,
не сбившихся с привычного пути.


СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СКИТ
(метафизический сонет с элементами неосимволизма и духовной медитации)

Поверхность моря в декабре бела –
Страница книги с каменным окладом.
Пиши – но не чернилами, а взглядом,
От Слова взяв основы ремесла.

Пока зима не сдавит время в точке
касания воды, земли и тьмы
веди строку за дальние холмы,
ответ ища в скиту, что заколочен,
в котором всё ещё звучат псалмы
и голосов (хоть тих) поток – бессрочен.

Мысль не земная чудно намела
Сугробы не страстей, а ожиданья,
Оставив между место для дыханья,
Читающему сердцем эту гладь.


*** (aилософско-лингвистический сонет с элементами деконструкции и экзистенциальной топологии)

Предлогов нет – не потому что их
не существует, потому что больше
нет отношений «над» «вокруг» «из-за»…
Остаться ли, уйти – давно не выбор,
а векторы движения и дом –
не здание, а точка сборки смыслов –
пространство не нашедших мир в земном
и форму света в хаосе мерцаний,
уставших в днях от вещности своей,
с ума сошедших от простых желаний.

Не сбывшихся, а сбившихся с пути,
Не за краями – в самом центре карты
Не единицы и не миллиарды,
А расходящиеся в ночь круги.






.