Т68. Ольга Флярковская. Обзор эксперта

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба Елена Чалиева.

Представляю вам шорт-лист эксперта Ольги Флярковской с обзором стихов конкурса «Культурный код России». Ольга выбрала десять стихотворений, каждое из которых получит в свою копилку 10 баллов. Лонг-лист был отправлен эксперту в анонимном виде - имена авторов и ссылки на стихи написаны мной после получения шорта.

От души поздравляю авторов, вошедших в шорт эксперта! Уже сегодня я опубликую итоги конкурса.


Итак, обзор и шорт Ольги Флярковской.


Здравствуйте, друзья!

Вот я, наконец, и дома и могу отчитаться перед вами о проделанной работе.
Спасибо всем за терпение и ожидание! Ещё раз приношу свои извинения.
Благодарю Елену Чалиеву за приглашение на роль эксперта, за доверие, благодарю всех вас за то, что пришли и принесли свои стихи.
Сразу скажу: я на вашей стороне. Для меня эта работа не холодная экспертиза, а тихий разговор у лампы с автором, желательно с глазу на глаз. Мы с вами – одноклубники, а значит, разговор должен быть откровенным. Простите, если я что-то недопоняла, что-то не расслышала. Я общалась не с вами – с вашими стихами. У стихов, как известно, нет защиты...
Мне совершенно всё равно, кто из вас победит. Победа для меня – это хорошее стихотворение. Всё остальное – условия интересной литературной игры.
Если кому-то из вас хоть немного покажутся полезными мои соображения – я буду счастлива.

1. Сеня Протуберанцев «Московское предзимье» http://stihi.ru/2024/04/16/2294

Гром, не тужься, чай, не осень,
Нагремишься по весне!
Осень лист последний сбросит
И забудется во сне.
На Москве-реке предзимье:
Ясен "порт пяти морей",
Индевеет златосинье -
Ждёт румяных снегирей.

Ну, а всех краснее площадь
На которой храм-музей
Сохраняет чудо-мощи
Двух "юродивых князей"*.
Многоглав собор Покровский,
В небе светятся кресты -
Над брусчаткой кремль броский
В благолепии застыл.

Птахи чёрного окраса
Облепили стать берёз,
Знать, такая птичья ряса,
На жару и на мороз.
Режет очи блеск сусальный
Переливчатой струёй.
Дружит с Божьей наковальней
Колокольный звонный строй.

Зимней стынью пышут крыши,
Заискрились на углах.
Свежим духом жадно дышат
Лики постные впотьмах.
А снаружи смех с весельем:
Над престольной первый снег.
Воздух райский, словно зелье,
Цвет кремлёвской кладки пег!

Славный град перекрестился:
Дай-то Бог убыть с весной
Холодам в низах и высях,-
И привадить летний зной!
На душе и в сердце праздник:
Солнце зябкое не жжёт
Мотыльков снегоообразных
В сотах храмовых решёт...

Текст, которому очень хочется быть ярким и вкусным. Вернее, этого хочется его автору,
и во многом он достиг своей цели. Цели такие можно только приветствовать. Но кое-что всё же вызывает вопросы. Во-первых, осень, которая «забудется» во сне. Ну многовато уже было этих осенних снов! Московский Кремль всегда и только с заглавной буквы. Почему юродивые князья в кавычках? Возможно, есть сноска. В моём лонге таковой не оказалось. Ну и не смогла продраться через «постные лики впотьмах», которые дышат «свежим духом», да ещё и «жадно». Строгий (скорбный и так далее) лик, но – постная мина. Пунктуация тоже просит о проверке. А вот снежные мотыльки «в сотах храмовых решёт» мне очень пришлись по душе...

2. Александр Савостьянов «Над Антарктидой русский крест» http://stihi.ru/2011/09/15/7848

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить»
Ф. Тютчев

Над Антарктидой –
Южный Крест.
Полярная Звезда
Над Русью
Сияет,
Далеко окрест
Переполняя тихой грустью.

…В глухую даль –
И вглубь,
И вширь
За Ермаком –
Как за Мессией –
Шли люди русские
В Сибирь
И умирали –
За Россию.

Тевтонов прерван был поход
Такой ценой,
Что давит сердце…
За русский дух,
Что спас народ,
Чьи не напрасны были
Жертвы!

Над Антарктидой
Русский крест
Венчает новый купол
Храма.
И русский дух –
Взгляни окрест –
Двумя владеет полюсами!..

Церковь Святой Троицы – православная церковь в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен

Стихотворение под таким пышным и обязывающим эпиграфом совсем небольшое. Интересна его география, и чувства автора мне очень понятны. Однако показалось, что над текстом можно и нужно ещё поработать, подточить рифмы (сердце – жертвы, храма – полюсами едва ли можно назвать таковыми), подумать о месте запятой после «сияет»: звуковой, интонационный строй стихотворения всё равно ставит её после «далеко окрест». «Россия – Мессия», глобальные обобщения и сравнения, эмоциональное «давит сердце», а что-то из фокуса ускользнуло, что-то очень простое, земное, даже приземлённое...
Удивила графическая запись текста своей усложнённостью – вот для чего она автору?
Не лучше ли, не проще ли:

Над Антарктидой –
Южный Крест.
Полярная Звезда над Русью
Сияет далеко окрест,
Переполняя тихой грустью.
…В глухую даль –
и вглубь, и вширь
За Ермаком – как за Мессией –
Шли люди русские в Сибирь
И умирали – за Россию.
И т.д.

Мне очень жаль, что о самой станции с таким потрясающим названием в тексте стихотворения ни слова! Как и о самой церкви Святой Троицы, вот какая она, как выглядит этот храм, как там свет льётся в окна, как половицы скрипят-напевают, если пол деревянный?! Автор, пожалуйста, «дорастите» стихотворение! Или новое напишите – о станции, о работающих на ней людях, об их храме.

3. Тимофей Бондаренко «Глаза России» http://stihi.ru/2003/10/16-198

Моя родина - голь несчастная
Русь великая изначальная
У Pоссии глаза не властные
У Pоссии глаза печальные

Нас тащили на место лобное
И веревкою обручали нас
У Pоссии глаза не злобные
У Pоссии глаза печальные

Даже если об землю мордою
Супостатов и привечали мы
У Pоссии глаза не гордые
У Pоcсии глаза печальные

От бессилия - быть бы живу бы
Славословили и молчали мы
У Pоссии глаза не лживые
У Pоссии глаза печальные

Водку горькую пусть стаканами
В душу грешную заливали мы
У Pоссии глаза не пьяные
У Pоссии глаза печальные

Стихотворение и компактное, и мелодичное, оно всё построено на контрастах. Много подлинной горечи в нём:

От бессилия - быть бы живу бы
Славословили и молчали мы

Рефрен завораживает, очаровывает, берёт в плен. Особенно «пробивают» эти две строки, на мой взгляд, лучшие в тексте:

У Pоссии глаза не гордые
У Pоcсии глаза печальные

Но мой вопрос к финалу. Вот нельзя это стихотворение водкой заканчивать! Тогда уж водку надо было бы сближать с голью, что ли... И, конечно, хорошо бы там, в рефренах, везде тире поставить:

От бессилия – быть бы живу бы! –
Славословили и молчали мы.
У Pоссии глаза не лживые –
У Pоссии глаза печальные.


4. Александр Анатольевич Андреев «Чукигек» http://stihi.ru/2023/11/12/2253

Где-то там, далеко, возвышался Казбек,
И Арагва бурлила с Курой,
А границы надёжно стерёг Чукигек,
Незаметный советский герой.

На экранах бесчинствовал Грегори Пек,
Одри Хэпбёрн пленяла умы,
Но в мозгу пионеров царил Чукигек,
Покоритель хтонической тьмы.

Отгорели зарницы, закончился век,
И с колен поднимается рать,
Но стоит на привычном посту Чукигек,
Ну кому нас ещё охранять?

Не пугайтесь, когда не на месте закат
И горячий не плавится снег.
Просто в нашей подкорке Нишагуназад,
Наберлин, Будьготов, Чукигек.

Мой фаворит в этом лонге. Здесь для меня сошлось всё: лаконичная форма, роскошные рифмы, удивительно свежо работающие неологизмы, попадание в наше всеобщее – вообще в десятку, но при этом очень личностно окрашенное. «Просто в нашей подкорке ни шагу назад...» Да, именно так! И как мастерски, как уместно автор даёт отсылку к «Мы вращаем Землю» Высоцкого.
Не скрою, это стихотворение мне знакомо по другому конкурсу. Оно и тогда меня глубоко взволновало. Единственное, в чём можно было бы упрекнуть автора: ходит с одной фигуры. Но я возражу сама себе: не так-то просто отыскать текст, который бы так глубоко, так нестандартно раскрывал тему данного конкурса!


5. Дмитрий Мальянц «Родина» http://stihi.ru/2023/09/09/3285

Родина, Артек ты и Гулаг,
Острый ножик в тёмной подворотне,
Гробовщик и если надо плотник,
Первый иней на колоколах.
Ты моя вселенская печаль,
Ночь под Рождество и светлый праздник,
В чернозёме сгинувший УАЗик,
С быстрой лодкой маленький причал.
Родина. Репей и васильки,
Солнце марта, тьма январской комы,
Из окна последнего вагона
Дальней деревеньки огоньки.
Дождь без края, церковь да погост,
Синий лёд на безымянной речке,
Старый сад, заброшенный скворечник,
Серебро далёких летних звёзд.
Родина, ругаюсь и люблю,
Морок дней и свет забытых истин,
Жёлто- рыжих падающих листьев
Тихий- тихий бесконечный блюз.

Отличное стихотворение! Зацепил меня репейник, тронули васильки, поманили живые огоньки дальней деревеньки...
Один момент всё же остановил. Всё блюз этот, будь он неладен... Такой русский текст – и вдруг этот негритянский блюз. И даже хорошая рифма не смягчила моей досады...
А ведь: «Старый сад, заброшенный скворечник,
Серебро далёких летних звёзд...»

Ещё интересно, что этот «блюз» заставляет вспомнить об «Артеке и ГУЛАГе» (ну никак не Гулаг, это же аббревиатура!) из первой строки, о которых ты вроде бы уже и подзабыл к концу. Обобщение, конечно, хлёсткое, но не совсем точное, ведь ГУЛАГ прекратил своё существование в шестидесятых годах. Показалось, оно диссонирует с последующим текстом именно своей нарочитой хлёсткостью и так и остаётся одиноко торчать в стихотворении, как заноза.

6. Короткова Юлия «Осеннее. Актуальное» http://stihi.ru/2025/08/20/4507

Пора наступила: Хватаем лопаты
И смело сгребаем к себе урожай.
Смотрите, какие поспели томаты!
Бери-собирай, да к себе загружай.

Капуста, морковка, чеснок, патиссоны,
Картофель - мешками в багажник легли.
Машина битком, да простят нас рессоры,
Спасибо дарам плодородной земли!

До новой весны запечатана дача.
Остался до дома по пробкам рывок.
Почти стартанули, но вот незадача,
Сосед дядя Ваня спешит со всех ног:

- Соседи, у Вас же пустой бардачок?!
Возьмите в подарок ещё кабачок!

Милое, жизненное и живое стихотворение, трогательный финал. Хочу, чтобы мы все в человеческом плане были как этот дядя Ваня.
Вот только лучше, наверное, будет «бежит со всех ног»? Меньше свиста в строке.
Да и строчка «Остался до дома по пробкам рывок» тоже плохо произносима: возникает слипание «додома». И почему мы «сгребаем к себе» урожай смело? В чём смелость? Да и само выражение «сгребаем к себе» не совсем удачное.

7. Нина Баландина «Жить у реки» http://stihi.ru/2025/07/18/3488

Жить у реки. Наверстывать года,
Прошедшие без этого раздолья.
Следить, с каким достоинством невольным
Хранят ее земные берега.
То обступая тесными грядами,
То плёсом обозначась и камнями.
Качая баржи, лески и тела,
Всю сталь волны неся в колокола.

Быть при реке поверенным ее:
Благодарить за волю и уловы,
Следить плоты, внимая разговорам
Спешащих волн, несущих бытие,
Которому не видимо конца,-
Лишь память, сохранившая истоки,
В которых дней счастливых было столько,
Что не унять восторженность лица.
Жить у реки поверенным, – творцом:
Вот новый дом, поставленный торцом
К проезжей части, мост подставил спину…
И лишь в одном ты можешь быть повинен,
Когда молчишь… отравленный свинцом.
.....
Когда молчишь,
свое теряя имя.

Загадочный, хрупкий текст.
Кажется, что и река эта – не совсем река, вернее, не совсем обычная река... А впрочем, «обычных рек» не бывает.
Интересный персонаж этот «поверенный реки».
Не совсем поняла строку «всю сталь волны неся в колокола». Колокола же не стальные?..
Долго крутилась вокруг «не видимо конца» («не видно» всё-таки), в конце концов согласилась с автором, но при чтении возникает небольшая пауза на осмысление. И дважды подряд встречаются слова «которому» и «в которых», что портит такой невесомый текст.
Очень понравилось «невольное достоинство берегов».

8. Татьяна Воронова 6 «Чернозем» http://stihi.ru/2023/09/21/7646

В темноте родного чернозема
ШевелЯтся корни, шевелЯтся.
Прорастают корни, прорастают
Через толщу прежних новолетий,
Тянутся, напитанные щедро
Горьким пОтом прадедов служилых,
Молчаливой кротостью прабабок -
И любовью, громкой и безмолвной,
К тяжести родного чернозема,
Из которого росли их души
И в который под конец вернулись.

Не было иного места встречи,
Не было иных материалов,
Вариаций, выборов и версий...

Ничего другого - не желаю.

Сильно! Максимально сконцентрированный по смыслу, собранный композиционно и эмоционально текст. Верю его автору. Верю в соль земли и правду его предков, в «громкое безмолвие» их любви.
Текст лишён рифм, а как естественно он звучит! Поздравляю автора с явной удачей.

9. Елена Шипина «Час на перроне» http://stihi.ru/2022/05/02/6516

Мою беду поймёт едва ли,
Не пил кто водку из Грааля…
Юлия Андреева («Ангел витражей»)

Посреди земли российской, так сказать, во время оно
Громыхали электрички мимо знойного перрона;
И неслись порывы пыли от ближайшей автотрассы;
То рвались, то тихо плыли, зажигались вдруг и гасли
Песни мОлодца баяна, песни девицы гитары –
Жизнью тёртые мужчины наслаждались этой парой.
То веселье удалое, то тоска – но пасаран!
«Партизанка-молдаванка», и «Сиреневый туман»,
«Эх, сбоку зелень, наливное!..», Венский вальс, Амурский брег…
Всё – родное, молодое в тот святой и страшный век:
"Та страна от дали к дали, от лаптей и до ракет.
Та, что миром отстояли, не отдали, не продали,
За которую страдали, вроде бы голосовали,
Да теперь не та..."
Той нет.

Вот «Прощание славянки» – сказка о Святом Граале…

(Медь бренчит в пластмассовой банке из-под «Провансаля».)

Рядом я, Бог весть откуда. И куда ж теперь мой путь?
Я не плачу и не буду. И не трушу я ничуть.
Наслаждаюсь ностальгией с мужиками заодно.
В этот час перронно-длинный пью до дна её вино.
Затяну я память в узел. Только нужен ли он мне
Средь и праздников, и будней в новых веке и стране?

Мне показалось, что эпиграф с его неуклюжей инверсией только мешает этому тексту. А сам текст словно распадается на два, прерванный бренчанием меди в пластмассовой банке из-под «Провансаля».
Много хорошего в этом стихотворении. «Песни мОлодца баяна, песни девицы гитары» – как славно сказано! Всё верно, дорогой автор, песни нашей Атлантиды и рвут, и согревают сердце. Узел памяти, конечно, нужен. Вопрос риторический, хотя прозвучал он предельно грустно...
Вот только лично для меня как-то не срастаются в смысловое единство «Прощание славянки» и легенда о Граале, слишком уж впроброс сказано.
Строки «Та, что миром отстояли, не отдали, не продали, / За которую страдали, вроде бы голосовали, / Да теперь не та..." Той нет» невольно вызвали в памяти цветаевское:

Выпита как с блюдца, —
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который — срыт?

Кстати, не совсем поняла: для чего автор использует в данном случае кавычки? Это цитата? Не припомню песни с такими словами.
«В шуме праздников и буден в новом веке и стране» так и просится. Позволит избежать велеречивого «средь» и ненужного повтора «и ..., и ...».
А вообще автор несколько перемудрил с композицией.

10. Ирина Полюшко «Бабушкин борщ» http://stihi.ru/2021/08/21/4113

В нём всё по-простому: морковь и лук,
Петрушка, томат, бурак.
Но в их сочетании — сто наук
Про «сколько», «когда» и «как».

Далёкое детство, любимый вкус
И праздничный календарь
Так хочется прочно внести в строку
И верить, что навсегда.

Век бабушек наших бывал не раз
Урезан и сокращён.
Но слышался голос: «Не умирай!
Колдуй над своим борщом».

Крутился клубок из перипетий,
Сражающих наповал.
Иные потери не оплатить,
Но борщ восторжествовал.

Он пах одуряюще чесноком.
Вот этакая скрижаль!
И нет информации ни о ком,
Кто прочь от него бежал.

Напротив, семейный гласит архив
(Столовый неси прибор),
Что самые лучшие женихи
Приманивались на борщ.

Краснее перчина — острее жар.
Такой кулинарный тест.
Гость против добавки не возражал
И сватать спешил невест.

Девчат отпускали. Пришла пора.
Семейство — надёжный щит.
И снова слетается детвора
На бабушкины борщи.

Замечательное, какое-то очень настоящее стихотворение.
«Жениховская приманка» будто и впрямь на столе дымится, аромат источает!
Стихотворение отозвалось во мне глубоко личным: знаю одного человека, который бы точно отказался от этого угощения и даже немедленно ушёл от стола, только бы его и видели. А виной всему чеснок! Этот человек мой папа. Кроме шуток: после того как они с одним мальчиком во время войны неделю провели в избе, засыпанной снегом, где из еды были сухари и чеснок, он получил жесточайшую идиосинкразию на всю жизнь. Но борщ очень любил!
Такая вот семейная история в ответ на стихи. Простите за отступление.
Но это стихотворение просто опрокидывает нас в семейное прошлое... Или меня?..
И даже по звучанию неточные рифмы мне здесь совсем не помешали.


11. Екатерина Давыдова-Бабочкина «Тракты» http://stihi.ru/2024/10/02/2890

Уныние просёлочной дороги!
Здесь колеи размыты в непогоду,
Здесь избы придорожные убоги
Да тянутся поля до небосвода.
Здесь голубых озёр бездонны очи,
Здесь кряжисты дубы, согбенны сосны,
Окольные пути прямых короче,
Святые лики скорбны и серьёзны.

И столь же скорбны камни межевые
Для тех, кто держит путь свой в одиночку:
Направо – мрак, налево – быть бы живу,
А прямо… Там одни лишь многоточья.
Соломку здесь не стелют: кабы знать бы,
Что, чем ты выше, тем больнее падать!
Терпи, родимый, заживёт до свадьбы.
Терпение – других лекарств не надо.
Здесь мало – слушать, здесь важнее – слышать
(И лучше сердцем, а не просто ухом)
Не то, что говорят, а то, чем дышат.
Здесь сила – в правде. Правда – в силе духа.

…И вновь поля – от края и до края –
Роняют зёрна-слёзы в плоть земную.
А пахаря хоронят, причитая,
Несут в гробу и в мёртвый лоб целуют.
У кладбища обрушены ворота,
А тени предков лишены покоя:
Здесь нет дорог – сплошные повороты,
Зато везде есть место для постоя.
И здесь тебе дадут воды напиться,
Утешат и поделятся краюхой,
А в церкви будет за тебя молиться
Чужая сердобольная старуха.

Начало стихотворения вызывает перед глазами многочисленные русские полотна, лейтмотивом которых является дорога. И название сразу задаёт высокий чистый звук. Финал очень хорош! Для меня здесь прозвучало эхо рубцовского «Русского огонька».
Немного запнуло «кабы знать бы». И даже не это, а следующее за ним «что, чем». Конечно, пословицы не стареют. Но здесь она, на мой взгляд, как-то или недостаточно оправдана текстом, или просто избыточна: текст словно буксует на одном месте. А вот о терпении потом сказано очень хорошо.
Но в целом это очень глубокое стихотворение.

12. Беляева Марина «Широкая Масленица» http://stihi.ru/2025/09/06/5551

Добрая Масленка – гостья славная!
Гуляй, душа, изобилие празднуй!
Блины горой, да с медочком сладким!
Прощай, Зима! Лада-Вёсенка, здравствуй!

Смех да веселье, песни да пляски!
Сани летят, быстрокрылой птицей!
Зима полыхает в пламени ясном!
Весна приходит в сёла, в столицы!

Игры, забавы, задорный юмор,
Сердца стучат по-весеннему радостно!
Снежные крепости взяты штурмом,
и кто-то за призом на столб взбирается.

А теща зятя встречает блинами,
с любовью щедро умаслить рада.
Родные, близкие – рядом с нами,
согреты солнцем и добрым взглядом.

И вот прощеное воскресение -
день всепрощения и обнимашек!
И на душе станет так по-весеннему!
И всё родное – Российское – наше!

Автор постарался создать лучащееся весельем и радостью красочное полотно. У меня перед глазами мелькали то сценки из Кустодиева, то кадры из михалковского «Сибирского цирюльника», помните, где Алексей Петренко с Джулией Ормонд баранки ели и на санях катались? Такой немножко поздравительно-корпоративный текст, он и начинается с заклички.
От чего хотела бы предостеречь автора, так это от использования деминутивов. «Вкусняшки», «кафешки», «целовашки», «обнимашки», «макарошки» и «печеньки» буквально заполонили нашу разговорную речь как сорняки, а в поэтической речи они и вовсе недопустимы, если только это не сознательно выбранный и обыгранный приём, например, в пародии. А уж применительно к Прощёному воскресенью в качестве его отличительной характеристики выглядит совсем уж неуместно. Кстати, название этого праздника пишется как «воскресенье», с мягким знаком. Это важно. Да и «всепрощение» вопросы вызывает. Попробуй одного человека по-настоящему простить, от души... А тут всех и за всё. Это было под силу только Христу. Давайте будем осторожнее с некоторыми словами.


13. Николай Максиков «Тимуровцы» http://stihi.ru/2022/11/01/5984

Баба Глаша вышла из больницы,
тяжело вздохнула: «Вот и осень…»
Норовит к полудню молодиться
хмурый день – ненастный, серолицый,
только получается не очень.

Думалось под внешнюю унылость:
«Огород не вскопан. И дровами
запастись – ничуть не получилось!»
Про себя на немощь всю немилость
выразила горькими словами.

У своей калитки обомлела,
не понятно ей такое диво:
стены хаты выбелены мелом,
звёздочка над входом заалела,
двор весь прибран чисто и красиво.

Огород в порядке, а в сарае
сложены ровнёхонько поленья.
На свои владения взирая,
баба Глаша, от чудес шальная,
под молитву встала на колени.

Красилась багрянцем блёклым зорька,
птичьих клиньев лёт был вял и низок.
Но всё так же – озорно и бойко–
в это время наш отрядный Борька
составлял заданий новых список.

Как странно: лонг в этот раз совсем небольшой, а целых два стихотворения заставили нас вспомнить Гайдара, того Гайдара, на книгах которого мы росли...
За бабу Глашу остаётся только порадоваться, но немножко побрюзжу, с позволения автора.
«Ничуть не получилось» – не говорят, говорят «ничуть не бывало». Я бы предложила автору вариант замены: «совсем не получилось», «опять не получилось» и т.д.
Встают «на молитву», а не «под молитву». «Под молитву» – это под чью-то молитву.
Что понравилось? «Ровнёхонько» сложенные поленья, «от чудес шальная» – в этих просторечиях есть живая энергия. А вот на немощь жалуются, сетуют, сердятся, негодуют, но никак не «выражают немилость», пусть даже и «горькими словами».
А ещё понравилось то, что завершается стихотворение списком будущих добрых дел, который составляет отрядный Борька. Вот это то, что отличает данный текст (а их, похожих и весьма безликих, и правда сегодня не счесть) от многих подобных об одиноких стариках. Отличает живой, подлинный оптимизм.

14. Inoplaneteanka «Хохлома» http://stihi.ru/2020/09/30/185

Затерялись в заволжских лесах
Расписные, в узорах, дома...
Там умельцы творят чудеса –
Сотни лет здесь стоит Хохлома.

Перекрёсток торговых путей
Привлекал проезжавших купцов.
Мастера здесь со всех областей
Торговали под звон бубенцов...

Земляника, рябина, цветы
На посуде, шкатулках, ларцах
Загорались огнём золотым,
Восхищенье рождая в сердцах.

Хохлома – дорогой сувенир,
Знаменитый прославленный бренд,
Красотой покоривший весь мир,
Как матрёшки и русский балет...

Дорогой автор, а ведь как хорошо, как по-сказочному вы начали стихотворение со слова «затерялись»! Только я бы восстановила в первом четверостишии логику строф:

Затерялась в заволжских лесах
... Хохлома.
Там умельцы творят чудеса –
Расписные в узорах дома.

Земляника, рябина, цветы
На посуде, шкатулках, ларцах
Загорались огнём золотым... – всё хорошо.

А вот «восхищенье рождая в сердцах» для меня уже как-то холодновато звучит, да и немного неуклюже. Не лучше ли будет здесь снова использовать глагол:

Загорались огнём золотым,
Теплотой отзывались в сердцах.

Озарялись огнём золотым,
Загорались восторгом в сердцах и т.д.

А вот «дорогой сувенир», «знаменитый прославленный (тавтология!) бренд», балет и матрёшки меня здорово разочаровали, признаться. Потому что я ждала чуда. В таких стихотворениях крайне важны финалы и особенно финальная строка, которая бы подвесила всё стихотворение, как картину на гвоздик. А здесь возникает только Новый Арбат с иностранцами у киосков, и какое-то беспомощное многоточие в конце, словно осталось недоговорённым что-то очень важное...


15. Ленна Жук «Баба-Россия» http://stihi.ru/2013/11/13/2007            

Баба простая в рубахе посконной,
возле березы, пригнувшись, стоит.
Слушает колокол звонкий церковный,
звук его в воздухе гулко разлит.

Бабу детишки толпой окружают,
перебивая друг друга, галдят.
Баба негромко и горько вздыхает,
гладит ладонью макушки ребят.
Бусины глаз приглушенно мерцают,
руки стараются крепче обнять,
словно птенцов под крыло собирает,
баба-Россия, сердечная Мать.
Волосы цвета меланжевой пряжи,
вены не кровью текут — молоком.
"Нате, сосите," — заботливо скажет,
плечи укрыв оренбургским платком.

Сердце большое стучится устало,
ноги в мозолях, распятье в груди.

Нас ты любыми к себе принимала,
сильно не гневайся, да не суди!

Душу твою выпивали до капли,
но не смогли до конца осушить.
Родина, мама! ну хватит же плакать,
хватит сражений, так хочется
жить!..

...Смотришь с тоскою и молишься тихо,
каждое детское сердце любя,
чтоб не коснулись ни беды, ни лихо,
чтоб не забыли под старость тебя.

Баба–Россия, о чем ты мечтаешь?
Грезишь о чем в предрассветной тиши?
Крепко в кармане рубахи сжимая,
ключ от таинственной русской души...

Приглушённо мерцающие «бусины глаз», вены, «текущие» не кровью, а молоком, распятье в груди и выпитая кем-то до капли, но так до конца и не «осушенная» душа «простой бабы», а особенно её призыв: «Нате, сосите...» просто вопиют к автору о переосмыслении образной системы текста, о необходимости его додумать, доработать, дорастить...
Кстати сказать, здесь мы наблюдаем попытку выдать ту самую последнюю строку, которая собрала бы весь текст в некое смысловое единство. Это пресловутый «ключ от таинственной русской души», но почему, с какой целью Баба-Россия крепко сжимает его в кармане, одновременно гладя макушки ребят, для меня лично осталось загадкой...

16. Елена Пронская «Две пары валенок» http://stihi.ru/2025/09/09/2458 Без обсуждения

Дымы столбами стоят над крышами -
мороз нешуточный зарядил.
В пуховой шали, в тулупе вышитом
ты на свиданочку приходи.

Я расцелую тебя, пригожую,
умчу на тройке в ночную тьму.
Луна завидует бледнорожая
румянцу сочному твоему.

Помчится тройка, звеня подковами,
к избе по мёрзлому большаку.
Земля в снега до весны закована,
мороз зиме - стародавний кум.

Снег обметём на крылечке с катанок,
раскочегарится самовар.
Ты мне самою судьбой просватана,
и ночь январская - Божий дар.

Хлебаем с блюдец чай с мёдом липовым,
глаз друг от друга не отводя.
Христос с Николой, светлея ликами,
на наше счастье с икон глядят.

Из русской печки дрова сосновые
по дому стелют смолистый дух.
Жизнь, как известно, бабёнка с норовом,
но не пугайся, мой милый друг.

Чертополохи в цветочек аленький
я превращу - не робей, бери.
... Две пары новеньких белых валенок
у печки сушатся до зари.

Не обсуждаю.

17. Жиль Де Брюн «Сёстры» http://stihi.ru/2018/11/15/6193

Вера вздыхает, глядит на свои часы
(кварцевый «таймекс», но как-то уже привыкла).
За стеклом огни посадочной полосы,
в стаканчике чай, а на личике недосып:
«Наверное, самолёт превратился в тыкву».

Надя впервые выбралась за кордон:
«Здесь, в Амстердаме, такие странные люди –
все улыбаются, но бегло и не о том,
в одежде предпочитают лён и коттон –
никакой достоевщины, никаких мерехлюндий».

Люба ныряет в смартфон: «Долетели, да.
Маемся в Схипхоле, дождь, штормовая полночь.
Вторник сегодня? Или уже среда?
Вера и Надя со мной, привет передам.
Пиши мне ещё, не кури, ты ведь бросил, помнишь?»

Вера мяукает: «Сколько ещё сидеть?»
Надя толкает сестру и ворчит: «Не ной мне!».
Люба их обнимает: «Вот будет день,
мы вернёмся в Москву. В Шереметьево пересесть,
и к маме с папой, до Нового Уренгоя».

День всех святых, октябрьский дождь стеной.
Тыквы мигают с полок уютным светом.
Надежда и Вера с Любовью летят домой.
И пусть все святые хранят их в полёте этом.

Уверенная авторская рука, свободное письмо, неожиданный поворот сюжета – такой довольно лихой, в духе приключенческого фильма: три русские девушки возвращаются домой из путешествия «за кордон». Повествование погружает нас в антураж растиражированного дня всех святых с его светящимися тыквами на каждом шагу:

«Наверное, самолёт превратился в тыкву».
(Тут, кстати, и явный отсыл к сказке «Золушка», напрашивающийся, но не необходимый, на мой взгляд).
С позиций девушек идёт беглое сравнение двух миров: нашенского и западного:

 «Здесь, в Амстердаме, такие странные люди –
все улыбаются, но бегло и не о том,
в одежде предпочитают лён и коттон –
никакой достоевщины, никаких мерехлюндий».

Наверное, нельзя утверждать, что это сравнение поражает глубиной и новизной. Как-то не очень верится, что термин «достоевщина» – привычное слово в бытовом лексиконе юных путешественниц. Как и «маемся в Схипхоле» звучит слишком уж литературно.
Обращает на себя внимание некая авторская насмешка, подтрунивание над героинями, которое проскальзывает во всех эпитетах и описаниях их поведения. Но наиболее сильно выпирает из текста «Вера мяукает». Она же не кошка в конце концов? Интересно, что «мурлычет» (вне контекста) такого впечатления не производит. Может быть, просто «Вера зевает: «Ну сколько ещё сидеть?» Добавленная частица «ну» придала бы интонационного нетерпения реплике героини.
«Надежда и Вера с Любовью летят домой» можно прочесть как «Надежда и Вера с любовью летят домой». Вот с этим точно надо что-то сделать. Да и об «октябырьском» дожде тоже подумать можно.
В целом же стихотворение запоминающееся (это важный момент!), оно способно удивить, держать внимание до самого финала. В нём есть некая загадка.

18. Хорошилова Анна «Барыня» http://stihi.ru/2020/09/24/8728 Без обсуждения

Заиграла плясовая…
«Барыня! Ядрёна вошь…
Ну-ка, встанем, дорогая,
застращаем молодёжь!
По старинке, как учили,
подбоченясь, выйдем в круг.
Каблуки ещё не сбили,
заглушим гармони звук!»

И платочек с плеч на волю
заскользил цветной волной,
руки в боки, шаг к раздолью,
закрутило в круговой.
Друг на друга, да, с отбивкой.
Грудь вперёд, глаза блестят.
Повела плечом призывно,
отступила чуть назад…

Дробно пятками взбивают
накопившуюся страсть,
кто вне круга подмечают:
«Налюбиться нам бы всласть!»
Пусть дивятся на открытость
и завидуют тайком.
Барыни не просят милость,
отдавай всё целиком!

«Коль любить, так без рассудку…»
«Проиграть – так миллион…»
В барыню не бросишь шутку,
к ней придут все на поклон,
в танце под напев гармошки
и безудержный надрыв
выкинуть коленце ножкой,
вспомнить молодой порыв.

Не обсуждаю.

19. Ольга Королева «Старая церковь в Плёсе» http://stihi.ru/2018/05/11/4632

В летних сумерках око месяца
Открывается над горой.
Валуны черепами светятся.
Остро пахнет землей сырой.

Церковь в центре погоста старая –
Словно сказочный теремок.
Свечи пыльные все с нагарами.
Не повешен на дверь замок.

Половицы скрипят неласково.
Как живые, мяучат – страх!
Словно в доме, обжитом сказками,
Нечисть жмется во всех углах.

За окном на погостном выкосе
Три березки кривят дугу.
Свет заката проходит искоса
На горшки и на кочергу.

Вот и Баба-Яга с поленьями.
"Русский дух? Человечья речь?
Коль не нашего роду-племени –
На лопату тебя, да в печь!"

Вот стихотворение по всем признакам «моё», стилистически близкое, уж простите за каламбур. Такое совершенно билибинское начало:

В летних сумерках око месяца
Открывается над горой.
Валуны черепами светятся.
Остро пахнет землей сырой.

Какая яркая, какая точная деталь – это открывающееся «око месяца»! У автора явно глаз художника. А вот дальше начинается наш советский «Вий» с Натальей Варлей в роли Панночки. С той разницей, что дверь на сей раз не заперта: заходи – не хочу.
С домом, «обжитым сказками», я готова примириться, но нечисть жмётся по всем углам всё же, а не «во всех углах». Не совсем поняла, что за дугу «гнут» три берёзки на погостном выкосе. Ледяной дождь их согнул? Или стоят дугой? Ну да, наверное, последнее...
Финал тоже такой жутковатый, но живой и динамичный. Если автор собирался живописать мерзость запустения в этой церкви, то ему вполне удалось это сделать. Если это развитие метафоры «сказочный теремок» – то лучше не населять церковь всякой нечистью, ибо по Преданию ангел Господень стоит у престола каждого алтаря до Страшного Суда, а церковь эта находится на святом месте – на православном кладбище...

Из замечаний: обжитОм – ударение на последнем слоге, требуется поставить ударение. Не очень удачно выражение «Свет заката проходит искоса». «Искоса» – чаще говорится о взгляде, да ещё и проходит «на горшки и на кочергу»… Вот если бы сделать «Свет заката ложится искоса на горшки…» – это вполне возможно.

20. Васина Валентина «Родная песня» http://stihi.ru/2025/09/14/6022

Родная песня слышится над степью,
Над синими озёрами страны
В жару и холод, через лихолетья -
Союзница счастливой тишины.

Звучит певуче, трепетно, раздольно,
По-русски воспевает красоту.
В минуты грусти, радости, застолья
Её подхватит каждый на лету,

Поёт о доме, клёне и берёзке,
О милой, ненаглядной стороне,
То залихватски скажется, то просто,
Невольно сердце тянется за ней.

Ведёт рассказ о славных предках наших,
Про грустный клин летящих журавлей;
О валенках, тальянке, днях вчерашних -
И на душе становится светлей.

Родная песня слышится над речкой,
И ей никто не сможет помешать.
О главном, что забыть нельзя, о вечном -
Поёт вселенной русская душа.

Милое, «простое», понятное всякому русскому сердцу стихотворение. Очень искреннее.
Вначале удивилась этому «союзница счастливой тишины», потом оказалось, что эта строчка как раз отличает текст от многих, написанных на эту тему. Кстати, никому нельзя запрещать выбор так называемых избитых тем. Это запрос души автора – мы же можем говорить только о самом тексте. Это моё убеждение.
Но вот песня звучит и над озёрами, и над речкой (водоёмы удваиваются), и над степью, а кроме «и на душе становится светлей» ничего не происходит, какого-то качественного эмоционального перехода не происходит. Текст интонационно очень ровный. Финал вроде бы поднимает текст на эмоциональный, смысловой пик, но для меня сразу же оборачивается вопросами: почему песне никто не сможет помешать? Или это философское обобщение, оставшееся недоговорённым? И с чего именно к абстрактной вселенной обращается русская душа, когда поёт, а не, скажем, к другой русской душе? Вроде окликни певца – и помешал песне... А ещё помните, как у Горького в «На дне»:

-Эх… испортил песню… дурак!

Словом, для меня финал стихотворения несколько расплылся, а именно в нём ожидаешь сконцентрированной, яркой мысли, свежего, вот именно неизбитого образа, который соберёт всё стихотворение в единое целое и убедит нас в авторском праве на выбор темы и его творческой правоте.
В стихотворении есть технические недочёты, как раз они и смазывают общую картину.
Например, совсем рядом – однокоренные «певуче» и «воспевает». И в перечислении –
если уж ведётся рассказ «о славных предках», то нужно выдерживать один предлог «о».

21. Елена Чалиева «Забывать не положено…» http://stihi.ru/2025/09/04/5166

Воспрещает нам время-борей
на нетленную память надеяться –
сколько лиц и богов, и царей
занесла вековая метелица.

Только в мае тому вопреки
соберутся опять несогласные,
и пойдут по России полки,
над которыми время не властвует.

Да пребудет бессмертная рать!
Длится память полоской нескошенной…
Нам героев нельзя забывать –
нам о них забывать не положено.

Я спою им во славу, спою,
эту песню подхватят достойные –
чтобы вечно в небесном строю
шаг чеканили павшие воины.

Думаю, в этом конкурсе обязательно должно быть стихотворение на эту тему. Поэтическую тропу к ней тоже нельзя назвать целиной, что не отменяет ни её нужности, ни её значимости, особенно в наши водоворотные времена. Крепкий текст, совершенно не сентиментальный. Интересно, что в нём словно подхватывается родная песня из предыдущего стихотворения, но автор смело выходит вперёд и говорит от первого лица: «Я спою им во славу, спою...»
Не знаю, как кого, а меня несколько смутили эти «достойные». По смыслу всё ясно: это достойные, настоящие с точки зрения автора люди, но сказано так, что вроде бы автор решает, кто достоин подхватить песню, а кто – нет. Несколько незавершённым выглядит и заклинание «Да пребудет бессмертная рать!» Слово «пребудет» (то есть останется) лучше употреблять в сочетании с «вовеки», или «в веках», или тогда уж: да пребудет – какой? – бессмертной, непобедимой и т.д.

«Нам героев нельзя забывать – / нам о них забывать не положено» – замечательные строки.
 

Друзья! Я всегда стараюсь выбрать максимальное количество стихотворений, которых можно поддержать своим голосом. Я решила не изменять своей привычке и в этот раз.
Итак, мой шорт:

4. «Чукигек»
5. «Родина»
7. «Жить у реки»
8. «Чернозём»
10. «Бабушкин борщ»
11. «Тракты»
16. «Две пары валенок»
17. «Сёстры»
19. «Старая церковь в Плёсе»
21. «Забывать не положено…»


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Рада очередной встрече с вами. Большое спасибо за детальный и конструктивный обзор. Я прочитала его весь. Интересны были ваши мысли по каждому стихотворению. Век живи, век учись. Осмысливаю я такие тексты кусочками, залпом не могу, поэтому пишу с некоторым запозданием.
Благодарю за отклик на мое стихотворение. Очень нужна обратная связь.
Спасибо за "художника" и за замечания, которые возникли.
Они мне очень пригодятся, как и те, которые вы сделали к другим стихам.
Спасибо за неизменное доброжелательное отношение к нам!

С огромным уважением, Ольга.

Ольга Королева   30.09.2025 08:24     Заявить о нарушении
Олечка, спасибо Вам за внимательное отношение к моему скромному труду.

Должна признаться или добавить к сказанному, что Ваше стихотворение для меня так и осталось стоять особняком, оно меня не отпускает: я постоянно возвращаюсь к нему мыслями. Сейчас мне кажется, что драйв, хоррор, некая присущая ему "киношность" как будто пересилили осмысление живописуемой "мерзости запустения", перевесили рефлексию. Вы в нём словно шагнули за некую грань. Как автор имели право? Имели, конечно. Но чувство раздвоенности восприятия не покидает меня: влекусь и отшатываюсь одновременно. Вот не знаю, как сказать точнее. И эта линия - словно порог незапертой церкви, в которой давно никто не зажигал свечей.

Всегда рада встречам с Вашей поэзией, она заставляет думать, погружает в себя. Творчества и вдохновения желаю Вам от всей души!

Ольга Флярковская   30.09.2025 12:32   Заявить о нарушении
Как автор - имели право? (так правильно)

Ольга Флярковская   30.09.2025 12:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! Обдумаю :)

Ольга Королева   01.10.2025 09:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.