дуэнде Федерико и трикстеры, квадроберы
http://stihi.ru/2025/09/19/1121
Но это, по-моему, личный дуэнде Федерико Гарсиа Лорки, хоть он и приводит примеры от других, от танцоров, музыкантов, то есть ни капли не литераторов. Но они, настоящие кабацкие танцоры, они несопоставимы с Федерико, как дуэт Фауст и Мефистофель не сопоставим с оригиналом, а именно с драками доктора с чёртом в уличном ярмарочном балагане, откуда Тайный Советник Гёте взял дуэнде-сюжет. Кто ты таков - обычный дуэнде?
В Испании дуэнде сродни домашним духам или гоблинам, говорят, что они помогают по хозяйству, но могут стать мстительными, если к ним не относиться с уважением. В Мексике дуэнде часто изображается как лесной обманщик, иногда возвращающий заблудившихся путешественников в безопасное место или заманивающий их поглубже в лес. На Филиппинах дуэнде — аналогичный дух, который, как полагают, обитает в муравейниках или на деревьях и известен тем, что проклинает тех, кто нарушает покой в их домах, на фазендах.
Вообще-то духи местности есть везде, здесь, при всей удалённости от нас в Испании упомянутых Мексики и Филиппин, имя или даже само существо скорее привозное, результат испанской колонизации, конкисты. А в англоязычной латыни это, по-моему, трикстеры - (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип, который встречается в мифологии, психологии и литературе. Это персонаж, который играет с границами, провоцирует порядок, нарушает правила и привносит непредсказуемость в стабильность.
Непредсказуемость - разве не самое интересное в театрализации действия? Но тут уже тринити, то есть, логично предположить по филологическим корням, это уже не дуэт, а некое трио, трикстер вмешивается в отношения двоих. Я написал об этом Хинри, он как раз ставит эксперименты в яблочном саду, смотрит совместимость тринити-легенд: Алам-Змей-Ева и Орфей-Змей-Эвридика:
Эврика! -
Эвридика не изменила со змеем
хоть от мала до велика женщина это умеет
Эврика! -
«everybody» не говорят с Орфеем
хоть даже ползучие гады от музыки да, добреют
Эврика! -
вера мёртвых - голос Гипербореи
хоть метод ре-мемори доступен и в Южной Корее
Да, я уже писал об этом приземлении путешествий в рай-ад, вообще в загробное. Южнокорейская компания DeepBrain предлагает пользователям возможность общения с умершими близкими с помощью видеоаватаров, наделенных искусственным интеллектом. Технология получила название Rе’memory. Хинри согласился и сообщает:
Эвридика не изменила со змеем -
Орфей в явном недоумении:
Кто направит на путь спасения,
Неужто самим искать прозрение?
Смутно, без всякого руководства,
Он изучает маршрут в преисподню.
Обратно будет трудней дорога,
Орфей вопрошает: кто за мною?
С женской стороны подсказку мгновенно прислала Мемона:
Орфей с Эвридикой
по звёздным тропинкам
идут друг за другом...
То он впереди,
ведя её нежно, укрыв паутинкой
запутанных снов, то она, вопреки
Легенде далёкой, затерянной были,
почти позабытой, ведёт за собой
Любимого друга по мраморной пыли,
по тысячелетьям,
где слышен прибой
Творца Мирозданья,
Он слушает песню...
сердец всех влюблённых и вздохи души:
…вопросы - ответы... поёт поднебесье
и каждый цветочек в волшебной тиши...
Очень красиво. Пока это ещё цветочки. Но ягодки порой столь нескромны... Даже декларативно не божественны. Это замечает и Федерико, он просит нас:
"Пожалуйста, не путайте дуэнде с теологическим бесом сомненья, в которого Лютер в вакхическом порыве запустил нюрнбергской чернильницей; не путайте его с католическим дьяволом, бестолковым пакостником, который в собачьем облике пробирается в монастыри; не путайте и с говорящей обезьяной, которую сервантесовский шарлатан затащил из андалузских джунглей в комедию ревности.
О нет! Наш сумрачный и чуткий дуэнде иной породы, в нем соль и мрамор радостного демона, того, что возмущенно вцепился в руки Сократа, протянутые к цикуте. И он родня другому, горькому и крохотному, как миндаль, демону Декарта, сбегавшему от линий и окружностей на пристань к песням туманных мореходов.
Каждый человек, каждый художник (будь то Ницше или Сезанн) одолевает новую ступеньку совершенства в единоборстве с дуэнде. Не с ангелом, как нас учили, и не с музой, а с дуэнде. Различие касается самой сути творчества.
Ангел ведет и одаряет, как Сан-Рафаэль, хранит и заслоняет, как Сан-Мигель, и предвещает, как Сан-Габриэль.
Ангел озаряет, но сам он высоко над человеком, он осеняет его благодатью, и человек, не зная мучительных усилий, творит, любит, танцует. Ангел, выросший на пути в Дамаск и проникший в щель ассизского балкона и шедший по пятам за Генрихом Сузо, повелевает, - и тщетно противиться, ибо его стальные крылья вздымают ветер призвания.
Муза диктует, а случается, и нашептывает. Но редко - она уже так далеко, что до нас не дозваться. Дважды я сам ее видел, и такой изнемогшей, что пришлось ей вставить мраморное сердце. Поэт, вверенный музе, слышит звуки и не знает, откуда они, а это муза, которая питает его, но может и употребить в пищу. Так было с Аполлинером - великого поэта растерзала грозная муза, запечатленная рядом с ним кистью блаженного Руссо. Муза ценит рассудок, колонны и коварный привкус лавров, а рассудок часто враг поэзии, потому что любит обезьянничать и заводит на предательский пьедестал, где поэт забывает, что на него могут наброситься вдруг муравьи или свалится ядовитая нечисть, перед которой все музы, что гнездятся в моноклях и розовом лаке салонных теплиц, бессильны.
Ангел и муза нисходят. Ангел дарует свет, муза - склад (у нее учился Гесиод). Золотой лист или складку туники в лавровой своей рощице поэт берет за образец. А с дуэнде иначе: его надо будить самому, в тайниках крови. Но прежде - отстранить ангела, отшвырнуть музу и не трепетать перед фиалковой поэзией восемнадцатого века и монументом телескопа, где за стеклами дышит на ладан истощенная правилами муза.
Только с дуэнде бьются по-настоящему."
Но бьются, те, кто имеет свою силу. Кто может построить свою плотину наперекор этому потоку необычности и выйти за его пределы.
за плотинами необычного сна
весна
затопленные половодьем на Млечной реке
острова без следов на песке
ибо идущие по воде
и здесь, и нигде
и три нити
сплетают тринити
но не спеши
не ставь ум впереди души
ибо ни один
из строителей плотин
при всём умении
останавливать вниз движение
не знает
как вода вверх попадает
ибо и мы не знаем откуда получили
соответствие собственной силе
Да, отвечает нам Федерико Гарсиа Лорка:
"Пути к богу изведаны многими, от изнуренных аскетов до изощренных мистиков. Для святой Терезы - это башня, для святого Хуана де ла Крус - три дороги. И как бы ни рвался из нас вопль Исайи: "Воистину ты бог сокровенный!", рано или поздно господь посылает алчущему пламенные тернии.
Но путей к дуэнде нет ни на одной карте и ни в одном уставе. Лишь известно, что дуэнде, как звенящие стеклом тропики, сжигает кровь, иссушает, сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль; это он заставил Гойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленями и кулаками втирать в холсты черный вар; это он оголил Мосена Синто Вердагера холодным ветром Пиринеев, это он на пустошах Окаиьи свел Хорхе Манрике со смертью, это он вырядил юного Рембо в зеленый балахон циркача, это он, крадучись утренним бульваром, вставил мертвые рыбьи глаза графу Лотреамону.
Великие артисты испанского юга - андалузцы и цыгане - знают, что ни песня, ни танец не всколыхнут душу, если не придет дуэнде. И они уже научились обманывать - изображать схватку с дуэнде, когда его нет и в помине, точно так же, как обманывают нас каждый божий день разномастные художники и литературные закройщики. Но стоит присмотреться и подойти по-свойски - рушатся все их нехитрые уловки."
Изображающих схватку с дуэнде сейчас стало немало. Да те же квадроберы... люди надевают маски, хвосты, костюмы и другие элементы, отражающие принадлежность к определённому животному (кошкам, собакам, лисам и др.). Часто элементы костюмов создают самостоятельно, некоторые представители движения облачаются в костюм животного полностью. Квадро здесь не четвёртый уровень, а возвращение к четвероногим. Тоже ломают геометрию, но уходят из третьего измерения в плоское, по-моему эти, говорящие ли ещё - обезьяны? Не знаю и знать не хочу. Вернёмся к Змею и Эвридике, к их дуэнде. Хотя - об этом оказывается писать законодательно запрещено:
В Москве менеджер платформы MangaLIB Иван Кваст опубликовал японский комикс о девушке, которая замужем за змеем, и поплатился. Мужчина получил штраф в размере 200 тысяч рублей за пропаганду ЛГБТ (международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России). Россиянин был оштрафован 10 сентября. Судья согласилась с обвинением в том, что появившиеся на страницах комикса материалы повествуют об отношениях между человеком и мифологическим существом. Такой формат признали нетрадиционным. Во время процесса над Квастом было подчеркнуто, что закон понимает под этим любые сексуальные отношения, выходящие за рамки гетеросексуальных, то есть не являющиеся связью между мужчиной и женщиной.
Не знаю, что Иван Кваст опубликовал, после такой рекламы через суд так и тянет посмотреть... Но наши контакты между созданными океаном Солярис соляроидами безусловно не являются контактами между мужчиной и женщиной. Это научные эксперименты, ничего личного, тем паче - неприличного. Надеюсь. Хотя...
Туз трефей.
Распятье ножниц.
Женщина счастлива.
Неизлечимо
Райский змей
Тревожный художник
Яблоко страсти ли
Неукротимой?
Из слёз Марии
растут кораллы
Из слов Мессии
звенят хоралы
Es imposible
callarla.
Федерико Гарсиа
зелие
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №125092402056