Интервидение Дворец Небесного Царя, Вьетнам
В тексте заложено сразу несколько уровней смысла - по части многозначности аллюзий вьетнамцы знают толк. Сам вьетнамский язык так устроен, всё зависит от контекста и обстоятельств беседы. С поистине потрясающим артистизмом вьетнамская команда представила роскошный букет из религии, этники, истории и костюмов.
Костюм солиста, кстати, представляет собой облачение "Небесного Императора".
В китайско-вьетнамской традиции «Дворец Небесного Царя» ассоциируется с космическим пространством, где обитает "Великий Небесный Император" Нгок Хоанг, Высший Царь мистического пространства - высшее божество, управляющее миром и судьбами людей. Костюм певца представляет собой копию его облачения, которое можно видеть на всех статуях в храмах и пагодах.
Буддийские и анимистические традиции накладывают на этот образ свойства защитников космического порядка, которые помогают удерживать гармонию между светом и тьмой, спокойствием и движением на небесах.
Два центральных образа, сопровождающие световое шоу выступления Дык Фука - солнечное затмение и всадник с бамбуковой метлой.
Чёрный всадник на тигре с бамбуковой метлой — это один из традиционных образов Раху - Властелина Затмений - в южноазиатской культуре, символизирующий его роль Защитника Дхармы, устраняющего иллюзии и очищающего негативные энергии. Бамбуковая метла символизирует очищение от омрачений и отбрасывание негативного влияния, а чёрный всадник отражает теневую разрушительную силу Небес, представителя буддийского пантеона "Защитников" - которые действуют во благо и необходимы для преодоления невежества и несправедливости.
(см. подробно об этом - "Раху в Юго-Восточной Азии" на авторской странице http://stihi.ru/2025/09/07/4804 )
Но вначале - в истории, описываемой в балладе, был посох, который сломался... Об этом - ниже. В буддизме посох имеет глубокое символическое значение, связанное с образом странствующего монаха и идеей духовного пути. Посох символизирует путь и знание, которые являются единственной опорой человека на пути к просветлению. Он ассоциируется с отречением от мирских привязанностей и стремлением к духовному развитию.
Буддийские монахи используют посох как атрибут, но при этом ритуально не касаются им земли, что подчёркивает уважение и святость этого предмета.
Звенящие кольца на посохе призваны отпугивать вредоносных духов, что символизирует защиту от негативных влияний.
В более широком смысле посох олицетворяет духовную поддержку, силу и руководство, а иногда мистический он может быть разделён на семь частей, символизируя семь священных центров в человеке. В буддийском искусстве такая трость - чаще всего с головой дракона на рукояти, символом Раху (Ла Хау, кит., ЛахУ - тайск.) - связывается с образом Бодхисаттвы и просветлённого путника — это многоаспектный символ пути, защиты и духовной опоры на пути к освобождению от страданий.
---------------------------------------------------------
Перевожу на русский литературно, сохраняя торжественный тон:
На южной земле поднялись бурей волнения,
Жестокие орды войск Инь* нахлынули нашествием.
Царь призвал мудрых и доблестных военачальников,
А народ единым сердцем восстал против свирепых захватчиков.
Из священной земли Фу Донг - явился, исполненный силы
Юноша: выпрямился — и стал великаном!
Он просит гонца донести королю:
"Нужны медный конь и длинное копьё."
Враг ворвался, словно вода, проломившая плотину -
Враг пришёл убивать наш народ.
Но металлический конь и древко-копьё
На горе Во Нинь сеяли ужас в войсках Инь, обращая их в бегство.
Размахивая железным посохом, он ломает его надвое,
И бамбук становится новым оружием, похищающим души жадных врагов.
У Ким Хоа святилище — и туда враги бегут, спасаясь:
Но там остаются горы их трупов, и кровь захватчиков заливает вершины.
О, Сокшон! Здесь снизошёл дух Небесного Властителя,
И тысячу лет народ Вьета хранит эту память.
О, дым ладана возносится к духу Небесного Властителя,
В храме героя, Защитника страны.
И ныне, когда мы перелистываем славные страницы истории,
Она не кажется далёкой от нас.
Сидя рядом, мы ясно видим друг друга
И знаем: у страны нашей - никогда не убудет героев.
Как перекликаются мифологические архетипы и человеческая история...
Святой Зионг (правильно произносится при чтении - Зьом или Зём): архетип сопротивления и вечный конь Вьетнама.
Вьетнамская история полна страданий и побед, но в её глубинах есть миф, который словно огненная искра оживает в каждом поколении. Это легенда о Святом Зёме — ребёнке из мифологической деревни Фу Донг, что означает "Небесный Дворец". Он три первых года жизни молчал, а затем внезапно заговорил и вырос в исполина, чтобы защитить родную землю от захватчиков (примерно с 1600 года до н. э. по 1046 год до н. э., династия Инь - она же "Шан", "Ан").
Для ориентировки: тогда, например, Древний Египет находился в эпохе Нового царства, периоде расцвета после окончания эпохи гиксосов, в котором правил фараон Тутмос I. Очень давно... И конечно, в таких потёмках времени история неотделима от мифологии.
Тхань Зём ("Тхань" - "святой", "Зём - "зерно") — один из Четырёх бессмертных (Tы bаt tы) вьетнамской мифологии, считается великим защитником народа и символом национального духа. Имя отсылает к буддийскому понятию Татхагата-гарбха это «внутренний зародыш Будды», присущий всем существам, который может быть раскрыт в процессе духовной практики и достижения победы - нирваны. Поэтому Будду называют "Победитель" - потому что он победил всех врагов в лице омрачений, иллюзий и страхов.
Слово "Тхань" с другой огласовкой читается как "поднимающийся": древнее название Ханоя - "Тхань Лонг", "медленно поднимающийся дракон". (А слово "Ха Ной" буквально значит просто "посреди реки".) То есть обыгрывается ещё одно значение: богатырь, медленно поднимающийся во весь рост и затем дающий врагам "прикурить".
Получив от царя медного коня и железный посох, он повёл народ против армии Инь, а когда оружие сломалось — вырвал бамбук и обратил им врагов в бегство. После победы он взлетел на небо аки Карлсон, Супермен, Енох и пророк Илия - оставив народу только память и силу.
В этом мифе — не просто сказание о чудесном герое. Это архетип сопротивления, который веками помогал Вьетнаму выстоять перед лицом куда более сильного соседа — Китая. В эпоху Хань (206-220 год н. э) и Тан (8-10 вв. н. э.), когда страна превращалась в колонию Поднебесной, образ Зёма напоминал: даже молчаливый ребёнок может пробудиться и стать воином.
В XIII веке, когда на землю хлынули монгольские орды Юаней, генералы династии Чан призывали: «Будем как Зём!».
В XV веке крестьяне, поднявшиеся с героем Ле Лой против династии Мин (с 1368 по 1644 год), верили, что дух Зёма снова ведёт их в бой.
И в XX веке, когда Вьетнам сражался за свободу против Франции и США, поэты снова звали к образу медного коня: «Он топчет землю, и враги бегут». В каждом поколении он возвращается — не как историческая личность, а как вечная сила народа, как сама душа Вьетнама, восстающая из глубины.
Образ Зёма поразительно близок к европейским архетипам: Жанна д’Арк, поднявшая Францию против англичан; Спартак, восставший против Рима; или даже древнегреческий Ахилл, герой, чья судьба связана с судьбой народа. Но есть одно отличие: Зём не умирает. Он исчезает в небе, чтобы когда-то снова вернуться. Он — непрерывность сопротивления, огонь, который никогда не гаснет.
Световое шоу, показанное во время выступления, акцентировало образ затмения. Царь асуров Раху также восстаёт против лживых богов, олицетворяя незримую руку справедливости - и в итоге становится бессмертным Защитником Дхармы в буддизме Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам - где затмение часто воспринималось как знаковое и мистическое событие, сопровождающее важные исторические моменты и божественные вмешательства.
Сегодня в Ханое проходит ежегодный Фестиваль Зёма, признанный ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества. И если всмотреться в этот праздник, то становится ясно: он не только о прошлом. Это напоминание о том, что нация жива, пока живёт её дух сопротивления и её герои.
И, может быть, в каждом из нас живёт свой Зём: спящий, безмолвный ребёнок, который в час испытаний выпрямляется, поднимается в полный рост и садится на своего коня. Чтобы сказать врагу: «Здесь моя земля, и я буду её защищать».
И вот здесь — завещание мифа: если Зём когда-то поднялся, чтобы спасти страну, то сегодня он поднимается в каждом, кто отказывается быть рабом — чужой воли, дурных привычек, собственной слабости. Его конь — это мужество, его посох — это чистое сердце. И если ты держишь в руках это оружие, то никакие Инь и никакие завоеватели, внутренние или внешние, не победят тебя.
Не напоминает ли смутно это историю Ильи-Муромца, пролежавшим недвижно 33 года на печи - а потом вставший и всем супостатам навтыкавший по самое не балуй?
К слову, со дня распада СССР прошло аккурат треть века... А так как в России с бамбуком напряжёнка, вместо него богатырь использует куст орешника.
Последняя строка песни звучит так: "Мы вершим историю сегодня!"
А завтра - 21 сентября - было затмение. А послезавтра - 22 - День осеннего равноденствия, который представляет собой астрономическое явление, связанное с пересечением Солнцем небесного экватора. Линия светового раздела планеты на освещённую и неосвещённую Солнцем части, именуемая в астрономии терминатором, проходит в момент равноденствия через полюса Земли и перпендикулярна земному экватору.
Да – линия светового раздела планеты, именно. "Терминатором" было напополам разделёно всё человечество: четыре миллиарда, проживающих в странах, принявших участие в суперконкурсе - смотрело Интервидение. А остальная половина была лишена такого счастья, оставшись в затенённом полушарии...
Да - кроме США, с электрическим освещением и отоплением этих несчастных вскоре ждёт полный швах. Можно сказать - в буквальном смысле "конец света".
Для стариков - увы, не ново
Впадать в маразм, право слово -
Гребенщиков и Пугачева,
и Макаревич, и Шевчук...
А кто наш мудрый верный друг?
Красавец и талант - Дык Фук.
А я бы поставил первое место в канун затмения 2025 вот этой исполнительнице песни "Дерзость Пяты" : http://suno.com/song/70154fae-b0f2-4be0-918d-44e16dc55a3f
Свидетельство о публикации №125092102431