Буддизм и Медовая ловушка

(начало тут  http://stihi.ru/2025/09/19/766 )
  продолжение.

           Часть третья: "Медовая ловушка".

    В свете вопроса, поставленного в заголовок прошлой статьи - невозможно обойти тему сексуальных контактов и подходов обоих линий - Алмаза и Лотоса - к данному вопросу.

   Тема очень сложная и щекотливая — она лежит на стыке истории, доктрины, этики и сегодняшней общественной ответственности. Постараюсь дать разбор по пунктам, честно и аккуратно:
   а) сравнить подходы «Школы Алмаза» (Ваджраяна/тибетские линии) и «Школы Лотоса» (дзэн/тхиен) к сексуальной этике;
   б) объяснить, что в буквальном смысле говорит Будда о воздержании;
   в) показать, почему некорректно утверждать, что только абсолютное целибатное воздержание — «единственный путь» к освобождению.
   

    Краткая тезисная картинка перед развернутым анализом:

• Дзэн/тхиен исторически опираются на строгую монашескую дисциплину и прямую практику (дзадзэн), где роль целибата у монашества центральна; это даёт институциональную устойчивость, но при этом не делает целибат «единственным легитимным маршрутом» для всех, понимая слабости мирян и не делая их оттолкнуть жёсткостью подхода. Однако для тантриков тхиен - это единственный путь.

• Ваджраяна (тибетская тантра) и традиционные тибетские линии используют иной методический арсенал по части работы с энергиями, в том числе мотивы «трансформации страсти», что исторически породило и контроверсии, и злоупотребления.

• Буддизм как учение различает путь мирян и путь монахов; Винайя (правила) ясно предписывает целибат для монахов, но сам Будда признавал и путь мирян к пробуждению.

--------------------------------------------------------

 Итак, рассмотрим подходы двух «школ» к сексу и телесности — конструкцию и различия.
           Ваджраяна / «Школа Алмаза» (Дордже / Ваджра)

   Методологически Ваджраяна опирается на идею упая (умелое средство): трансформировать психоэнергетические импульсы, включая сексуальную энергию, в путь к пробуждению. В некоторых практиках (в классической тантре, в эзотерических примерах) используются визуализации, лозунги и метафоры сексуального единения как символа нераздельности мудрости и сострадания.

   Исторически это позволило развить мощные техники для радикального преображения привязанностей. Но одновременно это создало условия для злоупотреблений: подчеркнутое мистицизмом, доступность «тайных практик» и культ личности гуру сделали возможным эксплуатацию власти — что и привело ко многим современным скандалам и потере доверия.

   В данной тантре реальные сексуальные практики (встреча мастера и ученика) — редки, жёстко регламентированы (и в идеале — символичны или визуализированы). В большинстве случаев «сексуальная тантра» — метафорична, а те немногие ритуалы, что использовались буквально, требовали высочайшей нравственной и психической подготовки обеих сторон.


                Дзэн / Тхиен / «Школа Лотоса»

   Дзэн ставит в центр простую, но требовательную практику — сидячее созерцание (дзадзэн), строгий монастырский устав, непрерывную работу над вниманием и этикой. В монастырях традиционно требуется целибат и строгая моральная дисциплина.

Социально-культурно японского дзэн интегрирован в повседневные формы жизни (сад, чай, искусство), поэтому устойчивость общины меньше зависит от харизмы одного Учителя и больше — от регулярной практики и института сангхи.

Это делает дзэн более устойчивым к кадровым скандалам: когда отдельный мастер падает — сама практическая форма остаётся и продолжает функционировать.
  Добавлю - устойчивым и гораздо более быстрым путём: автор является свидетелем реализации женщины-адепта (пришедшей в горный тхиен-монастырь и принявшей соответствующие обеты) в течение трёх лет...





       Что говорил Будда о воздержании — буква и дух Учения.

В монашеском кодексе (Виная) ясно: для монахов/монахинь обет безбрачия — центральный. Для ордена это условие посвящения; оно рассматривается как необходимое для людей, целенаправленно избравших путь полного отказа от бытовых привязанностей и желаний.

В этом институциональном смысле целибат — условие монашества, а не универсальное требование ко всем живущим. Путь узкий, но стремительный.

   Шире и медленнее — путь мирян: "Jedem dass seine"

Сам Будда формулировал две «колеи» — путь для мирян и путь для монахов. Мирянам он предлагал пять обетов (включая обет воздержания от неверности), но не абсолютный целибат; многие миряне в Пали-каноне и Махаяне достигали высоких стадий реализаций, оставаясь в браке.

То есть в буквальном каноне Будды целибат обязателен для тех, кто добровольно вступает в монашество, но не провозглашён «единственным возможным» путем ко всем формам пробуждения.



            Практическое обоснование воздержания.

Аргумент защиты: освобождение требует прекращения связей и желаний; половая страсть — мощный фактор привязанности. Поэтому для тех, кто стремится к полному сосредоточению, целибат — сильная, если не основная, опора.

Однако есть и контраргумент (как это всегда бывает в мире концепций) : путь превращения страсти в путеводную силу (упая) — тоже возможен; в ряде махаянских/ваджраянских текстов это описывается как допустимый метод при строгих условиях.  (Тут стоит вспомнить пример с тем "опростоволосившемся" Кармапой...)

 Пали-канон и махаянские сочинения признают разные пути и отмечают, что и миряне порой достигают высоких стадий. Будда не объявил «единый для всех» путь.

Для монаха целибат — логичное и оправданное требование; для мирянина — многие достижения совмещались с семейной жизнью.

Ваджраяна - другой метод: ваджраянские школы аргументируют, что при должной квалификации сексуальность может быть трансформирована; это не делает их «мягче» морально, но показывает, что есть альтернативные методики.

---------------------------------------------------------

4. В данном контексте невозможно обойти вниманием творчество Шантидевы, который уделил много внимания данной теме в своей непревзойдённой «Бодхичарьяватара».

Шантидева писал о том, что всё относительное - тленно, включая тело. В книге встречаются откровенные напоминания о бренности тела, о неизбежности старения, болезни и смерти — это часть подвига отречения: понять непостоянство и несостоятельность телесных привязанностей. Шантидева не был мыслителем, целью которого было принизить женщин как таковых. Его метафоры о тленности тела касаются всех — и мужчин, и женщин — и служат буддийской цели уменьшения привязанности к телу вообще.

Буддийский текст "Бодхичатья-аватара" Шантидэвы содержит глубокие размышления о природе тела, склоняясь к восприятию физического тела как источника омрачений и страданий. Тело в этом контексте описывается как "мешок с грязью, слизью, мочой и калом" - и к слову, с точки зрения любого медика это есть великая сермяжная правда...  Тело действительно состоит из нечистот и непостоянных элементов, которые омрачают ум мнимостью "самбхавы" (самобытия), этим вызывают страдания цепляния за эту идею, привязанности к физическому существованию и стремления "продолжить себя".

   Этот неколебимый постулат отражает буддийское понимание "бытия в мире ворм и желаний" как непостоянного и несовершенного, где тело — мнимая временная оболочка, к тому же подверженная болезням, старению и смерти. Шантидэва призывает перебороть привязанность к телу - как к своему, так и "чужому" - увидеть его истинную природу, что помогает снять омрачения и приблизиться к просветлению.

Поясню,  разжевав:
   в поэме "Бодхичатья-аватара" тело не отрицается совсем, но рассматривается абсолютно трезво критически, как источник загрязнений ("клеш", или "клязьм"), то есть вредных привычек, страстей и невежества, которые необходимо преодолеть на пути бодхисаттвы. Это понимание мотивирует к внутреннему очищению и развитию сострадания к другим существам, осознавая телесную природу как условность.

Таким образом, постулат - не просто отвращение к телу, а напоминание о его несовершенной и непрочной природе - ставит задачу практикующему: выйти за пределы телесных омрачений, чтобы достигнуть просветления и помочь другим в освобождении от страданий. То есть выйти из "мира желаний" - в том числе и сексуальных, порождающих цепляния за получаемые "приятные ощущения" а следовательно, привязанность к кругу перевоплощений.

Этот взгляд является ключевым для буддийской философии и учения о пустоте и непостоянстве, где понимание физического тела ведет к более глубокому пониманию ума и Дхармы.



5) Почему именно сексуальные скандалы так подрывают доверие тибетских линий?
Мы кратко затрагивали этот скользкий вопрос в начале исследования "Почему слабеют буддийские линии":

а) Культ гуру: когда Учитель представляет себя как воплощение линии и его слово не подлежит сомнению, проступок учителя воспринимается как удар по самой Дхарме.

б) Институциональный дефицит контроля: отсутствие прозрачных механизмов отчётности в секте усиливает криминальные и моральные риски.

в) Социальные ожидания: западные последователи требуют ответственности и правосудия; скрытые проступки приводят к судебным процессам, медийному шуму и утрате доверия.

г) Этическая цена: вред (сексуальная эксплуатация, беременности, травмы) оставляет жертвам долгосрочные последствия - моральная легитимность линии подрывается навсегда.

     Практическая и этическая рефлексия: что важнее — буква или дух?

Буква (строгий целибат) даёт ясную форму дисциплины и защиту от привязанностей.

Дух (сострадание, честность, ответственность) — необходим, чтобы дисциплина не стала формальностью и чтобы не прикрывались злоупотребления.

Лучшие практики — это сочетание строгих форм ("вина-йя") и прозрачной этики (ответственность, механизмы отчётности, обучение по границам власти).

Вывод: Вьетнамский Тхиен  - потвёрже будет на Пути. И парадоксально - демократичнее. Хотя автор не имеет намерения принижать какие-либо линии буддизма: он лишь основывается на собственном опыте.

 Тхиен сумел адаптироваться под современность. Пример — линия Тхит Нят Хана («Плайм-Виллидж»), где практикуют и монахи, и миряне. Это - "открытая школа".
В нашей, закрытой школе - которая так и зовётся "Тайная Традиция Южной Школы" (Хюен Тонг Нам Тонг) практикуют и те и другие. Но серьёзное отношение даже мирянина - требует от него целибата в браке. То есть можно жить в миру внешне как мирянин - но быть по сути монахом, отсекшим животные желания и иллюзии. Повторю: это не требование Мастера - это непременное условие для продвижения лишь для тех, кто на самом деле стремится за одну жизнь вырваться из Колеса Калачакры.



Часть вторая.   Загадка двух Кармап.

В традиции тибетского буддизма Кармапа — титул главы линии Карма Кагью, одного из направлений тибетского буддизма, и считается перерождением предыдущего Кармапы, воплощающим просветлённые качества. Вопрос о том, может ли Кармапа считаться "окончившим карму" («кармапой» в буквальном смысле — тот, кто освободился от кармы), если он нарушает монашеский обет и вступает в половую связь, вызывает сложные интерпретации.

Основные моменты для рассмотрения:

    Монашеский обет и роль Кармапы
    Традиционно Кармапа даёт монашеские обеты и следует монашескому образу жизни, который включает воздержание от половых связей. Нарушение обетов обычно считается серьёзным прегрешением и мешает духовному прогрессу.

    Просветление и карма
    В буддизме просветлённый (будда) считается освобождённым от кармы и цикла перерождений (сансары). Статус «окончания кармы» подразумевает полный выход за пределы омрачений и страданий. Если Кармапа нарушает обеты, согласно традиционному пониманию, это создаёт новые кармические последствия.

    Современные и скрытые линии интерпретации
    Существуют разные школы и мнения. Иногда высшие реродившиеся мастера вступают в бхрачилию (брачные) отношения по духовным причинам, что не обязательно подразумевает потерю духовного уровня, особенно если такие действия осознанны и сострадательны. В таком случае карма рассматривается более тонко.

    Рождение ребёнка и карма
    С точки зрения буддийской доктрины, рождение ребёнка — это новая жизнь в сансаре, со своей собственной кармой. Ребёнок не обречён на страдания из-за действий родителей напрямую, а его карма складывается из множества факторов.

    Этическая ответственность
    Нарушение монашеского обета обычно воспринимается как отклонение от пути бодхисаттвы, что влияет на восприятие духовной заслуги Кармапы. Это может поставить под сомнение титул и признание в традиционных кругах.

Итог: Нарушение монашеских обетов и вступление в половую связь, ведущее к рождению ребёнка, с классической точки зрения буддизма создаёт кармические последствия и противоречит идее «окончившего карму». Тем не менее интерпретации могут варьироваться в зависимости от контекста и духовных традиций. Статус «кармапы» как просветлённого зачастую имеет глубокое символическое значение и может рассматриваться не только с точки зрения буквального соблюдения обетов, но и более широкой духовной миссии и сострадания.

Таким образом, в классическом понимании нарушение обетов и создание новой жизни противоречит идее разграничения от кармы, и поэтому такое поведение ставит под сомнение статус Кармапы как совершенно освобождённого. В более нюансированном, современном или оккультном понимании возможны другие интерпретации, но они не являются общепринятыми в буддийской ортодоксии.

-----------------------------------------------------------

    Самсара Карма Кагъю

   Аналогия между фактом рождения детей обоими Кармапами и фильмом "Самсара" (Бутан, 2001), повествующим о судьбе монаха, нарушившего обет безбрачия, может служить мощным отражением темы противоречий духовного пути и человеческой природы в современной Ваджраяне. Ныне в полный рост встала тема нарушения обетов и индивидуального пути...

В традиции Кагью это не впервой. Десятый Кармапа, и Кхакхьяб Дордже,  Пятнадцатый Кармапа тоже были родителями. У Пятнадцатого Кармапы было трое сыновей, двоих из которых объявили перерождёнными воплощениями Второго Джамгона Конгтрула Ринпоче и Двенадцатого Шамарпы.
   Вот и после смерти Кармапы 16-го двух претендентов объявили перерождением одной личности - китайцы "опознали" Ургьена Тринле Дордже, а тибетцы - Тринле Тхае Дордже. Китайские власти использовали своего кандидата для контроля над тибетцами и попыток расколоть тибетское общество - но Ургьен Тринле Дордже, повзрослев, свалил из коммунистического китайского Тибета...

   Скандал, связанный с ребенком и Ургьеном Тринле Дордже, возник в 2018 году, когда он признал, что является отцом ребенка, рожденного в результате связи с американской буддисткой. Это событие вызвало бурные реакции в буддийских кругах, поскольку традиционно Кармапы считаются монахами, ведущими целомудренный образ жизни, и нарушение этого правила вызвало серьезный резонанс.
    Это стало настоящим шоком для многих буддистов, поскольку Кармапа традиционно считается наставником-монахом, который ведет монашескую жизнь и придерживается строгих этических норм, включая целибат.

Его признание вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые даже выразили поддержку Кармапе, ссылаясь на то, что он является современным лидером и мог принять такое решение в контексте изменений в обществе. Другие, однако, выразили разочарование и посыпали голову пеплом, обоснованно считая, что это нарушение его традиционных обязанностей.

Скандал поставил под сомнение его роль как духовного учителя и вызвал дебаты о соблюдении монашеских обетов в современной буддийской среде.



    В великолепном фильме "Самсара" (производство Бутан, 2001) показана история монаха, который, несмотря на обеты и стремление к просветлению, испытывает душевный конфликт - и, нарушая обет безбрачия (что привело к рождению ребёнка), вступает в светскую жизнь. Этот выбор ведёт героя к глубоким внутренним переживаниям, осознанию страданий, сложностей духовного пути и в финале к полному краху всех его иллюзий.

    Аналогично, в наше время факты рождения детей обоими лидерами Ваджраяны Кагью - 17-ми Кармапами  - демонстрируют столкновение высокого духовного звания и человеческих желаний и обязанностей, что ставит под вопрос традиционные представления о монашеской дисциплине и карме.
   И в фильме, и в жизни обоих 17-х Кармап проявляется напряжение между идеалом полного отречения от мирских связей и реальностью человеческих потребностей и обстоятельств. Оба сюжета поднимают вопрос о том, как воспринимать духовных учителей и мастеров, если они не соответствуют строгим религиозным нормам.

   Путь освобождения и карма.

    В "Самсаре" нарушенный монах сталкивается с последствиями своих действий, что подчеркивает буддийское учение о карме и ответственности за свои поступки.
В биографии обоих Кармап также присутствует дилемма ответственности и кармических последствий рождения детей, причем рождение новой жизни символизирует неизбежность страданий в цикле сансары.


    Фильм демонстрирует внутренний конфликт и осмысление, а также общественное давление и мнение о нарушении священного обета. Аналогично, в отношении Кармап рождение детей вызывает дискуссии и сомнения в духовной чистоте и статусе.
Обе истории — Кармап и героя "Самсары" — раскрывают фундаментальные вопросы буддийского учения о непривязанности, непостоянстве и пути к просветлению через преодоление страстей и омрачений. Они демонстрируют, что личный выбор и ответственность играют ключевую роль в достижении гармонии и освобождения - тем более для тех, кто ведёт за собой сотни тысяч преданных...

-------------------------------------------------------

Фото:  монахи со стойкими обетами тулку-тертон Мастер тхиен (вьет. дзэн) СуФу НамТонг с достигшей реализации, целительницей и воплощённой бодхисаттвой Ба Ко на вершине Фансипан (3106, сакральная вершина Вьетнама). Истинная возвышенная любовь святых - не опускается до плотских отношений. Миряне, поднявшиеся до определённого уровня, осознают это - и живут далее в браке как христианские Пётр с Февронией, как брат с сестрой. Человек тем и отличается от "говорящего", что способен осознанно ставить экран на основной инстинкт.


Рецензии