От Менделеева до Кюри. Корона венков сонетов

«ОТ МЕНДЕЛЕЕВА ДО КЮРИ». Корона Венков сонетов.

Светлой памяти Зинаиды Васильевны Ершовой - "советской мадам Кюри" - от её ученика с благодарностью.

Читатель, будь бдителен! Забавно наблюдать на примере сегодняшнего дня, как некоторые читатели путают форму, в которой написано произведение, с его названием! Дорогие гости, я очень жду от вас отзывов на произведение под названием «От Менделеева до Кюри», но не реплик на статейки в воображаемом вами журнальчике с названием «Корона венков сонетов». «Корона венков сонетов» — это только название формы литературного произведения, как, например, «роман» или «поэма»! НАЧИНАЙТЕ С ОГЛАВЛЕНИЯ - ПЕРЕЧНЯ 210 с лишним сонетов!

ВВЕДЕНИЕ.
28 сентября 1942 года, через полтора месяца после старта Манхэттенского проекта в США, в СССР было принято постановление ГКО № 2352сс «Об организации работ по урану».
 В США 2 декабря 1942 года на реакторе была запущена первая в мире самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер урана – 235.
Эти военные проекты не смогли бы быть ни успешно начаты, ни завершены ни в одной из стран, если бы Менделеевым не был открыт Периодический закон элементов, а супругами Кюри не была бы изучена радиоактивность радия и полония в уникально больших для того времени количествах!
Я решил оказать уважение проблеме, выбрав строгую литературную форму творения - венок сонетов, сознательно ограничившись только преддверием проблемы – кратким эпизодом истории – от Менделеева до супругов Кюри, - когда человечество перешло от наивного древнегреческого представления о бесчисленном множестве вечных неделимых атомов к научной констатации – существования скупой сотни их видов, часть из которых, к тому же, ещё и не долговечна, распадается, причём с печальными последствиями! Такие «переходы» в любой науке – в физике, в химии, в биологии и в других областях – сложны для понимания и часто болезненны для общества!
Скоро стало очевидно, что от «юбилейного пафоса» следует отказаться совершенно, форму же творения – в ходе работы – расширить до размеров Короны венков сонетов, хотя это – по-прежнему – отдельные фрагменты воспоминаний старых научных «кадров» об «острых углах в их трудах».
Никаких лекций по реакторостроению и взрывам атомных бомб здесь нет и не планировалось, мы же тут поэты, да и секретности в этих научно-технических областях никто не отменял!

Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.) первым высказал великую мысль об атомарности вещества.
И только в 1869 году Менделеев создал Периодическую Таблицу элементов, показав, что типов атомов в Природе всего около 100, а не бессчётное множество, и они обнаруживают – по мере роста массы атома – периодическое сходство своих физических и химических свойств, позволяющее предвидеть свойства ещё не известных человеку химических элементов.
Мария и Пьер Кюри традиционными лабораторными приёмами химии конца 19-го века впервые открыли и выявили химическую и физическую сущность элементов радия и полония, выделив их из природной руды – урановой смолки (не подозревая огромного ущерба своему здоровью). Официальное сообщение об открытии этих принципиально иных – распадающихся – элементов было сделано в 1898 году.
Менделеев сделал химию предсказательной наукой, Кюри практически изучили принципиально новое свойство ряда химических элементов – радиоактивность. После работ этих учёных стало возможным, в общих чертах, представить, с чем столкнётся человечество, открыв при нейтронном облучении деление урана на радиоактивные осколки (взрывы атомных бомб и разрушение активных зон на атомных реакторах). Ещё раз повторюсь: расщепление ядер урана нейтронами при атомных взрывах и при катастрофах на атомных реакторах – не тема данного произведения.

Несколько слов о себе: я окончил в 1960 году МХТИ имени Д.И. Менделеева, защитил кандидатскую диссертацию под руководством «советской мадам Кюри» - Зинаиды Васильевны Ершовой – в НИИ Неорганических Материалов имени академика А.А. Бочвара.
Более сорока лет я посвятил экспериментальному исследованию вопросов безопасности различных устройств на атомных реакторах в тесном дружеском сотрудничестве с рядом специалистов советской Атомной Науки и Промышленности.
Последние годы занимался расчётно-экспериментальным изучением возможных последствий аварийного поступления теплоносителя (воды) в плазменную камеру международного термоядерного энергетического реактора, строящегося в Кадараше (Франция).

Окончив раньше, чем хотелось бы, в силу уважительных причин, научную деятельность, заинтересовался строгой сонетной формой: стихосложением отдельных сонетов, венков сонетов и поэм с сонетными строфами. Подошёл к попытке сделать Корону венков сонетов.
«И вот я здесь, я с вами!», желая ещё раз эмоционально окунуться в эпоху становления Периодического Закона и законов Радиохимии с её торжеством и ужасом, предварившими аморальные атомные бомбардировки японских городов лампасной и офисной шпаной в США, повернувшей плоды трудов Менделеева, Эйнштейна, Резерфорда, Бора, Кюри и очень многих других учёных и инженеров на военные рельсы.
Оказалось, что сочетание сонетной поэзии и атомной науки до некоторой степени возможно!

И ещё, перед входом в сильную воду повествования:
Будущий читатель, пред тобою стихотворный монстр из 210 сонетов с их структурной спецификой. Если тебе некогда долго читать и неспеша вникать – выбирай иную струю! Познакомься с ОГЛАВЛЕНИЕМ Короны венков сонетов, в КОРОНЕ связаны воедино 210 сонетов!
**
Много лет назад мне – мальчишке – попали в руки «Дети капитана Гранта» Жюль Верна. Ни глобуса, ни карты мира в моём распоряжении ни оказалось. Цепь событий, нанизанная на попорченную водой записку в бутылке из брюха акулы, распалась для меня на разрозненные моменты, часто лишённые общей связи. В отличие от двух других фрагментов общей триады – «Таинственного острова» и «20 тысяч лье под водой», книга не «пошла». Моя мама – честь ей и хвала – строго следила не только за вежливостью и опрятностью сына. Она серьёзно наказала меня за недочитанную книгу, пристыдив за легковесное отношение к работе французского писателя-фантаста: «Карты или глобуса пока нет? Когда-то же они появятся – вспомнится ранее прочитанное! Уважай труд писателя!».
Акция врезалась в память на всю жизнь: каждую книгу я всегда дочитываю до конца! 
Даже учебники в школе я прочитывал до конца уже в сентябре-октябре, не «размазывая» их по полугодиям и четвертям в течение учебного года. Поэтому уроки преподавателей я воспринимал как напоминание о ранее прочитанном и осознанном. Также потом работал я с литературой и в ВУЗе. Оказалось, что это очень удобно – «вспоминать ранее прочитанное».
**
На СТИХИ.РУ, спустя те самые многие годы, вновь встали вопросы восприятия мною чужих творений и подачи своего творчества гостю-читателю. Да, все мы разные: например, одним нравятся Марк Твен и Ильф и Петров, другие зачитываются Диккенсом и Достоевским. Но что требуется от читателя? Да-да, дочитайте до конца произведение, не поступайте с ним, как я – мальчишкой – с «Детьми капитана Гранта»! Продемонстрируйте свою волю и способность доводить чтение до конца! Ведь Оглавление наших страничек предупреждает, стоит ли браться за то или иное произведение. Смешно бывает наблюдать по списку за читателем, как он вязнет среди глав и «сходит с круга», не дойдя до финала повести, романа, короны венков сонетов. «Слабак, читай своё – посильное, вроде – «муха села на варенье, вот и всё стихотворенье»!». Когда я студентом-практикантом на Украине вознамерился переплыть Днепр в районе Днепропетровска, я заранее осознал, что мне следует преодолеть его именно ширину, наплевав на сильный снос по течению: переплыву и по другому берегу пешком приду туда, куда мне надо!
Читатель, не мельтеши, писать труднее, чем читать, сам знаешь!
**
К вопросу "Все ли темы подвластны поэзии?" приходилось возвращаться многократно:
http://stihi.ru/2016/04/21/7147
http://stihi.ru/2016/04/30/2720
и в ряде других случаев.
ЧИТАТЕЛЬ, ТЕБЯ ЖДУТ ВЕНКИ из 210 с лишним сонетов, вперёд!
Перед прочтением каждого из венков очень советую прослушивать музыкальную тему "ПОХОД" композитора Эдуарда Артьемьева для фильма Андрона Кончаловского "Сибириада"!


Рецензии
Сергей Илларионович,
Немного окунулась в Ваш
большой труд. Интересно и познавательно
лично для меня - чайника в химии
и ядерной физике. Вы не только научно,
но, главное, художественно излагаете
материал. Это сложно, но благодаря Вашему таланту
и эрудиции, возможно. Читала и сонеты, и рецензии
для полного понимания.
Дальнейших творческих успехов.
Нелли.

Нелли Добротолюбова   12.09.2023 20:59     Заявить о нарушении
Нелли, благодарю за внимание к работе. Вы, конечно, знаете, что литературную работу оценивают по сюжету и по способу его изложения. Будучи далеки от физики и химии, вы правильно поступили, ознакомившись со способом изложения – венками сонетов, не вдаваясь в науку.
Вы немного ошиблись – физики и химии в короне почти нет, там просто туман и усталость от труда, который не бросишь. А это нам всем знакомо – и матерям, и учёным, и старикам.
Сергей

Сергей Таллако   13.09.2023 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.