30. Учитель Петра

Назад:   http://stihi.ru/2022/11/17/7224

Учитель Петра

Любая мать так хочет, чтоб
Учитель добрым был с ребёнком,
И чтобы радостно и звонко
Малыш рассказывал урок.

Фёдор царь сам постарался
И вложил весь пылкий нрав свой,
Чтоб найти скорей такого
Грамотного и живого.

Подьячий Зотов к деткам ладен,
Знает всю Псалиирь  аккуратен,     [60] 
В чтении, в письме умён,
Скромным чувством наделён.
Полоцким рекомендован
Для царевича учёбы.

К  отправлению в ученье   [61]   
В терем для благословенья
Патриарх пришел сам, чтобы
Петр пройти мог сквозь чащобы
Одоленья и терзаний
В постижении многих знаний.

Окропив святой водою
Отрока, он к аналою
Проводил, где стопы книг.
Взгляд не оторвать от их
Букв красивых и картинок.
Вот заутреня звонила
И пришел царь, крестный, брат,
Он поздравить маму рад.

Так подьячий из приказа   [62]   
Стал учителем.
- Я сразу
Для урока выбрал много
Карт, картинок, даже глобус,
Что подарен был голландцем, -
Рассказал об этом вкратце.
Доложивши Патриарху.
Поклонился предков праху.

***
Зотов, видя, как глазенки
Загорелись у мальчонки,
Для уроков всех дворцовых
Подбирал историй новых.

Наблюдательный и хитрый,
Мыслью тихой плодовитый,
Он царевича учебу
Делает такою, чтобы
Тайн быд полон интерес
В мире сказочных чудес.

- Погляди картинки сказа,
Мы читать не будем сразу,
А давай-ка... обсуждать
Суть, что в них живёт всегда.
- А что, в слове кто живёт? —
Брови у Петра вразлет.

- Из всех слов...  возьми любое,
И я выберу другое.
Познакомим их друг с другом.
Пусть гуляют по округе.

А теперь их разбираем:
Слогов сколько...  посчитаем,
И составим...  алфавитом
Буквы, с коих слово свито.

Мы, давай, по старшинству,
Красоте и естеству,
Слова сказка все расставим.
Ты не знаешь? - Выясняли
Их мудреный тайный смысл
В чем, где и какая мысль.

- В "Мы читаем сказ с тобою"
Слово главное какое?
Говорится здесь о ком?
- ??!
— Не о нас с тобой, Петром?
- Да, о нас, ведь мы читаем!
— Молодец, теперь мы знаем,
Первое здесь слово-тайну.
А скажи-ка, дорогой,
Что мы делаем с тобой?
— Ох ты, ах ты, вот те раз
Мы чи-та-е-м этот сказ!
— Правильно, нашел второе слово-тайну пред собою.

Долго-долго так читали, Удивлялись, разбирали,
А потом, устав немного:
- Что ж, пойдём, восславим Бога!

Сказ учили наизусть,
Добавляя знаний груз,
Тренируя так вниманье,
Обучаясь вычитанью
И сложенью постоянно,
Чтоб прочнее память стала.
И еще много уловок,
В чем урок был пользы полон.

***
Отыскали в букваре
То, что годно к той поре.

Буквы, склады, букв названия;
Числа, в 10 000 крайним;
Препинаний и надстрочных
Знаков формы, простых очень,
Образцы всех изменений
Смысла слов от ударения,
Схожих в начертаньях,
разных
Смыслом для умов непраздных;
И имён склонения виды;
Написания под титлом.

Удивлением сквозило:
- Сколько в письменах есть силы.
С виду, будто таракашки
Жмутся буковки-букашки,
А на самом деле, словно
Под уздцы взяв это слово,
Храбрый и лихой наш всадник
Вмиг вскочил - вот в шпоры вдарит.

Горд Петруша:
- Знаю буквы
И читать совсем не трудно

- Тот, кто грамотен, лишь глянет,
Сразу же секрет узнает.

Ведь:
- Сначала "Аз да буки",
А за ними - путь в Науку.


Читать дальше:   http://stihi.ru/2022/11/17/8527


Рецензии