Смерть Арахдзау ч. 5

Нартский эпос

Часть III. Сослан 

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/08/26/885,
http://stihi.ru/2021/08/27/1089,
http://stihi.ru/2021/08/29/925,
http://stihi.ru/2021/08/31/1054

Свалил её в прибрежной мели:
«Как унести?» Шумит прибой.
Тут ноги вдруг окаменели,
Сырдона видит пред собой.

А тот с издёвкою смеётся:
«Ты, АрахдзАу, силой взял,
Но я хитрей, где тонко – рвётся,
Ты станешь камнем - я сказал!»

Батыр тут понял – вновь обманут,
Предмет отца взял, как сигнал.
И на стрелу надел, как манну,
Да со всей силой вверх послал.

Дрожа стрела, пробила тучи,
Издав при этом дикий визг.
И словно камень горный с кручи
в порог алдара пала вниз.

Там Бедзенаг на солнце грелся,
Стрелу вдруг видит в тишине.

«В беде мой видно сын», - зарделся, 
И кликнув: «Эй, слугу ко мне!
Спеши скорей в селенье нартов,
Скажи Сослану – брат в беде.
Названный брат он АрахдзАу,
Ждёт помощи в чужой воде!»

Сослан узнав, ведь зов, что траур,
Спешит к алдару всё учесть:
«Где брат мой званный АрахдзАу,
Откуда он прислал мне весть?!»

«Уехал он к Куан-алдару,
Оттуда весть его пришла!
Спеши к ответному удару,
Спаси от бед его и зла!»

«Мне нужен конь Цылан буланый,
Церека панцирь у тебя.
Скорей достань и я в путь «званный»
Отправлюсь тотчас, торопясь.

Собрав, что надо для победы
Сослан спешит – благая весть.

Ждал АрахдзАу - то не ведал,
Пока не стал он камнем весь.

А у Куан-алдара дома
Крик резко режет гласом тьму.
Дрожат все стены как от грома,
Сослан пришёл - алдар к нему.

«Ты видно гость?! Гость необычный!
Зайди с дороги. Отдохни!»

«Нет, не зайду! Там неприлично!
Где АрахдзАу брат шепни!»

«Ещё вчера он вместе с сыном
В ущелье Рыбное ушёл.
Нет новостей от них, вестимо
Их поищи средь вод и дол».

Сослан коня направил чинно,
и видит средь озерных вод. 
Вкруг люди, есль на то причина,
Смеются, водят хоровод

«Почто веселье и парадность,
Причина есть плясать и пыл?»

«Как не плясать - большая радость
Сын Бедзенаг-алдара был.
Приехал сватать дочь алдара,
Но сам недавно и погиб.
Помог Сырдон, в нём хитрость дара,
Заколдовал его средь глыб».

«Ну, хорошо! Скажите точно,
то место, где лежит батыр?»

«Он там, за озером Молочным
Давно лежит как старый сыр».

Увидев АраздзАу мёртвым
Взревел отчаянно Сослан:
«Эх вы, ослы! Порода чёрствых!», -
И ярость только в нём росла.

Сырдон узнав: «Сослан не любит!
Ох, берегитесь вы теперь.
Рождённый камнем вас погубит,
Не человек в бою, а зверь!»

И обернувшись птицей клана,
Вверх взмыл и скрылся от людей.
Сослан рубить людей Куана
Стал с беспощадностью своей.

Передних резко убивает,
Кровь заливает, льёт поток,
Тот задних попросту смывает,
Всех зарубил в один он срок.

Затем поймал алдара сына,
И на коне в дом приволок.
И говорит ему у тына,
«Вот сын твой, он сейчас залог.
Страна твоя в том виновата,
И горя моего не скрыть.
Ну, что алдар? Доставь мне брата,
Иначе твоему не жить!»

Вот принесли батыра, «Дайте!»
Сослан алдару: «Ты – неси!»
Теперь вперёд к отцу ступайте,
Молись и милости проси».

Шли долго ль, нет, уже у нартов
Алдар навстречу чуть живой.
Сослан сказал тут Бедзенагу:

«Убийца сына пред тобой!
А это та, из-за которой,
Всё и случилось в той стране».

«Убей Сослан отца да скоро
и сына, что мешал на дне».

Всё так случилось и чуть позже,
Построен склеп из серебра.
В нём сына положил на ложе,
А рядом всякого добра.

А головы Куана с сыном,
Повесил он у входа в склеп.

Сослан домой вернулся чинно,
дочь в башне заточил на цепь…

*)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
**) Арaхдзау - сын Дедёнага (Бедзёнага), один из героев нартского эпоса. Арахдзау - букв, «часто бывающий в походах».
***) Бедзенаг-алдар – (Дедeнаг-алдар) - отец героя Арaхдзау. Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин
****) симд - симд нартов (осет. н;ртон симд) - старинный осетинский двухъярусный танец. Герои осетинского Нартовского эпоса часто проводили состязания на лучшее исполнение симда. Как правило, побеждали самые выдающиеся нарт
*****) Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
******) Цылан – конь. Сказочный Цылан имел чудесную способность в жаркую погоду охлаждать хозяина, а в холодную – согревать (видимо аналог современного кондиционера). Нартские кони играют исключительную роль, подчас решают исход как тяжелого похода, так и жаркой битвы. Они драгоценные сокровища в нартском обществе, верные друзья героя и в горе и в радости. Не зря нарты вопрошали: «Что будем делать мы, если падут наши кони? Ведь человек без коня, все равно, что птица без крыльев». Именно конь является верным спутником и в загробном мире. Как известно, только при помощи коня Сослану удалось миновать Аминона (стражника) и проникнуть в царство мертвых.
*******)Панцирь Церека - Церечы згъ;р (панцирь Церека) – легендарный элемент вооружения из осетинского эпоса, непробиваемая кольчуга, сама прилетающая к герою при крике «Бой».
********) Куан-алдар со стороны матери приходился родственником Сырдону. Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин
*********)Донбе;ттыр (букв. «водный Пётр») - в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Донбеттыр считался покровителем рыбаков, с ним были связаны несколько осетинских обычаев («донмаконд»).


Рецензии
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.