Смерть Арахдзау ч. 3

Игорь Апрельский
Нартский эпос

Часть III. Сослан 

Продолжение

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/08/26/885,
http://stihi.ru/2021/08/27/1089

Батыр наш славный АрахдзАу
спешит домой, взгляд на восток.
Старик стоит опять, то ль траур,
Раз так печально мнёт платок.

А то Сырдон принял обличье,
В кустах лесных не на виду.
Наподличать в его обычьях,
Чтоб подогреть к другим беду.

«Гляжу, везёшь дары с азартом?
Как нищеброду дали кость.
Церека******* панцирь где ж, что нарты
Вновь пожалели тебе гость?!
Непробиваема кольчуга,
Лежит в темнице, ждёт свой год.
Лишь крикни: «БОЙ!», - она – подруга
Сама оденет и спасёт!»

Вновь АрахдзАу резко в росах
Враз поспешил. Сослан. Пустырь.
Сослан опять к нему с вопросом?
«Что ты забыл у нас батыр?»

«Слыхал об этом на границе,
И слава вот о ней идёт.
Отдай кольчугу, что в темнице
Уже который год свой ждёт.
Церека панцирь тот волшебный,
Что крикнешь только ему: «Бой!»
Он прилетит к тебе потребно,
Оденет сам, спасёт разбой!»

«Язык того, кто кличет беды,
Расплющится пусть в эти дни.
Но в будущем - кого б ни встретил,
К себе тихонько подмани.
Поймай его за подбородок,
И что там ниже загляни.
Поймёшь лжецов, разных уродов,
Тех, кто так хочет нам войны!»

Батыр наш славный АрахдзАу
спешит домой, взгляд на восток.
Вдруг видит женщину, то ль траур,
Раз так печально мнёт платок.

А то Сырдон принял обличье,
В кустах лесных не на виду.
Наподличать в его обычьях,
Чтоб подогреть к другим беду.

Тут АрахдзАу первым начал:
«Прими платок, открой лицо».

И та послушалась, не пряча,
Открылась, не сказав словцо.

«Опять чего-то не хватает?
Ко мне поближе подойди», -
А сам глазами вниз стреляет,
И видит нож кривой один.

Схватив Сырдона, изловчился,
И выхватил известный нож,
Тот донбеттырами******** точился,
Во всех делах тот нож хорош!

Лгуна же закрутил за руку,
Как мельничное колесо.
В ущелье запустил по кругу,
А тот кричал, пугая сов: 

«Коль ты силён так АрахдзАу,
Алдара взял бы в жёны дочь,
Что в семиярусной Куана*********
Кроит и шьёт и день и ночь».

Вновь АрахдзАу резко в росах
Враз поспешил. Один пустырь.
Сослан уж грозен, но с вопросом?
«Что ты забыл у нас батыр?»

«Вот нож тебе от донбеттыров,
Что о принцессе скажешь мне?»

«Мой друг сердечный нам ль до пиров?
Сырдон  с тобой был в стороне!
На что ещё тебя подбил он
Что присоветовал тот лгун».

«Сказал - и сердце зацепило,
Что есть девица - краше лун!
Коль ты мужчина, то в подарок,
Всё не раздумий можешь внять.
И в жёны дочь Куан-алдара,
Сам непременно должен взять».

«Сырдон – хитёр, а он - в обиде,
Хитросплетенье не понять.
К отцу отправься – шаг не стыден,
Чем вдруг Сырдону потакать».

*****)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
******)Цылан – конь. Сказочный Цылан имел чудесную способность в жаркую погоду охлаждать хозяина, а в холодную – согревать (видимо аналог современного кондиционера). Нартские кони играют исключительную роль, подчас решают исход как тяжелого похода, так и жаркой битвы. Они драгоценные сокровища в нартском обществе, верные друзья героя и в горе и в радости. Не зря нарты вопрошали: «Что будем делать мы, если падут наши кони? Ведь человек без коня, все равно, что птица без крыльев». Именно конь является верным спутником и в загробном мире. Как известно, только при помощи коня Сослану удалось миновать Аминона (стражника) и проникнуть в царство мертвых.
*******)Панцирь Церека - Церечы згър (панцирь Церека) – легендарный элемент вооружения из осетинского эпоса, непробиваемая кольчуга, сама прилетающая к герою при крике «Бой».
********) Куан-алдар со стороны матери приходился родственником Сырдону. Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин
*********)Донбеттыр (букв. «водный Пётр») - в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Донбеттыр считался покровителем рыбаков, с ним были связаны несколько осетинских обычаев («донмаконд»).

Продолжение следует…