11 лет войны. Семейные истории 20-го века

                «Привет, мой брат по духу, ты честно мне скажи,
                а что твоя фамилия означает?
                Бог, война и 20-й век и по моей семье катком прошел -
                - читаю твои мемуары, спасибо тебе.»


Это преимущественно о моём дедушке. Дед Пётра. На этом фото он слева в 1947 г., когда вернулся домой.

Справа на фото – брат Константин, тоже фронтовик. В семье прадеда было много детей, некоторые умерли в детстве, а всем выжившим, в т.ч. и девочкам, дали гимназическое образование. После войны осталось только два брата – Петр и Константин, а девочки, две сестры, выжили. Известно, что брат дедушки Владимир и еще один брат были коммунистами, Владимир бежал с Польши в Россию еще давно, работал в Томске, Новосибирске, переписка с дедушкой была до 1936 г., когда тот ушел в армию. Владимир был женат, двое детей, потом (ничего не известно) нашлась в прошлом году запись - Арестован в 1938 г. Расстрелян.
Младший брат Михаил призван в 1944 и погиб в 1944 в Кёнигсберге.

___________

Я не могу передать ни чувств, ни мыслей, только какие-то истории, заметки о событиях, рассказы на память, что записала.

20-й век был. Вторая мировая выделяется, но – неотделима. Не могу отделить что-то одно.
20-й век был.

Беларусь, то, что мы сейчас называем Беларусь. Мне, кстати, нравится так именно потому, что Русь. А по внешним документам разнообразие стран, названий и национальностей в одной семье в зависимости от года рождения.

___________


   Дед Пётра, Жинь Пётр Николаевич, родился в Российской Империи в 1916 г - в д. Микуличи теперь Глубокского района Витебской области. Но власть переменилась два раза и это стала Западная Беларусь/Всходни Крэсы. По-русски до войны даже не умел ни читать, ни писать. В 1936 г. пошел на срочную службу в Войска Польска на три года, а когда до «дембеля» недолго уже оставалось, началась война – в 1939 г. Дедушка тоже был сапёром, как и его отец  (Николай Иванович был майором, инженером-сапёром русской армии, участником первой мировой войны, потом инженер-строителем, образование получил в Либаве (теперь Лиепая) - строил суда, дома из дерева, местные школы, больницы, ж/д станции, владел то ли 4-мя, то ли 5-ю языками). Капрал  Жинь  взрывал мост через Вислу ниже Варшавы возле г. Пила в Польше в составе звена из 3 бойцов. После капитуляции польских войск попал в плен.

   Прабабушка Мария Ивановна была наполовину прусска и дедушка свободно владел немецким, поэтому он даже мог свободно перемещаться, работая на немца-хозяина, нужно было отмечаться в семь вечера, получал и зарплату. В 1940 г., ему и еще одному земляку, леснику из соседнего района, помог  бежать какой-то немец-коммунист, через 1,5 км от границы 17 мая 1940 г. их арестовали наши. За незаконный переход границы был осужден 11 декабря 1940 г. и отправлен на Соловки на 3 года ИТЛ, отбывание Онежский ИТЛ. Но 20.09.1941 был освобожден -- мобилизован (реабилитирован окончательно в 1994 г.) и с 1941 г. служил в Красной Армии.

   Есть история, что когда их еще везли в части, в вагонах начался тиф и их просто скинули на станции, но он не умер. Местный врач подобрал его и вылечил. У него была дочь, была даже романтическая история, но врач с дочерью погибли, когда их дом разбомбило. И дедушка снова просился на фронт.

   Участвовал в Курской битве в 43 г., сначала в саперной роте, потом при штабе, как знающий польский и немецкий, был ранен, попал в госпиталь. Там доктор «его пожалел, потому что он был похож на ангела» и не стал отнимать руку, а лечил, три раза делал операцию, без анестезии, медикаментов не хватало – врач зашил ему опарышей в рану, те выели гниющую плоть, вычистил и рана все таки зажила. Дед ослаб сильно, спрашивает его врач – что хочешь поесть, говори? А дед ему «цыбулькi са сьмятанай». Доктор искал белорусов, украинцев, чтобы понять, что за цыбулька такая, а это лук – перо зеленое со сметаной, салат - весна, витаминов хотелось. Доктор смеялся – «нашел же, что попросить», ну и кормил его зеленью.

   После госпиталя был направлен в военное училище в Ульяновске, где преподавал до 1947 г. Промаршируют они за пригорок, а там «садись!» - ходить вы все умеете, теперь слушайте, как там выжить». На стрельбах его отделение выбивали одни 9-ки и 10-ки. Генерал подходит посмотреть и дед трижды в 10-ку попал, той самой раненой правой рукой. Генерал часы свои подарил.

   В 1947 умер прадедушка, но они успели увидеться.
Женился, двое из четверых сыновей стали врачами: военный врач, Латвия, и военный врач на подлодке, Питер.

Умер дед Пётра в 1993 г., в 87 лет, потому что его сбил пьяный водитель, который врезался в калитку, возле которой дедушка по обыкновению стоял и смотрел на улицу.

Удивительно, есть документы, в т.ч. документы военные и по репрессии, и по наградам дедушки.


___________

Баба Надя, Харевич Надежда Константиновна, родилась в деревне возле Глубокого, но уже в Польше в 1926 г., хорошо училась, ксендз выделял её из учеников, хотел помочь учиться дальше, но началась война. Удалось переделать возраст в документах, чтобы не забрали в Германию, и бабушка осталась в оккупации в Беларуси. После войны отучилась на радистку, морзист, сержант.

Прадедушка, Филимон Сёмин был в концлагере в Германии, причем хоть мама и не может вспомнить в каком именно, но говорит, что название на слуху - Бухенвальд, что ли даже, но она не уверена. Выжил и вернулся.

Его жена, прабабушка Домна, Домначка дожила до 96 лет, вырастила не только своих детей, но и детей одного из сыновей (невестка спилась), которому на мине оторвало руку и почти лишило зрения (один глаз слабо видел, второй протез), но он еще отучился потом и работал в библиотеке. А тогда прабабушка в ноябре босиком 18 км от деревни до Могилева тащила его за медпомощью.

Бабушка Саша из Могилевской области, из Советской Белоруссии, 1927 г.р, юный ворошиловский стрелок, была после войны воспитательницей в сиротском доме, а потом первой заведующей детским садом. Еще один родной бабушкин брат погиб на войне.

Мамин отец, дед Игнат, 1932 г.р., служил уже после войны на Дальнем востоке в 51-53 гг. Его части бросили на погибель в тайге возле Благовещенска. Как-то их нашли, спасли, но ели и кору с деревьев и сапоги и не все выжили. Но тогда, тогда ему очень понравилась природа таежная, он даже хотел туда вернуться потом. Сохранились фотокарточки, которые он посылал бабушке с Дальнего востока: «Дождись меня, дорогой друг мой Саша».

Мамин прадедушка Литвинский Игнатий Игнатьевич, православный из д. Русаки Глубокского района, 1907 г.р., женился на однофамилице Литвинской Анне Францевне, католичке из Глубокого. Он погиб в 45 году, 17 апреля на Одере.

Дед Доминик Дробыш из-под Слуцка, был с партизанами, пулеметчиком. В бою, когда понял, что остался на поле один, выбросил партизанский билет и поднял руки. Его взяли в плен – в нагрудном кармане было только маленькое Евангелие на польском, его достали и положили назад. Увезли в Польшу, в лагерь. В какой-то момент уже в конце войны в лагере они поняли, что никто их не охраняет и никого нет, вышли в город - он пустой, магазины открыты. Так их и нашли красноармейцы – изможденных, но в шляпах, костюмах, при часах, а дед в робе полосатой. «Почему не брал? - Это не моё» А на угрозу расправы, как с попавшим в плен, ответил, что думал ещё послужить своей стране.

В войну был такой момент, что баба Ядвиля пряталась с детьми от фашистов просто под ёлками, сапоги по краю ёлок ходили.

Брат бабушки Ядвили был репрессирован: в 18-летнем возрасте он стал председателем колхоза, и на него написали донос, что он встречался с ксендзом. Он исчез.

Они были набожными душевно, по-настоящему. За каждым обедом полную молитву дед Доминик читал и молились всё время без показухи, надежно, спокойно, никаких эмоциональных всплесков. Ходили в костёл на дому, когда костёла не было. Свободное время проводили у стола в зале под иконами. На столе молитвенники – и читают их или дед газету по-русски по слогам – мужчина же должен быть в курсе. Умерли оба в праздники христианские. Дед, когда болел уже перед смертью – падал с кровати и полз – работать. Тело помнило, что надо работать, а он уже не понимал, где он.

Дед Павел был в концлагере Опель почти всю войну. Немецкий офицер клал его в багажник, провозил тайно и садил за стол с женой и детьми и кормил, давал с собой шоколад. Когда американцы освободили их, много людей умерло от еды, а дед выжил.

Баба Мартына вышла замуж не по любви, а по принуждению матери, которой дед Павел очень нравился. Брак был несчастный. И потом детям говорила, чтобы выходили только по любви. Родила 4 дочки и сына. Фамилия её девичья была Волат – это значит богатырь. Восстанавливала после СССР разрушенный костёл не деньгами, а руками.

___________________

Белорусы теперь, после 20-го века, очень везучие.

https://youtu.be/q2pp5VxjTAo


Рецензии
Великая и порой страшная история.Но она такая была и у многих семей.Будем помнить и хранить!

Монгол 2   29.08.2022 10:15     Заявить о нарушении
спасибо... Монгол 2 Батькович )!

конечно, память - это наше всё )

Юля Жинь   29.08.2022 12:56   Заявить о нарушении
Александр...Владимировичи мы!

Монгол 2   29.08.2022 14:06   Заявить о нарушении
Приятно познакомиться )

Юля Жинь   29.08.2022 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.