Григорий Кофман. Экспертный обзор. Апрель-2021

Сначала кажется, что стихи в лонг-листе очень разные.
А присмотришься – много общего, и объединяющее вовсе не то, что очевидно, а именно: везде присутствующая силлабо-тоника, традиция, если угодно, даже классика, – нет, не это.

В большинстве работ звучит музыка. Сами музыканты или музыкальные произведения могут и не присутствовать, но всё время есть какой-то звук. Даже больше – нойз (это ведь не одно и то же!), но некоторые стихи умудряются облечь его в неповторимый саунд, а некоторые нет.
Тем не менее этот – то сопутствующий, то висящий над – писк, звон, шум – он всё время здесь.

Дело, вероятно, даже не в собственно фонетике. Cтихи, выбранные мной в шорт-лист, имеют иногда оригинальный, иногда неповторимый саунд, который сплавлен из этого нойза и смыслов.

Тихий свист у Елены Толоконниковой:
«...стриж на лету обогнал осторожно
И принял перчатку уже  за свою».

Бесшумный шум моря в ушах оглохшей девочки Киры у Ланы Юриной:
«...Море взрывается рыбьими голосами».

Суховатый шелест и мягкий рез острых ножниц у Наташи Денисовой:
«дороже всех покупаем волосы!
в дк на углу колосова».

И уж совсем обжигающий треск у ЭМКЕЙ:
«...воздух сухой
я практически спятил
я истребитель – СУ 35-й».

Мне кажется, что-то произошло с русским стихом в последнее время. Он как бы обернулся глазами вовнутрь. Экстравертность, присущая ему ещё 10-15 лет назад в этом лонг-листе почти отсутствует. Заметно меньше стало и собственно технического эксперимента. Авангард или, немного упрощая, готовность начинать каждый раз с белого листа, не исчез, просто он принялся наблюдать сам себя как интроверт-догматик. Стихи стали раковиной. Это, несомненно, старомодное раннемодернистское сравнение, но мне и впрямь кажется, что жемчугу ещё вызревать. Точнее он вроде опять завязался. Начинается новая спираль. Один поэт сказал:
«Самим собою накрывшись – да!
Улитка тоже не худшее из созданий.
Такое настало время, время гнезда,
Опять-собиранья-камней, десятин, дани»

Современный русский стих как бы свернулся, окуклился. Вряд ли в силу внешнего, например,  европейского влияния (там-то… тут-то, скорее всё наоборот!)). С большой натяжкой можно было бы подумать, что это некая ориентальная, в первую очередь, буддистская медитативная стилистика. Тоже — нет. Заработало какое-то внутренне обусловленное, специфическое сегодня-российское  восприятие как действительности, так и рефлексии на недавнее-прошлое. Усилилась не острота зрительного аппарата, а чуткость слухового.

Я читаю – мне чудится:

звук похрапывания рассвета
         - «...Дремлет утро у ночи
На ключице» из «Перед утром. Апрель»;
 
оглушающий звук тишины
- «...молчит эхо в ответ, хорошо так молчит, душевно» из «На вершине холма»;

шорох сминаемого листка
- «…Шагаю по необозримой лестнице,
на меня только окна пустые пялятся.
Ничего, на что я могла бы надеяться –
хоть на мятный листок, чтобы мять его пальцами» из «Под батистовыми облаками».

Это тонкие умелые строчки, наблюдения внимательного слуха, которые, однако, не вошли в мой шорт-лист.

Судя по выборке, представленной в лонг-листе, в русскоязычной поэзии появилось нечто новое (или относительно новое или это мне, находящемуся внутри процесса кажется, что новое, а более внимательный наблюдатель скажет: и это уже было).

Для пущей ясности проведу параллель с футболом. Футбол, изначально будучи весьма спортивно-физически ориентированной игрой (высокие нагрузки, беготня, столкновения, сотрясения головы, порваные сухожилия), за последние буквально 20-25 лет стал игрой высокоинтеллектуальной. Нет, собственно интеллектуальные игроки были всегда, но это оставалось в рамках индивидуальностей. Причём чаще интуитивно, а не натренировано. Сегодняшний футбол — это мощное коллективное мышление, когда каждый игрок имеет в виду командные действия и своё место в них. Не в ней – команде, а в них – действиях. Команда как бы отрабатывает свою силлабо-тонику, свой оригинальный переменный дольник: ритмы, синкопы и акценты. Лонги и пуанты. Игрок – и извлекатель звука (импровизирующий, в том числе), и сам звук в оркестровке… С русской поэзией (возможно - !) сейчас происходит обратное: исчезли физические нагрузки, ушли риски, у стихов стало меньше мускулатуры. Причём индивидуальной щепетильности, внимательности больше — и это чудесно! Мастерство подробностей – судя по лонг листу – растёт! Но мне стало не хватать… нахальства, что ли...

Мой шорт-лист:

НАТАША ДЕНИСОВА «дороже всех покупаем волосы»
http://stihi.ru/2021/03/12/8701 номинатор Ильдар Харисов

ЭМКЕЙ «Калахари»
http://stihi.ru/2020/10/01/305 квота ГР за редактирование отборочного тура

ЛАНА ЮРИНА «Кирино море»
http://stihi.ru/2020/11/15/7851 отборочный тур для резидентов

ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2 «Перчатка»
http://stihi.ru/2016/12/20/4650 отборочный тур

ВЯЧЕСЛАВ БАХТИНОВ «Кот Тихон»
http://stihi.ru/2020/10/29/8135 отборочный тур

ИРИНА РЕМИЗОВА «Маятник»
http://stihi.ru/2021/01/01/2522 номинатор Stihi.lv

РАЙМОНИС «Эта Женщина»
http://stihi.ru/2021/01/28/9828 номинатор альманах "Витражи"


Рецензии
Спасибо, Григорий!
Хороший обзор - "мускулистый".
С удовольствием послушала лонг вместе с Вами

Марина Намис   13.05.2021 21:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.