Кармен Матуте. Как Ева

Carmen Matute (Гватемала)
Пер. с испанского Елены Багдаевой


                Одетую в листья, иззябшую,
                из Эдема её изгоняют, но если Бог пожелал,
                чтобы  г о л о й  она ушла, то  с а м а  Ева знала,
                что уносит в теле своем райский сад.
                Мигель Астуриас.

Огонь, что звезда потеряла,
ланцет, раздирающий т`о,
что станет позже
отвратительным шрамом,
неприкрытую правду,
безрассудство
и рай безгрешный,
свидетельство сердца,
лихорадку порока
этой ночью в зубах я тебе приношу,
Адам.

Сегодня
дороги все
к  т е л у  ведут меня твоему,
к архангелам, населяющим
все уголки твоей плоти.
Сегодня
хочу, чтоб твоя голова – как у статуи –
спала на коленях моих
одичалых.

Этой ночью
мой рот переполнен
светом от  я б л о к а ,
Адам.



  A LA MANERA DE EVA

                Vestida de hojas, fria
                la expulsan del Eden, mas si Dios quiso
                que saliera desnuda, Eva sabia
                que llevaba en el cuerpo el paraiso.
                M. A. Asturias

El fuego que perdio la estrella,
el bisturi que desgarra
lo que mas tarde
sera una cicatriz abyecta,
la verdad revelada,
la insensatez,
el paraiso sin culpa,
la evidencia del corazon,
la fiebre del vicio,
traigo esta noche entre los dientes,
Adan.

Hoy
todos los caminos
me llevan a tu cuerpo,
a los arcangeles que pueblan
los confines de tu carne.
Hoy
quiero tu cabeza de estatua
para que duerma en mi regazo
feroz.

Esta noche
se agolpa en mi boca
la luz de la manzana,
Adan.


Рецензии
Еще одна концепция грехопадения. Интересное решение уже в эпиграфе — суть перерождения материи бесполой в дуальную, где чувства и разум разрезаны для создания миров. Первое досталось Еве, второе — Адаму...И гармония цельности достижима только в синхронизации двух систем: Евы с Адамом и одновременно с Космосом...

Тема внутреннего мира, возможность иметь для него полость...делает обращение к Адаму свидетельством понимания того...что Еву загрузили и поставили ответственной за все...но и пути решения этого всего у нее есть...Адам в этой транзакции идет больше фоном, чем активным действующим лицом..В эпизоде про "озверелые колени" очень глубоко и аутентично запечатлен этот конфликт...силы слабости. Неуправляемой, зверской, почти уровня аффекта силы, которую скрывает женский образ. И не случайно речь идет о сне головы в виде статуи..Речь даже не о сне Адама, а о его образе. То есть Ева, сознает всю мощи и губительность своих кинетик и прячет Адама..как Кощей свою смерть..сначала в абстрактном понятии "голова" (разум), потом в трансценденции забытья (сон) и даже этого показалось мало, и лирическая героиня вспоминает статую, как художественное воплощение человеческого тела. Это троекратное: обобщение(голова), состояние (сон), материал (мрамор, гипс) — чем-то напоминает интуитивный оберег для того, с кем выгнали из Эдема. Здесь Ева берет на себя роль не только пары, но и Бога, оберегая своего визави.

Финальное превращение яблока в свет, можно трактовать как возвращение к самому изначалию Эдемской стратегии, когда еще ничего не было, а был только свет...который постепенно стал миром проявленным...и если вспомнить начало о том, что Ева унесла свой Эдем в себе..то фиксация внимания на речевом аппарате..как источнике света, а не еды...делает героиню еще и художником..который в состоянии перевоссоздать мир, оберегая Адама от всех своих даров...Адам..как носитель паствы "к телу твоему ведут меня, к архангелам, населяющим все уголки твоей плоти"..становится чем-то вроде религии..Которая приходит на смену "лихорадки порока".

Тема шрама, ланцета и погасшей звезды...интересно переосмысляет миф о ребре, превращая почти любую открытую рану в ворота для погасшего огня звезд, напоминающей "неприкрытую правду", "безрассудство" (отсутствие рацио - мотива Адама) и безгрешный рай. Версию от Евы.

То, что героиня почти "по-собачьи" или по звериному приносит все это к Адаму "в зубах" - отсылка к тому факту, что человек в системе флора-фауна-сознание — не самостоятельная его часть, а фишка синергий, где зубы, кажется олицетворяют не только символ "хлеба насущного" и способность к агрессии (по животному варианту), но и близость к природной (эдемной) стихии и родовой след исторической памяти. Это троп особого вида признания собственной роли, требующей огромных усилий, чтобы не пустить бешеную энергию в русло стихий и разрушений.

Показалось, что Ева автора осознает всю пагубность и ответственность владения таким Эдемом. Остается необычное ощущение ее безграничной силы и абсолютной беззащитности перед этой мощью.

Кшесинская Деметра   24.01.2021 13:05     Заявить о нарушении
Ух, сколько ассоциаций! Не ожидала такого от этого стиха!
Но было интересно читать. Особенно понравилось про свет, яблоко и зубы. Да и про бедного Адама – тоже.

С Вашим последним абзацем целиком согласна!
Спасибо за рецензию!

Елена Багдаева 1   24.01.2021 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.