Марина Чиркова. Экспертный обзор. Июнь-2019

Лес один, грибников много, каждый выносит свои грибы...  Спасибо всем авторам! А понравившимся вдвойне.

1. ОЛЕГ ПАРШЕВ «Не жалея»
http://www.stihi.ru/2018/06/02/4587 номинатор Марина Намис

Ворчит жара. Плюс тридцать. Под ногами
Пушит пурга спесивых тополей.
Из гавани забытых кораблей
Выходит шлюп, груженный оригами.
И движет к нам в лучистых облаках –
Его архангел тянет за веревку.
И в этом, право, – никакого проку,
Но отчего-то тьма души легка.
И мы опять становимся детьми,
И мчимся в трюм – разглядывать гостинцы.
Струится свет, ложась на наши лица.
– Здесь целый мир, гляди-ка, mon ami! –
Мы восклицаем, за руки держась,
И улыбаясь, и смеясь ответно.
А поезда бегут от альфа к бета,
Из грязи в князи, да обратно в грязь.
Но это – пустяки! Над нами ныне
Не властен дух кумиров и владык.
И сны теней, и счастья звонкий миг
Мы лепим сами из Господней глины.
Юдольный мир – по швам! – теперь он мал,
Скорее, друг мой, на фрегат бумажный
Взберись по трапу, вот тебе штурвал,
А мы пока займемся такелажем.
И вот – идем из бухты, реет гюйс,
И дымка над водою розовеет.
Мы вышли, чтоб раздать по миру груз
Чудес. Ничуть об этом не жалея.

================
Жизнерадостная краска, но ох густа! тяжело размешивается звукопись, мало воздуха для дыхания... хотя, может, это значит, что и вправду жара?


2. СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ «Стеклянно»
http://stihi.ru/2019/03/21/10679 номинатор Марина Намис

Вас заставили реку вброд,
нам пришлось – океан по пояс.
Каждый новый чужой уйдёт,
о потопе не беспокоясь.
Я упёрся спиной в восход,
ты пустила кораблик в устье.
Этот алый водоворот
никого уже не отпустит.
То ли всплыть пузом кверху, то ль в ил осесть,
нам оставили, милая, скудный выбор.
И акул спустили на карасей,
не сыскали крупнее рыбы…
Открываешь рот – и стекло хрустит,
закрываешь пасть и глотаешь слово,
расползается вширь наш надземный Стикс –
никого в живых, ничего живого.
Мой стеклянный друг говорит кто враг,
мой стеклянный враг есть на школьных фото.
По карманам фигурки, идёт игра,
не для нас с тобой – для кого-то…
Шах и мат, и маты от новостей,
не остаться в долгу – и стараться рады…
На костях и, видимо, из костей
приграничные строятся балюстрады.
Объясни мне, милая, дураку,
как свои, целясь в лоб, попадают в спину.
Я тут дочь от матери берегу,
ну а ты от отца там спасаешь сына…

================
Все поколения есть отражения друг друга? а хочешь узнать, кто твой  черный человек, загляни в зеркало...  впрочем, и эти натяжки не спасают. Друг, враг, шах и мат, чего-нибудь пореже встречающегося бы. А строка " То ли всплыть пузом кверху, то ль в ил осесть" совсем неудобочитаема.

3. ОЛЕГ МАКОША «Тому назад»
http://www.stihi.ru/2019/03/22/2040 номинатор Геннадий Руднев

Я много лет тому назад,
На остановке, в дождик летний,
Стоял – красив, усат, носат,
В своем столетье.

Еще все были живы – брат
Науку грыз в десятом классе,
Друг, уезжая в Ленинград,
С распределеньем был согласен.

Еще все живы – брат был мал,
Отец не стар и друг в порядке,
И я еще не понимал,
Зачем пишу всю ночь в тетрадке.

Потом мой брат исчез в ночи,
И друг покончил с жизнью счеты,
И те, которые прочли,
Впервые прочитали что-то.

И я тогда еще курил,
Дымил, как будто занят делом,
И в небо вдавленный акрил
После дождя казался спелым.

================

Многажды юзанный художественный прием, неновые мысли, изношенные слова. Спелость акрила не очень хорошо смотрится (синее небо от дождя стало что ли красным?)


4. КАТЯ СОЛДАТЕНКО «Охота на лису»
http://www.stihi.ru/2019/03/20/2515 номинатор Геннадий Руднев

     Лиса – желанный трофей для любого охотника. 
                Это очень хитрый и осторожный хищник, охота на   
                которого требует терпения и мастерства. На  лису    
                охотятся скрадом, нагоном, окладом, у привады, у   
                нор, с манком, с собаками.
         "Вестник охотоведения"

              Ну, здравствуй, сука. Садись и смотри мне в глаза.
              Да, ладно, бросай рисовать мимими-недотрогу. Лисицу-воровку поймали за хвост у порога. Бладхаунды, фу! Да какая ты, нахер, лиса!

              К успеху шагала? Сливала пин-ап в инстаграм, любые капризы – на вынос: бельишко, игрушки. Жена не стена. Тут такие кружатся подружки: губа – овер сайз, тонколапки и киска мокра.

              Губа-то не дура – чужой пирожок повкусней. Кака така нравственность?! Нету такого в настройках. Эпоха диктует диктанты для хищных и бойких, ведь часики прут и обрыдло копаться в говне. Да я понимаю, любовница, жизнь нелегка, что хочется в Шарм, и машинку, и замуж, конечно. В задачках для сук закрывают глаза на погрешность, тут главное – к лапкам мохнатым прибрать мужика.

              Да ладно, не бейся! Слезами делам не помочь. Сегодня не вышло – обломится что-нибудь завтра. Глядишь, он устанет, останется выкушать завтрак, полайкает фотки – не зря ж ты старалась всю ночь. А там нарастишь себе новые сиськи, не ссы, включишь боевую подругу, психолога, фею.

            Иди уже, бл@дь.
            А не то, я тебя пожалею. 
            И это обидней, чем трубы, охота и псы.

================

Плоско и базарно. Видимо, автору изменило чувство меры. Забыть.


5. ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ РЕИНКАРНАЦИЯ «Беседы с Феодосием. Времена группы Continuous»
http://www.stihi.ru/2018/12/05/5360 номинатор Ильдар Харисов

“Нет, Future Perfect – это странная фигня,
Поскольку будущее – суть несовершенно.”
Мы со святым гостили в Виннице три дня,
Вкушая персики и шоколад Рошена.

“Но в русском тоже много больше трёх времён;
Они сложней, чем нам преподавали в школе!”
Святой принёс походный стул и сел на нём,
Вращая блюдце, а на нём – с повидлом штолик.

“Для сил, что нами управляют, нет границ
И нет времён, но есть возможности и выбор.
Но времена...” – Я смолк, задумавшись о них,
Как будто вдруг из рамок собственного выпал.

Святой осклабился: “Всевышний не покинет нас
Пока мы помним, что пришли из Past Scotinius.”

================
Понравились четвертая и третья от конца строки. Остальное навело на досужие мысли о неслучайном сходстве слов «искусство» и «искусственный».

6.ОЛЬГА РАЗУМОВСКАЯ «Уголек»
http://www.stihi.ru/2015/04/13/10008 номинатор журнал "Тропы"


Я продаю свою зиму, пока в цене –
позавчерашние льды и вчерашний снег,
в косах позёмки серебряных нитей прядь,
прялочку, чтобы метельную пряжу прясть.
Я продаю, не торгуясь, холодный дом.
Всё, что я в нём накопила с таким трудом,
не растеряю, не брошу, а соберу –
не пропадать же накопленному добру.
Не пропадать же добру средь зимы и зла.
Вот и пускай остаётся в печи зола,
а уголёк сохраню, чтобы не зачах.
Чтобы на новом месте сложить очаг,
чтобы горел огонёк и варился суп,
чтобы горячие губы касались губ.
Выкуплю лето, медвяный июньский зной.
Я тебе буду опорой, ты мне стеной.
В домике тёплом под соснами у реки.
С лёгкой моей и надёжной твоей руки

================
Интересная идея — продать зиму, чтобы купить лето, нравится. Но финал очень уж простенький.

7. ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Memento mori»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/2314 отборочный тур для резидентов

Он был лучшим ведущим канала с бесшумной походкою зверолова,
На Discovery вряд ли можно было найти такого второго.
Он курил Lucky Strike, слушал Стинга, носил только джинсы Montana
И выслеживал орангутангов где-то в джунглях Калимантана.
Он был спец по экзотам, он брал их во сне, не выдав себя ни звуком –
Был недаром последним из могикан, следопытом и Чингачгуком.

Но однажды к нему на порог явились агенты в сером,
И толкуют, что снова время пришло послужить и правдой, и верой.
Демократия, говорят, захирела, дышит совсем на ладан,
Потому что ещё не изловлен головорез и мерзавец Бен Ладен.

Я же бывший морпех,– отвечает он, – мне в казарму не к спеху.
А они говорят: Да брось, не бывает бывших морпехов.
Разве это не у тебя на плече тату Semper fidelis?
Разве это не ты на Кубе охотился за Фиделем?
Ты же, блин, следопыт, Чингачгук, зверолов с уникальным нюхом,
Ты же спец по экзотам, ты крут, а тратишь себя по шлюхам.
Да и нужен-то нам пустяк – просто выведи нас к Усаме,
Ну а там всё будет ништяк, ну а там мы как-нибудь сами.
Только дай нам наводку, чувак – и ехай себе на Бали.
Так и этак ломали его, наконец – уломали.

…Он искал на горах и в лесах, и в пустынях, и в море
– Я тебя отыщу, бен Ладен, memento мать твою mori!
Наконец он вышел на логово – выпал счастливый случай,
Чингачгук, следопыт, зверолов опять доказал, что – лучший.

Он достал зажигалку и Lucky Strike из кармана джинсов Montana,
Закурил, приготовил своё лассо – заарканить шайтана.
Но ему помешал воздушный десант, развернувшийся быстро –
И шайтан получил одиночный в грудь и контрольный выстрел.

И с тех пор Чингачгук, зверолов, следопыт опустился и запил.
Он не ловит окапи, галаго, сифак, экзотических цапель,
Он не ходит по тропам на Яве, Борнео, в Мали, в Занзибаре –
Глушит водку и граппу, текилу и ром в одиночестве в баре.
И бормочет – Зачем, идиот, ну зачем указал я на след им?
Ведь какой экземпляр! Ах, какой экземпляр! И притом – последний…

================
Дочитала до Фиделя, подумала — если и опять охота так же «ловко» пойдет, как тогда.... ) Смешное стихотворение, красивый комикс такой.


8. ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «Капли»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/4337 отборочный тур для резидентов

Поправляя улыбку, как будто всё нипочём,
сокращая свой путь по каким-то дремучим задворкам,
человек непременно изнашивает плечо,
 руку, ногу, какой-нибудь жизненно внутренний орган.

Если память, как губка пропитана молоком,
остывающим чаем, туманами долгой дороги,
можно просто, касаясь заброшенных уголков,
выжимать  на поверхность листа забродившие строки.

================
Выжимать не выжимать, но личное действительно ценится. И что какой-то один орган сдает обычно первым, тоже верно. Мне нравится, когда  короткий текст «без наполнителей» вмещает многое, «уводит за кадр».


9. СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Мазо»
http://www.stihi.ru/2017/04/01/4095 отборочный тур для резидентов


– Здравствуйте, доктор!
Вчера я снова плевала в вечность
рифмой глагольной.
– Как перенесть муку?
Доктор хихикнул и, ничего не сказав,
мне отрубил руку.
Больно. И пусто плечу,
но вшивые рифмы-карлики чередою…
Видимо, снова возьму талон к палачу,
юбку потуже, – губы поярче – и к бою!
– Здравствуйте, доктор!
Я, та самая Женщина в белом,
она же – Прекрасная Незнакомка
и чуточку Фрекен Бок…
Доктор был занят важнейшим делом:
цедил из мензурки, возможно, томатный сок.
– …странные вижу сны,
просыпаюсь с ободранными коленками,
и чужие серьги с остатками мочек под подушкой моей…
Доктор урчал над горелыми гренками,
плеснул мне в кружку и рявкнул: – Пей!
– …хотите, я вам прочту подподушное?
или логаэд… кладбищенский?.. – Он до озноба хорош!

– Для доктора лирика – дело скушное.
Надулась?.. Читай! коли невтерпёж.
Смелее, Офелия! я сегодня такой усталый,
абортировал три надежды и мечту дурака.
Накрывается тазом мой бизнес малый.
Заклинай, Мандрагора! Подремлю я пока.

Вот ведь сволочь какая! Гиппократа изгой!
И хромает – как Байрон – да только другой!
Чайльдгарольдит умело. Когда б ни топор
– я за ним бы! галопом! во весь опор!
простогривая, летела, теряя подковы.
Как он жалок во сне.
Как длинны коридоры.
Заблудилась.
Посижу здесь, под фикусом, сжую листочек.
И назад. По табличкам наддверным.
Меняется почерк.
И характер стал скверным.
Тётки бормочут: – Нервы…
Но я-то знаю – всему виною глагольные рифмы!
Они, как рифы.
И я в них – цаплей на босу ногу.

Ба! ручей-ручеёк. Бабо-очередь.
– Дайте дорогу!

– Доктор, я больше к вам не приду!
Вы не тот за кого себя выдаете!
Надоело быть сотой в последнем ряду!
И ещё… вы фальшиво поёте.

– Без гормонов гармонить? Без спирта гореть?..
– Что ты напридумывала снова?!
Мои волосы с возрастом стали редеть,
понимаешь, о чем я, корова?!

– Замолчите, доктор!
Где же бензопила,
которой Вы гармонизируете пространство?

– Маргарита!
Преследовать старого, больного человека
– это ли не хулиганство?!
И не смей мне, детка, читать стишки!
От ямбОв твоих снова изжога!

– Вас раздражает мое постоянство,
волнуют глупенькие грешки?..
А я… Я просто искала Бога,
а находила лишь Вас!
– со спичками, топором, ошейниками и прочей бутафорией!
Вы кусались, выли, метили в глаз,
смеялись над моей канинофобией…

– Что ты хочешь, скажи?!
А знаешь, приходи лучше в полночь к лесу.
Там будет дворня: шуты, пажи…
Сожгу тебя, книжную, к бесу!

нужно хворост
посуше
сыскать в лесу
чтобы дым не портил
мою красу
будет весел огонь
а толпа – дика
это было не раз
в глухие века
с саламандрами
жарок
безумный свинг
доктор чиркнет
спичкой
и снова ринг
и уменьшится тело
еще на слог
но глаголы
привычно
подуют в рог
и слова-заклятья
как щепки сухи
полетят
в пространство

Ты спросишь: – Стихи?..
Сморщишь нос.
Отшатнёшься. Как от чумной…
Прозаичен и скушен мой главный герой.
Занавесит окошко и в небе Луна.

– Знаете, доктор, я Вами больна.

По заплёванной вечности пенсионерка Эвтерпа устало катит свой шарабан.

================
Явный театр (комикс, лубок, кабуки). Нарочитый, ломающийся. Икебанистый, стилизованный, но все условности подчинены замыслу, ничего не выбивается и поэтому работает. Как часовой механизм.


10. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «смотри — аляповатого кувшина...»
http://stihi.ru/2019/04/10/2909 отборочный тур для резидентов


смотри —
аляповатого кувшина
бежит вода и заливает круг
гончарный
и податливая глина
охотно принимает форму рук

ладоней утекающих в предплечья
в прожилках тонких синеватых рек
неисчерпаемая вещь растёт и плещет
смеётся мастер
расправляет плечи
и пишет на табличке —

человек
дробит шагами комнату а выше
на подвесном хрустальном этаже
неиссякаемая вещь лежит и дышит
но человек шагает и не слышит
дыхания

причём давно уже
зрачки его длинны и вертикальны
под каждым пальцем спусковой крючок
и пусть он слеп
он слепок моментальный
на глиняных ногах — монументальный —
неисчезающая вещь

ещё ещё
бежит вода и падает на плечи
неистовый гончар вращает круг —
неисчисляемый
податливый
невечный
весь в опечатках —
в отпечатках рук

================
Прожилки тонкие синеватых рек, конечно, место очень общее. Но отпечатки рук чудо как хороши! Скульптурны и — на глиняных ногах — роденовы. Неиссякаемая вещь тоже хороша. И целостное впечатление фирменное, Юлино, бежишь по скату авторской мысли, под ногами сыплется-сыплется-сыплется грунт, вот-вот упадёшь, ан нет, не падаешь. Не думала, что этот приём можно повторять, но вот Юле удаётся, и, что главное, склон каждый раз новый. Мне понравилось это импрессионистское погружение в философию. Это чувство-размышление, одновременно и осязание, и мысль, глубокое.


11. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Одуванчики свежи»
http://www.stihi.ru/2019/05/22/3401 отборочный тур для резидентов

Есть у меня такое наблюденье,
что мы с тобой почти несовпаденье.
Но это легкокрылое "почти"...
Но это мимолётное "прочти"...

Прочти меня, я графоман по пояс, а после я опять в себе закроюсь, анжамбеман варить в своём соку, глухую рифму приучать к лотку. Она – голубоглазая сиамка, её собакам выбросила мамка, а я жалею слабых и глухих, ловлю, кормлю и поселяю в стих. И только ты, герой чужих истерик, к моим "прочти", перекричавшим Терек, к моим "люблю" не глух, не глух, не глух. Возьми себе сиамку? Или двух. Им всё равно, они давно скитальцы, с утра тебе оближут нос и пальцы, а я тушу жаркое из сома.

А впрочем, я придумала сама – тебя, твою любовь и то, что если меня читаешь, звонче будут песни. А правда в том, что чвиркают стрижи, за домом одуванчики свежи, чуть свет за солнцем вертят головами, а я тебя всё трогаю словами. И ты, пожалуй, что-нибудь скажи.

================

Было бы хорошо (и местами реально хорошо! Про лоток, концовка, почти-прочти), но очень разбавляют впечатление то грамматическая рифма, то мамка необязательная, то истерики... После скитальцев неизбежных пальцев ждала и дождалась.


12. АЛЕКС ТРУДЛЕР «Феофан»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/1761 отборочный тур для резидентов (квота Олега Сешко)

феофан брёл по дороге пока не увидел камень
камень был самый обычный с надписью на иврите
направо пойдёшь по дороге ведущей к храму
налево пойдёшь там встретится обольститель
он расскажет про землю текущую молоком и мёдом
он расскажет про небеса в алмазных копях
про то что ты избран повелевать народом
живущим то ли в азии то ли в европе

читал феофан обрастая мыслями как репейник
и звуки флейты играли от камня слева
чередуя ритмы пройденных поколений
с нелинейной функцией подогрева
справа от камня роились немые птицы
тишина обрастала пепельными ушами
проступали воспоминания чтобы свиться
и клубком перекатываться за чудесами

и о чем он думал какое принял решенье
не понятно было тому кто стоял за камнем
феофан же пришёл чтобы нести на шее
и приводить в порядок рисунок давний
впрочем и это тоже сущая ересь
ну какой из феофана пророк скажите
если он давно живёт как медведь в пещере
и не понимает написанного на иврите

================
Не могу не - вы анекдот знаете про Ивана у камня? «Ну решай уже, Иван, куда идёшь, а то прямо тут по шее получишь!» )) А вот «обрастая мыслями как репейник» очень хорошо, и весь кусок хороший, где.


13. БЕРТА ЛУЧЕВА «лето началось как обычно...»
http://www.stihi.ru/2019/06/04/3695 отборочный тур для резидентов (квота Галины Иззьер)

еждн

лето началось как обычно
то свет не горит
то вода не течёт из крана
соседи разговаривают на фарси
восточная музыка из такси
и рыба ещё не клюёт (говорят рыбаки)
то ли река холодная то ли рано
а если клюёт очень мелкая –
не уклейка даже а дети уклейкины
я бы таких не ловила
но один принёс и бросил в тазик
гуппи моя синехвостая смотрит через стекло
на засыпающих раненых одноклассников
ей повезло...
а можно и так – лето пришло ура и жара
сирень под тяжестью цветов и дождя
ложится на другие кусты
под ноги падают маленькие дрозды
и голубые скорлупки
всё как будто

================

Тонкая вздыхательная интонация. Действительно, можно нарисовать и так и эдак, а реальность всё равно одна и та же, и синехвостая и попавшая на крючок одновременно. И это и грустно, и воздушно, и достоверно от деталей до целого. Сдержанное, но сильное чувство.

14. ДАРИЭЛЬ ИНАН «Потерявшим берега»
http://stihi.ru/2019/05/13/7252 отборочный тур для резидентов (квота Ульяны Валерьевны)

Маюя всё больше с собой,
рванётся поток
из об’ятий постылого русла,
из ивовых пальцев
судьбы заскорузлой –
незнамо куда.

..Гневится, бурлит, огневеет вода,
не чуя врага,
сметает с корнями
чудные ростки-обереги.

Какие вы всё-таки.. реки.
Какие же мы.. берега.

..Позлиться-разлиться –
заводит.
Маюй, половодье,
в земном утомившись плену,
круши тишину.

Сполна
нахлебавшись
свободы от счастья –
слабей, укрощайся,
плесни помутневшей волной
на солёное дно,
безвольно дрожа,
чудесных полей урожай,
сокровища сказочных свалок..
МаЯка бывалый,
на что тишину променял?

Молчи и
наполни меня..

================

Двоякое впечатление, поэзия есть, а языка как-то нету. Авторская нелинейность есть, лексикон пора обновить. Счастье, реки, враги, берега, плен, тишина, сказочные и т. д. лучше на свалку. Оставляю себе только слово «маюй», хорошее.

15. ГАЛИНА ВОРОНЕНКО «Вот вам»
http://www.stihi.ru/2014/06/04/9206 отборочный тур

Вот вам небо – мерцает ягодой голубикой.
В небе – солнце разлохмачено ветром.
Мир устроен просто, но ослепительно-дико!
Вот вам – джунглей изумрудное ретро.

Вот вам – море, протянет волны у изголовья
горизонта – не водица в копытце!
Предположим, что свод небесный подобен кровле,
на которой облака черепицей,
под которой цветы и травы в плену поляны,
ливень гладью расшивает озёра.
Вот, в придачу – избушка на широте бурьяна,
сладкий плод вам, как начало раздора.

..................................................

Вот вам «Яху» – индейцев клич или вопль Тарзана?
Или «Гугл» вам – эхо гулкое бездны.
Мир помножен на ускользающий миг вокзала,
все расчёты на судьбу неуместны.

Полагая, что ветер холоден и попутен,
вот вам – в спину мельница урагана!
Можешь, друг мой, закрыть окно и включить компьютер,
и пылинки сдуть с большого экрана.
А с экрана расскажут ослепительно-просто
о проблемах протекающей кровли.
..............(если щедрость руки дающего под вопросом,
               он не сможет жить без жертвенной крови).................

И такая в этом боль неземная!
Я другой такой планеты – не знаю.

================

Вот мне, ага, и ещё раз вот мне. Утёрлась, вздохнула. Те же в принципе претензии, что и к предыдущему тексту, плюс ещё и вымученность присутствует.

16. ТАТЬЯНА ВЕБЕР «Земля, Земля, я...»
http://www.stihi.ru/2018/09/10/3260 отборочный тур

Когда ты маленький, тебе хочется побыстрее вырасти.
И ты просишь Землю: "Отпусти!
Я умею!  Я хочу летать!" –
А она не торопится отпускать.
Ты смотришь на маму, на папу. Ручки к ним тянешь.
И взлетаешь!
И кричишь: "Агу-Агу!
Я могу –
До самого потолка!" –
И подрастаешь, слегка.
А потом забываешь об этом.

И вдруг,
каким-нибудь, самым обычным летом,
в самом обычном году,
Ты поднимаешь голову и видишь звезду
Полярную или Южный крест, не суть важно.
И восклицая: "Ах!"– или:"Ни фига!" –
Подрастаешь, слегка.
И летишь
На скорости света-тьмы, по невероятной траектории,
в воздушной акватории, рыбкой златопёрой,
Выделывая нежнейшие пируэты  и страстные фортеля.
Пока
не шмякнешься, словно подбитый истребитель,
В уничтожитель,  испаритель, опустошитель
(а ты обязательно шмякнешься),  её ли, его матеря.
Или  зароешься носом в землю, ни слова не говоря.
Прорастёшь в неё. Вширь или вглубь пустишь корни и якоря
– "Прими, Земля".
Но

(мы это уже проходили)

какой-нибудь, самой обыкновенной, опять же, весной,
ты  замечаешь над своей головой
пушинку,  аэроплан,  мотылька –
И ещё подрастаешь, слегка.
Но тебе этого мало.
Ты смотришь на горы, на облака –
И подрастаешь, ещё, слегка.
Но тебе и этого мало!
Ты выглядываешь из-за облаков.
И понимаешь, что мир не таков,
Каким ты его видеть привык,
Ты Мир до конца не открыл, не постиг!..

И вот тут уже нужно делать выбор – дальше расти, не расти.

И ты произносишь: "Земля,.."
И Земля понимает  –
Принимает
или
Отпускает.

================

Да ну, всё не так. (А длинно...)

17. ХАТАПТАХ «adult»
http://www.stihi.ru/2019/02/15/6788 отборочный тур

Mama there's wolves in the house
Mama they won't let me out..
"Wolves", Phosphorescent

Мама, смотри, там, у меня внутри
Птицы клюют свинцовые зёрна
Каждой зари
Поэтому мне спокойно, когда горит
Свет до утра. Поэтому мне спокойно
Вот там, внутри
Пока тебя нет; пусть не гаснет свет
И кровать наполовину полна.
Кутерьма
Начинается утром, а ночью горючих век
Касается из замшелого сна
Древняя тьма.
Мама, прости, кончена дробь зари
Стреляны все воробьи, больше нет помех
Видишь, – оскал?
Мама, смотри, волк у меня внутри
Он говорил – отвори, я поймаю всех
Знаешь, и он поймал.

================

Это детство убийцы изображено? Как-то внутреннее содержание преувеличено, а внешняя картинка недорисована.

18. ВАСИЛИЙ МЕЛЬНИКОВ 3 «На вечернем лугу»
http://www.stihi.ru/2017/10/12/9977 отборочный тур

В молитву даль погружена.
Над стогом тлеет нимб тумана.
Измята сумерек сутана.
Подшита тенью тишина.
В траве рассыпаны псалмы
Там, где паслись стада Давида,
И наставлениям Левита
Внимали сызмальства умы.

Из сена лёгкая кровать,
Чем не любви вселенской вотчина?
На все срока слова отточены –-
Не время камни собирать.

Какое лето в этот раз
Лугам достанется в наследство?
В нём я найду от сглаза средство
На дне твоих бездонных глаз.
А ты проверишь крепь тесьмы,
Шурша подолом сарафана.
Над стогом тлеет нимб тумана,
И розовеет локон тьмы.

================

Сутана сумерек это крутая аллитерация, да? Ну да, подшита тенью тишина же. Слишком демонстративно используемый приём выглядит как недоброй памяти шмотки Тома Клайма, то есть варварски.

18 СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ «Хармсова старуха»
http://stihi.ru/2019/01/24/3175 номинатор Евгений Овсянников

…а из окон выпадали старухи,
словно зубы из цинготной каверны –
явный символ наступившей разрухи,
верный признак наступающей скверны.

И одна из них ему выпадала
чёрным козырем краплёной колоды –
Ювачёву, что стоял у начала,
Даниилу, что дежурил у входа.

И тогда не содрогнулась эпоха,
в низком небе не разверзлась прореха –
Ювачёву на земле стало плохо,
Даниилу стало вдруг не до смеха.

Он когда-то перекрасился в Хармса,
чтобы сбить со следа злую старуху,
но под пологом кровавого Марса
от старухи получил оплеуху.

Жили люди – мудрецы и пройдохи,
выживали кто с трудом, кто непросто.
Всем скроила им старуха-эпоха
деревянные бушлаты по росту.

Жили-были, но пропали и сплыли,
растворились в горьком стоне да звоне,
в жалкой пригоршне гулаговской пыли,
в тусклой искорке на небе бездонном.

================

Ох. Выразительно. Мне такое в общем не нравится, но сделано хорошо, в шорт возьму.

19. ИГОРЬ ЗЛОТИН «Останемся»
http://www.stihi.ru/2018/07/08/7196 номинатор Евгений Овсянников

Останемся – пропущенным звонком,
Мигнувшей лампой, пеплом сигаретным,
Нелепым сновиденьем предрассветным,
Скрипучей половицей, сквозняком.

Пчелой влетим в открытое окно,
Булавкою кольнем, вязальной спицей;
Закладкой, недочитанной страницей
Останемся, недопитым вином.

Еще хотя бы раз мелькнем в толпе,
Почудимся за стеклами вагона.
На станциях, на долгих перегонах
Оттаяв в человеческом тепле,

Задержимся украдкой, не спросясь.
Дождя слезинкой, солнечною пылью
Останемся... По-детски притворясь,
Что вовсе никуда не уходили.

================

Трогательно, музыкально, ностальгически. До вагона (включительно) всё хорошо, ощутимо и притягательно. Дальше есть сомнения... слезинка дождя это как-то очень в лоб, долгие перегоны — разбавляют. А концовка опять очень хорошая. Действительно, по-детски как-то, в хорошем смысле, нежно.

20. ТИМУР КОЛХОВ «Лорка признался в любви Дали»
http://www.stihi.ru/2017/05/04/9165  квота Светланы Илларионовой за редактирование отборочного тура

Лорка признался
в любви Дали,
Коснувшись воды
прошли корабли.

О это небо
Сейчас такое,
Плача, щурится
в голубое.

Выше любви
полыхает свет,
Небо одно
любит поэт.

Больше неба
любит слова,
Ладонь –
запрокинутая голова.

Пальцы рассыпаны
словно косы,
К солнцу летит
дымок папиросы

И насыщает собой
небосвод
Тем, что
слезами в песок
прольет.

а папироса
трещит как хворост
Siempre la rosa, siempre,
norte y sur de nosotros!

Скажи, будет ли
Светлой книга?
Улыбка вечности,
Усмешка мига.

================

Лорку, как и Бродского, легко имитировать. Поэтому, наверное, лучше не надо. Но изредка, плюс с отсылкой, пожалуй, можно. Тем не менее, 2-е лучше убрать, как и 5-е с 6-м. Для пущей лорковости.

21. ЯКУШЕВ ПАВЕЛ «Ультрафиолет»
http://www.stihi.ru/2017/09/15/2786 квота Татьяны Новиковой за редактирование отборочного тура

Люди ищут, где слаще, так повелось испокон.
Только он не в себе и не жаждет познать уют.
Раздобыл пистолет, чтоб отпугивать стаи ворон,
что кружат, и кружат, и садятся, и сердце клюют.
А напротив – она, и не против вступить в контакт.
Говорит и горит бессмысленно, как фейерверк.
Жизнь её – не праздник, а скорее со смертью пакт,
аргумент за пределами вменяемых атмосфер.

Он смолит исступлённо, сигаретный отсасывает яд
из душевной раны, сплёвывает его в густую пыль.
В голове облака, мысли без остановки летят...
Только тлеет неумолимо под оболочкой фитиль.
Она теребит серёжку (правая мочка уже в крови)
и она ощущает себя, как натурщица неглиже.
На вопрос своего случайного визави:
– Ты счастлива? – отвечает рассеянно: – Что? Уже?

Он крепок и горек, как аутентичный швейцарский абсент.
Не рассчитав, она пьянеет с пары глотков.
Её имя – Марго, а его, как ни странно, Винсент.
Этот гвоздь программы вгоняет её в глубь веков.
Он не ультрас, но в глазах у него фиолет,
а подсолнухи в поле ночном желты и свежи.
Если тьма сгустилась, значит скоро рассвет.
Если смерть бродит рядом, значит сгущается жизнь.

================

А,вот чего ищут люди. Я-то думала, кто чего. «Не против вступить в контакт» напомнило юмореску, где препод объяснял пэтэушницам электротехнику: вот катод, Коля, вот анод — Аня, вот Коля дарит электроны Ане, вот они спели и сплясали, а Нагрузка, то есть их ребенок, получила питание.
Главное, что всем всё понятно.

22. ПЕТР ЛЮКШИН «Умный мальчик»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/1521 номинатор Наталья Чекова

Как вдохновенно и сурово,
вникая в каждую строку,
соседский сын большеголовый
читает "Слово о полку"!
То змейкой речь его струится,
то жилкой красною течет.
Он запинается и злится,
и плачет, и почти поет.
Его глаза швыряют наземь,
горят огнем, зовут на суд.
Он не прощает горе-князя
за то, что в "Слове" наших бьют.
За нерасчетливые планы,
неравный бой, стрелу в боку.
За слезы милой Ярославны
по храбрецу и дураку.
И гости выпившие млеют
( но не теряют аппетит).

Он не прощает... но жалеет...
Он дочитает и простит

================
«Его глаза швыряют наземь». Ага, её голубые глаза на сосне, из детской страшилки. А стих-то хороший в остальном, что главное.

23. СЕРГЕЙ ПАГЫН «Есть луковка и талая вода...»
http://www.stihi.ru/2012/03/16/3780 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Есть луковка и талая вода,
вино в кувшине и пригоршня снега,
есть хлеб и соль, и кружка,  и звезда               
для грустного ночного человека,

есть все, чтоб тихо жить и умирать.
Пройдя крещенье в светоносном слове,
моим вещам по силам просиять
и быть со мной во мраке и безмолвье,

и быть со мной повсюду и везде…
Хотя они теперь живут иначе –
дано быть зрячей гаснущей звезде,
а луковице – певчей и прозрачной.

================
На «светоносном слове» приняла решение в шорт не брать. Извините. Хотя луковка и талая вода прекрасны и настоящи.


24. ГАЛИЯ ГАЛИ (Галия Осень) «Погадай на осенней траве»
http://www.stihi.ru/2019/02/16/2555 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

погадай на осенней траве,
не идёт ли ко мне челове-
челове-челове-человечек?
так порой повторяешь слова,
понимая, их шепчет трава.
вот придёт, а порадовать нечем...
говори-говори-говори –
горловые твои снегири
оживают, чтоб вылететь в песню
бессловесную, слов и не на...
эта песня на счастье длинна.
к ней негадано выйдет чудесный
рыжий кот из осенней травы,
у него полон взгляд синевы,
будто смотришь в апрельское небо.
а вдали, где вода, – невода,
и деревья шагают туда,
как в любовь,
безвозвратно и слепо.

================
Человек-любимый, в котором просвечивает человечек-ребёнок... Рыжий кои и рыжая трава, кажется что уже осень — а нет, апрель возможен ещё... Тут мне и высказывать особенно нечего, текст сам за себя говорит. Первозданный, искренний, уклончивый и откровенный. Он как заговор, как оберег. Пусть сбудется у всех.

25. ЛАЙДА «Слово»
http://www.stihi.ru/2016/06/12/59 квота Александра Коппа за редактирование отборочного тура

Подай мне, Боже, эту благодать
(юродивого дети обижают):
копеечку – уменье забывать
и не жалеть чужого урожая.

Прошу тебя, подай судьбы иной,
с которой и не больно и не страшно –
пусть рушится поруганный Страстной
и розовая Сухарева башня.

Пусть вырубят, как праславянский ять,
у дома нашего пирамидальный тополь –
учи меня умению терять,
чтоб наконец построить свой акрополь,

чтоб, стоя у воздвигнутой стены,
забыть и никогда не вспомнить снова
ту оспину и тишину спины,
как навсегда утраченное "Слово".

================
А почему последнее слово с большой буквы и в кавычках?

26. ЮЛИЯ ШОКОЛ «акациевый кит»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/5262 номинатор Диана Рыжакова

расцветающей акации белый кит
вот гляди
мелькает его плавник
и пчелиный ахав нацеливает гарпун
в этом воздухе жарком
по-лу-ден-ном

то ли нега разлита в нём
то ли нагота
на изнанке ионы виднеется тень кита
в червоточинах
в человечинах
в точках вся
эта строчка – камера-одиночка

в ионическом море моем иронична вода
волна-лиза
улыбка твоя не оставит следа
на поверхности моря
а значит внутри судьбы 
будут длиться суды
под условное бы

но пока я с тобой говорю из своей пустоты
из своей белизны
где цветаевым вольно цвести
чтобы стебель тире и точка тире тире
проплывает акация без корней
и тычинка ионы
ворочается
в ней

================
Легко ли сказать новое старому (пресыщенному/вредному) читателю? Легко ли сказать новое вообще на бог знает каком веку существования поэзии? Ответ — да. Новое неисчерпаемо, я долго сомневалась, но Юлия Шокол меня убедила окончательно. И Галия тоже, они вдвоём убедили, каждая по-своему. То, что ново и цветно для самого автора, не боящегося потрепать/поранить собственную душу, то ново, свежо и захватывающее для читателя. И начитанность тут не помешает, и простые слова когда надо придут.
* Аналитическое отступление, в этот лонге выпал град особых аллитераций: почти-прочти, моментальный-монументальный, в червоточинах-в человечинах. Притом ничего не притянуто, нигде не ради чисто техники, всё обыграно и выиграно. Что сказать — клево! какие ж, чёрт побери, все талантливые! Люблю, одно слово.

27. МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «Что нахлынуло – то схлынуло...»
http://www.stihi.ru/2018/06/24/3614 номинатор Диана Рыжакова

Что нахлынуло – то схлынуло.
а теперь дели да складывай.
как там всё иначе было бы:
погадай, да не угадывай.
Что печалиться, что плакать вам
до полуночи и заполночь.
вот, сиди теперь заплатывай
эту бестолочь и заморочь:
ткань ли, скань ли свою бедную,
речь пустую, песню грустную.

И веди стежок, не ведая
счёту и не зная устали.

================
Так иногда бывает, мелодию поймаешь, а замысла особого нет. И потянется вязь, кружева. Искусство, одним словом.

28. РЕГИНА СОБОЛЕВА «Это были не те двадцатьпять»
http://www.stihi.ru/2016/02/05/147 номинатор Термитник поэзии

это были не те двадцатьпять:
первый ребенок, повышение на работе,
машина в кредит, диваннекровать,
плитку в сортире успеть к субботе.

это были те самые двадцатьпять:
памятник на погосте козицыно-два,
уставшие мама с папой давай рыдать,
передоз, наверное, – ну да, ну да.

нам неловко и страшно, и говорит
сашин папа, что все нормально.
утешает, в общем. свеча горит
и потухает, и пахнет гарью.

мы вспоминаем наш двор, футбол.
саша шутит, смеется. вот он
бьет по мячу, пропускаю, – гол.
несется по полю и знает, что-то

случится. хорошее наверняка.
сегодня-завтра, ну хоть и позже.
и вот мы все закапываем чужака
глубоко надолго. как только можем.

вшестером выпиваем за упокой,
заедаем хлебом стыдом и гневом,
и застываем с небом над головой
и под ногами таким же небом.

================
Понравились диваннекровать со спрятанным «некро» и
«и вот мы все закапываем чужака
глубоко надолго. как только можем.» - это сильно.


29. CЕРГЕЙ СЛАВНОВ «Прощание снеговиков»
http://www.stihi.ru/2019/03/12/10431 номинатор Термитник поэзии

Март по дворам – уже каплет с кровель,
и в серых клочьях наст.
Мир облезает как вшивый кобель.
Март отпускает нас.

Слышишь сквозь шорох талых развалин
гул позывных извне –
здесь на земле, где мы жизнь зимовали,
как в лубяной избе.

Ветры уже протрубили сборы,
в лужах снаряжен флот;
скоро мы двинем – светло и скорбно,
вскрывая вечный лед.

И вслед не будет речей и маршей.
Вспомним добром без слез –
снежных красавиц юности нашей,
морозный дребезг звезд.

Мы часовые полярной ночи,
мы не смыкали глаз.
Но над дорогами звон проточный –
март отпускает нас.

Ибо закончилась наша смена,
бремя с души слегло.
Вешней водой мы уйдем от тлена.
Нам умирать легко.

================
Коверкать язык можно и нужно, но непременны веские основания для. Тут их нет.

30. РЬ ГОЛОД «Языческий портрет»
http://stihi.ru/2017/03/17/2361 номинатор Елена Ительсон

Зелёный Пан на берегу Реки
Сейчас возьмёт побег твоей тоски,
Чтоб вырос он и, листьями укутан, —
Напомнил нимфам дальние леса,
Где реки так же льются в небеса
С печалью светлою, с любовью бесприютной.

Томителен восход твоей души,
Река течёт, дыши иль не дыши,
Сомкнулись берега хрустальным сводом,
Стрекозы блещут в воздухе родном,
И струи отливают серебром
Перед твоим русалочьим народом.

Где ты стоишь, сама любовь стоит,
Так пусть слеза на облаке горит,
Тревожа тень языческого царства:
Величественный, необъятный хор
У ног твоих на фоне вечных гор,
Столикий друг с чертами постоянства.

================
Первые две строки весьма... ээээ.... эротишно. 

31. МИХАИЛ ЭНДИН «Виолончель»
http://stihi.ru/2019/05/30/2147 номинатор Елена Ительсон

Концерт для виолончели с оркестром до минор
Николай Мясковский

Плакала виолончель,
плакала, молила:
«Приходи ко мне теперь
поскорее, милый...»

Скрипка, словно вторя ей,
повторяла тоже:
«Приходи ко мне скорей,
приходи, о боже...»

И, услыша их, оркестр,
сам в ажиотаже,
дозвучался до окрест
и до неба даже.

Так и плакали они
в золочёном зале,
чтобы люди всей Земли
плакать перестали.

================
Красиво. Да ещё и пафосно.

32.АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ «Памяти отца...»
http://www.stihi.ru/2018/04/03/6258 номинатор Юрий Семецкий

Когда на окнах в марте гибнет лед:
Густеет сон, и дух твой возникает,
Берет меня подмышки и несет,
И на плечи свои опять сажает,

Как ласточку на тоненький карниз.
Оттуда, с высоты, где я взрослее,
Вновь виден Крым, и синий Кореиз,
И кипарис на бронзовой аллее.

И ты идешь по кручам, напролом,
Цветет прострельник, и блестит Ай-Петри,
И мы себя считаем божеством –
Отец и сын, не знающие смерти.

Но свет тускнеет, превращаясь в звук,
Двух полусфер хронометра стального,
И сон стеклянный падает из рук,
И долгим эхом не смолкает слово.

Твое «Прощай» стучит во мне, как кровь,
И лед трещит, как будто диск сургучный,
И март плывет вдоль волжских берегов,
Тебе и счастью детскому созвучный.

================
Исполнение очень сильно не дотягивает до задуманного.

33. НОВИКОВА ТАНЯ «Неидеальная сказка»
http://www.stihi.ru/2018/03/30/7923 номинатор Юрий Семецкий

У мельника ты младший сын-чудак:
философ и поэт в одном флаконе.
Тягай мешки и напевай шансоны,
мечтая о принцессе иногда.
Давным-давно, поверь, всё решено —
что остаётся глупому тихоне?
Играть в петанк, считать ворон на поле,
у Синей Бороды таскать вино.
В раскаянье притворном падать ниц,
конечно, чтоб читатели рыдали...
/Мог расписать об этом в идеале
родитель-Шарль на несколько страниц./
Смотри, с утра косцы спешат к лугам.
Втяни живот! Улыбка! Ровно плечи!
Минуя короля, принцессу, вечность,
несётся кот в потёртых сапогах…
/...На этом месте вырван лист, кажись,
карета и река исчезли следом./
А ты глядишь в тарелку людоеда...
И сказку целиком съедает жизнь.

================
А занятный взгляд, как бы со стороны. Как если б ты косец, а мимо кот и кавалькада. Жаль написано скушновато.

34. АЛЕКСАНДР КОПП «А дело обстояло так»
http://stihi.ru/2018/04/19/5670 квота Лайды за редактирование отборочного тура

А дело это обстояло так:
обрушился лавиной Копетдаг,
и маки полыхнули алой кровью.

Весна гремит, что камнепад в предгорье.
И водопады, бурные ручьи
каскадами срываются. Ничьи
попытки никогда сдержать не смогут
течение стремительное в логах.
Зелёная, как малахит вода,
и в дымке бело-розовой миндаль,
и ежевики заросли по руслу,
глаза у Вики с поволокой, бусы.

На плоском камне греется гюрза.
Бросок её, как молнии зигзаг,
укус кинжальный быстрый, словно пуля, –
страшнее он свирепых пчёл из улья. 

Да что нам до гюрзы…, её укус?
У воздуха такой весенний вкус!
И запах необузданного счастья...,
и ритм сердец восторженный и частый.

================
Действительно, что нам гюрза! Влюблённому горы по колено, а гюрза так, комарик.

35. НИНА ЛЁЗЕР «Где музыка»
http://www.stihi.ru/2018/10/03/2965 квота ГР за редактирование отборочного тура

 "Я иду за музыкой Шопена,
             Открываюсь радости сама:
             Плещут искры Вислы белопенной,
             И мазуркой взвихрена корчма."
                Эди Огнецвет

Ах, сколько памятников… сколько
Упало в воеводствах польских?
Где дух славян, где тлен и прах
Не возродят молитвы ксёндза,
Однажды памятник снесён был
Шопену, в лаврах и венках,

Нацистами…

Давно когда-то…
Еврейский мальчик весь в заплатах
Грыз корку хлеба и с колен
Сгребал последние крупицы.
А. Рубинштейна пальцы птицей
Впивались в клавиши.

Шопен!

Земляк! Вся Висла в брызгах света
Влечёт мазуркой. Не про это
Здесь звук, он прост, он тих, как крик.
Где прочерк зим и прочих лет всех,
Тебе – где раньше было гетто –
все полонезы.

Фредерик!

================
Как-то очень прямо, без затей. Это неинтересно, потому что непонятно, чем отличается от учебника истории. Восклицаниями?


36. ЕКАТЕРИНА ВОЛЬХОВСКАЯ «Про душу» http://www.stihi.ru/2012/10/02/4394 номинатор журнал "Тропы"

Час предрассветный глух, и тополя шуршат,
пряча листву в туман,
точно под шапку прядь.
Бродит по тротуарам моя душа
 бледная. С пьяных глаз
 ей тяжело летать.

Плачет, упившись пеньем скрипичных струн,
синяя до зеленых до рукавов.
Скоро зайдет луна,
и куда ни плюнь –
только клочки тумана, и -
никого.

И никого, кто мог
указать бы путь
в спальню, где дышит плоть, завернувшись в плед.
Вот почему так страшно порой уснуть:
встанешь, согреешь чай – а души-то нет...

================
«синяя до зеленых до рукавов» - только это понравилось.

37. АЛЕКСАНДР ДЕЛЬФИНОВ «Прозрачный гражданин»
http://stihi.ru/2019/06/20/6464 номинатор Ильдар Харисов

Прозрачный гражданин шагает по проспекту,
Невидимый почти стороннему субъекту,
В толпе он знает толк.
Не потому, что злой, не потому, что вредный,
А просто чересчур теряющийся, бледный,
Костями щёлк да щёлк.

Прозрачный гражданин проходит в дамки шашкой,
Он выглядеть бы мог кросавчегом и няшкой,
Да образа лишён,
Ныряет в мой подъезд, к моей стремится двери,
Хоть не терял лица, в него никто не верит,
И вот в жилище он.

Прозрачный гражданин колышется напротив,
Похоже, я сожрал неправильный наркотик,
Да, я конкретно влип,
И вытесняет вдруг пустеющее место
 Присутствие моё отсутствием контекста –
Лютующий bad trip.

Прозрачный гражданин всё ближе, ближе, ближе,
Он плещется во мне, как звёзды в лунной жиже,
Он в печени, поверь!
И вот я остаюсь, прозрачнее водюни,
А он уходит прочь, мясной и вечно юный,
Захлопывая дверь.

================
Поверь, сказал автор, и я покатилась со смеху. Это надо уметь, одним словом  порушить весь хэллоуин))))

........................

ШОРТ

ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «Капли»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/4337 отборочный тур для резидентов

СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Мазо»
http://www.stihi.ru/2017/04/01/4095 отборочный тур для резидентов

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «смотри — аляповатого кувшина...»
http://stihi.ru/2019/04/10/2909 отборочный тур для резидентов

БЕРТА ЛУЧЕВА «лето началось как обычно...»
http://www.stihi.ru/2019/06/04/3695 отборочный тур для резидентов (квота Галины Иззьер)

СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ «Хармсова старуха»
http://stihi.ru/2019/01/24/3175 номинатор Евгений Овсянников

ГАЛИЯ ГАЛИ (Галия Осень) «Погадай на осенней траве»
http://www.stihi.ru/2019/02/16/2555 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

ЮЛИЯ ШОКОЛ «акациевый кит»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/5262 номинатор Диана Рыжакова


Рецензии
В школе, в наше теперь далекое уже время, писали с большой буквы: "Слово о полку Игореве", а кратко: "Слово". А разве теперь как-то по-другому пишут, Марина?

Юлия Данилова-Лайда   29.07.2019 09:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.