Поэтический шедевр Осипа Мандельштама

Судя по отзывам,в стихотворении речь идёт о самом авторе.

Мне же по сути стихотворения представилась достаточно зримо и явственно прекрасная незнакомка с невыразимой печалью в огромных глазах и с тончайшими пальцами,ломающими тонкий бисквит - уж не госпожа ли  поэзия предстала перед нами во всей своей красе?








Невыразимая печаль




Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Май,1909г.








Википедия.
Анализ стихотворения «Невыразимая печаль» Осипа...
45parallel.net›Осип Мандельштам›Невыразимая печаль



В 1913 году в свет вышло первое издание дебютной книги Мандельштама «Камень», в которой нашли отражение творческие поиски молодого поэта, его опыты в области символизма и акмеизма. Наибольшее влияние на раннюю лирику оказали два гения — Тютчев и Верлен. От первого Осип Эмильевич позаимствовал некоторые темы. От второго — легкость формы.

Зачастую при анализе первого периода творчества Мандельштама литературоведы не учитывают один весьма важный факт — молодой стихотворец страдал сразу от двух болезней: стенокардии и астмы. Ситуация сложилась довольно опасная, существовало даже некое предсказание близкой смерти Осипа Эмильевича. Она сильно пугала поэта. Мандельштам боялся, что тело умрет, при этом не успеет свершиться «подвиг души». Недуг породил ощущение хрупкости бытия. В любое мгновение мир может покачнуться и разбиться, что нашло отражение в стихотворении 1909 года «Невыразимая печаль». Мотив хрупкости появляется в первой строфе: ваза выплескивает свой хрусталь. Во втором четверостишии комната предстает целым миром — маленьким царством, которое одновременно замкнуто и безгранично. В финале стихотворения тема хрупкости возвращается. Описанный ранее мир, словно бисквит, может быть разрушен с помощью тончайших пальчиков. Кому они принадлежат — судьбе, богу, человеку? В данном случае не столь важно, пока есть возможность наслаждаться «красным вином» и «солнечным маем». Кстати, даже у болезни имеется своеобразное преимущество — она способна расширить зрение: «Невыразимая печаль открыла два огромных глаза…».

Иногда Мандельштама обвиняют в косноязычии. Обратите внимание на последние две строки стихотворения «Невыразимая печаль»:
…И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Здесь налицо неправильное с точки зрения правил русского языка употребление деепричастного оборота. Ну, как в качестве исполнителя какого-либо действия может выступать белизна? А у Мандельштама она ломает тоненький бисквит. Чуткого читателя пленяет именно неправильность, заключенная в придуманном Осипом Эмильевичем образе. Сходная мысль встречается у Николая Гумилева, друга Мандельштама и его соратника по «Цеху поэтов». Он писал, что стихотворение «должно быть безукоризненно даже до неправильности», так как индивидуальность произведению придают лишь осознанные отступления от общепринятых правил.

Литературовед и филолог Михаил Гаспаров «Невыразимую печаль» связывал с другой ранней лирической зарисовкой Мандельштама — «В просторах сумеречной залы…». В ней предстает пустая комната с высокими вазами на столе. В них — лилии, раскрытыми цветами будто просящие вина. Сравните с картиной, изображенной в рассматриваемом нами стихотворении, — букет в вазе, глоток вина, тоненький бисквит.

«Невыразимая печаль» — великолепный образец импрессионистического творчества Мандельштама. Не обошлось здесь без влияния Поля Верлена. Он считается первым в мировой литературе поэтом-импрессионистом, своей лирикой обозначившим переход от романтизма к символизму. «Чистое наблюдение», лежащее в основе нового направления в искусстве, означало отказ от идеи в творчестве, законченности, обобщенности. Изображалось каждое мгновение. Место мысли заняло восприятие, рассудок заменил инстинкт. Соответственно, произошел отказ от истории, сюжета. «Невыразимая печаль» — прекрасная импрессионистическая зарисовка, образы которой каждый читатель может толковать по-своему в зависимости от собственного жизненного опыта, восприятия искусства и действительности.


лк

Критики Осипа Мандельштама не осознали гениальное изобретение поэта:

существование деепричастного оборота без соответствующего глагола:

К примеру:

Тоненький бисквит ломая,заметил тончайшую белизну пальцев.

Другими словами:

Перечисление происходит,когда ломается тоненький бисквит:

вино
май
белизна пальцев


Приём Мандельштама с деепричастным оборотом
у современных поэтов:

Из стихотворения:

Меланхолия                http://stihi.ru/2022/02/05/6417
Елена Бобкова-Каблукова


Над равниной взлетая всё выше,
Журавлиная стая. Лишь слышу...



© Copyright: Елена Бобкова-Каблукова, 2022
Свидетельство о публикации №122020506417



Если сказать,что здесь нужен глагол ВЗЛЕТАЕТ,то

автор может сослаться на знаменитое стихотворение Мандельштама!



И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.




Ещё одна попытка осознать гениальный речевой оборот Мандельштама:


1
Косвенная и точная передача смысла без традиционного грамматического обоснования:

если здесь поэтизировать по традиционным правилам грамматики,
то получится банальная фраза - тончайшие пальцы с белизной кожи ломают тоненький бисквит.

Тоненький бисквит - означает,что нарезанная уже долька бисквита предельно тонка!

2

Что касается смысла:

тончайшие пальцы,ломая тоненький бисквит, передают поэтическое изящество  момента..


Рецензии
Даже явные пробелы в знаниях русского языка еврейского юноши из Варшавы, который, будучи сыном купца первой гильдии, имел возможность жить не за чертой оседлости, а в светском Петербурге, его "фанаты" преподносят как вершины поэтического мастерства. Над таким же "шедевральным" употреблением деепричастного оборота провинциальным, не шибко грамотным отцом Фёдором в "12 стульях" посмеялись Ильф и Петров. Ведь этот батюшка в своём письме к жёнушке пишет: "Относя на почту письмо, у меня украли пальто". Да и А.П.Чехов посмеялся в своих юмористических рассказах над таким безграмотным употребление деепричастного оборота. Образованный русский читатель прощает М.Ю.Лермонтову строки, в которых "Терек скачет, словно львица с косматой гривой на хребте", но понимает, что в них поэт совершил ошибку, ибо у львиц нет грив, а невменяемые поклонники Осипа (Иосифа) Эмильевича даже его явные промахи считают "шедеврами".

Михаил Молчанов 2   15.01.2023 17:40     Заявить о нарушении
К сожалению,невменяемым хулителям Мандельштама недоступна красота поэзии..

Музей Шедевров Современной Поэзи   15.01.2023 20:13   Заявить о нарушении
Во-первых, я не хулил талантливейшего Осипа Эмильевича, а заявил, что даже его неудачные строки его фанатичные поклонники преподносят как шедевры, что говорит не о том, что они что-то понимают в поэзии, а об их местечковом менталитете.

Михаил Молчанов 2   15.01.2023 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.