Со-Страдательно - К. Солдатенко, обзор

В этот раз мне захотелось проговорить несколько слов о произведении Кати Солдатенко.

    Для удобства, (своего и вашего), ниже приведу полный текст и ссылку на публикацию.
Статья 1274 ГК РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
___________

                Со-Страдательно – Катя Солдатенко

    Давай, смешай пейзажное с интимным. Вперёд, филолог, посмеши людей. Воды и слёз родство неоспоримо. Усугуби ж. И килек, и сельдей в бочонке том напихано – аж плющит, добавь cum grano salis про грозу. Извёлся гироскопом бедный Тютчев, хреново Фету: тошнота и зуд.

    Давай, добавь про светлые печали, пускай тусовка словит свой оргазм! На небе – тучки, на колу – мочало. И лыко – в строку. Похвали, Эразм! О, глупости! Без берега и края! Весенний бестолково-пьяный мозг тебя несёт, "резвяся и играя" – ни сердцу, ни словам уже не босс.

    Беги же, Форрест! Будет только хуже. Смотри, дойдёт до звукописи, блин! Дойдёт до мнений искренних подружек, признаний рьяных рыцарей-мужчин.

    Девицей васнецовской на болоте сложись компактно, горестно замри. Печальненько погоде и природе пришей приметы бабских истерий, психологическим (спасибо универу!) параллелизмом стягивая нить, чтоб в результате виршевой аферы слезами ливень щедро подсолить.

    И всё на фоне трепетных рассветов, под трели птиц, под сенью тихих ив. Куплетом неприличным, триолетом о чувствах всю планету извести, поведай хрипло городу и миру. На барной стойке отпляши, сестра!

    Бери хитон, хватай перо и лиру – и на фиг с пляжа! Дождь как из ведра...

                    2016
    http://www.stihi.ru/2016/04/29/7379

_____________________

    Мой обзор только субъективное восприятие данного произведения и я вполне допускаю, что у читателей восприятие может быть иным.
    Для меня это лёгкое, ироничное произведение. Настрой вычисляется по достаточно прозрачным маркерам, их в тексте много.

               "Давай, смешай пейзажное с интимным."

    Я часто ловил себя на мысли, что "чисто пейзажная лирика" мне кажется довольно скучной, даже если пейзаж описывается цветисто и замысловато. Невольно, интуитивно хочется читать человеческие эмоции помимо констатации фактов. Достаточно сравнить сочетание "гроза в начале мая" и "люблю грозу в начале мая" (далее гром резвится и играет). Во втором случае помимо самого события прочитывается отношение наблюдателя/автора к погодному явлению, приписывание неких человеческих реакций и эмоций, допустим, грому. Рецепт удачной "подачи" пейзажа известен и проговорен уже давно.

    Стихотворное произведение, конечно, не шпаргалка с тезисами. Автор (Катя) свою мысль чуть поясняет (напоминание о несложной "домашней заготовке" про сравнение воды / дождя и слёз). Блюдо надо в меру подсолить, чтобы не получилось пресно/скучно. "Подсаливать" можно разными методами. Например, образы котят и щенков, мелких детишек у нормальных взрослых людей в большом проценте случаев должны вызвать эмоцию "ути-пути", "ми-ми-ми", "ах, как мило". Да, конечно, в этом есть определённая манипуляция, которая давно используется в рекламе и еще ранее в литературе и проч. жанрах искусства.

    "Подсаливание" блюда можно выполнять и другими приправами. Жгучий перчик – "дисфемизм" (греч. – неблагоречие) – грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо (пояснение взял в Википедии). Кстати, филологи знают ещё ворох разных терминов и филологических ругательств.

На что намекает фраза

               "Давай, добавь про светлые печали, пускай тусовка словит свой оргазм!"
   
    Просто слово "печаль" без эпитета "светлая" звучит немного блёкло. А вот "светлая печаль" уже лучше, если не найти ("На холмах Грузии") вариацию с лёгкой инверсией:

      На холмах Грузии лежит ночная мгла;
      Шумит Арагва предо мною.
      Мне грустно и легко; печаль моя светла...

Тут да... Пушкин гениален, у него можно поискать много кулинарных рецептов.

               "И лыко – в строку. Похвали, Эразм!"
 
    Кто не очень разбирается в плетении лаптей и битье баклуш – может поинтересоваться крылатыми выражениями. При чём тут Эразм (наверняка, Роттердамский)?

    "В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение – Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в гуманистических кругах всей Европы."
    Судя по данным Википедии, лыко было, хмм, немного чужое, но всё равно пригодилось...

    Не очень давно в сети увидел издание "Кради как художник" (10 уроков творческого самовыражения, «10 Things Nobody Told You About Being Creative»), Остин Клеон (Austin Kleon).

    "В США книга стала бестселлером. На русском выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер».
    Клеон считает, что каждая новая идея – это всего лишь винегрет из старых, и главное для творческого человека – экспериментировать не стесняясь, перемешивать все, что нравится, дать себе полную свободу.
    Всем художникам задают вопрос «Откуда вы берете идеи?». Честный художник отвечает так: «Я их краду». Как художник смотрит на мир вокруг себя? Он решает, стоит ли украсть что-то, а потом переключается на следующую вещь. Вот и все."

В книге приводится цитаты:

           Искусство – это кража.
                – Пабло Пикассо, художник

      Незрелые поэты имитируют, зрелые – крадут; плохие поэты обезличивают то, что используют, хорошие – улучшают это или по меньшей мере превращают в нечто иное. Хорошие поэты связывают украденное в единое целое, вызывающее совершенно уникальные чувства, которые не имеют ничего общего с тем, что было их источником.
            – Томас Стернз Элиот, поэт

Небольшой обзор есть на сайте Adme.ru (это стоит почитать)
http://www.adme.ru/vdohnovenie/kradi-kak-hudozhnik-499355

____________

    Видимо, я не очень сильно интересуюсь музыкой или филологией. По крайней мере, мне было занятно узнать историю с песней Led Zeppelin 1969 года «Whole Lotta Love»... В 1985 году случился иск по поводу заимствования текста (урегулирован в досудебном порядке).

    Page's riff was Page's riff. It was there before anything else. I just thought, 'well, what am I going to sing?' That was it, a nick. Now happily paid for. At the time, there was a lot of conversation about what to do. It was decided that it was so far away in time and influence that ... well, you only get caught when you're successful. That's the game.
                                – Robert Plant, Musician, (1990)
    (Рифф Пэйджа был риффом Пейджа. Он был там прежде всего. Я просто подумал: «Ну, что я буду петь?» И спел это, украл. Теперь с радостью расплатились. В то время было много разговоров о том, что делать. Было решено, что прошло столько времени, и повлияло так же то что... ну, тебя поймают только если ты преуспеешь. Это игра.
      Роберт Плант, Маниакальная личность Роберта Планта)

    Попутно прикреплю ссылочку на 2 неплохих кавера этой песни
Led Zeppelin – Whole Lotta Love - Lauren Tate & Bankrupt Brothers
Первые 45-48 сек можно промотать (1,4 млн просмотров)
https://youtu.be/H7DeHxmdKuQ

Joseph Whelan's audition – Led Zeppelin's Whole Lotta Love - The X Factor UK 2012 (33,8 млн. просмотров, смотреть можно с отметки 2'45")
https://youtu.be/ZuxJwGiIIUM

Для сравнения
Led Zeppelin – Whole Lotta Love (1997 Promo) (21 млн. просмотров)
https://youtu.be/HQmmM_qwG4k

    Ну, бывает и так. Причём, бывает неоднократно.
    "Роберт Плант вынужден отменить свое выступление на фестивале Meltdown, который пройдет в Лондоне 19 июня 2016 года. Вместо этого музыкант выступит в суде по делу о плагиате в песне Led Zeppelin «Stairway To Heaven». InterMedia напоминает: участников коллектива обвиняют в том, что они украли музыкальный фрагмент одной из самых известных своих композиций у группы Spirit."
    Источник:
    Роберт Плант выступит в суде вместо фестиваля (25.05.2016)
http://www.intermedia.ru/news/295864
    Музыкантов Led Zeppelin допросили о плагиате 45-летней давности (04.02.2016)
http://www.intermedia.ru/news/290807
______________

Но давайте вернемся к тексту...

               "Беги же, Форрест! Будет только хуже"...

    Скорее всего, да. Если автор ввяжется в эту игру, этот бег.
    Мне кажется, психологическая усталость может появиться в разных ситуациях. Если говорить о "мессадже", вполне можно было бы остановиться на этой строфе про звукопись, мнения, поклонников. Признаюсь, мне было бы досадно, если бы от произведения ожидал только мысль, для этого можно использовать прозу. Блюдо недостаточно приготовить, надо его правильно подать на стол. Чтобы получилось не просто "что-то съедобное":

         – Иди есть кашу.
         – Ты же суп варила...
         – Мало ли что я варила!

    Первая часть произведения отчасти напоминает холодные закуски или салатик перед основным блюдом. Картина "Алёнушка" даёт очень наглядное визуальное подкрепление тексту, от этого образа не так просто отвязаться. Хотя можно найти и обратные эффекты: текст даёт некие интерпретации драматургии известной картины, но вовсе не ограничивается комментированием одного "статичного изображения". Было бы досадно превращать стихотворение всего лишь в поясняющую табличку под картинкой (фотографией, рисунком).
    Попутно о звукописи. Во фрагменте "под сенью тихих ив" одному мне с чего-то видится некое "хи-хи"?
    Мне нравится упоминание "бабских истерик", т.к. эти реакции предполагают некое театральное действо и зрителей. Вот сейчас подумал про танцы на барной стойке, на столе... В некотором смысле и публикация стихотворения в сети может восприниматься аналогично. Разве нет?
    Весь текст произведения состоит из плотного, концентрированного потока образов и отсылок. Это вовсе не означает, что усложнение автоматически делает любой текст интересным для меня. Здесь концентрированный "бульон" остаётся прозрачным и внятным, я не увидел каких-то "провисаний" по смыслу.

    Есть ли минусы? При желании такое тоже можно найти. На другой площадке в комментариях мелькнул термин "неймдроппинг". Да, в тексте при инвентаризации выявлено два поэта, один гуманист, персонаж кинофильма и художник Васнецов (за кулисами). Но рассуждая о пейзажной лирике можно ли игнорировать Тютчева и Фета? Да, можно. Но придётся отсылать к другим авторам, Пушкину, Есенину, Рубцову. Сама концепция произведения предполагает наглядность.  А с неймдроппингом у меня самого руки чешутся пройтись поплотнее. Как-то намекал одному автору в ВК, что Нотр-Дам де Пари всё же лучше писать через дефис:

               Ларса фон Триера, Джастина Тимберлейка,
               что-то позаковыристей, типа Диту фон Тиз
               зарифмовать, читатель, поди-ка сумей-ка.
               Нотр-Дам де Пари? Ну, хрен с ним,
               пусть будет через дефис...
   
    Кроме имён в качестве упрёка можно было бы поговорить о полифонии. Даже с учётом большого объёма произведения, образов, мыслей, персонажей очень много, они валятся как из рога изобилия. При первом прочтении всё идёт потоково, компоненты очень разнообразные, яркие и разноцветные. Такое обилие деталей заставляет возвращаться к тексту и перечитывать помедленнее. У меня почему-то мелькает ассоциация с картинами Питера Брейгеля, хотя я очень посредственно ориентируюсь в живописи.



         02.05.2016
~~~~~~~
Другие обзоры:

Мама на даче – Али Кудряшевой (обзор) http://www.stihi.ru/2014/08/29/2618
Лешек, беспамятное. Рецензия, или обзор (эссе и статьи) http://stihi.ru/2014/02/24/2479
По влажной тропе с дрожью кончиков (обзор) http://www.stihi.ru/2014/08/26/2455
Даниил Соколов – Леди, оставьте, леди... (обзор)  http://www.stihi.ru/2015/05/03/9073
Carpe diem – Даша Якутия (обзор) http://www.stihi.ru/2016/08/13/5287
Воскресенье в глубинке – Стив Бургундец (обзор) http://www.stihi.ru/2019/02/26/6401
После такого пожара – Pola Шибеева (обзор) http://www.stihi.ru/2019/03/02/9876
Она любила пить Бордо – Борис Бударин (обзор) http://www.stihi.ru/2019/03/24/10039


Рецензии
Забрехался. :)

Олег Гончаренко 2   06.08.2016 17:36     Заявить о нарушении
Ну и чего тогда рыпался?

Docking The Mad Dog   06.08.2016 17:37   Заявить о нарушении
Какая реакция!

Олег Гончаренко 2   06.08.2016 17:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.