Астрономическая хронология Востока и античности

            Предисловие. Мерило Времени или год под Солнцем и Луной


                ХРОНОЛОГИЯ (от греч.хронос — время; логос — учение) - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов. Историю принято измерять временем. Факт считается историческим, если он может быть определен не только в пространстве, но и во времени. Факт помещается в четвертое, т. е. временное, измерение путем отсчета его удаленности от настоящего момента. Хронология, вспомогательная дисциплина истории, позволяет нам установить временной промежуток между историческим фактом и нами, преобразуя хронологические указания источников в единицы нашего летосчисления. Одним из методов исторической хронологии является астрономическая хронология, которая изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время.

        В нашем летосчислении используются три стандартные единицы: сутки, год и месяц. Полный оборот (на 360°) Земли называется сутками. Солнечные (астрономические) сутки - это период времени, в течение которого Земля оборачивается - вокруг своей оси. Сутки, разделённые на день и ночь, стали   естественной единицей счёта времени. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток.

          Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Промежуток времени,  по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем, который составляет 27 дней 7 часов 43 минуты. Причем, наш месяц не зависит от явлений природы, но фаза луны, видимая с Земли, будет различной в зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца, и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, будет больше сидерического и составит 29 дней 12 часов 44 мин.

         Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года. Год (тропический) - это период времени, за который Земля совершает один оборот - вокруг Солнца. Тропический год содержит 365 дней 5 ч. 48 м. и почти 46 сек.



           1. Особенности Египетской календарной системы


            Солнечный календарь был изобретён в Египте. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовали разлива Нила, составляет 365,25 суток. Однако, в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. Поэтому год состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 ; 4) лет все сезоны и возвращался на начальное число. Период в 1460 лет назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса. Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны).

        В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами, что являлось основным занятием древних египтян.
 Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября. Этот период был связан с ежегодным разливом р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие.
Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта. В это время происходило созревание урожая.
Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля, когда производился сбор урожая.

         Месяцы обозначались номерами, например, первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово — tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца — arky (арки), что переводится как «последний». Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt); 6) тронное имя царя в картуше. В целом схема читалась таким образом: Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья.

               Таким образом, поскольку истинный астрономический год превышал 365 суток,  египетский календарь не был точным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

        Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения даты религиозных праздников или в личных письмах), а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ. Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходится на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот. Каждый месяц в лунном календаре назывался по религиозному празднику, отмечаемому в следующем месяце. Во времена Нового царства названия некоторых месяцев изменились в соответствии с названиями местных праздников, которые отмечались в столице Верхнего Египта — Фивах. Изредка названия лунных месяцев все же использовались при обозначении даты по официальному календарю в административных документах. Лунный календарь включал в себя 12 месяцев по 29 — 30 дней каждый. Особое название было для первого дня каждого месяца — psDntjw (песджентиу), что означало «праздник новой луны». Последующие дни именовались в соответствии с их числом (второй, третий, четвёртый и т. д. день такого-то месяца). Соответствие месяцам современного календаря можно установить лишь с той оговоркой, что начало лунного месяца зависело от региона (так как разлив Нила начинался не одновременно на всей территории Древнего Египта): в Мемфисе месяц начинался раньше, чем в Элефантине (в таблице ниже дано примерное соотношение).


                2. Летосчисление в Древней Греции



               В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных. В Древней Греции до середины первого тысячелетия до н. э. события датировались по именам должностных лиц. Так, в Афинах счет годов велся по именам эпонимов — глав исполнительной власти (архонтов), ответственных за исправность календаря, а  в Спарте - по имени эфора.

              Месяц делился на три декады; названия месяцев в греческих полисах не совпадали. В разных городах Греции месяцы носили свои названия, однако наибольшее распространение получили названия афинские, а именно:

1. Гекатомбеон (июль).         7. Гамелион (январь).
2. Метагейтнион (август). 8. Антестерион (февраль).
3. Боэдромион (сентябрь). 9. Элафеболион (март).
4. Пианепсион (октябрь). 10.Мунихион (апрель).
5. Мемакгерион (ноябрь). 11.Фаргелион (май).
6. Посейдеон (декабрь).         12.Скирофорион (июнь).
(В скобках указывается примерное соответствие нашим месяцам).

         В афинском календаре год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом; после введения месяцев по 30 и по 29 дней (год имел 354 дня) через несколько лет добавляли тринадцатый месяц. Там, где греки  пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. Год чаще всего начинался с месяца летнего солнцестояния, приходившегося в то время на гекатомбеон (июль).
          В разное время эмболисмические годы чередовались по-разному. Так, в VI в. до н. э. в некоторых местах Греции применялась октаэтерида, в которой 3 года из 8 являлись високосными — 2-й, 5-й и 8-й годы цикла. В високосные годы в качестве эмболисмического месяца вставлялся второй посейдеон; иногда добавочным месяцем являлся второй скирофорион.

           Наиболее популярным в Греции был календарь, разработанный Метоном.В середине V века до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 года до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид.  В 432 г. до н. э., во время празднеств, посвященных 86-й олимпиаде, в центре Афин была установлена парапегма — каменная плита с отверстиями, в которые вставлялись штифты с обозначением чисел текущего месяца. Рядом с отверстиями имелся высеченный на камне текст, указывающий предстоящие астрономические явления, например восход и заход некоторых звезд, положение Солнца в созвездиях и другие явления. Дальнейшее совершенствование греческого календаря связано с именами Калиппа и Гиппарха, которые разработали математическую теорию лунных и лунно-солнечных календарей.

                В IV в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по олимпиадам. Летосчисление по олимпиадам впервые было применено в 264 г. до н. э. древнегреческим историком Тимеем, и этот счет продолжался около семи столетий. История этого летосчисления такова. В Древней Греции широко были развиты спортивные игры. Олимпийские игры настолько вошли в жизнь древних греков, что они начали считать время по олимпиадам и начало своей эры условно отнесли к 1 июля 776 г. до н. э. Считается, что в этот день состоялись первые олимпийские игры. Начиная с 776 г. до н. э. в городе Олимпии один раз в 4 года происходили игры, принимавшие характер больших народных торжеств. По месту их проведения они были названы олимпийскими. Олимпийские игры приурочивались к началу года, но так как это время не было связано с определенной датой из-за обилия календарных систем, то перед проведением игр приходилось во все города посылать гонцов для оповещения населения о предстоящих торжествах. В летосчислении по олимпиадам годы обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Так, победа греков над персами в морской битве в Саламинском проливе датируется цифрами «75. 1», что означает «первый год 75-й олимпиады». Хотя в 394 г. н. э. император Феодосий I отменил олимпийские игры, исчисление времени по олимпиадам применялось и несколько позже.

    Ради интереса, попробуем совершить перевод этих дат на наше летосчисление. Производится по формуле А = 776 - [(Оl - 1) ; 4 + (t - 1)],
 где А — искомая дата, O1 — номер олимпиады, ( t — номер года в олимпиаде.

    Итак, Саламинская битва произошла в первом году 75-й олимпиады. Переводим, подставляя в формулу значения О1 = 75 и I = 1, получим
 А = 776 - [(75 - 1) ; 4 + (1 - 1)1 = 480.

Действительно, Саламинская битва произошла в сентябре 480 г. до н. э. Если бы выражение в квадратных скобках в этой формуле оказалось равным 776 или больше, то из него следовало бы вычесть 775. В этом случае мы получили бы год нашей эры.



                3. Римский календарь


            КАЛЕНДАРЬ -(лат. Calendarium - долговая книга) - в Риме название книги, в которой записывались первые дни каждого месяца - календы, когда должники возвращали долги. Со временем слово приобрело современный  смысл. История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя, т. е. около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

                Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия. Так, первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis). Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе — матери бога Гермеса (Меркурия) — и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны (рис. 8), супруги Юпитера, был назван юниус (Junius). Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

             Квинтилис (Quintilis) -«пятый»
             Секстилис (Sextilis) -«шестой»
             Септембер (September) -«седьмой»
             Октобер (Oktober) -«восьмой»
             Новембер (November) -«девятый»
             Децомбер (December) -«десятый»

            Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней.
            В римском календарный год  вначале имел 10 лунных месяцев, позже царь Нума Помпилий ввел еще два месяца. В VII в. до н. э., т. е. во времена второго легендарного древнеримского царя — Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. Первый из них был назван январем (Januarius) — в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое — назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Название второго нового месяца, февраля, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

          Ю. Цезарь по инициативе александрийского ученого Созигена провел реформу календаря, и с 1 января 47 г. до н.э. был введен солнечный календарь, который состоял из 12 месяцев: Januarius, Februarius, Martius, Aprilius, Majus, Junius, Julius, Augustus, September, Oktober, November, December. В период Республики год называли по имени консула, в период Империи счет вели от основания Рима, с 753 г. до н.э. пятнадцатые дни марта, мая, июля и октября и тринадцатые - остальных месяцев - назывались идами, девятые дни перед идами - нонами (от nonus - девятый).

              Очень любопытна история распределения дней по месяцам.  Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней. Чтобы уравнять его с календарным годом греков, пришлось бы добавить к нему 50 дней, и тогда в году было бы 354 дня. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили 51 день. Однако из такого количества дней невозможно было составить 2 полных месяца. Поэтому от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней, т. е. от апреля, июня, секстилиса, сентября, ноября и декабря, отняли по одному дню. Тогда число дней, из которых образовались новые месяцы, увеличилось до 57. Из этого количества дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

               Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2—3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарем из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введённый по какой-либо системе, будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя с той или иной точностью будет в среднем этому движению соответствовать.

        Таким образом, год, содержавший 355 дней, делился на 12 месяцев, из которых  на долю февраля досталось всего 28 дней. Этот месяц был вдвойне «несчастливым»: он был короче других и содержал четное число дней. Так выглядел римский календарь за несколько столетий до н. э. Установленная продолжительность года в 355 дней почти совпадала с продолжительностью лунного года, состоявшего из 12 лунных месяцев но 29,53 дня, так как 29,53 ; 12 == 354,4 дня.

             Такое совпадение не случайно. Оно объясняется тем, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Жрецы приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.
          Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня.

        Своего рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями. Обратимся же к опыту библейской нации.

         

                4. Еврейский   календарь

          ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ( халуах ха-иври) — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Календарь ведёт отсчет с 3761 года до н. э.

         Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

           В истории еврейского календаря различают три главных периода:
библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500—450 до н. э.),
послебиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н. э.)
талмудический, до заключения Талмуда (70—500).
В первый период начала месяцев и праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца, во второй — частично по видению луны и состоянию солнца, частично по вычислениям, в третий же период — исключительно по вычислениям. В еврейском календаре простой год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется дополнительный месяц. Как простые, так и високосные годы бывают: 1) правильные, когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней; 2) достаточные, когда месяц хешван, обычно имеющий 29 дней, имеет 30 дней и 3) недостаточные, когда месяц кислев, обычно имеющий 30 дней, состоит из 29 дней.
               

             5. Юлианский  и григорианский календари

                Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н. э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года.

      При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 году до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).

      В IV—VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря.  Таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

           Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X, в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми.

         В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700 года, Англия — c 1752 года, Швеция — c 1753 года; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния — с 1919 года, Греция — с 1924 года.


            Послесловие. Применение древней календарной системы в России.

          У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие.. . Древнерусский календарь или  Коляды Даръ ушел в лету. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. А в Лето 7208, в настоящем исчислении В 1699 г. Петр издал указ о изменении календаря. Петр 1 ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату - 1700 год.

        Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т. е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый.. . он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.

         24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.
        Таким образом,  календарно-астрономическое влияние  античности и библейских святынь на Россию очевидно.


                14.08.15


Рецензии
Елена.
Потрясающе написали.
Спасибо Вам за просвещения.

Дмитрий Ахременко   18.08.2015 05:54     Заявить о нарушении
Дмитрий, данные я не изобретала, но "русло" мое.
Такая вот композиция вышла.
С признательностью,

Просвещение   18.08.2015 09:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.