Обзор Евгении Коробковой - высшая лига июнь 2013

Сегодня в гостях у поэтического журнала "Окна" известный вам по "Вечерним стихам" московский поэт, журналист и литкритик "без страха и упрёка" Евгения Коробкова. Она любезно согласилась сказать несколько слов по поводу стихов авторов высшей лиги, участвующих в июньском конкурсе 2013 года, и расставить предоставленные ей 26 стихов в порядке от самого сильного до самого слабого, в соотвествии с её восприятием, что представляется нам очень интересным.


Краткая биографическая справка:
Евгения родилась в городе Карталы (ударение на «ы») Челябинской области, в 59-й ракетной дивизии.
Закончила архитектурно-строительный факультет Южно-Уральского государственного университета, факультет журналистики Челябинского государственного университета, Литературный институт имени Горького. Кандидатская диссертация посвящена творчеству поэта Ксении Некрасовой.
Работала в отделе социальных отношений газеты «Челябинский рабочий». Занималась репортажем и журналистскими расследованиями. За расследование о контрабанде наркотиков из Казахстана – попала в финал премии Артема Боровика (2008).
Лауреат международного Волошинского фестиваля в номинации «литературная критика» (2011).
Переводчик поэзии с английского и польского языков. В 2011 году в издательстве «Рудомино» вышли переводы «Песен невинности и опыта» Уильяма Блейка.
Хобби: литературная критика.
Публикации в журналах «Русский репортер», «Арион», «Знамя», «Октябрь»; в газетах «Вечерняя Москва», «Новые известия», «Челябинский рабочий».

С 2012 года в качестве литературного критика принимает участие в ТВ-проекте "Вечерняя Москва" - "Вечерние стихи".


Список предоставленных для ознакомления стихов находится по этой ссылке:
http://www.stihi.ru/2013/08/13/4934


Я думаю, что никто не будет возражать, если стихотворение Игоря Царева будет оценено выше первого места.

 

1 место:

Парижанка
Антон Прозоров
http://www.stihi.ru/rec.html?2011/05/28/2250

вот, стоим и мерзнем, стоим и курим,
провожаем фары, сугроб пинаем.
и с какой-такой, непонятно, дури
занесло нас в эти края, родная?

 оглянись: провинция из провинций,
тишина – как будто надел ушанку.
но и в этом ватнике, в рукавицах
для меня ты – первая парижанка.

ну и что, что ночью, что на отшибе,
что ни денег нету, ни веры в чудо,
мы же сами – сильные и большие,
не волнуйся, выберемся отсюда.

 

Комментарий:

Автора узнала впервые. Стихотворения свежие и молодые. Читала на работе, где в одном помещении трудятся 150 человек. Эти стихотворения – единственные заглушили гул. Выбились из ритма суеты. Наверняка, найдется тот, кто скажет: наивняк. Что за тема для стихотворения: заехали куда-то не туда и не знают, что делать. Из серии: я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла, только наоборот: мы долго ехали, ехали и в сугроб заехали.

Но я не соглашусь. Кто-то из великих сказал, что делит стихотворения на два типа: одни, написанные для заклинания духов, а другие – для заклинания литредактора.

Это стихотворение, безусловно, заклинают духов. Оно и написано в форме заклинания. У кого так не бывало: попадешь в передрягу, когда помощи ждать неоткуда. И начинаешь что-то шептать про себя, а то и вслух: мол, выберемся, выберемся, все хорошо будет. И как правило – срабатывает.

 

2 место

 04. 12
Михаил Свищёв
http://stihi.ru/2011/04/09/9607

…а Сталин в мавзолее как живой,
и космос навсегда над головой,
и списано домашнее задание,
и прячет в парте Валька-деловой
подпольный снимок с темой половой,
и тётенька на карточке забавная.

Григорьева вчера сказала «да».
Чем реже рожь, тем слаще лебеда,
и вовсе не её в подъезде лапали.
Как Марья Венедиктовна седа…
И только начинается среда
под спящими неоновыми лампами.

Задачка про шахтеров решена,
а дальше всё, а дальше тишина,
глубокая апрельская прогалина,
где пара жигулевского – цена,
и небо как кремлевская стена,
в которой нет ни Бога, ни Гагарина.

 

Михаил Свищев – автор, результативный в каждом своем стихотворении. Из Пункта А в Пункт Б он находит, прорубает и просверливает кратчайший, хотя и не всегда очевидный путь. Он бьет цель, которая видна только ему – это показатель большого таланта.

Ложка дегтя: второе шестистишие мне показалось лишним. Из-за него стихотворения каждется нудным. Особенно усилило нудность одинаковая ударная гласная во втором и третьем шестистишии. Понятно, что это было одной из целей автора: показать унылость и одноитожесть всего нашего недавнего прошлого. Но ведь для того чтобы убедить читателя в том, что главному герою плохо, необязательно доводить самого читателя до самоубийства.

 

3 место

Девочка Евочка
Майк Зиновкин
http://www.stihi.ru/2009/03/30/7031

Девочка Евочка курит небо и запивает железным соком.
Каменный коржик в её котомке, грязь на резиновых сапогах.
С виду ей дашь всего 220. Жизнь напряжённая, как под током.
Прошлое спрятано в Интернете, а на грядущем сплошная зга.

Девочка Евочка любит сказки. Правда, рассказывать, а не слушать.
Нож-кладенец ей ковали гномы, чудо-трубу – неизвестный финн.
Клок самобранки в кармане спрятан (жаль, но снабжает одними суши).
Служат ей волк перманентно серый, мышь нелетучая и дельфин.

Каждый, узнавший её, запомнил накрепко Евочкины повадки,
Родинку слева на пояснице, тысячелетнюю грусть в глазах.
С нею в раю нестерпимо больно, с нею в аду обалденно сладко.
Девочка Евочка приголубит, а через миг уже пнёт под зад.

Дурочка, золушка, побирушка. К богу приткнётся с любого бока.
Ну, и куда нам такую, тятя? Хоть ты обратно её рожай.
Девочка Евочка курит небо и запивает железным соком.
Только не та уже атмосфера, да и железо поела ржа.



Хороший современный портрет современного человека. Этюд удался. Правда, про клок самобранки, который снабжает сушами девочку-Евочку – явный перебор. Судя по картинке (дурочка, золушка, побирушка) – девочка не из тех девочек, которые кормятся сами.

 

4 место

Транзит
Антон Прозоров
http://www.stihi.ru/rec.html?2011/05/28/2227

только подумать: кажется, добрались,
вот оно — лето, вот он — ночлег страховочный,
а к лобовому вдруг прилипает лист,
словно талон парковочный.

двинуться дальше, в сумерках утопать,
помнить, что лето в этом году — последнее,
и за баранкой медленно засыпать…
осень стоит нелётная и нелетняя.

 осень писать — бумагу зазря марать.
лучше, чем было сказано, не получится:
жизнь понемногу учится умирать,
смерть ничему не учится.

 

Про ценные свойства стиха этого автора я уже говорила выше. Здесь добавлю, что ко всем ценным качествам прибавляется еще и какое-то химическое знание слов. Можно натащить кучу дров, поджечь, а взрыва не будет. А можно – соединить две молекулы веществ – и эффект превзойдет все дрова мира. “А к лобовому вдруг прилипает лист – будто талон страховочный”. Это о том.

Деготь – в концовке. Мне она не понравилась. Во-первых, повеяло Пермяковым. Во-вторых – ощущением не реакции а фокуса. Я не поняла, почему смерть ничему не учится. Возникло ощущение трюка.

 

5 место

Город
Михаил Свищёв
http://stihi.ru/2011/01/27/4073

Между переулками чьих-то отчеств
промелькнёт усталое чьё-то платье.
Если здесь и любится — то на ощупь,
если здесь и пишется — то в кровати.

И почти не спишь, а особо ночью,
глядя, как часы отмеряют сутки.
Если что и хочется — то не очень,
улицы бесполы, как проститутки.

Что ни особняк — то предмет искусства,
что ни мостовая — пример гражданства.
Под фонарным нимбом светло и пусто,
будто кто ушёл, не сумев дождаться.

Да и сам не ждёшь ни суда, ни зверя,
и не то что лень, просто нет причины.
И уже с трудом напрягаешь зренье,
отличая женщину от мужчины.
 

Михаил Свищев снова эффектен и виртуозен (см. выше). Практически Магритт в поэзии. Я имею в виду его прием игры на контрастах и фишку в сочетании несочетаемого. Но – что мне не понравилось в этом стихотоврении. Показалось, что это – поэтический реслинг. Стихотворение написано не по промыслу, а по замыслу. Хочется битвы с барсом, битвы человека и материи. И пусть человек – не супермен и не виртуоз пера, но его честная победа мне дороже реслинга.

 

6 место

про молоко
Олинка
http://www.stihi.ru/2011/06/09/6978

раскатились, прыгая, горошины –
прыснули из лопнувших стручков.
небо пахнет лугом свежескошенным,
полным сенокосцев-паучков.
дикий вьюн садовую левкоицу
увлекает нежно за амбар…
где-то наверху мычат и доятся –
до земли стоит молочный пар.

жестяными бренькая бидонами,
на базар торопится изок:
велика повозка пароконная,
а напарник выбран на глазок.
от сверчка – несолоное варево,
здесь потребен жеребец иной, -
только и умеет, что наяривать
на своей сопелке травяной.

знать, судьба, пускаясь за стрекозами,
колесом задеть о солнцеврат –
неприметен колышек берёзовый,
вбитый на дороге аккурат:
распахнутся западёнки с грохотом,
убежит на волю молоко,
по мышиным зарослям гороховым
шелестя ромашковым брюшком,
просочится в земляную форточку,
умостится в мазанке горшка –
и лизнёт внимательную мордочку
мяконького дивного зверька.

Совершенно “дивный” и неожиданный финал. Самое прекрасное – удивленный и радостный взгляд автора. Атмосфера детства, когда видишь все впервые – выдержана от и до. Автор хорошо сработал на остраннении, сумев перевоплотиться в каждую былинку своего стихотворения и даже в молоко, постигающее мир, словно толстовская девочка Малаша – совет в Филях.

 

7 место

Масленка
Олинка
 http://www.stihi.ru/2011/03/09/7697

Скорлупу стеклянную чернилен,
пеленальный облачный платок
одолев, младенец-чёрный филин,
навострил молочный коготок –
у земли ютится город мыший,
мается под сырным колпаком:
в камышинки трубчатые дышит,
ходит, замирая, босиком…
Только бы не вздумал звуки кто-то
обронить бубенчиками вниз:
бродит время, трогая ворота
кончиками стрельчатых вибрисс,
мягкой лапой пробует засовы,
тянет носом, чуя за стеной
сладкий дух творожников медовых
и тепло картошки разварной.
Ходят мыши крадучись дозором,
но не поднимая головы,
а в зените реет то ли ворон,
то ли кот с повадками совы.
Сырный город, масляные двери
с хвостиком верёвочным звонка…
Но растут серебряные перья,
окружая лунку коготка.

 

Мысли те же, что и в стихотворении выше. Автор – мастер создавать совершенно дивную и индивидуальную атмосферу. Даже если не понимаешь, о чем стихотворение, его структура усыпляет мозг, обволакивает чем-то уютным, старым и хорошим.

И даже перебор кошачьей темы хочется забыть и простить.

 

8 место

 Над травой
Собачья Роза
http://stihi.ru/2010/11/10/4995


Я просто шла домой – невысоко
внизу сверчало поле овсяное,
в бидоне пело птичье молоко
свежайшего вечернего надоя,
по кровлям разбегались огоньки,
потрескивая крыльями, взлетали
над руслом погасающей реки –
и пропадали где-то в чернотале.

Из монастырских кованых ворот,
в потёмках спотыкаясь об ухабы,
тянулся по дороге крестный ход:
всё больше чернецы, калеки, бабы.
Блаженный щёлкал лыковым бичом
и «цоб-цобе» покрикивал идущим,
не то просящим яростно о чём,
не то кого-то жалобно клянущим…

…Они меня не мучили почти.
До срока затворили в дальней келье,
ржаные просолённые ломти
оставив у соломенной постели.
Придя по следу, ветер ставни рвал,
царапал камень, отгрызал побелку,
котовьим басом в трубах завывал
и жалился бузиновой свирелкой.

Зачем, не зная сами, поутру
на перекрёстке разложив кострище,
они пришли смотреть, как я умру,
во все свои голодные глазища –
как задымится свежая смола,
заговорят еловые побеги,
и косточки поверженного зла
по хатам разнесут на обереги.

Юродивый в огонь подбросил плеть
и загорланил: «гори-гори ясно»…
Какая грусть - для вас дотла сгореть
и знать, что вы по-прежнему несчастны,
и уходить, уже не над травой –
над соснами, берёзами, дубами,
в обнимку с ветром, лёгкой и живой,
овсяный колосок зажав зубами.


 
Сильный, самостоятельный автор. Но – не понравиись мелкие неточности вроде разложенного кострища и таких женских пассажей вроде: “Какая грусть – для вас дотла сгореть”. Мне кажется, автору такой силы можно избавиться от красивостей.



9 место

Кому не хватило моря
Гаэтан
http://www.stihi.ru/2010/08/26/6690

Так бывает: в пасмурное утро
выйдя без плаща и без галош,
ты в шагах запутаешься, будто
город на верёвочке ведёшь -
от земли на детскую ладошку,
над подсохшей корочкой травы
бродят черепаховые  кошки
и меланхолические львы.

За тобой с насиженного места
снимутся, теряя паспорта,
подворотни, улицы, подъезды:
вроде есть табличка — да не та.
Видишь дом, знакомый будто с виду,
а вглядишься — всё-таки иной:
кроткая лицом кариатида
оказалась с мавочьей спиной.

Жаль, не всем досталось жить у моря
при раздаче здешних адресов:
словно в коммунальном коридоре
комнату закрыли на засов,
а за дверью — не бывает лучше,
если не смущает вид на дно.
Прочим сухопутным невезучим
небо в утешение дано -

 там свои затишья и цунами,
и рельеф прибрежной полосы...
Встали где-то между временами
памяти песочные часы -
просто зарастили перемычку,
застрочили оба рукава
в день, когда чадила шведской спичкой
тихая пустынная Москва.

Город семенит на пыльных лапках,
по тропинкам высохших ручьёв,
на зиму под черепичной шапкой
пряча шоколадных воробьёв.
"Где твой дом и дерево и дети?",
спросит кто-то, живший по уму, -
и стоишь, не зная, что ответить,
на крыльце, невидимом ему.

 

Хорошее стихотворение на тему “ и все бегут-бегут-бегут”. Все вышенаписанное – уже при авторе. Но именно в этом стихотворении мне помешали банальности вроде:

Жаль, не всем досталось жить у моря
при раздаче здешних адресов:
словно в коммунальном коридоре
комнату закрыли на засов,
а за дверью — не бывает лучше,
если не смущает вид на дно.
Прочим сухопутным невезучим
небо в утешение дано -

 

автору, сильному своим метафорическим письмом незачем сбиваться на объяснение того, что написал. Пусть даже – объяснять в стихотворной форме. Снова в стихотворении не обошлось без кошек (а не много ли?)

И еще – не поняла логику пассажа:

ты в шагах запутаешься, будто
город на верёвочке ведёшь.

 
 

10 место

Щастье
Гаэтан
http://www.stihi.ru/2010/03/05/6760

Последний снег. На бис. На посошок.
Уже не зёрна – шелуха да сечка,
Хоть наизнанку вывернут мешок –
Ни Богу кочерга, ни чёрту свечка.
А мне бы зиму удержать за хвост,
Поднатореть в искусстве джигитовки,
Да жаль, сейчас котам – Великий пост,
Уж больно хороша была, плутовка…

За пару-тройку снегопадных глав,
Синичий стих и драму ледохода
Её стальной кулак и мерзкий нрав
Я был готов терпеть ещё полгода.
Не разобрать, худа или стройна,
Не вспомнить, в пелерине или в шали, -
Она была такой, как ни одна
Из тех, что до неё со мной бывали.

Пока она, забравшись в облака
По маленькое круглое колено,
Вытряхивает мусор из мешка,
Я повторяю тихо: «Незабвенна…».
Конечно, украдут, конечно, не…
Но шариковой ручкой на запястье
Останется начертанное мне
Её рукой корявенькое: «Щастье».
 

Стихотворение хорошо финалом и нехорошо началом, которое выполнено в стиле селевого потока:

А мне бы зиму удержать за хвост,
Поднатореть в искусстве джигитовки,
Да жаль, сейчас котам – Великий пост,
Уж больно хороша была, плутовка…

 

Смешались в кучу джигитовки, хвосты, коты, кони, люди, высоцкие, бродские и бобры.

И еще – одноногая девочка-зима:

Пока она, забравшись в облака
По маленькое круглое колено,

 

11 место

Полковник всем пишет
Майк Зиновкин
 http://stihi.ru/2011/04/06/8240

Полковник всем пишет (денщик постоянно сжигает конверты в голодной печи)
И прямо с утра напивается пьяный, насилует память, угрюмо молчит,
Стреляет с двух рук по портретам на стенах, швыряет валетов и дам на сукно.
Бессмысленно стало допрашивать пленных, но вешать их тоже достало давно.

Полковнику хочется яростных схваток, мечтается с боем входить в города,
Но туч предзакатных кровавая вата стирает желанья его без следа.
На этом забытом войной полустанке, в глуши среднерусской унылой весны
Душа офицера проходит огранку – полковника мучают странные сны.

А в них петербургская копия неба в подпалинах звонниц и оспинах птиц,
На узкие улицы, словно с разбега, подтаявшим снегом упавшая ниц,
И тот же полковник, но в штатском и трезвый, бросает в Фонтанку осколки зеркал.
Но, вспорота солнца десятками лезвий, безумно хохочет больная река.

Поэтому тянутся руки к лафиту, едва спозаранку откроет глаза.
Полковник глядит исподлобья сердито на тонкой лучины случайный квазар
И думает. И не решается снова бойцам лаконично скомандовать «Арш!» –
Туда, где пока не отдали швартовы отёчные самки спасительных барж.

 

Весьма неплохому стихотворению, на мой взгляд, не хватило простоты. Отличная задумка и образ: “петербургская копия неба”. Весьма непривлекательны – напыщенности, созданные клишированными словосочетаниями. Сто пицот раз приходилось читать про десятки лезвий, осколки зеркал, безумный хохот и яростные схватки.

Ну и я уже не говорю про чрезмерно напыщенный выкрутас про “отечных самок спасительных барж”.

 

12 место

жить и ждать
Леонит Терех
http://stihi.ru/2009/07/08/3549

Я просыпаюсь ночью и смеюсь
Над тем, что жив и не жалею помнить,
Как был недолговечен наш союз –
Всего две жизни, да и то не полных,
От сломанной лопаты черенок –
И бросить жаль, и приспособить – мало.
Я, грешным делом, поступал, как мог
Ты, худо-бедно, что-то понимала,
Но, практикуя бегство в миражи
И тем дыша, не доверяла чувству,
Что я такой, каким слепила жизнь,
Но не шедевр гончарного искусства,
Не конкурент досужим миражам, –
Окурок света в антураже ночи, –
Но почему-то мне себя не жаль,
Да и тебя, мне кажется, не очень.

Ты где-то спишь, одна и нагишом,
Я что-то пью на гостевом диване, 
И нам не будет порознь хорошо
Без животворной боли расставаний,
Когда не душит по утрам нужда,
Как дикарям молиться Богу Солнца,
И остаётся просто жить и ждать
Кто первый в этой праздности загнётся.

 
Оно, мне показалось, содержит самую суть стихотворения, а все остальное – объяснения.



13 место

катится-катится...
Entony Bear
http://stihi.ru/2003/05/04-990

Есть что покушать и во что одеться,
И даже сделать нычку на билет
На пресловутый вертолёт из детства,
Курсирующий рейсом в Диснейлэнд…
…Но как охота поступить иначе:
С лохматой пачкой старых трояков
Махнуть назад -  в Никольское, на дачу,
Надев в дорогу синие трико
И кеды с узловатыми шнурками,
И непременно закидать в рюкзак
Бодяжной «Русской» два ноль–пять и шкалик,
Да пару литров пива – за глаза.
Чтобы потом в подрамнике  окошка,
Уже нетрезвым, светлым и босым,
Кидая во взъерошенную кошку
Огрызками одесской колбасы,
Всего лишь дать на пару суток фору
Обрящущему память за труды
Не дозвониться мне по телефону
И, не сказав обычной ерунды,
Случайно сковырнуть в сугубо личном
Виденье, как минувшему вдогон
Прицепленный к московской электричке
Развозит пьяных голубой вагон…
 

Хорошее стихотворение. Пусть на привычную тему, но с отличным антуражем. Особенно понравился пассаж: кидая во взъерошенную кошку огрызками одесской колбасы – как точно подмечена деталь, язык не повернется сказать, что придуманная.

 

14 место

Два билета на Бетельгейзе
Майк Зиновкин
http://www.stihi.ru/2011/04/19/1833

В день, когда меня перестанут узнавать зеркала и рюмки,
Отворачиваясь брезгливо, опрокидываясь не в рот,
Я достану из-под дивана – из потрёпанной жизнью сумки –
Два билета на Бетельгейзе и игрушечный луноход.

Ты мечтала поехать в Сызрань или, может быть, на Мальорку…
Уговаривать бесполезно. Гладко выбрит, шершаво хмур,
Соберу в полчаса манатки, словно знал, что меня вдруг торкнет.
И отправлюсь на остановку – ждать маршрутку на Байконур.

Ближе к вечеру, весь промокший, я вернусь под родные окна.
Ты сломаешься – молча впустишь, разогреешь вчерашний суп.
Но игрушечный луноход мой будет тут же в сердцах растоптан,
И ромашки с ближайшей клумбы положения не спасут.

И придётся до самой смерти мне ночами грустить на небо
Без возможности окунуться в атмосферы чужих планет.
Я летал уже дважды раньше: к Фомальгауту и Денебу,
Так что больше – ты точно знаешь – луноходов в запасе нет.
 

Еще одно стихотворение на ту же тему, что и номер 13, но чуть иное решение. На мой взгляд, слишком упрощен финал и из-за этого стихотворение выглядит менее гармоничным, чем сосед сверху.

 

15 место

Тигричество и все-все-все
Собачья Роза
http://www.stihi.ru/2011/05/21/6029

Цветущих яблонь лепестричество
обоневая ввечеру,
моё знакомое тигричество
ступает чинно по двору,
и, осознав, что аллегории
непозволительно просты,
его высоколабрадорие
влечёт тигричество в кусты,
а там, в черёмуховых приисках,
сидит задумчиво весьма,
откушав эскалоп по-киевски,
её йоркширие сама,
и, в экстатическом афелии
таская слюни решетом,
виляет коккерспаниелие
набигудюженным хвостом,
и, отвергая домогательства
барбосий всяческих мастей,
её серчает добермательство,
оскалив перлы челюстей,
на это пёсье разнотравие
взирает с высоты хребта
его ирландсковолкодавие,
поскольку просто борзота.
и, зря величие воочию,
прияв сивиллины труды,
над ними реет белобочие
и костерит на все лады.
Так, сверив качество с количеством,
сыграв в а-ну-ка-отними,
вершит обратный путь тигричество
и полосатеет вельми.
 

Принято говорить, что проявление женского в стихотворении – это плохо и посему надо скрывать. Автор пошел другим путем. Не только не скрывает женского, но, наоборот, усиливет его всеми возможными способами, в том числе – женским сюсюкательным новоязом. И хорошо! Особенно хорошо – что в составе этого стихотворения есть ирония над собой.

 

16 место

Я помню имена твоих колец...
Гаэтан
http://stihi.ru/2006/06/19-1845

Я помню имена твоих колец,
Латинский титул уличной сирени,
Чердачный заколдованный дворец,
Фарфоровые чашечки-колени,

Твою ладонь с прожилками судьбы
И веточки - сквозь кожу - на запястье
(Так вспоминают беглые рабы
Галеру незаслуженного счастья).

Я, как ребёнок, сотни мелочей
Припрятал в закоулках паутинных
Ночного сада памяти своей -
И не могу собрать из них картину.

Калейдоскоп судьба изобрела:
Осколки дней в картонных трубках комнат.
Как больно помнить всё, чем ты была,
Тобой что было.
А Тебя - не помнить.

 

Немножко напомнило Земфиру: я помню все твои трещинки, ооооо, твои-мои-твои песенки. Эгеге.

В этом стихотворении женское выпирает и, на мой взгляд, пригрыват. Все-таки проигрывает. И от этого – стихотворение не ложится на душу (мне). И все в нем вызывает протест. И даже, казалось бы, удачные сравнения вроде галеры незаслуженного счастья – кажутся слишком вычурными и тяжеловесными. А “осколки дней в картонных трубках комнат” – нарочитым и неправдивым. Трубка комнат – это больше про Диогена, нежели про современные жилплощади.

 

17 место

Никомуненужность
Майк Зиновкин
http://stihi.ru/2011/06/06/5685

Расплетаются судьбы-косы. Разрубаются дней узлы.
На ладони – снежинок россыпь. Чай, тепло не бывает злым?
На губах то ли память пеплом, то ли порох чужих побед.
Отражение мира блекло, точно этого мира нет –
Правды ржавая арматура в сером крошеве мелкой лжи.
Ветер на ухо шепчет суры, глазу чудятся миражи.
Сам себе необъятный космос, человек человеку – Брут:
Все ответы на все вопросы умещаются в кобуру.
Тьма съедает на ужин душу. Упирается в стену путь.
Коль сперва научился рушить, то про «строить» уже забудь.
Вновь луну, будто смайлик жёлтый, ночь запостила небу в блог.
Там, где ангелом – Джон Траволта, разве нужен ещё и бог?
Перекрестия – не распятья. Перекрёстки – не алтари.
У надежды пятно на платье цвета кетчупа и зари.
Раскрывает объятья бездна, взбаламутив забвенья взвесь.
Баю-бай, умирай, болезный. По тебе не заплачут здесь.


 

Мало кому удавались стихотворения, главной мыслью которых было: “Все равно мы все умрем”, “все равно мы все ровны”, “Я умру и по мне даже не заплачут”.
Все это – данность серого бытия и слишком жирно расходовать поэзию, чтобы еще раз сообщить людям о том, какие они гады, и какой вы прекрасный.
Ну так сделайте что-то, чтобы заплакали. Хотя бы крикните: еще меня любите за то, что я умру.

 К технике претензий тоже навалом. “Чай-тепло не бывает злым, - пишете вы. Хочется возразить: а водка-холод бывает?
Чай не Гельмута Коля имел в виду автор, когда написал: Коль вчера научился рушить.
Весьма не новы пассажи про судьбы-косы, пепел на губах и тд и тп.

 

18 место

Светомузыка
Михаил Свищёв
http://stihi.ru/2011/05/05/4285

Ты играй-ворожи —
вальс-бостон, «Сказки Венского леса» ли,
довоенная жизнь,
словно старенький снимок рентгеновский,
попадет под иглу
патефона, что ласковой сволочью,
как ногтем по стеклу,
заскребет по слепым да осколочным.

Там на майский парад
выстилая балконы перинами,
заведут аппарат,
что из Праги везли, из Берлина ли,
и за тысячу верст
в дерматиновой пасти раззявленной
нарисованный пес
обернется на «Голос хозяина».

Там дистрофик-весна
отражается в сереньких лужицах,
и иголка-блесна
засверкает, залает, закружится
по провалам глазниц,
в медсанбате руками заляпанным,
и по тем, что срослись,
и по тем, что под корень оттяпаны.

Там плывут по ручьям
треугольники в школьную клеточку, —
там медали бренчат
и топорщатся желтые ленточки
на пустых рукавах,
словно бирки без имени-отчества.
Там в пластинке слова —
потому что по кругу — не кончатся.

И взорвется мотив,
дребезжа запотевшими кружками,
там мальчишка, забыв
про отцовский ТТ под подушкою,
от обновки слепой,
примеряет сандалики узкие.
Там вчерашняя боль
превращается в легкую музыку.

Там идут на убой,
не меняя рубаху нательную,
чтоб вернуться домой —
патефонной трубой, светотенью ли, —
чтоб нашарить ключи
там, где спрятал… А значит, и к лучшему,
что нельзя залечить.
Можно только по новой прослушивать.

 

Это стихотворение меня расстроило, ибо по качеству исполнения оно не свойственно Михаилу Свищеву. И выбор темы не оправдан исполнением. Есть вещи, которые лучше не брать, а если брать, то не просто так, а по большому основанию. Которого здесь нет.

 

19 место

Осторожно, злая хххххх
Светлана Ширанкова
http://stihi.ru/2011/06/08/156

Да и к чёрту чужую нежность, чумную жалость,
Оголтелую жажду, жасминовый летний снег –
Это финиш, девочка. Выдохни: добежала.
А теперь – на старт, начинаем второй забег.

По загривку – дрожь, неизвестность хохочет в спину.
Настигают, слышишь? Быстрее, ещё быстрей!
Позади асфальт закипает и воздух стынет,
Осаждённый город плавится на костре,

Из багровой тьмы выбираются смерть и голод.
Как бледны их кони, как вычурны удила!
Но страшнее всех та, что следом спешит на волю.
Да беги же!!! Впрочем, поздно. Она пришла.

Всё равно догонит, обрушится смрадной тушей,
Подомнёт, раздавит, сломает тебе хребет.
Да, любовь. Увы, такая. Бывает хуже.
Я прошу, поверь – бывает намного хуже…

Нет, прости, нельзя показывать на себе.

 

Претензий достаточно. Хотя бы – исполнение. Рифмы “голод-волю” - не рифмы и даже не ассонансы. В процессе чтения стихотворения ловишь себя на мысли, что вместо авторских рифм начинаешь придумывать свои собственные. Рифмой к глаголу “хребет”, тапример, хочется поставить не “Себе”, а “тибет”; а вместо глагола “пришла”, который автор почему-то рифмует с “удила” - хочется прочитать “родила”. И, как сказал бы одна уважаемая критик, от этого возникают ненужные смехоточки, которые портят стиху весь его пафос.

 

20 место

О Снежных Королевах
Смарагда Вторая
http://stihi.ru/2009/04/24/6134

Небо разлетается на искры, словно одуванчик ледяной,
Чей-то взгляд, отрывистый и быстрый, чувствую затылком и спиной.
Чёрный парус ноги обвивает, ветер пробирается сквозь грудь.
Что-то вслед бормочет мостовая, а о чём – немедленно забудь.

В Третьем Риме – длинные дороги: скачут по земле, и под, и над
Тонкие подкованные ноги запредельных бледных кавалькад –
По аллеям сада, где тюльпаны спят в апреле беспокойным сном
И разбитым голосом стеклянным золото считает в башне гном.

Белыми прикрыты пеленами, водные не видят зеркала,
Что весна за поворотом – знамя достаёт из серого чехла,
Что храпят невидимые кони, чуя неизбежный свой исход
И трещит под тяжестью ладони прежде пешеходным бывший лёд.

Но сегодня – царствие иное, светятся венечные зубцы
Умиротворяющим покоем, уводящим небо под уздцы,
И, когда сверну в одну из веток-переулков, кто-то на углу
Мне пошлёт под сердце напоследок белую калёную стрелу –

Будто одуванчиково семя прорастёт, заполнив трубки жил,
Потеряв себя, я стану всеми, кто во мне поодиночке жил.
Наступают снежные заряды, зная, что они обречены.
Обернусь лицом навстречу взгляду – и узнаю в нём глаза весны.


Потрясающая первая строчка: Небо разлетается на искры, словно одуванчик ледяной.
Показалось, что разлетелось на предложения, словно одуванчик ледяной, все стихотворение.

 

21 место

наоборот
Леонит Терех
http://stihi.ru/2004/02/01-654

Никому не на потребу
Мы хватаемся за гуж
Перевёрнутого неба
В зеркалах осенних луж
И, крамольные сажени
Прошлых связей теребя,
Ловим брызги отражений
В вечном - крохотных себя.
Чёрный ил в холодной турке -
Мёртвой лавы кругляшок,
Ночь разметив на окурки
И походы на горшок,
За закрытыми дверями
По кофейному пятну
Мы себя соизмеряем
С отражением в быту,
Чтобы, впрок буханку хлеба
Покрошив в бездонный рот
Опрокинутого неба,
Где-то быть наоборот…


 Долго искала гуж у перевернутого неба. Не нашла и огорчилась. Наверное, я не то искала.

 

22 место

дурочки
Леонит Терех
http://stihi.ru/2005/06/09-1192

Дети субтильной наружности
От вожделенья и ужаса
С глазками – влажными вишнями,
Души терзая возвышенным,
Плоть изнуряя витанием
В томной озвучке цветаевой
Голосом страждущей нищенки,
И прижигая, как прыщики,
Страсти бумажные строчками
О нелюбви. Да и прочими
Глупостями извечными
Лепят из времени женщину
Небытия…

Как бы необидно и поласковей
Ограничить доступ в ближний круг
Дурочкам с кичливыми гримасками
Постоянных творческих потуг,
Вечно шевелящих тазо-бёдрами
В зрелых поэтических прыщах,
Как бы так надёжно и по-доброму
Приспособить дурочек к борщам?
Повернуть их макияжем к вечному
От греха, где в макраме обид
Пыжатся над умными словечками
Вылупляя глазья из орбит
Дабы прислонить себя к великому
Кухней словоблудья овладев
Дурочки с матрёшечными ликами
Не пришей рукав к сковороде …

 

Интересна задумка стихотворения: эдакие поучения Владимира Мономаха детям. Но поучения выполнены в скучном жанре и, как от любых поучений, хочется бежать вперед штанов.

Но, убегая, не могла не впечатлиться кодой стихотворения:

Дурочки с матрешечными ликами
Не пришей рукав к сковороде

 

К сожалению, знаки препинания не расставлены. Остатся только догадываться о том, что хотел сказать автор.
Предостережение дурочкам, чтобы они не перепутали и не пришили кухонную утварь к одежде?
Или характеристика дурочек по типу: не пришей кобыле хвост.
В любом случае, круто. Подумала, как можно пришить рукав к сковороде. Наверно, нитки Челябинска настолько суровы, что ими и такое можно.

 


23 место

про белого бычка
Леонит Терех
http://www.stihi.ru/2009/07/21/3996

Кто-то хмурый, потому что холост,
Кто и рад бы, да уже никак,
Потому что губит бездуховность,
А не в переносном смысле – брак.
С вредными пристрастиями иже
Из нормальных делает скотин
Недочтенье в детстве разных книжек
С недосмотром правильных картин.
Перманентно пребывая в жопе,
То супругу костеришь за тем,
А всего-то недослушал опер
Или недонюхал хризантем.
То друзьям перемываешь кости,
Что взаймы не больше попросил,
А причина скрыта в незнакомстве
С деревянным зодчеством Руси.
То без бабы холостому скучно,
То с похмелья одолеет грусть,
А на самом деле потому что
Про бычка не знаешь наизусть.

А бычок идёт себе, качаясь,
По дощечке, только что не вскачь,
И безлапых где-то привечают,
И никак не тонет в речке мяч.
И от старых отступает хворость
И от сирых нищета бежит,
Потому что губит бездуховность,
А не в переносном смысле – жизнь.

 

Очень советское стихотворение. По духу и исполнению. С моралью, пафосом и стремлением научить несведующих нас уму-разуму. Как стилизация – отлично.

 

24 место

наше с ним
Леонит Терех
http://stihi.ru/2003/10/02-1317

Из сказки, памятью початой
С ладошки детской под щекой,
Так и не выросли волчата
В голодных, правильных щенков
Со злыми, дерзкими клыками…
…им в сонной патоке минут
Сопеть, наевшись колобками,
В подушку внуку моему.
И светоросписью потешной
Измазав стену над горшком,
Птенцам скрести по царской плеши
Золотозубым гребешком,
И ни один из них не клюнет,
По службе будучи несмел…
…а внук уже пускает слюни
И улыбается во сне
Под причитанья тихим басом
И шорох стружки о паркет
Кудлатой тени Карабаса
С рубанком в мстительной руке…
…живёт же в маленьком тщедушье
Сердечко большее стократ
И тоже любит на ночь слушать
Про невозможное с утра…

 

Это стихотворение очень сложно для понимания:

Из сказки, памятью початой
С ладошки детской под щекой...

Диковинный синтаксис не позволяет понять простому человеку смысла написанного.

 

25 место

не по любви...
Леонит Терех
http://stihi.ru/2006/08/28-983

Певцы свобод, закованных в овал
Над плешью самозваного пророка,
Простят ли мне, что я в него плевал
Из ручки промокашкой на уроках.
Сожитель Муз, восторженно-раним,
Простит ли мне, озвучившему сдуру,
Что я слюны и той не проронил
На простынь мировой литературы.

Простят ли в меркантильной суете
Соратницы исканий поэтапных,
Что я не взялся воспитать детей,
Которым по идее мог быть папой,
Залысинами лобными блестя.
Опричницы греха в цивильном виде -
Уж эти-то мне точно не простят,
Что я им показался безобиден.

Уместен всем, как на поминках шут
С воздушными шарами над плюмажем,
Ведь я и сам прощенья не прошу
У этих колоритных персонажей
За то, что анекдоты несвежи
И макияж на роже неопрятен,
За то, что если здесь и можно жить -
Не по любви, а чисто по понятьям.


 

Все комментарии можно прочесть выше.

 

 


Рецензии
Думаю, отличная подборка)))) Спасибо вам за великолепную работу)

Екатерина-Микаэлла Завьялова   20.08.2013 22:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина

Редакция Журнала Окна   21.08.2013 03:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.