Ирина Васильева. Обзор конкурсных произведений

Дорогие друзья!
Первая новая линия прочерчена. И вот, в очередной раз просматривая лонг-лист нашего конкурса, я с удовольствием констатирую тот факт, что конкурс "Белого мамонта" развивается, и у него есть будущее.
 Я не эксперт, не критик и не аналитик. У меня нет полномочий давать самодостаточным
авторам советы, как им следует писать. Но хочется сказать несколько слов о каждом стихотворении лонга - чем понравилось, чем запомнилось.


1. Николай Гончаров, Ярославль. "На бардовском концерте"http://www.stihi.ru/2012/03/12/7778
Стихотворение, привлекательное своей энергетикой - как будто прикасаешься к тёплому дереву. Особенно удачными мне кажутся первое и четвёртое четверостишья, а вот строчка
"Есть надежда на спасенье, хоть давно страна больна." звучит диссонансом. Больная страна словно врывается туда, где собрались прежде всего люди, а не граждане, где душа возвышается и очищается - будь то Дом, Храм или Камерный зал. Словно сквозняком потянуло, скрипка оборвалась.

2. Стар Ков (Старков Сергей), г. Чусовой, Пермский край. "Жара" http://www.stihi.ru/2008/07/27/764
Стихотворение, которое ощущается на физическом уровне. По нему идёшь, как по горячему песку, его принимаешь своими бледными плечами, как первое майское солнце; оно чувствительно, как укус слепня, и так же долго не заживает.
Из очень простых, но поразительных эпитетов:"одноглазое небо".Ведь на самом деле - одноглазое же! А вот не замечала раньше...

3. Ника Невыразимова, Москва. Орлёнок http://stihi.ru/2012/03/16/5988
Есть такие картинки, не знаю, как они правильно называются, смысл которых в том,
что сначала видишь просто узор из повторяющихся фрагментов, но стоит только сделать взор расслабленным и отрешённым, проступает объёмная фигура, и уж потом моргай как хочешь, а фигура всегда с тобой - как тот, со значка, который приколот к тебе (а может, наоборот, ты приколот к значку?)
Что я вижу сквозь время? "Орлёнок" - двухколёсный, и первый после "Артека" лагерь для
отличных пионеров, я слышу песню, которую выводит чистым голосом солист БДХ. А ещё: друзья не вКонтакте, а во дворе, недельное ожидание "В гостях у сказки", сосиски не фаст-фуд, а деликатес и вполне можно жить без компьютера. Я вижу это ясно и объёмно, потому что я тоже из тех, из посвящённых.
Очень понравилась рифма по-братски-октябрятский.

4. Маргарита Шмерлинг. Соликамск. Как натоптали мужики... http://www.stihi.ru/2011/11/19/9913
Как часто в жизни мы проходим мимо подлинников, прельщаясь чем-то более броским,
модным, престижным; мы часто берём то, что сделано для продажи, а не для людей.
Это стихотворение, конечно, подлинник. Читая его, вспоминала амулеты-обереги, простые и дорогие не деньгами, а ещё - прочитанный очень давно и навсегда врезавшийся в память рассказ из нескольких строк, автор которого - житель Крайнего Севера:

Когда случилась революция, пришёл в чум к человеку некто и сказал:"Я забираю твоих оленей". И ушёл. И увёл стадо. А человек выкурил трубку, потом достал ружьё и застрелился.

Нет ничего подлинней и страшней настоящего горя.

5. Клавдия Смирягина-Дмитриева, Санкт-Петербург. Перевал http://stihi.ru/2011/12/01/3122
Древние говорили:"Всех ожидает одна ночь". Но я бы добавила: закат у всех разный. Может быть и таким - домашним, уютным, как продолжение отдыха после тяжёлого дня. Словно что-то умирает в тех вещах, которые остаются после нас, и вот уже уходят вслед за бабушкой вазочки, салфетки, кенар и столетник. Всё обыкновенно (и даже буднично), я и раньше знала, что никто не минует. А сердце щемит.

6. Надя Яга (Надежда Ягова), Москва. Гадание. Сцена из ненаписанной пьесы http://www.stihi.ru/2008/04/24/986
Финал пьесы не предскажет никто.
Очень понравился образ судьбы-дерева. Сломается ли под тобой сухая ветка или сорвёшь желанный плод - сам человек выбирает или ведёт его кто-то? И что увидишь, если удастся добраться до вершины?
Вряд ли знает и гадалка.

7. Наталия Казарян, г. Таганрог. "Однажды в сентябре" http://www.stihi.ru/2010/11/19/6880
Запоминающееся стихотворение. Лирический герой - новорождённый младенец, нечасто такое встретишь. Добавляет стихотворению индивидуальности и тон новорождённого по отношению к миру взрослых - иронично-снисходительный.
Видимо, другого пока не заслуживаем. Они любят, а мы только ждём и требуем.

8. Юрий Семецкий, Москва. Когда я вышел http://www.stihi.ru/2012/06/05/2260
Ходим вот так, живём. а нас никто не видит. Любим, болеем, стараемся - в упор никто не видит. А потом переплываем в лодочке на тот берег, говорим: "Я пришёл!", и те, кто остался без нас, мучительно пытаются вспомнить наше лицо.

9. Юлия Близнецова, Екатеринбург. "Принцессы" http://www.stihi.ru/2012/02/22/5433
И просто и грустно. Возможно, большинство людей боятся не столько смерти, сколько старости. Можно замаскироваться - пудрой, короткой юбкой, лихим декольте. А она всё равно найдёт, рассекретит и подведёт к зеркалу: "Видишь, как нелепо!" Но Вселенной нужны и такие.

10. Регина Мариц. Бухарест. "Я когда-нибудь, наверно..." http://www.stihi.ru/2011/05/04/9064
Язык и стиль, по которым сразу опознаётся автор. Многомерный, вневременной мир,
со страстями и со странностями. Миф о сотворении се6я. Очень питательный звездозём,
точный указатель на пути к чудоделию.

11. Людмила Поклонная, Якутск. Общий наркоз колес http://stihi.ru/2012/06/06/1580
Образность, при которой слово становится иным по своему молекулярному составу (такова, например, точная рифма вода-Вода). Всё стихотворение – гремит по мосту, стучит на рельсовых стыках, звенит ложечками в пустых стаканах, качается на стрелках. В него можно забраться, как на вторую полку, отгадывать кроссворд, есть жареную курочку. А ночью - наркоз, не отдых. Так лечит путешествие.

12. Липа Липовая, г. Томск. Разменяй на гроши http://www.stihi.ru/2011/06/24/6184
Стихотворение, похожее на плод с твёрдой косточкой (например, персик).
Сказочно-мифологическая сердцевина - суть любой женщины: принцесса в железных
башмаках, ведьма, временно утратившая метлу. И мягкая пушистая оболочка: всё
растоптать, потому что надоело, но! Если женщина вот так говорит: "Не зови и не жди!", это значит: зови и жди!

13. Катя Солдатенко. Ростов-на-Дону. Северное http://stihi.ru/2010/10/21/5266
И металл здесь, и боль. "Ахиллесово тело" - потрясающая метафора беззащитности. Страдательные причастия - вечная грамматика человеческих отношений. Сдирать (не стирать!) с губ имя, как пластырь, чтобы герой мог на какое-то время вновь обрести речь. Может быть, для того, чтобы назвать по имени себя?
А вот в первом четверостишии, на мой вкус, специй чересчур.

14. Анна Корнет. Тверь. Жестокий романс... Попытка променада... http://www.stihi.ru/2012/04/10/7301
Со вкусом сделанный текст. И умная ирония очень его украшает. Ненавязчиво и очень органично вплетённые в стихотворение отсылки делают его отличным тренажёром для мозга и души.

15. Борис Поляков 2. "Осень" http://stihi.ru/2010/04/27/6470
Пейзаж за спиной Моны Лизы не менее загадочен, чем её улыбка.
Это стихотворение представляется мне таким вот пейзажем, который автор с большой любовью выстроил, как дом для своей любимой. А она вышла на несколько минут звёздами полюбоваться, и дверь открытой оставила. И не вернулась.

16. Ирина Бебнева, Алматы, "А если я - ветер?" http://www.stihi.ru/2008/07/11/3297
Любая женщина по своей природе - язычница. Она выбирает мужчину, как
стихию. Почувствует, что нашла - будет и бризом, и мягким ветром, и огнём в камине. А нет - в щепки разнесёт, потопит. Но покажите ту женщину, которая знает точно, чего же она хочет? Поэтому всё в ней как в природе: без грозы нет радуги.

17. Нина Лёзер, Лейпциг. «Осколки ракушек и нежный песок» http://stihi.ru/2010/06/04/107
Старцы и море. Песок, перетекающий из одной Вечности в другую – рифма к песочным часам из первой строфы. Как в раковине мы слышим голос моря, так в старце - голос времени и мудрость. Нужно только суметь услышать.
"А море зелёное (чай, не река)" - великолепная многослойная строка.

18. Виктор Фишкин. Лунная завойная (номинатор Ларки)  http://stihi.ru/2010/07/02/2340
Раскрывшая горло душа, гуляющая по полной, поразила.
Стильный юмор. Вспомнился глубоко обожаемый мной мультфильм "Жил-был пёс".

19. Галия Непогода, Екатеринбург.  забытые пути http://stihi.ru/2012/04/26/3600
Пространство, в котором находится героиня - заколдовано. Как в хрустальном гробу, спит волшебным сном в доме, где царит вечная осень, где нет времени. А за окном всё идёт своим чередом - годы и люди сменяют друг друга. И вот в какой-то момент весенний скворец разбудит очарованную красавицу своим пением. Она откроет глаза (но не окна), удивится и уснёт опять.
Не так ли спим все мы, пробуждаясь лишь на короткие яркие мгновения, которые называем потом счастьем?
Очень понравилась таинственная строчка "Где тонкие смыслы темны".

20. Александр Момус, г. Новосибирск. "Доктор" http://www.stihi.ru/2011/08/29/5867
Пожалуй, хорей - самый подходящий размер для призыва, обращённого к уставшей от всего женщине. Просто и образно. Прошлогодняя капуста с почерневшей кочерыжкой вместо сердца врезается в память намертво. Очень понравилось вот это:"открывай свою улитку".

21. Светлана Мель, Железногорск, "Дотаивал сугроб" (номинатор Доктор Нэля) http://www.stihi.ru/2012/04/06/1725
Теперь я знаю точно: сугроб - это не куча произвольно нападавшего снега; сугроб - это житель зимы с душой, которая отлетит весной и вернётся на землю с очередным первым
снегом. Не удивительно, что сугроб с примесью города томится, и рад бы побыстрее сбежать.Может, не только люди могут устать от зимы, но и зима от людей?

22. Юлия Симбирская. "Море" (номинатор Доктор Нэля) http://www.stihi.ru/2012/06/04/2653
Гармоничное, как  снежинка. Безупречный ритм: в нём и шум прибоя, и стук взволнованного сердца, и разговор колёс. Обнять море. Кажется, только ребёнок на такое способен.

23. Грановская Ирина. "Быть" http://www.stihi.ru/2012/06/10/2697
Булгаков - да. Но мне, когда читала, вспомнилась ещё одна книга, сильная и страшная,
по имени "Полёт над гнездом кукушки". Изъезженная вертикаль - яркий и мощный образ. Лифт идёт только вверх, больница - нижний этаж для души и тела. И если кому-нибудь
захочется вылечить свою застиранную, несолёную, пахнущую хлоркой и пропитанную болью жизнь, операция может пройти успешно, но может быть другой вариант:"Мы сделали всё от нас зависящее".

24. Oleg.  "Баллада о гангрене без адреса или Тимощенке" (номинатор Юлия Близнецова) http://www.stihi.ru/2009/04/10/3031
В этот текст можно войти с парадного входа, проникнуть с чёрного, влезть
через окно, начать читать с любой строки - и всё равно будешь в теме. Бытовая драма для всех. Привлекает, как любое жизнеописание двоих, которые так и не надели кольца.
Как говорила одна мудрая женщина:"Развод (а я бы добавила: расставание тоже) - как ампутация: человек продолжает жить, но его становится меньше.

25. Роман Лагутин. Мой старый друг разглядывает мир (номинатор Юлия Близнецова)  http://www.stihi.ru/2010/09/21/4493
Всё же хочется верить, что окончательно не прогорит, и ту единственную
встретит, и откроется новая глава, а гады из мешка дружно отдадут свой яд на благо человечества. И, внимательно присмотревшись к миру, старый друг пойдёт
жить дальше.

26. Сергей Берегов. там где растёт снег (номинатор Доктор Нэля) http://www.stihi.ru/2012/04/21/3298
Вот это готовый отличный сценарий для мультфильма. Как можно выразить симпатию к кому-то? Сесть рядом и порыжеть за компанию с морковкой, которую этот кто-то грызёт.

27. Алексей Сальникофф, Санкт-Петербург. Вечный должник http://www.stihi.ru/2012/06/18/9631
Грустное стихотворение, даже безысходное. Может, всё-таки жизнь не в долг даётся,
а безвозмездно? Может, этот мир стоит того, чтобы в него приходить с радостью?
Ведь там щедро напоит молоком та, что всех ближе, - очень милая и очень интимная строчка!

28. Сергей Кудаев "Ты не верь докторам..." (номинатор Юлия Близнецова) http://www.stihi.ru/2009/10/15/5365
Когда читала это стихотворение, мне вспоминалась вот эта маленькая зарисовка,
случайно выловленная в бескрайнем море Интернета:

В торговом центре я случайно подслушал пожилую пару, которая
сидела на лавочке. Мужчина посмотрел на женщину и сказал: "Оля, а ведь мы сделали это. Мы постарели вместе".

Только это и стоит беречь человеку: любовь, детей и сердце. Вроде бы и немного,
а удаётся единицам.


29. Вера Гаевская, Минск. Баба http://stihi.ru/2011/12/18/462
Я думаю, что боли, обид и душевных ссадин у нас, взрослых, было бы гораздо меньше, если бы не стеснялись, не ленились, находили время и лепили зимой снежных баб - отличный способ расслабиться, почувствовать себя творцом и просто порадоваться. А потом крепко спать ночью.

30. Дядя Игорь, Нью Йорк. Победный заплыв http://www.stihi.ru/2011/12/13/9456
Обаятельное стихотворение. Представила ракушку, плывущую классическим стилем,
И так смешно мне стало: рук-то и ног нет у неё, чем грести? И напрасно в песок зарылась. Победители идут дальше. Можно собрать команду и устроить соревнования на Кубок пруда (реки, моря).

31. Авраам Белый. Поумнели http://www.stihi.ru/2011/03/26/1677
Ладное такое стихотворение. Русское. А тихо да мирно жить - не
для нашего это народа. Скушно. Не воевать - так ракету какую новую запустить.
Широк русский человек, а вот закромов набитых до отказа у него долго ещё
не будет.


И в заключении хочу пожелать нашим авторам крепкого здоровья, а также больших творческих успехов. Всем спасибо и - до встречи на "Белом мамонте"!


Рецензии
Ирина, спасибо за обзор, написанный с добрым чувством, с теплом!
Он так отличается от тех, что часто пишут на некоторых других площадках, где авторы обзоров сильно озабочены тем, чтобы, главным образом, показать, насколько им тяжко было читать предъявленное их суду убожество. Я не преувеличиваю.
Тем радостнее было прочитать Ваш обзор.

Маргарита Шмерлинг   24.07.2012 21:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.