Размышления о критериях. Леонид Пивоваров

               
               
               
               
Приветствую всех!

Полемика вокруг Чемпионата становится всё жарче. Вопросы авторов к судьям – все жестче. Тон обращений, комментов и реплик – уже на грани фола.
Постараюсь ответить на некоторые вопросы и попытаюсь хоть чуточку разрядить обстановку. Но для этого вам придётся смириться с моим красноречием и привычкой начинать издалека, дабы не пришлось возвращаться в случае непонимания.
               
                1. Об аналогиях

Я неоднократно слышал, что приводить  аналогии в подтверждение своих аргументов – нехорошо. Но вот почему именно нехорошо, я ни разу вразумительного ответа так и не получил. А особенность моего мировосприятия в том, что я пытаюсь до всего дойти своим умом и, лишь когда вижу, что это невозможно или нереально, лишь тогда решаю, верить ли чужому мнению или же остаться при своем.

Получите в качестве примера аналогию первую.
Я никогда не видел статую Свободы. Увидеть мне её воочию пока представляется маловероятным. Но я сомневаюсь, чтобы сотни миллионов людей выдумали историю с этой статуей, чтобы миллионы фильмов и фоток были подделаны с единственной целью – ввести в заблуждение меня и мне подобных. Поэтому я поверил в её существование, и в моей картине мира статуя Свободы присутствует.

Противоположная история – с НЛО. Я никогда не видел летающие тарелки, а фотографии, якобы подтверждающие их наличие, неотчётливы, маловразумительны и могут отображать что  угодно. В то же время мои версии о том, почему многие люди с пеной у рта (или без оной)  отстаивают (ни в коем случае не доказывают!) существование НЛО, кажутся мне вполне правдоподобными. На сегодняшний день в существование НЛО я не верю. Точнее, их нет в моей нынешней картине мироздания. Конечно, я далек от полного их отрицания, но, можно сказать, оставляю вопрос открытым. Чистого вида  агностицизм!

Вернёмся к аналогиям. Я очень уважаю это метод аргументации. Почему  метод подобия применим и успешно действует во многих абстрактных и естественных науках? Почему существуют прецедентное право и гомеопатия, приносящие неплохие результаты?

И, несмотря на то, что объединяющая нас тема – поэзия, вам придется периодически выслушивать мои отступления в другие, знакомые всем нам сферы и области.  Я буду прибегать к аналогиям ради более рельефного объяснения того, чего вам и мне  ввиду отсутствии филологического образования и недостаточного знания терминологии иначе не  понять или, по крайней мере, понять без аналогий будет значительно сложнее.

                2. О многогранности поэзии, отдельного стихотворения и о критериях.

Часто приходится слышать такое: стих плохой, ибо в нём сплошь глагольные рифмы. Или:  стих плохой, ибо трудно читается. Или:  стих плохой, ибо тема слишком избита. Даже в нынешнем Чемпионате, не блещущем доброжелательностью участников, сплошь и рядом авторы, недовольные решением судей, начинают критиковать стих соперника, но при этом выхватывают лишь его слабые стороны, умалчивая об остальных.

А ведь чуть ни каждая вещь в мире (и стихи – не исключение) имеет множество полностью или частично не связанных между собой характеристик. Опять прибегаю к аналогиям.
 
Яблоко может быть уродливым по форме, но для варки повидла это не имеет никакого значения – тут  важнее сладость и аромат. Старичок-пенсионер предъявляет другие требования – невысокая  цена и тонкая кожица в первую очередь. Для праздничного стола важны внешний вид, цвет и форма яблока, сладость  и дешевизна уходит на второй план.   

Еще больше характеристик у автомобиля. В принципе не может быть ЛУЧШЕЙ МОДЕЛИ, ибо тогда пришлось бы признать, что любой, купивший "не лучшую" модель – последний глупец.
Более подробно "автомобильная тема" описана на моей страничке в Проза.Ру в эссе "Думай сам! Мерседес лучше Запорожца?"
http://www.proza.ru/2009/03/27/506

Будет время – почитайте. В какой-то мере там же можно получить ответ на вопрос о выборе критерия.

Вернёмся, однако, к поэзии. 

Один из стихирян известен тем, что по просьбе авторов рецензирует их стихи. У него есть ЧЁТКИЙ перечень критериев. Вот он:
------------------------
1- Соответствие заявленному жанру.
2- Соблюдение размера.
3- Рифмы.
4- Образность.
5- Аллитерация.
6- Афористичность.
7- Интересность.
8- Концовка стиха.
9- Ясность содержания.    
------------------------
Я не сторонник подобной категоричности и формализации. Во-первых, моих критериев гораздо больше и даже те, что здесь, во многом не такие. Во-вторых, многие критерии взаимосвязаны или частично поглощают друг друга (один содержится в другом). В результате на  реальную оценку влияет переменное количество критериев, зависящее от конкретного стихотворения. Но самое, пожалуй, главное – в третьем моём аргументе. Вот он:

Каждый критерий имеет свою ЗНАЧИМОСТЬ, или, как принято говорить у технарей – свой ВЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ. Смешно было бы ставить на один уровень аллитерацию (которая встречается редко и эстетическое значение её не так уж велико) и новизну выражения темы. Но и присвоить отдельным критериям коэффициенты и дальше поручить всё дальнейшее судейство калькулятору я не могу. Поэтому мои оценки в какой-то степени всегда интуитивны. Но для данного случая расскажу, как поступил бы.

Я никогда не дам высокую оценку стиху, где все достоинства ограничиваются лишь удачной аллитерацией. Новизна и оригинальность   гораздо важнее. Но готов закрыть глаза на банальность темы и основной мысли, если наберётся достаточное количество других достоинств – хороший слог, и в частности – ритм, нестандартные рифмы, яркие образы, колоритные словечки, оригинальная форма, умелое цитирование...

Пусть любители высоких слов, которым бог на ушко шепчет откровения, пропустят следующий абзац, дабы не травмировать собственное представление  о своём Поэтическом Предназначении. Остальных прошу выслушать торгаша, пробравшегося в Храм Поэзии.

Я делец в хорошем смысле этого слова. Перед принятием решения о сделке или об освоении выпуска новой продукции я взвешиваю предполагаемые расходы и предполагаемую прибыль.
 
Я покупатель. Перед принятием решения о покупке я сопоставляю совокупность достоинств и недостатков товара с уровнем моего потребления, нынешним моим финансовым положением и необходимостью приобретения.

Я арбитр. Перед принятием решения о победителе пары (или при выставлении оценки) я тщательно исследую все стороны стихотворения, удерживая в памяти все его достоинства и недостатки. Затем приплюсовываю общее впечатление, вспоминаю общий уровень конкурса –  нулевую точку отсчета и интервал на шкале оценок. И в голове (не на табло калькулятора!)  возникает оценка, которую еще надо, как минимум, трижды проверить и сравнить с оценками других, близких по качеству, стихов.

Вы все до единого покупатели! Вспомните, какие критерии вы используете перед принятием решения о покупке или выборе товара  (модели, фасона...).  Можете ли  описать свой алгоритм в подобных случаях?  Вот так же, приблизительно, и у меня. Критерии есть,  но точных формул нет и не предвидится.      

                3. О судейских разногласиях.

Основной ответ на этот наболевший вопрос – в предыдущем разделе. Здесь, скорее, резюмирующая часть.
Все арбитры, и нынешние, и прежние, и будущие – компетентные и квалифицированные люди. Все всё видят.  Просто весовые коэффициенты у каждого свои. Один больше ценит лаконичность,  другой – замысловатость рифм, а третий – образность и недосказанность...
И это прекрасно! 

                4. Собственно обзор или разбор некоторых стихотворений некоторых пар

18.Маргарита Шушкова vs Карл Хайц Сконечны (1:0)
http://www.stihi.ru/2010/12/28/1254
http://www.stihi.ru/2008/06/27/3686

Оба стихотворения отыграли. Сомнений насчёт присуждения у меня не было, стихотворение Карла, ИМХО, переиграно по всем статьям. Я не буду его критиковать, думаю, автор и сам трезво смотрит на вещи.

А вот отозваться о стихе Маргариты мне хочется. Отозваться весьма положительно...
Упругий ритм, чётко выдержанный настрой, яркие детали, свежие образы... За всем этим просматривается заряжённый положительной энергией собеседник – читаешь и чувствуешь, как энергия вливается в тебя. И уже самому хочется уподобиться снежному ветру, стать озорником и весельчаком!
В переводе на скучный судейский казённый язык – мне очень понравилось.
 
*
*

А теперь опять о тех парах, где, как выяснилось, лишь один я "шагал в ногу".

5.Иван Грозный vs  Татьяна Дёмина (1:0)

http://www.stihi.ru/2010/10/17/9002
http://www.stihi.ru/2010/05/21/2689

В этой паре я усмотрел весьма ощутимое преимущество стиха Ивана (буду автора называть так, как сказано в таблице). Стих лаконичный, образный, техничный. Но главное,  в чём он превзошел соперника – в цельности. Я увидел ЛГ, который, глядя на осенние пейзажи, соотносит увиденное со своей жизнью, находя интересные и неожиданные параллели... Все выдержано в одном ключе, а элегантная неторопливость придаёт лишь дополнительный шарм.   

Увы, стих Татьяны цельностью  похвастаться не может. Читая его, я несколько раз удерживался, чтобы не сказать "Не верю!" Я не верю, чтобы на грани жизни и смерти литгероини ей приходили в голову такие слова, как адреналин (да ещё в растворе!) или дефибриллятор (соответственно, с разрядом). Об этом могут думать лишь врачи и медсёстры. Тогда вопрос – от лица кого ведётся повествование?

Даже первая строчка не вяжется с откровениями ЛГ.
"Тревожна ночь от запаха озона", Понятно, что в отсутствии людей троп "тревожна" (то есть, по сути, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ТРЕВОГУ) по отношении к ночи теряет смысл. Так всё же у кого запах озона хотя  бы опосредственно вызывает тревогу? Если у медперсонала, то к чему в четвёртой строке "меня"? А в то, что умирающая тревожится из-за малопонятных (в её-то состоянии!) манипуляций с оборудованием или запахов, опять же "Не верю!". Хоть трижды дразните меня Станиславским!..

"Врачи поверят в чудо этой ночью,
А чуда никакого – надо жить."

Это кому принадлежат слова? Автору? Молчал, молчал, и, наконец, заговорил и он! И даже сентенцию правильную выдал! Забавно, однако... Но...
Эмоции умирающей ЛГ ничем не отделены от взгляда снаружи, даже элементарным троеточием. Понимаю, что поставить его – не вопрос, но я-то говорю о впечатлениях, возникших у  меня,  читателя, во время прочтения в нынешней редакции.

То есть авторский взгляд на ситуацию скачет от персонажа к персонажу, включая и самого автора. Это и есть  то, что я назвал ОТСУТСТВИЕМ ЦЕЛЬНОСТИ.

Есть и технические огрехи. Самый, пожалуй, заметный:

Я снова вижу дедушку и мячик
И стульчик деревянный, и лото...
А здесь один останется мой мальчик,
О нём не позаботится никто.
   
В строках 1, 2 и 4 этого катрена  метрические акценты (в пятистопном ямбе они ВСЕГДА на 1, 3 и 5 стопах)  соответствуют смысловым. Из-за втягивания в ритм ждешь такого же акцентирования и о третьей строки. И вот что получается:
"а ЗДЕСЬ один ОСТАНЕТСЯ мой МАЛЬЧИК". То есть получается по смыслу – "один из моих мальчиков останется здесь". Однако из контекста понятно, что сакцентировано должно быть  слово  "ОДИН". И правильное построение было бы таким – "а мой мальчик  здесь останется ОДИН", с ударением на ключевом слове этой фразы.
Татьяна – опытный и сильный автор, и я не думаю, что она обычно  не замечает подобных тонкостей. А тут, видимо, недосмотрела. Или же просто не удалось избежать существенно искажающей смысл технической инверсии со сбоем (или смещением) акцентов. 
И вообще, стих читается тяжеловато. ИМХО, выигрышная тема и эмоциональность изложения не спасает. И на фоне легкости слога стиха Ивана эта тяжеловесность стала ДЛЯ МЕНЯ особенно заметной.

8. Виктор Некраснов  vs Георгий Читанава (0:1)

http://stihi.ru/2010/07/20/3256
http://www.stihi.ru/2009/11/19/4974

Я продолжаю не понимать многих тропов Георгия.  Но есть у стихов, помимо ясности сюжета или изложения, и другие качества . 

У любого предмета, сделанного человеком,  и  в том числе у произведений искусства, есть множество характеристик, и никогда, даже в самих мировых шедеврах, все они не могут быть одинаково недостижимо хорошими.
Так и тут. По естественности сравнений и метафор, по ясности и образности этот стих, мягко говоря, меня не впечатлил. Но, по крайней мере, в нём ощущается настроение, есть удачные места – хотя бы первая строка, образная, понятная и в то же время оригинальная. Неплох ритм, слог хорош... Вот, если бы ещё узнать, почему ГУДЯЩИЙ АПЛОДИСМЕНТ НЕБЕС получил гордое звание "рябой"! Понимаю, автор так увидел, но сомневаюсь, чтобы читатели захотели проследить все хитроумные повороты авторской мысли, приведшие к такому эпитету. Думаю, если бы было написано "худой", или "кривой," или "крутой", или "тороидальный", то читатель бы тоже посчитал, что так надо. Правда, в последнем случае, наверно бы, возмутился. Но не из-за надругательства над точно выверенным образом, а из-за тривиального нарушения ритма...

Короче, в целом я оценил стих как средненький, даже чуточку выше средней оценки.      

А вот теперь о стихе Виктора. На мой взгляд, он откровенно плохой, и где-то граничит с пошлостью. Рискую навлечь на себя гнев коллег-арбитров и самого Виктора. Но попытаюсь объяснить.

Я агностик, то есть неверующий человек. Это не мешает мне уважать чувства верующих и относиться к ним с полным пиететом. Я нормально отношусь к стихам на религиозные темы, если вижу там обычные для стихов достоинства и, прежде всего, свежие авторские мысли.

Не берусь судить, всуе ли Виктор упомянул Господа  или не всуе... Автору виднее. Но, по моему глубокому убеждению, обращение к богу (мне, агностику, вроде, позволено в слове "бог" не употреблять заглавную букву) предполагает какое-то благоговейное настроение, отрешённость от земной прозы и мирской грязи... 

Теперь взглянем на начало стиха.

"Три слова, это не буквы,
На которые можно послать."
   
Я не пуританин и хорошо знаком с заборным фольклором. Думаю, что даже у выпускниц Смольного института, первые строки не вызвали бы разночтений.
Вопрос – как уживается обращение к Господу с легко узнаваемыми тремя буквами? Это ли не пошлость?      

Я, например, когда пишу стих, в большинстве случаев заранее продумываю план, по крайней мере, о чем там будет сказано, какую цель я преследую, какие мысли мне бы хотелось донести до читателя... Допускаю, что можно писать на полном, практически неуправляемом вдохновении, когда не знаешь, куда вывезет кривая и чем всё в конце концов закончится...
Но ведь прочитать в конце можно было же! И что-то выбросить – то ли высокие слова, обращенные к богу, то ли "посылальную" романтику.

Уже этой дичайшей эклектики было достаточно, чтобы признать стих неудачным. Но тут полный букет, свойственный, скорее, начинающим и неумелым поэтам.
Прежде всего – банальность. Что нового в этом стихе? Пожалуй, лишь последнии четыре строки, где автору удалось соорудить довольно таки корявую конструкцию из веры, надежды и любви.

Техника тоже оставляет желать лучшего. 
В наше время рифмовать "любовь-вновь" и  "чувство-искусство" считается дурным тоном. Почему это так, не хочу и задумываться, а ссылки на Пушкина малоубедительны – русский язык и каноны стихосложения не стоят на месте.
А как только закончился Пушкин со своими рифмами, так сразу появилась "непушкинская" рифма – "сохрани-груди".  Тут и до "палка-селёдка" недалеко...

10.Серж Антонов  vs Андрей Румянцев (0 : 1)
 
http://stihi.ru/2010/09/11/7044
http://stihi.ru/2010/10/28/5289

Я продолжаю пребывать в глубокой уверенности, что моя задача – оценивать не важность поднятых тем, а качество стихотворений, в том  числе и, насколько убедительно и художественно раскрыта в стихе та или иная тема. Для тематического ранжирования раньше существовали худсоветы, отделы пропаганды при райкомах, обкомах и ЦК и другие цензоры "в штатском"... Я и там никогда не работал, и теперь, в условиях полной свободы творчества, не собираюсь кому-то что-то диктовать.  Все ограничения для авторов записаны в законах и положениях, а дальше – пиши о чём хочешь.
..
А сейчас сформулирую второй и, как мне кажется, ещё более важный для  объяснения моих решений (и не только для этой пары) тезис. Вынужден начать издалека.   

Есть авторы мастеровитые, есть не очень. Ни один из мастеровитых не застрахован от творческих неудач, но и шедевры могут получиться у любого, в том числе и неименитого и неизвестного. Каждый имеет право публиковаться, что есть демократично и справедливо. Поэтому никто не имеет право осуждать автора, если стих того оказался неудачным.

И всё же, кроме четких, сформулированных на бумаге, ограничений существуют и неформальные. Например, этические.
Я например считаю, что есть темы, за которые следует браться лишь в случае, если автор на 100%  уверен, что его произведение не окажется ниже некоторого, уже сложившегося уровня. Эти темы весьма деликатны и во многом болезненны как для отдельных людей и их групп,  так и для целых  народов, религий и конфессий.
По моему глубокому убеждению, нужно трижды подумать, прежде чем решиться написать о войне и ветеранах, об инвалидах и калеках, о матерях, лишившихся детей, о терроризме и геноциде... Даже если ты пишешь искренне, обращение к таким темам вполне может выглядеть как спекуляция на добрых чувствах читателей или вообще показаться кощунственным. Непременное условие, имхо – новизна мыслей или хотя бы способов их выражения. Уважаемые авторы, пишите себе на здоровье или  копируйте у других с минимальными вариациями поздравлялки, стишочки по поводу прихода января (февраля, марта и так вплоть до декабря), мусольте сколько влезет просини-осени, слёзы-грёзы, нежные руки-разлуки... рано или поздно и это найдёт своего читателя. Но оставьте в покое людей, переживших блокаду, людей на глазах у которых погибали родные, недавно умерших великих артистов и поэтов... Им уж точно не нужны ваши неумелые эксперименты...

Да!.. Надеюсь, вы уже поняли, что речь пойдет о стихе Сержа Антонова. Я нисколько не сомневаюсь в его искренности, но как мне объяснить, что писать о Холокосте нужно или ОЧЕНЬ ХОРОШО, или же вовсе не
браться за такую тему.
 
Не буду приводить примеры многочисленных корявостей. Если бы рядом было бы такое же по качеству исполнения стихотворение о весне, оладьях, любви, хула-хупе, соседской кошке и т.д., то я бы, ничтоже сумняшеся, присудил победу последнему. А у нас в противовес выставлено стихотворение достаточно техничное и имеющее несомненные чисто литературные достоинства. И хотя тематика и сюжет многим из арбитров показались спорными, но кощунством здесь и не пахнет.
Вот такие у меня были основания...   
   
20.Кузнецова Людмила vs Алекс Амур (1 : 0)

http://www.stihi.ru/2010/01/27/7863
http://www.stihi.ru/2011/01/04/7228

Стих Людмилы я не считаю хорошим. Основная мысль, вроде бы, ясна, но некоторые тропы показались мне притянутыми и необязательными. Почему, например, автор уверен, что  "Ночных дворов сутулость как раз для душ, парящих в небесах" ?

 И совершенно убивает и без того непростой для восприятия ритм третья строка, выпирающая лишней стопой.
Есть и достоинства. Мне например, понравился конец стиха, да и сам сюжет чуточку приоткрывает завесу над вопросом: куда утекают восторги, и что же со временем происходит с розовыми очками, с иллюзиями...   

А теперь о стихе Алекса...
Я считаю, что даже в философском или религиозном стихотворении такого небольшого размера трехкратное (а с учётом названия – четырехкратное!) упоминание души является перебором. А с учетом явно эротического подтекста такая, например, фраза:
"Раскроешь ты цветок души – моим губам"
- просто граничит с пошлостью. "Лоно" – нормально, "нефритовая пещерка" – нормально, "цветок наслаждений" – нормально, есть ещё масса иносказаний, автор вполне мог бы придумать свое или, в конце концов, где-то позаимствовать. Но "возвышенное" и проверенное на неприкасаемость слово "душа" есть не что иное, как штамп, как примитивное клише!

Для проникновения (в сексологии принято такой процесс называть пенетрацией) уже понадобились "капельки души". Разве, читая вот такое:
"Когда по капелькам души
В тебя войду..."
вы думаете о душе, почему-то рассредоточенной по капелькам? Скорее, вы думаете о более прозаических вещах, например, о лубрикантах, которые во многих случаях весьма способствуют... Или же мысленно перебираете позы, облегчающие вояж по капелькам души...

Третье упоминание души –
"Из обнаженных душ и тел
Воздвигнем Храм"
нареканий у меня не вызвало. Пусть тезис о слиянии в любовном акте души и тела не нов, но, в конце концов, никто и не требует от автора открытий. Но вот первые два упоминания души у меня с тем, что обычно вкладывается в это понятие, никак не связались.

Есть и другие погрешности, но не они определили моё решение.

Я не считаю эротические стихи более низким жанром, нежели остальные.  На Стихире есть и более удачные образцы, но стих Алекса тоже имеет право на существование. Не знаю, в какую рубрику он помёщен (я стараюсь во время своего судейства не заглядывать на страницы участников) но это и не важно. Я считаю его любовно-эротическим. И использование палочки-выручалочки под названием "душа" меня покоробило ровно настолько, что я отдал предпочтение далеко не безукоризненному  стиху Людмилы.

25.Владимир Ананьев vs Максим Волохань (0 : 1)   

http://www.stihi.ru/2010/10/25/3201
http://www.stihi.ru/2010/08/14/220

Я подозревал, чуть ли не был уверен, что мой голос останется одиноким. И сейчас мне трудно вразумительно объяснить свое решение, скорее, основанное на мимолётных эмоциях.  Всё же попробую.

Сразу хочу всех уверить, что в моём вердикте нет ни личных симпатий-антипатий, ни желания повыпендриваться, ни стремления к "социальной справедливости", а проще говоря, к уравниловке. Итак, приступаю  к разъяснению мне самому не очень ясного...

Не знаю, как называется стиль или метод, использованный  Максимом. Знаю одно – я не являюсь ни знатоком подобного стиля, ни его любителем. Но ПОЧЕМУ-ТО (!!!) интуиция подсказала мне, что, по неизвестным пока мне критериям этого стиля, стихотворение Максима заслуживало бы хорошей оценки. Я увидел эмоциональное описание одной из жизненных коллизий существа, в существование которого не верю. Некоторые образы оказались понятны даже мне, убеждённому и скучному материалисту. Да и отсутствие привычной силлабо-тоники меня абсолютно не напрягло.

Стиль стиха Владимира мне знаком, я  сам воспитан на таком и беру на себя наглость предполагать, что кое-что в этом стиле понимаю. Стихотворение показалось мне весьма средненьким, затянутым и малоинтересным. И я СОЗНАТЕЛЬНО предпочёл заведомо средненькому (по моим меркам) произведению другое, где, вполне возможно, есть достоинства, которые мне не дано понять в силу ограниченности моего поэтического кругозора.

Рискую нарваться на возмущенные отклики... Мол, зачем же ты тогда взялся судить?
Что я могу ответить... Найдите другого, разбирающегося абсолютно во всём, и я с радостью уступлю ему место. А пока терпите меня!

=====================================================

И небольшое послесловие...

Уважаемые авторы! Что случилось, почему в ваших постах столько злобы? Неужели один из вас и вправду верит, что его проигрыш всухую – такая же трагедия, как гибель "Титаника"? Ну хорошо, представьте, что арбитры поумнели, наконец-то научились понимать поэзию и единогласно присудили  вам победу. Где  гарантия, что теперь ваш соперник не примет из ваших умиротворённых рук уже ненужное вам знамя и не станет повторять те же обвинения, что недавно произносили вы?  И так до бесконечности...

Может, сразу присудим всем парам ничьи (можно даже задним числом) и тихо-мирно разойдемся? Одновременно 60 победителей, разве не здорово?!

И прошу всех, если уж не можете удержаться от критики стиха противника, то делайте всесторонний анализ, а не цепляйтесь к одной-двум из с трудом найденных корявок. Как известно, неполная правда зачастую бывает хуже явной лжи.

Всё же хочу закончить на оптимистической ноте. Уверен, что всё закончится хорошо, а победят самые достойные!   


Рецензии
Я не скрываю, что на Стихире числюсь пародистом. Так называемых "серьёзных" стихов у меня совсем немного, а вот пародий – намного больше. Правда, я давно не писал их – участие в одном конкурсе и одновременное судейство в другом (нынешнем) исчерпало все лимиты свободного времени. Уж простите, но я решил свой пародийный эксперимент поместить в рецензию под своим же обзором, ибо пародирумые материалы – тут же.

Спросите, в чём же состоит эксперимент? Отвечу... Впервые на Стихире моя пародия написана в прозе, ибо "исходники", а их два – тоже прозаические. Более того они совсем рядом, буквально под моей рецензией. Там произведены критические разборы стихотворений Ивана Грозного и Ольги Домрачёвой. Обзоры интересные и они меня подвигли на ещё один разбор. Ивана и Ольгу я решил оставить в покое – они ещё натерпятся от меня и других арбитров.

Я выбрал для критики стихотворение автора, не участвующего в нашем Чемпионате. Привожу лишь фрагмент этого стихотворения. Имя автора не стану называть, дабы не компрометировать подающее надежды юное дарование.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уже с первой строки начинаются неточности и непонятки.

"Буря мглою небо кроет..."

Что за такой странный, а в этом контексте – совершенно неуместный глагол "кроет", как он сюда затесался?
Всем известно, что можно крыть крышу – шифером или, на крайний случай, соломой. Можно крыть тузом даму и короля, а козырным тузом – вообще любую карту. Быки обожают крыть тёлок. Можно даже крыть матом, но нежелательно, ибо можно нарваться. Но мглою? Явная натяжка!

Вторая строка обошлась без высосанных из пальца метафор, но зато оказалась до невозможности корявой. С какой стати "крутя"? Деепричастия типа "пиша", ждя", "крутя", "победя", "любя" в наше время считаются моветоном. Видимо, автор не нашёл более удачной рифмы к слову "дитя".

Но это ягодки. Дальше – вообще чёрт знает что...

"То как зверь она завоет..."

Как это буря может выть?! Для вытья необходимы голосовые связки, а у бури их не может быть по определению. Конечно, можно считать, что автор употребил метафору, но, имхо, метафора крайне неудачная.
И следующая метафора из той же дурно пахнущей корзины. Ну и буря нам попалась – то воет, то плачет!.. Но тут ещё и спекуляция на читательской любви к детям. Неужели наивный автор полагает, что требовательный читатель простит ему и глагольные рифмы (кроет-завоет), и инверсию ("вихри снежные" вместо правильного "снежные вихри") лишь за одно упоминание о детях?

Техника тоже весьма слаба – ни тебе аллитераций, ни внутренних рифм... Дальше и обсуждать не стоит. Пора резюмировать.

Автору ещё работать и работать, чтобы наконец-то научиться писать сносные стихи, которые не стыдно публиковать и можно было бы без отвращения читать.

Леонид Пивоваров   16.04.2011 04:17     Заявить о нарушении
По этому поводу четыре года назад уже отмечался. Повторяю:

Размышления одного критика.

Так, так посмотрим, что нам сегодня за стишки подбросили. Берем. Пушкин А.С. Пушкин, Пушкин – ник какой-то знакомый. Уж не клон ли он? Да еще А.С. Посмотрим, посмотрим, какой ты ас Пушкин. Что у нас там?
Читаем: «Мой дядя самых честных правил». Стихи про дядю. Ну и крутой у тебя дядя, если он правил всех подряд, даже самых честных. Обычно правят нечестных. Что же ты, Пушкин, хотел этим сказать? Может быть, что твой дядя честным был? Так извини. Нет такого понятия, как честные правила. Правила не могут быть честными или нечестными. Это уж как закон. Или он есть, или его нет. Нечестными бывают только люди. Подумай впредь, честно ли выставлять такую муть на конкурс?
Ладно, читаем дальше: «Когда не в шутку занемог». Опять ерунда. Это напиться можно в стельку, а в шутку занемочь нельзя. Шутки со здоровьем шутят только лица, ведущие нездоровый образ жизни. Плохие это шутки. Так и до сорока лет можно не дотянуть.
Еще дальше: «Он уважать себя заставил». Нельзя заставить себя уважать. Уважение достигается заслугами, например, хорошими стихами, а не такими, как у тебя.
«И лучше выдумать не мог». Теперь стало все ясно: просто твой дядя был дебилом раз ничего выдумать не мог. И ты, видать, весь в дядю.
А рифмы то глагольные, да еще какие:, правил – заставил, занемог – не мог. Прямо: полуботинки – ботинки. Тьфу! А поэзия где? Сравнения, эпитеты, метафоры. Нет их. Да, не ас ты, Пушкин. Совсем не ас. Скорее шестерка какая – то. Дальше слишком длинно. Пропускаем и переходим к следующему автору.
Лермонтов М.Ю. «Бородино». «Скажи–ка, дядя, ведь не даром». Опять про дядю. Такой же графоман, как и предыдущий. И такой же тупой. Уже в первую строчку умудрился слово «ведь» вставить. Не даром, не даром – на коррупцию намекает.
«Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». Какому там французу. Скорее азербайджанцу.
« Ведь были ж схватки боевые…».Опять «ведь»! Схватки говорит были. Вот у тебя точно схваток не было, когда такое произведение рожал. Все дальше читать бесполезно. На сегодня хватит. Кончаю.
Ваш критик.

Ливерий   16.04.2011 09:55   Заявить о нарушении
Ливерий! Про Вас в кругу моих друзей непременно сказали бы "Наш человек!"

Вашу миниатюрку прежде не читал. Естественно, догадывался, что многие кртики и критиканы (наверное, и я в том числе) заслуживают пародий, и что эти пародии существуют. Но тут такая оказия – чем полемизировать с двумя авторами двух обширных рецензий, я счёл более эффективным одновременно ответить двоим таким вот образом. Преимущества налицо – время экономится, резко уменьшается риск оказаться втянутым в бесплодную дискусию, да и в качестве разминки для застоявшегося пародиста тоже неплохо...
Главной в этом деле оказалась скорость – очень уж не хотел, чтобы между моей рецензией с пародией и рецами с "вдохновителями" вклинилась какая-либо другая, не по критическо-раздолбательной (господа, не подумайте, что от слова "раздолбай"!) теме.

Слава богу, успел!

Леонид Пивоваров   16.04.2011 11:30   Заявить о нарушении
Оба примера - и у Леонида и у Ивана - замечательные, с удовольствием прочитал

Сергей Кривонос   16.04.2011 12:10   Заявить о нарушении
Леонид, Ливерий - вы меня прямо расстрогали. Я даже побрел на Главную регистрировать себе клон "неПушкин" - оказалось, что на СтихиРе их уже с десяток! :-D

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   16.04.2011 12:47   Заявить о нарушении
Перефразирую эпиграф со странички Евгения (проверил -
единственной и без клонов приклевавшихся, как удаётся
оное - не знаю! Своих бы лично `поубывав` всех :))

так вот, перефразируя следующие строчки пишу:

Иг Финн   16.04.2011 18:35   Заявить о нарушении
Когда нам говорить нельзя открыто,
Манкируем мы рифмами и смыслом
И получается разбитое корыто
Под маскою, которая отвисла

Когда нам говорить нельзя открыто,
Язык Эзопа учим осторожно,
Вот только, что не положи в корыто,
Хлебать с него, увы, всегда безбожно,

Тем более критиковать пиита,
Что не ответит уже - невозможно!
Разбор живых продолжите без масок
И паразитов всяческих подкожных.

Поймите, всё иное будет ложно -
Когда нам говорить нельзя открыто,
Разбор живых продолжить так возможно,
Язык Эзопа мёртвым - лишь корыто...
мы маскируем слова словами, -
мы пишем стихи"


Иг Финн   16.04.2011 18:47   Заявить о нарушении
Простите, неожиданно получилось...
но примеры с Пушкиным и Лермонтовым
при таком анализе, немного коробят...
да - пародии и неплохие... но, возможно,
именно поэтому и написал сам всего
несколько пародий лишь - критиковать тех,
кто ответить правильнее,

А о стихах Пушкина и Лермонтова
серьёзные литературоведческие труды есть.

Иг Финн   16.04.2011 18:51   Заявить о нарушении
:))) Ну вот, Леонид, стоило лишь упомянуть о "нашем человеке", как сразу же прибегают еще более "наши" и начинают заступаться за классиков :)))

Молодцы вы с Ливерием!!!

Андрей Румянцев 3   16.04.2011 19:27   Заявить о нарушении
Андрей!! Да я тоже полушутя, не сердись! И, думаю, Леонид знает, что я то как раз считаю арбитраж на Чемпионате ответственным, а нравится мне всё или не всё - так и сам же виноват)

Игорь

Иг Финн   16.04.2011 20:11   Заявить о нарушении
О критике и критиканстве?

Спародировать можно все, что угодно.
И пародия никогда не была доказательством чего бы то ни было.
Неужели Леонид, Вы наивно полагаете, что Ваша собственная манера писать отзывы не может быть спародирована таким же образом?
И вообще - пока Вы здесь выполняете обязанности арбитра, мне кажется, Вам следует воздержаться от подобных постов, и отвечать "критиканам" по-серьезному.
Вы призываете писать критические отзывы без всякого разбора?
Или претендуете на то, что только арбитры могут высказываться по стихам?
А так - это выглядит скрытым намеком - дурачки тут все пишушие отзывы, кроме арбитров.
Тем более - Вы ясно указали адресатов.
Если Вам чем-то не нравятся эти отзывы - выскажитесь по существу, а не пытайтесь дезавуировать таким способом.
Не кажется ли Вам, что арбитры не должны так делать?
.
Для меня раздел между критикой и критиканством проходит в другой плоскости - в ответственности.
Критик должен уметь "отвечать за базар".
Не уклоняться от обсуждения и полемики.
.
Вот здесь господин Румянцев ходит, бросает реплики.
А я уже несколько дней жду его ответа на ясно поставленные вопросы по его отзыву.
Пока я вижу политику - обгадить, причем не сказав ничего внятного, даже не сформулировав четко претензий и оценок - все на каких-то "намеках" и предложениях читателям самим разобраться, что он там и зачем понаписал..
И - отмалчиваться.
Неужели автор не имеет права на то, чтобы ему внятно сказали - в чем его обвиняют и насколько тяжек его грех?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.04.2011 04:18   Заявить о нарушении
Тимофей, так Вы же сами недавно писали, что далеко не всегда целесообразно всё подробно растолковывать автору. Вот, например:

"...не вижу смысла разжевывать все загодя.
Да, где-то мне лень.
Ибо в очень многих случаях - достаточно только обратить внимание автора. И если он вменяем - то сам поймет"

Может, и Леонид исходил из похожих соображений?

Ашот Шаров   17.04.2011 11:13   Заявить о нарушении
Ашот
.
А Вы знаете, о чем вообще идет речь?
Почему же Вы вступатесь за Румянцева?
Вы привели цитату из моего поста.
Там вроде ясно написано "ЗАГОДЯ".
Но если человек спрашивает меня, я не ухожу в кусты.
И на этой площадке - немедленно дал разъяснения.
Хотя я здесь не арбитр и ни на что не подписывался.
И я обвиняю Румянцева не в том, что он невнятно написал.
(с кем не бывает).
.
А в том, что он отмалчивается в ответ на мои вопросы.
И не на вопросы "почему", а прежде всего на вопрос - В чем состоит суть его обвинений.
Да, я конечно, могу предположить, на что там намекает арбитр. И во сколько он оценивает не называемые им "преступления".
Но я не хочу "предполагать".
Во-первых, не хочу чтобы меня обвиняли в измышлениях.
Во-вторых, не хочу давать удобный повод вывернуться - типа "я мол не то имел в виду". Или я мол, это "серьезным огрехом и не считал, так в шутку упомянул".
И прежде, чем прокомментировать его отзыв на мой стих, я хотел бы получить ясный ответ - в чем он меня обвиняет, и насколько серьезными он считает свои упреки.
.
Но нет мне ответа. Арбитр упорно отмалчивается.
А отвечаете почему-то Вы.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.04.2011 13:16   Заявить о нарушении
Иг, благодарю Вас за неожиданный экспромт :-D (кое-что хотелось бы подправить, но экспромты обычно оцениваются по иным критериям, чем обычные стихи)

В разрезе беседы о клонах ваша перефразировка звучит весьма занятно я даже сам взглянул на этот эпиграф так сказать в иной плоскости (а изначально речь в нем шла о безответной любви и зародился он вот из этого разговора: http://stihi.ru/rec.html?2008/01/30/755 )

Кстати, Вы упомянули о какой-то проверке, неужели есть механизмы гарантированного вычисления клонов? Мне это интересно, так как, имея некоторое отношение к интернет-технологиям, я пока не шибко представляю "механизм" такой проверки. Может просветите меня?

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   17.04.2011 14:57   Заявить о нарушении
Евгений!
.
Экспромт был, да - эмоциональный,
но сырой. Так лучше немного.
http://stihi.ru/2011/04/17/5958
.
Критериями же ГАРАНТИРОВАННОГО
вычисления клонов, увы, не располагаю тоже.
.
Позволю заметить, что внимательно прочитав
приведённый по ссылке
http://stihi.ru/rec.html?2008/01/30/755 )
разговор с Форс Мажором, хотел бы подчеркнуть,
что интерпретация эпиграфа в нём исключительно
честная и я с ней согласен. Мой же взгляд на
него - лишь одна из сторон медали и в данном
контексте чисто ассоциативная. Спасибо!

Игорь

Иг Финн   17.04.2011 16:25   Заявить о нарушении
Тимофей!
Несмотря на Вашу излюбленную манеру вначале предположить, что оппонент что-то отморозит, а потом С БЛЕСКОМ опровергнуть виртуальное отМОРОЖЕННОЕ, я всё-таки Вам отвечу. При этом прошу учесть, что я не в армии и не рядовой, а Вы не сержант, да и в Уставе Стихирской Караульной Службы не записано, что на всякий пост нужно отвечать в течение 12 часов, дабы не получить очередной наряд за "УПОРНОЕ ОТМАЛЧИВАНИЕ" (с).

Позвольте мне не отвечать Вам, чем я занимался ночью с субботы на воскресенье и утром в воскресенье. На остальные Ваши вопросы готов ответить, только вначале попытаюсь их вычленить в куче Ваших весьма обильных излияний. В следующий раз, когда возникнут вопросы ко мне, попрошу избавить меня от такого непризводительного и рутинного труда. Попрошу зёрна, то есть вопросы, отделить других зёрен (рассказов о том, как делаете Вы, то есть как надо правильно). И, конечно, от плевел, то есть от того, как поступают другие арбитры.

=====================
"Неужели Леонид, Вы наивно полагаете, что Ваша собственная манера писать отзывы не может быть спародирована таким же образом?"

Не полагаю. Может быть спародирована.

"Вы призываете писать критические отзывы без всякого разбора? Или претендуете на то, что только арбитры могут высказываться по стихам?"

Не призываю. Не претендую.

"Тем более - Вы ясно указали адресатов. ... ... Не кажется ли Вам, что арбитры не должны так делать?"

Если я правильно понял вопрос (в чём далеко не уверен), то не кажется.
========================

Ну вроде бы всё...

Леонид Пивоваров   17.04.2011 16:39   Заявить о нарушении
Леонид!
.
Вы невнимательно читаете.
"Упорное отмалчивание" относилось не к Вам.
Вы ведь не клон Румянцева?
.
К Вам только то, что если уж решили что-то ответить на альтернативные разборы, то не след ограничиваться только отшучиванием.
Мы же здесь не для того, чтобы детские анекдоты друг другу рассказывать...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.04.2011 19:26   Заявить о нарушении
Тимофей, Ради бога, простите!

Я поленился лишний раз проштудировать всё, что Вы написали под этой рецензией и сам себя ввёл в заблуждение.

"Но нет мне ответа. Арбитр упорно отмалчивается!" (с)

Вот этот крик души я принял на свой счёт. Но поймите и меня...

В полемике под этим обзором участвуют два арбитра – Грисевич и я. Грисевич добросовестно отвечает Вам. Как же я мог предугадать, что Румянцев, участник Чемпионата, получил у Вас ироническое прозвище "арбитр"?
У меня с образным мышлением напряженка, и многие авторы от этого страдают. Телепатией не владею совершенно... Вот в результате и тут лоханулся.

Не стоит ли Вам предупредить Румянцева, что здесь он числится под погонялом Арбитр? А вдруг он такой же дефектный, как я, фишку не рубит и тоже не умеет читать Ваши мысли, то есть не догоняет? Сделает вид, что предъява – не к нему, и уклонится от разборки. Другими словами – не ответит за базар...

Леонид Пивоваров   18.04.2011 12:55   Заявить о нарушении
Тимофей, несмотря на полное отсутствие свободного времени, я Вам ответил там, где Вы посчитали нужным.

Леонид, перешли мне все доставшиеся тебе по ошибке шишки.

Милена, Ваше чувство справедливости уже один раз сторицей ответило моей "безаппеляционности". Зачем продолжать?

Андрей Румянцев 3   18.04.2011 13:10   Заявить о нарушении
Леонид!
.
При чем тут ирония.
Андрей в данное время выступет на Кубке стихиры именно в качестве арбитра.
Где выступал и я в качестве участника. С тем стихом, рецензию на который он по неизвестной причине закинул вначале сюда, а потом перенес туда.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   18.04.2011 13:22   Заявить о нарушении
Тимофей, мне кажется ирония тут - очень удачный противовес вашей излишней серьезности. Леонид представил на суд читателей забавный литературный эксперимент и, по моему скромному мнению, реакция читателей определит результат этого эксперимента.
Смогут ли участники найти в себе силы "посмеяться над собой (с)" или же нам надо обязательно скатиться в яму чвар и критиканства?

А по поводу Вашего диалога с Андреем: так не Вы ли призывали раздувать пламя дискуссии НА ТОЙ ПЛОЩАДКЕ, где зарделась её искра? Убедительно прошу не переносить сюда пожары Вашей полемики с арбитрами Кубка: тепла и полезного света для участников нашего турнира будет не много, а вот испачкать Чемпионат сажей раздора Вам вполне, может быть, удастся.

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   19.04.2011 02:16   Заявить о нарушении
Евгений!
.
Частично признаю. Но Вы были бы абсолютно правы, если бы указали на это прежде всего не мне. Не я первый притащил сюда полемику с другой площадки.
.
Что касается "иронии" - Вы невнимательно читали - это не о посте-пародии Леонида.
.
Насчет юмора - извините, но такие "эксперименты" я слышал еще в незапамятные времена. Хотя кому-то, может и в новинку...
Но вряд ли это разряжает обстановку.
Куда лучше был бы прямой ответ недовольному участнику со сравнительным разбором, с более подробным объяснением, в чем он сильнее, а в чем слабее, по мнению арбитра.
.
А насчет "посмеяться" над собой - ну Вы и выдали!
Разве сантехники станут смеяться над собой, если Вы им продемонстрируете откровенно надуманную каррикатуру на их работу?
.
Что касается благостной обстановки - то самое правильное было бы - вообще никаких комментариев и обсуждений. Ну как на ВСМ - только объявление конечных результатов.
Но пользы от таких конкурсов?
С точки зрения пользы - так чем больше обсуждений, разборов и альтернативных разборов - тем лучше.
Но бесплатных пирожных не бывает.
Я лично не вижу ничего страшного во вспышках острой полемики.
Лишь бы это не переходило в плоскость личных оскорблений, и не застревало там надолго.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   19.04.2011 09:49   Заявить о нарушении
Тимофей, благодарю за Ваши замечания.
Я стараюсь читать внимательно и имел ввиду как раз иронию в отзывах, а не только в рецензии. Вы предложили "отвечать за базар" - вам "ответили", при этом нисколько не обидев Вас и не переходя на личности.

Когда я замечу, что излишнюю, не относящуюся к ЧС, полемику привносит другой автор - постараюсь вовремя попросить его о том же. Но, насколько я могу наблюдать, свои отзывы Андрей уже переместил на страницы Кубка, думаю с него есть смысл брать положительный пример и другим участникам конфликта.

Хороший юмор не имеет срока давности и может надоедать лишь в том случае, когда Вы слышите его в надцатый раз. Однако же не для Вас одного Леонид писал свою рецензию. И, кстати, сантехники с удовольствием смеются над хорошими анекдотами о своей работе - равно как и электрики, "компьютерщики", гинекологи, разведчики и прочие представители популярных профессий (насколько я помню фильм "Афоня" не освистал ни один сантехнический профсоюз).

Острая полемика полезна, когда она конструктивна, когда же общение переходит в нападки и обвинения - пора закрывать оффтоп.

Тем более, что все "недовольные участники" уже получили ответы на вопросы о своих стихотворениях - во всяком случае в данной теме я наблюдаю лишь недовольных рецензентов и ни одного предложения "разобрать авторское произведение". Все авторы, стихотворения которых рассматривались в обзоре Леонида остались довольны, разбор, приведенный Вс-Гуру также, по-моему, благополучно завершён. Чего же боле, Тимофей?

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   19.04.2011 12:42   Заявить о нарушении
Сантехники смеются.
Но не "над собой", а над анекдотом.
А попытка заставить их посмеяться именно над собой с помощью анекдотов - если всерьез - способна вызвать только раздражение.
Как и попытка побудить публику смеяться не над анекдотом, а над сантехниками.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   19.04.2011 12:51   Заявить о нарушении
Тимофей, цепляться к словам - не Ваш уровень.

Во-первых, это была цитата, не заметили?
А во-вторых, конечно они не могут смеяться над собой буквально, ведь анекдот не про конкретного сантехника Иванова Андрея Павловича (любые совпадения случайны :), а про некоего среднестатистического сантехника. Не кажется ли Вам, что смеясь над ним, они в то же время посмеиваются и над своими привычками/ошибками/странностями ...

Я конечно не сантехник, но могу рассказать Вам парочку моих любимейших анекдотов про программистов (это моя профессия):
      Когда программист ложится спать, он ставит на тумбочку у кровати два стакана: пустой и с водою.
      Его спрашивают: "Зачем?"
      - Если мне захочется пить, я проснусь и возьму стакан с водой.
      - А пустой тогда зачем?
      - А это - если мне пить НЕ захочется.

Ирония в том, что в нашей работе есть такая специфика: предусматривать в программе ситуации, которые казалось бы невозможны изначально. Даже если такого и не должно произойти, все равно надо постараться предусмотреть: что программе делать в случае ошибки. И как вы думаете, не над собой я смеюсь, вспоминая этот анекдот?

Второй анекдот попроще, думаю обойдусь без объяснений: "Начинающий программист думает, что в килоБАЙТЕ - 1000 байт, а опытный считает, что в килоГРАММЕ - 1024 грамма" ;)

В общем, мне кажется, что уже второй раз за тур дискуссия исчерпала саму себя. Толочь воду в решете можно сколько угодно, однако стоит ли продолжать?

----------------------------
С уважением,
Евгений Грисевич

Евгений Грисевич   19.04.2011 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.