Часть вторая. психоделический текст
«Казнить нельзя помиловать»
......Выражение из эпиграфа – самый показательный психоделический текст. Если вы помните, персонаж мультфильма, то за очень короткий промежуток времени он побывал в состоянии панического ужаса (оторопи) и уже через мгновение испытал радость. Вот Вам и ИСС, закон Запятой, два абсолютно разнесенных информационных канала (нельзя помиловать/нельзя казнить). Вероятный автор данного выражения, смею предположить, не был обкуренным в момент его написания. Т.е. мы видим некое формальное разделение текста знаком препинания, приведшее к пси-эффекту.
......Уильям Берроуз (чьи тексты относят к психоделическим) тоже не был обкуренным, когда писал, в им созданной технике cut-up «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс» и т.д. («Суть метода (нарезок) писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую - личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга.»), т.е. Берроуз для создания психоделического эффекта пользуется последовательным чередованием трёх информационных систем, постоянно повторяющимися «цветовыми пятнами», «логическими рисунками».
….... Хулио Кортасар и его книга Игра в классики. Тот, кто держал это произведение в руках, должен помнить о предложении автора прочитать эту книгу двумя способами: как обычно и в порядке (по главам) предложенном автором. Для чего это было сделано? Для создания некого эффекта. Разное прочтение одного и того же текста оставляет странное долгое послевкусие.
….....Но это я говорю о прозе, а что же в поэзии. Где можно найти стихи с такими N-каналами? Давайте ненадолго вернёмся к эпиграфу и попробуем сами написать нечто похожее.
2.2. Цветущая сирень на картине кисти Дега в старинном замке
…..... Цветущая сирень изображена на картине кисти Дега, которая висит в старинном замке (ничего необычного)
…..... Если взять отдельно, разделить текст на три части то увидим уже три (возможные) логические картинки:
А) цветущая сирень - конец весны/начало лета, дивный запах, солнечный день, тепло, влюблённые пары
Б) картина кисти Дега - возможно «Александр и Буцефал», «Семейство Беллели», «Мытьё», картины на исторические сюжеты, импрессионизм
В) в старинном замке – уже совсем иной ассоциативный ряд
…..... Если предположить, что это первая строка стихотворения и чётко под каждой из трёх частей вести свой логико-ассоциативный ряд, то получится стихотворение, которое можно представить в следующем виде:
А---Б--В (первая строка)
а1-б1-в1 (вторая строка)
а2-б2-в2 (третья строка)
а3-б3-в3 (четвертая строка)
…..... Будем считать это базовым вариантом, который может претерпевать любые изменения (в последующем мы увидим несколько возможных техник, написания таких стихов).
* отмечу ещё одно свойство психоделического текста, а именно, в нём должны быть нюансные пересечения/сочетания логико-ассоциативных рядов:
…..... В цветущей сирени мы можем увидеть голубых танцовщиц Дега и в нас это вызовет (например) только чувство сожаления - ведь мы, как старинные замки в галереях, которых есть нечто ценное, но это нечто (бесконечно долго) скрыто от взглядов людей.
2.3. Мерцающая цезура
Даже в бритье есть своя философия. Каким бы
скучным не было действие, когда повторяешь его
изо дня в день, оно приобретает некую медитативную
сущность
Сомерсет Моэм
….......Где можно найти стихи с N-каналами? А разве мы не читали такие стихи, стихи подобные волнам, стихи, вошедшие в мировую культуру, стихи, ставшие визитной карточкой целого народа. Я говорю о хокку (поэзии хайкай). Основной приём, который используют авторы классических хокку (хайку) - сопоставление, двух разнесенных картинок (понятий). Этот малый текст (если он написан с соблюдением канона) всегда разделён цезурой, т.е. состоит из двух частей. ПСИХОДЕЛИКА (психоделия) (от др.-греч. psyche — душа и delos - ясный, явный, открытый, очевидный) разве не этого добивались в своих стихах отшельники-монахи, воины, правители...
…....... Давайте посмотрим в каком направлении данный жанр развивается в России (именно сейчас), его особенности.
веник из сорго
в куче опавшей листвы
греется кошка
(Сергоша http://stihi.ru/2010/08/27/4178)
дворовый пес
за дырой в заборе
пустая улица
(Сергоша http://stihi.ru/2010/08/24/4056)
…..... Не напоминает «казнить нельзя помиловать»? Запятая (цезура) может быть поставлена и после первой и после второй строки. Эта «хитрость» позволяет автору достичь любопытных эффектов прочтения. В первом случае - выброшенный веник в куче листвы, в другом случае в куче листвы греется кошка, сошлись отрицательный и положительный вектора. Браво автор! Во втором случае сошлись взгляд внутрь и извне, более противоположных состояний не бывает. Разве это не психоделические тексты? Разве в них нет поражающей душу ясности двух состояний - я цепной пёс и в дырку забора я вижу пустую улицу/ я одинокий прохожий на пустой улице за дыркой в заборе увидевший дворового пса, почему он не лает на меня? Сколько может быть ощущений, мысленных кругов(повторов) не разрушающих цельности картинки. А могут ли быть тексты, более привычные нашему слуху?
2.4. Скрывает тайный смысл - в полустихах сонета
…..... Из статьи Льва Бердникова В ПОИСКАХ РУССКОГО ФЕНИКСА (Опубликовано в журнале: «Новый Берег» 2010, №28) http://magazines.russ.ru/bereg/2010/28/be25.html
…..... «... Г.А.Гуковский (литературовед) обратил в свое время внимание и на творчество полузабытого поэта А.А.Ржевского, написавшего сонетов больше, чем кто-либо другой в XVIII веке.»
«Особый интерес вызывает его “Сонет, заключающий в себе три мысли: читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия” (1761)»
СОНЕТ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЕ ТРИ МЫСЛИ:
читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия
Вовеки не пленюсь…...............красавицей иной;
Ты ведай, я тобой.....................всегда прельщаться стану,
По смерть не пременюсь;........вовек жар будет мой,
Век буду с мыслью той,...........доколе не увяну.
Не лестна для меня...................иная красота;
Лишь в свете ты одна...............мой дух воспламенила.
Скажу я не маня:.......................свобода отнята--
Та часть тебе дана.....................о ты, что дух пленила!
Быть ввек противной мне,........измены не брегись,
В сей ты одна стране.................со мною век любись.
Мне горесть и беда,...................я мучуся тоскою,
Противен мне тот час,...............коль нет тебя со мной;
Как зрю твоих взор глаз,...........минутой счастлив той,
Смущаюся всегда.......................и весел, коль с тобою.
май
….........«Внимание исследователей привлекала курьезная форма этого стихотворения, восходящая к так называемым “кусочным” или “расколотым” сонетам, примеры которых мы находим во французской поэзии XVI века (кстати, в XVIII веке такая поэтическая форма воспроизводится в повести Вольтера “Задиг, или Судьба”). Как же создается Ржевским поэтический механизм “расколотых” стихов? Cледует отметить, что первый и второй стихи каждого катрена (четверостишия) I-го полустишия противоположны по смыслу соответственно второму и первому стихам II-го...»
….........«В терцетах (трехстишиях) “полусонетов” антитезы выдержаны не столь последовательно, рельефно, как в катренах. Противопоставленными оказываются третий стих первого терцета (“Мне горесть и беда”) и третий стих второго терцета второго полустишия (“И весел, коль с тобою”). Не менее значим и идейный смысл текста. Обратим внимание на руководство к его прочтению. Первоначально надлежало прочесть “полный” сонет, а уже затем составляющие его “полусонеты”. “Полный” же сонет заключал в себе уверения в вечной любви и верности, в то время как в “полусонетах” говорилось об охлаждении страсти и любви к другой красавице. Таким образом, заверение в любви (“полный” сонет) при ближайшем рассмотрении (чтении отдельных частей стихотворения) оборачивался на деле холодностью и изменой.»
…........... Ещё один текст А.А.Ржевского
СОНЕТ, ТРИ РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАКЛЮЧАЮЩИЙ:
читай сперва весь по порядку, потом первые полустишии, а наконец последние полустишии
Престанем рассуждать:..............добра во многом нет.
Не зрим худого здесь,.................в том должно согласиться.
Худ, тягостен свет весь,.............возможно ль утвердиться?
Нам должно заключать,.............что весь исправен свет.
Почтимся рассуждать:................здесь счастие растет,
Мы справедливо днесь................возможем веселиться.
Бед, ссор, болезней смесь,-.........всё к доброму стремится,
Худым то должно звать,-............безумец изречет.
Худого в свете нет,......................здесь утешаться можно.
Невежа изречет:...........................И счастие есть ложно.
Не смысля, говорит,....................нельзя всего хвалить.
Всё должно презирать,................хоть можно утешаться.
В незнании кричит:.....................Есть, есть что похулить,
Долг инак рассуждать,................в том должно утверждаться.
март
А вот и пример столетней давности от Валерия Брюсова:
Отточенный булат - луч рдяного заката!
Твоя игрушка, Ток, - прозрачный серп Луны!
Но иногда в клинок из серебра и злата
Судьба вливает яд: пленительные сны!
Чудесен женский взгляд - в час грез и аромата,
Когда покой глубок. Чудесен сон весны!
Но он порой жесток - и мы им пленены:
За ним таится яд - навеки, без возврата.
Прекрасен нежный зов - под ропот нежных струй,
Есть в сочетаньи слов - как будто поцелуй,
Залог предвечных числ - влечет творить поэта!
Но и певучий стих - твой раб всегдашний, Страсть,
Порой в словах своих - певец находит власть:
Скрывает тайный смысл - в полустихах сонета.
А теперь почитайте (например) автора Глеба Фоминова
Кольцо http://stihi.ru/2010/08/01/2404
Лабиринт http://stihi.ru/2010/03/28/4618
Рассвет на краю зимы http://stihi.ru/2010/02/14/4849
…..... Это уже однозначные примеры психоделических текстов, которые написаны с использованием определенной техники и которые любой читатель (даже десятилетний ребёнок) может распознать, как текст психоделический, имеющий формальные признаки.
А ИМЕННО (определение):
…..... Психоделический текст - это текст, в котором существуют однозначно определяемые подтексты (иные малые тексты) с максимально разнесёнными ассоциативно-логическими смысловыми построениями.
ТОЧКА.
…..... К последующим задачам (теперь, когда определён основной формальный признак) стоит отнести:
- систематизацию вспомогательных (не менее важных) признаков психоделических текстов;
- определить разнообразие и сочетание ассоциативно-логических информационных каналов, их возможные схемы, конструкции, особенности;
- рассказать о техниках написания психоделических текстов;
- начать создавать библиотеку психоделических текстов;
- начать проводить мастер-классы для всех желающих научиться писать психоделические тексты.
СУЩЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ.
…..... МОМЕНТ формального определения ПСИХОДЕЛИЧЕСКОГО ТЕКСТА - может считаться ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ПСИХОДЕЛИКИ в данном её понимании.
----------------------------
:) Позволить потратить недельку на обсуждения представляется вполне разумным и уместным.
:) А далее будет новый день - а значит - новая пища.
Свидетельство о публикации №110092503258