Критерии оценки стихов

Критерии оценки стихов (находятся в стадии разработки).

Редакторы могут этим пользоваться, а могут разработать свои критерии или же просто ставить свои оценки на основе своих ощущений.

Эта тема безбрежная, поэтому будет всё время находиться в разработке и развитии.

Так как статья пишется "набегами" и постоянно находится в режиме написания, то не исключено, что в ней есть опечатки. Мы будем рады, если Вы нам на них будете указывать.

Главное - это положить начало. Если у Вас есть предложения, то разместите их в рецензиях. Все предложения будут по возможности учтены.

Понимая, что объективное мнение - это оксюморон, а субъективное - это тавтология, мы всё-таки пытаемся добиться большей объективности путём увеличения количества оценивающих редакторов, а также путём постоянного совершенствования критериев оценки.

Конечно, очень многое зависит от личности редактора, оценивающего стихи.  Здесь мы полностью согласны с мыслями Бориса Панкина в статье "О королях капусте критике и всем таком прочем", высказанными в преамбуле:
http://stihi.ru/2004/04/11-1310
Поэтому к выборам редакторов относимся очень серьёзно...


Редакторам также рекомендуется обращаться к трудам Лотмана и Гаспарова:
http://philologos.narod.ru/lotman/apt/index.htm


За что нужно снижать оценки и на сколько баллов:


0. Мы не сторонники препарирования стихов, поэтому самым главным в оценке считаем общее впечатление редактора о произведении. Дело в том, что если даже один или несколько из его (произведения) параметров сильны, а стих, несмотря на это, не вызывает у редактора моменты сопереживания, катарсис, то этот стих "мёртвый", и оценка его должна быть низкой.
Но также мы считаем, что должна существовать и обратная сторона медали. Ведь эмоциональное разочарование стихом должно быть подкреплено разумными критериями, а именно:

1. За грамматические ошибки, если только они не сделаны умышленно по задумке стиха, как это, например, умышленно сделано у Александра Носкова или у Алекса Веббера:
http://stihi.ru/avtor/tsoopir
http://stihi.ru/avtor/kritiknah
...оценка может снижаться на 1-5 баллов.
("Извените за бесграмотность и неталантлевость". " Я уже давно пешу стехи". "Я слишком многих принемала". "Меня всбередили пять минут тишины". "И унесла мятежность на всегда".

2. За неоправданное использование в тексте стиха иностранных слов оценка может снижаться на 1 балл.

3. По международным правилам, краткое цитирование маленького отрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав. Но если это цитирование штампов, то мы снижаем за это баллы от 1 до 5.
Штампом является многократно употребляемое в народе, в старых песнях и т. д. устойчивое выражение, которое уже давно не содержит никаких свежих мыслей.

4.За написание с заглавной буквы слов в середине предложения и строчки, которые пишутся с маленькой буквы. Например: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п. рейтинг снижается на 1 балл.
Например:

«Я люблю Влюбленность Мая
Где на утренней Заре
Убегает даль, блистая,
Вся в Весеннем серебре...»

5. За написание слов, которые пишутся с прописной буквы всеми заглавными буквами (БОГ, РОДИНА), рейтинг снижается на 1 балл

6. За несоблюдение парадигмы рейтинг снижается на 5 баллов. Парадигма - это конструкция, служащая образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.

7.За написанные дополнительные варианты, к примеру "Лето пришло, прилетели грачи. (Вариант: Лето пришло, а ты не молчи)", мы снижаем рейтинг на 1 балл, так как редакторам не очень приятно узнавать об этих промежуточных муках творчества.

8. Если вы очень эмоциональный человек, и вместо одного восклицательного знака любите их ставить от 2 до 100 и более, то за это мы снижаем рейтинг на 1 балл.

9. Снижаются баллы от 1 до 3 за рифмы, которые не являются таковыми, например:
«росе-заре», «заката-тумана», «во мне — к звезде», «шампанское-диванчике», «прошло-окно», «зима-меня», «глаза-моя», «огонь-стол».

10. За употребление слов в неточном или неправильном значении рейтинг снижается от 1 до 3 баллов. Так в стихе Влада Сергеева можно подвергнуть сомнению правильность употребления слова "упасёт". http://stihi.ru/2007/11/04/2041

11. За рифму при помощи двух местоимений, например, «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты, рейтинг снижается на сумму от 2 до 4 баллов.

12. Снижение от 1 до 3 баллов за штампованные и примитивные рифмы:
«Розы-морозы», «кровь-любовь», "осени-просини", «поздравляю-желаю» и т. д.

13. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением:-)

14. За глагольные рифмы мы снижаем оценки. Например, такие как «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть»... Глагольные рифмы не должны превышать 50% от общего числа всех рифм в стихе.

15. За прилагательные рифмы мы снижаем оценки от 1 до 2 баллов. Например, за такие как "весёлый-тяжёлый"...

16. При рифмовке похожих глаголов, например, таких как «сказал-рассказал», «перегрузка-разгрузка», «побежал-прибежал», «знает-узнает», или ещё в более простом варианте «любит — не любит», «был — был», мы снижаем рейтинг на 4-5 баллов.

17. За рифму абсолютно одинаковыми, в том числе и по значению, словами - снижение от 4 до 5 баллов.

Например:

"Кидает клен последний лист лениво.
Пришла осенняя пора.
Повяла золотая жнива.
Прощай, любимая пора!"


18. За рифмы с частичкой "то" типа "куда-то - где-то". Снижение рейтинга на 4-5 баллов.

"Осень. Опять темнота.
Солнце исчезло куда-то.
Вокруг меня пустота,
Птицы кричат где-то."

Так, например, текст песни "Весь день я жду кого-то" в "Служебном романе" мы считаем очень слабым:-)

19. Попарная рифмовка считается более слабой, чем рифма АВВА, АВАВ и другие виды рифмовок. Баллы за неё не снижаются, но всё же...

Пример:

"Завтра я буду одна.
Буду сходить с ума.
Слезы текут ручьем.
Давай посидим вдвоем."


20. Если в четверостишии рифмуются только вторая и четвёртые строки, то рейтинг снижается на 2-3 балла.

21. Если от катрена к катрену схема рифмовки меняется. К примеру, в первой строфе АВВА, а во второй АВАВ, а в третьей, например, ААВВ, то рейтинг снижается на 2-4 балла.

http://www.stihi.ru/2009/10/17/3581

22. Верлибр и белый стих мы планируем вывести в отдельные номинации, так как к этим видам стиха невозможно применить критерии оценки рифмы. Таким образом, верлибр и белый стих оказываются в более выгодном положении, что нами не приветствуется.


23. Если в стихе постоянно говорится о Боге, но не намеком или вскользь, а целенаправленно — в каждой строке постоянно и всюду твердится: «с волею Творца, по БОЖЬЕЙ воле, приходит к Богу, к тебе, пишу, Создатель», то ценность стиха сильно снижается, и мы будем вынуждены снизить рейтинг стиха на сумму от 2 до 4 баллов.

24. Обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов однозначно снижает ценность стиха. Мы снимаем за это 1 балл.

25. За амфиболию в стихе, о которой автор даже не подозревал, и которая приводит к комичному впечатлению от прочтения, баллы вычитаются в размере от 1 до 3.
Коллекция амфиболий здесь:
http://stihi.ru/2010/01/21/971

26. Шаблонные выражения не придают свежести стиху. Например: «боль утрат», «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце», «темная ночь» и т. д. Рейтинг снижается на 1-3 балла.

27. За отсутствие сюжета рейтинг снижается на 1-4 балла. Признаками отсутствия сюжета являются: возможность безболезненно переставлять куплеты, выкидывать строфы без особых потерь для стиха и, наконец, без ослабления стиха возможность читать его снизу вверх. (метод Пушкина)
Так, например, у автора Рыцарь Королевской Крови, сначала можно отдельно читать левые полустишия, потом правые, а затем все вместе.


Не буду я с тобой                игрушкой новомодной,
Ты даже не зови,                как зимняя гроза.
Тебе ли быть со мной            надменной и холодной,
В объятиях любви                глядишь в мои глаза.

Пусть разум одарён               неведомым обрядом
Любовною рекой,                разлит в бокал коньяк
Я буду упоён                твоим медовым ядом
Таинственной красой             повержен будет всяк.

Душа моя ликуй!                Как будто бы во снах,
Дарует грешным власть        прозрачная улыбка,
Горячий поцелуй                застынет на губах,
Усиливая страсть                так призрачно и зыбко.

В объятья завлечён               найдя себе покой,
Судьбинушкой лихой,           под звук весёлых песен,
Я буду обручён                вовеки пред тобой
С красавицей иной                пусть будет мир так пресен.

28. Мы не страдаем эвфуизмом, с понимаем относимся к стихам Баркова и Губермана, но за глупую пошлость в стихах снижаем рейтинг на 1-3 балла.

29. Инверсия в угоду рифме и размеру, а также просто без всякого смысла штрафуется 1 баллом. Например:

"Кто не хотел войти в прелесть и тлен дворцовый,
кто не любил твоих ужас и блеск светил?
... Чашею черепной, дудочкой ли берцовой,
луком тугим ребра - каждый из них платил".

Вторая строчка инверсирована. Должно быть  "Кто не любил ужас и блеск ТВОИХ светил?"

30. Снижение на 1-3 балла за ненужное уточнение. Когда и так ясно, что к чему относится.
Например:

Я иду,
Во мне поёт тонкая пружинка.
И пальто моё – вразлёт,
Обе половинки.
Так щекотно на душе,
До мурашек кожи,
И танцующе спешит
Впереди прохожий.

Я не помню, чтобы так
Прежде я звучала.
Всё вступала на затакт,
Ритм – ногой стучала.

Нищий серенький денёк,
Вовсе – не погожий.
А щекотно на душе,
До мурашек кожи.

Анна Черно


До мурашек щекотно? Может быть холодно или страшно...
А зачем уточнять, что мурашки кожи? Чего ещё мурашки могут быть?


Я звёзды увидел тем пасмурным днём,
Я солнце нашел за облаком неба.
И помню лишь я, что в ладони руки,
Заметил бескрайную абстракцию неба.

Сергей Маковей   28.05.2010 11:01   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

Ладони чего ещё могут быть?

У Довлатова есть на этот счёт цитирование из книги одного автора:
"у него замерли пальцы ног и уши головы"

30. Стих должен быть стилистический выдержан. Если жаргон чередуется с высоким штилем или пафосным изложением, то это производит странно-комическое впечатление. Снижение баллов за это до 4-х.

Стилистическая разница хорошо отражена в ироническом стихе Юры Брагинского:
http://stihi.ru/2003/12/23-1367

31. Несоблюдение образного ряда в сюжете. Если Вы начали какой-то образный ряд, то его нужно доводить до самой концовки стиха...
Снижение на сумму от 1 до 3 баллов.

32.Вставление для соблюдения размера местоимений, которые можно безболезненно убрать, так как они не несут смысловой нагрузки. Снижение на 1 балл.

"Расставил он ловко надёжно сплетённые сети,
И птичка попалась, не вырваться больше на волю.
Закрыл на замочек он дверь позолоченной клети,
Сказал ей: " Смирись, непоседа, такая уж доля".

Он ею гордился, расстаться боялся с добычей...
Для птахи же был, как судьбою заказанный киллер..
Прицельно расстреливал в ней её птичьи привычки.
Для пущей надёжности взял и подрезал ей крылья".

В стихе Ольги Домрачёвой местоимение "он" в третьей строчке не несёт смысловой нагрузки.

33. Нельзя употреблять фразы, требующие сказуемого, без этого сказуемого. Например, в стихе Кузнецовой Людмилы:
" А сирень закипает, а кофе горчит.
Фимиам сигареты пахучий.
Кто-то пристально смотрит, а сердце стучит...
Неужели мой давний попутчик?"

Строчка "Фимиам сигареты пахучий" требует какого-нибудь сказуемого.

34. Если Вы используете в стихе редко употребляемое и сложное для понимания слово, то вы сами должны точно знать его значение. За семантически неправильно употребляемое слово мы снижаем рейтинг на сумму от 1 до 4 баллов.

35. Обязательно нужно проверять, как звучит стих при чтении, чтобы избежать снижения оценки:
"Руби лихую голову!"

 или вот такой детский стишок:

«Ах, у ели, ах, у елки,
ах у ели злые волки».

или вот такое:

"Они хотели пойти за ними,
а я — как они, как они, как они..."

или вот пример из нашёго конкурса
"Встану рывком, перемещусь к окну..."
(Алексей Крони Торопов)

Ещё пример:
"большого шалаша, где дули в уши..."
http://www.stihi.ru/2010/02/04/9112

Ещё пример в стихе Вадима Лиандреса
"Под нож твой, Херея*,
иду в январе я"
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/06/25/797

и ещё:
"Подпись датской королевы"


Пушкин тоже оставил нам в наследие не очень куртуазно звучащие стоки. Вот хотя бы это:
"Я-дра-чистый изумруд":-)

36. За коверканье слов  для подгонки их в строку: «долги годы», «злена трава», «увядших льстов круженье» и т.п. "Я сегодня в болезной горячке — Лихорадный румянец лица». Рейтинг снижается на 1-3 балла.

37.За использование без стилистической надобности разговорного написания слов: «звучанье», «решенье», «заклятье» снижение на 1 балл.

38. Перенос ударения на другой слог в угоду рифме:
"Лучше все, дорогая,
доводить до конца,
темноте помогая
мускулами лица".
(с) (И. Бродский)
Снижение на 1-3 балла.

39. Вставление для соблюдения размера строки «тот», «тут», «уж», «се», «он».
Снижение рейтинга на 1-3 балла.

"Молчите, то плачет та птица,
терновым шипом пронзена."

"Свой дар великий получив от Бога,
Hеровной поступью он начинает путь.
Страстями полнится его дорога,
Hо цель ясна: познать сей жизни суть".

"Взял тут Коля пылесос
И убрал ту кучу роз".

40. Употребление причастных и деепричастных оборотов, а также сложноподчинённых предложений, приводящее к полной путанице в определении того, к какому ЛГ принадлежит действие.

"Снижение на сумму от 1 до 4 баллов.

Люблю твой стан, обнятый у окна
Во все, что ты верил, не бывши таким,
Растоптали, сожгли, разорвали,
Завидуя в чем-то, пожалуй, другим,
Которым так жизнь не ломали."

"Доярка слезла с трибуны,
И на неё тут же взобрался председатель".

41. Если стих (без замысла автора) звучит так, что читателю так и хочется подставить непристойность, то мы снижаем рейтинг на 1-3 балла.

"Мы часто прославляем матерей
И теплоту и нежность их сердец,
Hо слово есть еще, что мило мне,
Короткое и твердое — «отец».
Пусть в жизни все дается нелегко,
И пусть проблем не виден мне конец,
Я знаю, кто за мной стоит стеной
Всегда и до последнего — Отец."

Не путать с умышленным:

http://stihi.ru/2009/09/15/7714


42. Рейтинг снижается при использовании только общеизвестных, затасканных образов, характеристик и сравнений:
«зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые», «ива плакучая», «клейкие листочки», «пот льёт градом»...

43. Рейтинг снижается при использовании только самых общих терминов: вместо «тополь» - «дерево», вместо «ялик» — «корабль», вместо «Жучка» или «овчарка» — «собака».

44. Рейтинг снижается, если вы перед тем, как употребить образное поэтическое сравнение заранее предупреждаете читателей словами: «как будто», «напоминая», «словно бы», «точно как» и т.п. «Жизнь похожа на сон».

45. Рейтинг снижается при употреблении странных до нелепости образов. (Здесь надо чувствовать границу между откровенной глупостью и обэриутством): «Волос седой у окошка виска», «не хочу теребить памяти тину». «А что имел он в жизни позади?» «Hочами гулкими я клял тебя — постой!» «И снегом колким замела сердечные пробелы».
Или, к примеру, в нашем конкурсе стих Вадима Фельдмана:

http://stihi.ru/2003/04/02-934

"Ты мне чудишься в каждом взоре
И, трамвай, дребезжащий стеклами,
Я мечтаю о дыроколе
Как жгутами, играя Феклами.

Хладнокожием вторя олову,
Породив протокол сгорания,
Запишу, наборделив голову,
Что удавка - судьба – пиранья...".


46. Рейтинг снижается при заимствовании целых фраз из известных стихов и песен (если это только не сделано в целях компилятивного стёба): «Серый в яблоках конь», «Листья желтые над городом кружатся, нежным пологом они кругом ложатся». «Твои волосы пахнут ладаном».


47. В стихе у глаголов нужно соблюдать или совершенную форму или же несовершенную. Если у вас все глаголы в несовершенном виде, а потом вдруг в совершенном, то за это рейтинг снижается.
Например в стихе Сергея Шуговитова сначала все глаголы несовершенные (вытиралась, мылась, пахла), а потом вдруг ни с того ни с сего употребляетcя глагол совершенный - "завязала", и далее - "отдохну".

"Косолапая осень,
Заблудилась в лесу.
Листья-посланья
Побросала в росу.
Ковыляла старуха
Своею клюкой.
Птиц разогнала:
"Летите домой!"
Дождем она мылась.
Мхами немятыми
Она вытиралась,
Пахла опятами.
Паутиной седой
Завязала тропу.
Отдохну я немного,
И дальше пойду".

48. Рифмовка длинных существительных типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...» относится к слабым видам рифмы. К примеру, в стихе Игоря Даньшина http://www.stihi.ru/2007/04/24-307 это "эманация - галлюцинация", "фантазия - эвтаназия". Прибавляй себе к существительным "ия" и нет проблем с рифмой. Чаще всего такое происходит при дактилической рифме, которая в настоящее время относится к слабым рифмам.

Рейтинг за это снижается.

49. Придаточное предложение в сложноподчинённом всегда относится к последнему существительному. При нарушении этого правила получается смысловая путаница, которая снижает рейтинг стиха. Вот хотя бы такой пример: "С трибуны слезла доярка, и на неё тут же взобрался председатель". Автор, естественно, имел в виду трибуну, но по правилам глагол относится к последнему существительному.

Есть даже анекдот на эту тему:

Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:
- Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом. Так новичок-подмастерье сразу стал кузнецом.

50. Если Вам не о чем писать и это чувствуется по стиху, то рейтинг снижается.

"Мне не жаль бумаги,
Мне не жаль чернил.
Hо о чем писать мне,
Если свет не мил?"

51. Философствования на примитивном уровне снижают ценность стиха:

"Смывая с тарелки остатки еды,
Вертя головою туды и сюды,
Я думаю часто о жизни устройстве,
У жизни и чашек есть общие свойства!"

52. Морализаторство и политические темы у нас не приветствуются.

53. "Датская" поэзия - стихи, написанные к дням рождения и датам тоже не подходят к нашему конкурсу.

54. Стихи о маме, папе, бабушке, дедушке больше подходят для вашего приватного пользования, нежели для нашего конкурса.

55. Сильно ослабляет стих сочетание выражений прошлого века: «сладкая нега», «когда я сень природы лицезрел», «души томление», «юности горенье», «со всех окружних нив», «сказочный чертог» и т.п. с современными выражениями.

56. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми. Стоящий до определяемого слова причастный оборот не выделяется запятыми.

57. Несмотря на то, что ещё Джеймс Джoйс  стo лет назад писал без запятых, мы рассматриваем отсутствие "препинаков" как минус стиху.  За исключением тех моментов, когда автор умышленно не ставит запятой, чтобы придать двойной смысл написанному.

58. Не следует ставить в множественное число неисчисляемые существительные.
http://stihi.ru/2009/11/26/3765

59. Почти в каждом 3 стихе встречаются крылья. Они бывают у ангелов, у мужчин, у женщин, у лошадей, у собак и даже у ёжиков... Увеличение процента подобных стихов не приветствуется нами.

60. Отсутствие правильного выделения вводных слов запятыми.


61. Если автор  в словах использует только прописные буквы, то это говорит об отклонениях в его психике, и, естественно, этот способ написания не поощряется высокими баллами  в стихах. ТАК ЧТО ОБРАЩАЙТЕ НА ЭТО ВНИМАНИЕ:-)

62. 70 правил русского языка
http://www.libo.ru/libo1877.html

63. Недопустима в стихах рифма при помощи однокоренных существительных, например: "ботинки - полуботинки".









За что нужно повышать оценки и на сколько баллов:

0. Мы не сторонники препарирования стихов, поэтому самым главным в оценке считаем общее впечатление редактора о произведении. Дело в том, что если даже один или несколько из его (произведения) параметров не особо сильны, а стих, несмотря на это, вызывает у редактора моменты сопереживания, то этот стих "живой", и оценка его должна быть высокой.
Но также мы считаем, что должна существовать и обратная сторона медали. Ведь эмоциональное восхищение стихом должно быть подкреплено разумными критериями, а именно:

1. Русский язык иногда недостаточно "велик и могуч". Так, к примеру, в нём есть выражение "с глазу на глаз", но нет выражения "с глазу на глаз втроём" (unter 6 Augen), есть существительное "одиночество", но нет существительного "двучество" (Одиночество вдвоём -Zweisamkeit), есть общий бегриф "пальцы", но нет специального бегрифа "Палец на руке" (Finger) или палец на ноге (Zehe). Исходя из этого мы считаем оправданным вставление более функциональных в конкретных случаях иностранных слов в текст стиха, и поощряем эти находки баллами от одного до двух. При этом под стихом должна быть обязательно сноска с переводом.

2. Рифмовку русских слов с иностранными, мы считаем допустимой нормой. При удачной рифме мы добавляем 1 балл при условии сноски с переводом. Мы согласны с мнениём И. Бродского, что иностранные языки можно рассматривать как бесконечные синонимические ряды к русским бегрифам.

3. Умение несколькими штрихами выразить очень глубокую мысль. Причём если произведение слегка иронически отлакировано, то это нам (и не только нам) очень нравится и, естественно, за это начисляются баллы, от 1 до 3. Классический пример такого стиха на нашём конкурсе:
http://stihi.ru/2009/06/02/692

4. По международным правилам, краткое цитирование маленького обрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав. Если это умелая мастерская компиляция, ведущая к появлёнию новых, свежих мыслей в тексте (как, например, в текстах Тимура Шаова), то мы это приветствуем и начисляем премиальные баллы от 1 до 3.

5. Мы начисляем баллы от 1 до 3 за очень точные рифмы. Примером являются многие рифмы у Игоря Царёва, такие как "черри пах-черепах".

http://stihi.ru/2008/08/30/1799

"Душный вечер недопитым черри пах.
Я, сказав официантке «данке шон»,
Слушал мысли в черепах у черепах,
В толстый панцирь спать залезших нагишом.
Ощущал себя то мышью, то совой,
Старым буйволом, забитым на пари,
То стервятником, что грезит синевой,
Где со стервой своей первою парил..."

Наиболее высоко оцениваются рифмы-гетерограммы.
http://stihi.ru/2010/01/20/3697

6. Умышленная амфиболия в стихе приветствуется (от 1 до 3 призовых баллов).
Коллекция амфиболий здесь:
http://stihi.ru/2010/01/21/971

7. За умело использованный анжамбман,  мы прибавляем от 1 до 2 баллов.

8. И.Бродский выделил восходящую и нисходящую метафоры.
Пример нисходящей метафоры у Михаила Горшмана:
"А в глазах живет тревога, а в ботинках – носки"
За умелое использование нисходящей и восходящей метафор мы прибавляем 1-2 балла.

9. За умелую персонификацию набавляется от 1 до 4 баллов.
Примером мастерской персонификации является стих И.Царёва.
"Жестокий романс"
http://www.stihi.ru/2002/07/01-466

10. За умелую аллитерацию.
АЛЛИТЕРА;ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков.
На нашем конкурсе примером может служить стих Виктора Калениченко:

http://www.stihi.ru/2009/11/25/1836

Неприметные мыши

Солнышко жаром навязчиво пышет,
Лучики в кронах причудливо пляшут,
Тихо шуршат неприметные мыши,
Просто зверюшки — ни нашим, ни вашим.

Если сказать неожиданно кыш им -
Мыши прикроют опасливо уши
И устремятся туда, где потише,
И затаятся в местах, где посуше...

Если поставить тарелочку каши,
То застесняются робкие мыши:
Мол, заберите назад, это ваше,
Как-то неловко... и сытые мы же...

Тщетно им что-то втолковывать: мыши,
Даже не станут напутствия слушать,
Кротко притихнут, как будто не дышат,
И ни за что тишину не нарушат.


11. Баллы прибавляются при наличии внутренней рифмы в стихе.

12. Авторскую рифму мы считаем одним из главных признаков мастерства.
АВТОРСКАЯ РИФМА  - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде.

13. Наличие эпифор, облегчающих путь к пониманию стиха.

14. Наличие анаграммных рифм (предложение внесено Нейл).

15. Аллитерация и тавтограмма, особенно в детских стихах.

16. Смысловые инверсии – наша слабость:-)


Рецензии
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.