Итоги декабря. Лёша Ефимов

То и дело мне попадаются умные статьи, где утверждается, что «поэзия должна». Должна приращивать смыслы, должна открывать новые пласты, должна соответствовать ритму времени, должна быть глуповатой, должна, должна, должна…
Я не настолько самоуверен, я не думаю, что поэзия что-то должна лично мне. Также не думаю, что она, по недомыслию или халатности, задолжала кому-то ещё, будь то Дмитрий Кузьмин, Андрей Коровин, Алексей Алёхин, Виктор Топоров, Виталий Пуханов, Данила Файзов, Леонид Костюков, Андрей Василевский и кто угодно другой из уважаемых мною людей.
Поэзия – целое, а мы – малые её части, не дело капли рассуждать, каким должно быть море. Каждое слово, каждая строчка, каждый стих, пусть на него навесят хоть сотню ярлыков «графомания», зачем-то появился на свет. Всё в этом мире появляется не случайно, и если вы знаете точно, что в этом мире хорошо, а что плохо, значит вы умнее не только меня, но и Господа Бога. Меня самого называли гением столько же раз, сколько называли законченным графоманом. Кого мне слушать? Конечно, приятнее первых. Но вторые – те же люди, достойны такого же уважения и любви, и отрицать их мнение – значит отрицать их существование. Поэтому все эти громкие эпитеты, относящиеся не только ко мне, но и к любому другому пишущему, я вежливо пропускаю мимо ушей. Если составить список тех, кого называли «первым поэтом современности»,  он окажется размером с небольшой телефонный справочник. Кто только не удостаивался этого звучного эпитета от народной молвы – Дима Быков, Дмитрий Воденников, Вера Павлова, Алексей Цветков, Веро4ка Полозкова, Андрей Родионов, Александр Кабанов и так далее со всеми остановками. Каждый пытливый читатель может продолжить этот список до бесконечности.

Теперь, как водится у нас, графоманов, я срифмую эту бесконечность с вечностью.
Все уважаемые господа эксперты всё время апеллируют к вечности, с уверенностью, достойной лучшего применения, как будто им доподлинно известно, что именно ей, вечности, от нас нужно. Они мне напоминают священнослужителей, которым доподлинно известно, чего хочет Бог. Ну-ну.
На борту «Титаника» был и первый класс, и второй, и люкс, но перед айсбергом все оказались равны. Вот и мы равны перед поэзией – первый московский поэт, обласканный толстыми журналами и восторженными критиками и безвестный автор «Стихов.ру», на страничку которого зашёл десяток – другой случайных читателей.

Поэтому к любому творчеству, насколько бы оно было интересно или неинтересно мне, я отношусь с уважением. Что-то мне нравится, что-то нет, но никогда я не буду обосновывать свой выбор словами «поэзия должна», вещая от имени её, болезной. Впрочем, я вообще никак не буду обосновывать свой выбор. Это я, как вы поняли, уже плавно перехожу к лонг-листу конкурса. Просто есть тексты, которые, прочитав, вдруг захотел прочитать ещё раз, чтобы поймать то едва уловимое ощущение, которое беззвучно скользнуло от глаз к самому сердцу. И когда оно есть, уже неважно, кому автор подражает, в какой стилистике пишет, «традиционалист» он или «экспериментатор». Так что, возможно, я не самая лучшая кандидатура для участия в жюри различных конкурсов, не ориентируюсь я в контекстах и тенденциях.

Что касается декабрьского листа, могу сказать, что выбор был очень труден, и это не дань вежливости, а факт. Все стихи хороши по-своему, и каждый из них достоин своего читателя. С удивлением и радостью я обнаружил, что со многими из авторов я знаком лично, и отношусь к ним и их творчеству с искренней симпатией.  Однако, это накладывает и определённые обязательства – а не подменяется ли попытка оценить стихотворение объективно (а бывает ли она, объективность?)  личной симпатией? Поэтому к стихам знакомых мне людей я относился с удвоенной критичностью. Надеюсь, они поймут меня правильно. И тем не менее из десяти стихотворений четыре принадлежат автором которых я знаю, поэтому с готовностью приму любые обвинения в пристрастности, тусовочности и своячестве. В своё оправдание могу только сказать, что ещё столько же любимых мною авторов не попали в конечный список.

В общем, к чему я, собственно, клоню?
Какие бы стихи не отметил этот болван из жюри, для каждого из нас главное – быть уверенным в том, что он делает, и получать от этого радость. Поэзия – это не только пыльные тома в библиотеке и не столько строчки в учебниках литературы. Это все мы, каждый из нас, мусолящий карандаш или мучающий клавиатуру, каждый наш вздох, каждое слово. И даже молчание.

Люблю вас

ВАЛЕРЬЯНКА, "лето наощупь"

http://stihi.ru/2004/05/11-466 номинатор Гоша Спектор

АЛЕКСЕЙ ЕРОШИН, "Ужасное происшествие"

http://www.stihi.ru/2007/10/13/2533 номинатор Светлана Езерская

АНТОН ПРОЗОРОВ, "говорит оттуда..."

http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475 номинатор Ноев Ковчег

СЕРГЕЙ АРУТЮНОВ, "Сколько жизней сгорело с тех пор..."

http://stihi.ru/2009/12/03/3484 номинатор Алекс Павлов

ИРИНА ЧЕЧИНА, "Не любите поэтесс, мужчины"

http://stihi.ru/2004/11/16-1183 номинатор Смарагда

АНЯ.РУ, "прощание словянки"

http://stihi.ru/2009/11/12/4524 номинатор Галина Щекина

ГАЛИНА РЫМБУ, «дети в городских кинотеатрах»

http://stihi.ru/2009/11/12/3293 номинатор Натан Хлебник

МАРИНА ЧЕШЕВА, «Когда и птицы в дереве не спят»

http://stihi.ru/2009/12/07/7308 номинатор Натан Хлебник

СОНЯ ПАЩЕВСКАЯ, "в единственном числе"

http://www.stihi.ru/2009/04/13/7846 номинатор Лада Миллер

АНДРЕЙ КАМЕНСКИХ, "Утренний стих"

http://www.stihi.ru/2009/06/07/1310 номинатор Игорь Михайлов


Рецензии
Ай, молодец, Леша Ефимов! За такую текстовку все отдай -не жалко! если под ней когда-нибудь будут проводить сбор подписей, я подпишусь несколько десятков миллионов раз.

Ольга Шевелева   13.01.2010 01:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.