Футурхайку. Трансформация жанров. Пособие для начи

I.
ПОЧТИ ЧИГРАКОВ (ВСТУПЛЕНИЕ)

А не спеть ли мне
Песню о любви, а не
Выдумать ли жанр?


ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС - любой жанр можно трансформировать в самых разных вариациях, сохраняя лучшее и привнося при этом что-то новое.

Эти приёмы будут разобраны на примере трансформации хайку в футурхайку.
 
Помимо приобретения новых форм и самых разных выразительных средств, прежде всего экспериментальных и футуристических, так же частично меняется суть, сверкаяя новыми гранями.Отметим, что классическая схема 5-7-5 сохранена во всех вариантах.

Сразу оговорюсь: эксперимент ради эксперимента по принципу: "Сбросим Пушкина и Басё с парохода современности" или "Смотрите, как я могу!" - это отнюдь не цель. Цель - не разрушение и не вызов непонятно кому, а именно постепенная трансцендентно-футуристическая трансформация в лучших восточных традициях, сохраняя хорошее и при этом улучшая.
 
И можно сколько угодно говорить, что это не нужно, мол, и так красиво. Красиво, конечно, и мои варианты - отнюдь не обязательны, но чем больше будет вариантов, тем лучше.

В принципе, все эти приёмы - это попытка перекинуть мост между левым и правым полушариями мозга, между логикой и абстракцией, находя красоту в обоих, осовременивая жанр, выражая им новые вещи и давая больший простор для творчества.

Все эти приёмы абсолютно применимы для любого жанра, и все разбираемые варианты имеют полное право на жизнь.

Что ж, от слов - к делу.

II
КЛАССИЧЕСКОЕ ФУТУРХАЙКУ

Шаг первый:

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Открыл почтовый
Ящик - пуст. Как хотел бы,
Чтоб там была ты!

Открыл почтовый
Ящик - пуст. Встретились вновь
Здесь две пустоты.

Абсолютно классические по сути своей хайку, но добавляется рифма. Без преувеличения, огромный шаг в сторону от традиции.Получается как бы классическое стихотворение, записанное в форме и с эстетикой хайку, или наоборот: хайку, приближенное к классическому европейскому стихотворению с сохранением твёрдой формы и японской эстетики.

Шаг второй:

АГНИПРИЧАСТИЕ

Агни огнями
Ест Агнца с нами. Горит
Сердце огнями.

Чисто европейская картинка в сочетании с японской лаконичностью, созерцательностью, запечатлевшей миг, и оригинальностью. Рифма есть, причём в рамках одного хайку, и даже появились аллитерации.
Но по сути, стих классический т.к. нет футуристического чеканного слога, и рифма мягкая, женская. Звучание, да и картинка классические, средневеково-библейские.
Не говорю, что плохо - наоборот, всё замечательно, ещё один вариант. Но идти дальше можно? Можно. Значит, идём.


Побочные варианты:

НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ

Там живёт мой дед.
Там были рождены мы.
Там буду и я.


ЭФИР

Нос наполнен им.
Ящик переполнен им.
Мир связан лишь им.

Как видите, построенно немного не так, как предыдущее, но по сути близко.


ВОЗДУХ

-----
-------
Его не видно.


Оригинально, какую-то суть ухватывает, и так тоже можно, но, согласитесь, вариант не оптимален. Так, боковая ветка эволюции, хоть и хорошо по - своему.

Шаг третий:

КРУГОВОРОТ ВОД

Летели рыбы
Сквозь водопад-небосвод:
Круговорот вод.


Вот это действительно футурхайку в полной мере т.е. в плане того, что это уже не просто эксперимент, а именно футуризм. Классический добротный футуризм а-ля Маяковский, построенный на чеканном слоге, мужской рифме и аллитерациях, без серьёзных усложнений и зауми. При этом сохраняется чистейшая японская созерцательность и запечетление мига, и добавляется имажинистская сюрреалистичность.

Повторюсь: все предыдущие варианты - тоже футурхайку, и тоже замечательны, и ими надо обязательно пользоваться. Но если говорить именно о футуризме, то в чистом виде он здесь.

Вот теперь мы получили базу и от неё можем идти и варьировать дальше, добавляя усложнения и что-то меняя, как и Маяковский был и остаётся основной базой для всех футуристов. Позже и до зауми дойдём - куда ж без неё? :-)

III
УСЛОЖНЕНИЯ

Усложнения, в моём понимании - это прежде всего акростихи, анафористика, палиндромы и кое-что ещё.

Начнём:

МИР-РИМ ч.1

Место такое:
_Ищет что-то здесь каждый.
__Разыщут не все.

__Разыскать сложно,
_И потому сложно, что
Место такое.


МИР-РИМ ч.2

Могучий МордоР,
_Истоки ИсландиИ,
__Размах Рио - РиМ,

__Рур ревёт РогоМ,
_Играют ИрландиИ:
Множество Мест – миР.


В первом варианте отошли от футуристического наполнения, полностью сохранив суть, созерцательность и лёгкую меланхолию хайку, только добавив акропалиндром Мир-Рим и боргиловскую змейку (так, на мой взгляд, намного красивее, чем просто в столбик, а хайку и должны быть красивыми).

Короче говоря, та же классическая картина в более красивой раме.

Во втором варианте - усложнение формы почти до максимума: 3 линии акропалиндрома, анафористика, футурслог, рифма, змейка... и смысл вроде есть :-)) При этом сохраняется лаконичность, образность и схема 5-7-5, а созерцательность... Она не теряется, а как-то трансформируется, и получается не японская, а европейская (более активная) в сочетании с мощным лозунгом. Инь-Ян, Восток-Запад, противоположности всегда встречаются.
Вот про это, собственно, я и говорил в самом начале, и так часто и будет происходить. На мой взгляд, это только хорошо, учитывая, что есть много тех футурхайку, где сохранён чисто японский подход. Хотя бы предыдущее посмотрите. И вообще, все варианты возможны, все имеют плюсы.

Поэтому, делаем вывод на основе этих 2 примеров: любые усложнения и изменения формы можно использовать как для частичного изменения сути жанра, так и просто для красоты, абсолютно не меняя сути. Выбор - за автором.

Посмотрим другие варианты.

Например, возьмём редчайшую форму акростиха - акролинию (т.е. горизонтальный акростих), придуманную Александром Мансуровым, добавим к обычному акростиху, добавим рифму, и получим вот такое:


МИМ-ИМИ

МимИграеМы,
ИщеМоментИгривы,
МолИмолчиМы.


Для "председателей земного шара" и любителей высшего пилотажа можно вот так:

ЯРО

Яр аз, и зарЯ -
Рог силы тот, и лис гоР-
Огонь ИногО.


Дуоакрохайку, полностью написанное палиндромами.

Ещё можно хайкусеквенцию (большой привет Евгению Дюрингу :-). Правда, из-за стилистических особенностей секвенции здесь лучше не хайку, а танка. Добавим ещё анафористику и акростих:

СМЕРТЬ

Смерть - снег спадает,
_Мальмстрим Мёртвого моря,
__Единение,
_Рассвет разлившихся рек,
Тело тишины.


Можно ещё зарифмовать, и ещё чего-нибудь добавить и изменить, в частности, вернуть классический вариант "Х похоже на"...

А вот это - психоделическое хайку и танка, для любителей трипов :-) на ту же тему, что и предыдущее. Можно ещё сказать, что это даже немного готика (по первому хайку):

СУИЦИД НАРКОМАНА

Дыры глаз пусты,
_Лишь крылья железные:
Ангелы... Уже?

Иглы в пасть неба -
_Наркоз. Воздуха мало
__На высоте крыш.
_Скоро стану я рыбой,
В синь-море нырнув,

Глаз анемоны
_Яблоками зацветут
В красное ничто.


По сути, абсолютно те же хайку и танка, только образы не классические, а из психоделики. Можно и усложнить по испытанной схеме с анафористикой, акростихом и т.д. до бесконечности.

А вот - музыкальное хайку. Форма перекликается с К. Кедровым, может, ещё с кем-то:

ДУХ РОССИИ

РазДОльем гоРЕл,
_МИра оплот без ФАнФАр,
СОЛЬ-земЛЯ, рос СИнь.


С усложнениями - всё то же. Конкретно здесь можно очень красиво сделать, кстати.

Ещё возможный вариант - графическое хайку. Кому не лень, попробуйте. Мне - уже лень :-)

Ну, и как ещё один красивый вариант усложнения, который, правда, придумал отнюдь не я - это "Зеркальная танка" Боргила. Такой диалог с собственным двойником. Посмотрите, рекомендую.

Может, ещё какие есть - просто на глаза не попадались.

А теперь

БАРАБАННАЯ ДРОБЬ...

Переходим к самому весёлому :-))))


IV.
ZАУМЬ

Заумь на то и заумь, что может быть какая угодно. Рассмотрим только одно направление - точные науки, ибо хайку а-ля дыр бул щыр убещур я себе плохо представляю :-)

Сразу отмечу: здесь пока нет достаточно подробных примеров, поэтому многое объясняю просто на словах.

Прежде чем приводить примеры и разбирать, скажу вот что: это не такая уж и заумь. В ней есть свой смысл и своя созерцательность, но нужно иметь определённый настрой и обладать определёнными знаниями, чтоб её увидеть, а я называю это заумью именно потому, что большинство это воспримет только как заумь.

Итак:
Вариант 1 - хайку на языках программирования.

Пример:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЮБОВЬ.

111 01
101001 1
101 01

Перевод на человеческий:

Это вирус, жар:
В системе пожар. Даже
Машины любят.


Обратите внимание на то, как выглядит оригинал. Здесь дело не в смысле - он в переводе. Дело именно во внешнем виде. Как Вы можете заметить, там есть элементы акростиха, графического стиха, слова "жар", "пожар" и "любят" обозначены как 01, а "система" и "машина" (почти синонимы в данном случае) - как 101. Вообщем, не всё так просто :-) хотя особый смысл искать здесь не рекомендую - заумь, она на то и заумь.

Это - машинный код. В идеале должна быть нормальная запись реальной команды (или даже короткий алгоритм) на каком-либо языке программирования. Можно даже что-нибудь очень лиричное, например: каждый раз, когда она делает шаг, целуй песок :-))) Я ими просто не владею. Потом, может, разберусь немного.


Вариант 2 - хайку на языке формул.

Пример:

ТРИ ЗАКОНА НЬЮТОНА

F = ma
F = mgh
F = -F


1-ый и 2-ой законы переставлены местами. Для красоты :-) Сути всё равно не меняет.

Возможны физические или химические формулы и реакции, а также математические примеры и уравнения. Оные можно снабжать графиками или подробным решением в виде последующего танка. По-моему, в отношении Японии такой подход очень актуален, как, впрочем, и предыдущий.

Главное - чтоб это была не бессмыслица: всё должно быть логично взаимосвязано и иллюстрировать какой-нибудь природный закон, реальную химреакцию, реальное уравнение и т.д.
Также могут быть обычные человеческие понятия и ситуации (любовь, война, жизнь, смерть и т.д.), выраженные языком точных наук (уравнений и т.д.)
Кроме того, должен соблюдаться пропорциональный внешний вид. Грубо говоря, 1 строчка - дано, 2 строчка - решение, реакция и т.д., 3 строчка - ответ.


Вариант 3:

А вот это - для любителей нумерологии. Как раз другая созерцательность в чистом виде ( т.е. не словесная ), которая также может помогать мыслить или, наоборот, медитировать. Для человека же, которому это не близко - просто заумь с названиями, претендующими на оригинальность:


Примеры:


ИСТОЧНИК

11111
1111111
11111

ВЛЮБЛЁННЫЕ. ВЕЧНЫЙ ВЫБОР. ТАЙНА

22222
2222222
22222

ТРОИЦА

33333
3333333
33333

АССАСИН. МЯТЕЖНИК

44444
4444444
44444

ДИПЛОМАТ. МЕРКУРИЙ

55555
5555555
55555

ЛЮБОВЬ И ДЬЯВОЛ В МЕЛОЧАХ

66666
6666666
66666

ИГРОК. ИЛЛЮЗИЯ.

77777
7777777
77777

СОЗЕРЦАТЕЛЬ. ВЕРШИНА, ПРОПАСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО В БЕСКОНЕЧНОСТИ

88888
8888888
88888

АРХАТОВОЙСКО.

99999
9999999
99999


Вариант 4:


Здесь пример приводить не буду. Просто скажу - хайку, как и любой стих, можно кодировать. Как? Как угодно, способов - десятки.


Вариант 5 с всего лишь одним существующим примером:


ДЗЕН-ХАЙКУ О СОВЕРШЕНСТВЕ






А вот это - вершина зауми и вершина нормального японского хайку одновременно. Однако, это не творчество и не стихи - это гораздо выше. Поэтому привожу так, для сведения.

V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напоследок ещё раз повторюсь:

1) это - не только о хайку. Все эти приёмы можно использовать для трансформации абсолютно любого жанра;

2) можно писать прекрасные, даже шедевральные стихи, полностью обходясь без этого. Но в использовании этих приёмов я также ничего дурного не вижу т.к. форма идёт не в ущерб сути, а только дополняя её.

Ну вот, пожалуй, и всё. Надеюсь, я Вас не утомил, и Вам было интересно. Успехов в жизни и творчестве! И, конечно, всегда будет интересно услышать Ваши варианты.


Con todo respeto,
еspeciale a mis hermanos futuristos,
Intacto.


Рецензии
Илья Фоняков как-то мне написал, а я уже цитировал,но не лишне здесь напомнить:
– Для меня вся поэзия - авангард. Пушкин – авангард, Блок – авангард, Заболоцкий – авангард. Авангард – всё, что смело, свежо, оригинально, истинно. Форма выражения – ритмические вариации, наличие или отсутствие знаков препинания, степень метафорической изощрённости – вопрос второй.

Традиционная форма – нормальный литературный язык, классическая ритмика, логичность и ясность – лишь наиболее естественная форма выражения поэтической мысли. Она всегда будет существовать и всегда будет преобладать. Но всегда будут существовать и иные формы. Можно всё, даже вообще без слов.

Как-то в Новосибирске меня поразила «поэма» некоего А.Сурнина, составленная из одних цифр:

1, 2

3, 4

5, 6

7, 8

9, 10

11, 12
13
И ведь понятно же, о чём! О трагедии «непарности», одиночества, о драме того, кому выпал несчастливый (тринадцатый!) номер. Крик души. А если нет этого крика (писка, шепота, бормотания и т.д.) – тут хоть как извернись, всё равно получится непоэзия, арьергард, уныло перемешивающий сапогами ту пыль, которую подняли идущие впереди тебя.

Владимир Монахов   20.12.2007 07:10     Заявить о нарушении
Владимир, Вы, собственно, сказали о САМОМ главном. И бесспорно, я с Вами согласен, т.к. я и сам стремился не к "авангарду", "концептуальности" и пр., а просто к Новому, Интересному, и писал совершенно искренне.
Просто я как раз и хотел навести людей на мысль, что простор для творчества бесконечен, и тот самый крик души можно выразить как угодно. Ну, Вы об этом и говорили :-)

Интакто   20.12.2007 07:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.