Александр Лосов - написанные рецензии

Рецензия на «в темноте» (Ксения Мында)

Чувство узнавания

Оторопь берёт. Нет, серьёзно, читатель. Читаю стихотворение Ксении и узнаю себя. Мысли-то такие же! С той только разницей, что у неё любимый, а у меня любимая. У неё от любимого кулон, а у меня от моей любимой другая вещица. И Богу тоже молюсь за любимую.
И перед внутренним взором лицо Её у меня всегда стоит, стоит только глаза закрыть, а если вещицу эту, Ею подаренную, в руки взять, то я почувствую, как любимая меня по голове гладит…
И думаю я о Ней постоянно. Ежечасно. Ежеминутно.
Вот только цвет глаз забыть не смогу. Никогда. Даже забывшись. А если забуду, то природа напомнит мне. Выйду на улицу в солнечный день и увижу этот цвет во весь небосвод. Глаза у Неё цвета Неба!
Что ж мы мыслим-то с Ксенией одинаково так? Прямо как брат с сестрой. Будто воспитывались вместе.
Кстати, всегда хотел, чтобы у меня была талантливая, внимательная, заботливая, тактичная сестра. Бог не дал. Или всё-таки дал?

Александр Лосов   19.05.2024 18:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тебя, как дьявола, крестом» (Мария Кулик Белова)

Вот, Мария, наша с Вами общая знакомая Ольга Евгеньевна куда меня невольно привела! К Вам на страничку – то есть в поэтическую сокровищницу. Глаза разбегаются! Одних заглавий достаточно – это какое-то пиршество вкуса! Как в дорогом ресторане открываешь меню, а там названия блюд – одно ярче другого! И все загадочные и от того притягательные!
Мог ли я стихотворение про дьявола не прочесть? Интересно же!
И вдвойне интересен женский взгляд на проблему! В моей жизни не так давно появился Ангел, который (которая, конечно же) сразу же завладел всеми мыслями, желаниями и мечтами. Благодаря которому я и стал поэтом.
Мужчинам легче, чем женщинам. Мы должны завоёвывать, мы должны бороться за любимую, это нормально и общественно поощряемо. Женщины – сокровище сами по себе и бороться за мужчин не должны. Так считается. Так принято.
Но что делать, когда этот дьявол завладевает сердцем, и никак его оттуда не изгнать? Вопрос и сложный, и одновременно простой. Сложный потому, что не понятно, что делать-то с ним, с дьяволом этим? А что можно сделать? Вообще-то, что угодно. Что хотите, то и можно. Хотите – за вами бегать будет, хвостиком вилять и в глаза умильно заглядывать. Забыть его хотите – тоже легко. Правда тонкость есть – сердце, привыкшее, что в нём кто-то живёт, пустым оставаться не должно. Тут клин клином – вместо старого дьяволка нового поселить нужно. Где взять его, нового? Да вон их сколько. Любого брать можно. Все в доступе. Да-да, вообще все.
Теперь самое главное. Какие заклинания говорить, заговоры заговаривать и приворотные зелья варить? Сейчас с духом соберусь и секрет выдам… В одно слово ответ упакую… Никакие!
Дело в том, что (все тут люди взрослые, 18+) любые отношения мужчин и женщин базируются на эротизме. Иначе не бывает никак. И умелым, тактичным воздействием на самую чувствительную эрогенную зону любого человека (любого, да!) можно сделать своим… другом. Эрогенная зона эта одинакова и у мужчин, и у женщин. Она большая и найти её легко. Это наш мозг. Не через желудок путь к сердцу лежит, не через какие-то другие порталы. Только через мозг. Там прямая магистраль к сердцу. Так проще всего.
Обычная прикладная психология. Простейшая, как карандаш. Главное понять – нужен этот человек или нет. Вот вопрос вопросов. Остальное, как говорится, дело техники.
Эк, куда читателя стихотворения Марии занесло! В психологию межличностных отношений. Вот, что значит настоящая поэзия!
Спасибо, Мария, за чудесные стихи!

Александр Лосов   19.05.2024 17:24     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Александр, за вашу обратную связь! Очень приятно) 🤗

Мария Кулик Белова   19.05.2024 23:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мой май» (Ксения Мында)

Вне времени

Это потрясающее стихотворение Ксении находится вне времени. Оно может относиться к событиям наших дней, ко времени чеченских кампаний, к афганской войне, к Великой Отечественной, к гражданской, к Первой мировой, к русско-японской… Я могу продолжать раскручивать ленту времени вглубь веков, но сути дела это не поменяет. Во все века российские солдаты закрывали собой Отечество, и во все века женская любовь помогала им выживать в самых тяжёлых ситуациях.
"Мне помогла ее фраза: “Люби!”" – вот квинтэссенция всего! За любовь воюют наши солдаты. За любовь к Родине. За любовь к Матери. За любовь к Женщине. Таково мужское предназначение.
Так что это стихотворение Ксении и про нас, мужчин. Напоминает оно нам о нашей важнейшей функции – защищать. Не щадя себя защищать то, что нам дорого, то, что нам свято, тех, кого мы любим.
Несмотря на детальное и очень наглядное, я бы сказал профессиональное, описание минно-взрывных ранений и страданий раненого, стихотворение у Ксении получилось оптимистическим. Солдат-то вернулся домой. Живым. Пусть без руки и без ноги. Это значит, что комиссован он вчистую. Он полностью отдал Родине долг и больше не попадёт на фронт. Он гарантированно выжил. И он научится и жить с одной рукой, и ходить на протезе. Он сумеет. Он сдюжит.
И его будет любить женщина!
Он заслужил эту любовь!

Александр Лосов   18.05.2024 19:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Я в 30 лет и в 40» (Ольга Евгеньевна Шестопалова)

Ольга Евгеньевна очень хитроумный человек. И глубоко мыслящий. Очень афористично и образно. Такие стихи одно удовольствие анализировать! Вот люди думают, что это стихотворение на производственную тематику. Не-а! Это про состояние души, это про психологию.
«Я в тридцать лет и в сорок-
Два разных человека»
В двух строчках весь смысл. В психологической эволюции, которая приходит с возрастом. И я такой с мужской позиции как осмелюсь, да как брякну: «Да бросьте Вы! Да у женщин, с нашей мужской точки зрения, только два возраста – до 20 и чуть за 20!». Не видим мы разницы! У кого угодно спросите!
А героиня стихотворения разницу видит. И чувствует себя по-иному. В 40 лет она более свободна и раскована, чем в 30. Ну, а я-то о чём? Вот мы, мужчины, видим такую раскованность и думаем: «Клёвая девчонка!». Нет, серьёзно. Я знаю, о чём говорю. Стихи мои тому порукой – там сплошная любовная лирика, адресованная вот именно такой клёвой девчонке!
Так, это было читательское восприятие, если что. Переходим к анализу произведения.
Портрет героини написан лёгкими, невесомыми и одновременно чёткими штрихами. Это такой выполненный умелым мастером карандашный набросок. Слов затрачено минимум, а цельный образ перед глазами! Большой мастер писал!
Строки про начальство, позвольте заметить, это в целом о предпочтениях. На основе личного опыта автора. А как иначе? Все мы на основе личного опыта пишем. Так что, читатели-мужчины, это в наш огород камешек. Это мы с вами серых, тихих и меланхоличных любим. Вообще-то, это кто как, но в целом – именно так. Мужчины в большинстве своём пугливы. Боятся яркости, боятся возможной конкуренции за яркую женщину. А «серенькую», думают, и не заметит никто, и можно будет над ней спокойненько доминировать, конкуренции не опасаться, и все её попытки сменить оперение на более яркое пресекать. Фига с два! Придётся, мужики, вам конкурировать и за серенькую, и за меланхоличную… Придётся, как в «Алисе в Стране чудес», очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. За женщину всегда воевать надо. За любую. Это каждый мужчина должен золотыми буквами зарубить у себя на носу, иначе будет потом сетовать о своих несбывшихся надеждах и винить всех вокруг. А виноват-то сам.
А не выделяться у яркой женщины не получится. Во что бы она ни одевалась. Хоть в картофельный мешок. Все помнят такую нашумевшую в своё время фотосессию?
И скучной до безобразья у женщины быть не получится. Вообще-то, между нами говоря, веселить и развлекать – это прерогатива мужчин. И если кому-то женщина кажется скучной, не сомневайтесь, найдётся тот, кто поставит себе за цель её развеселить. И он этой цели добьётся.
По поводу воды и каши ничего не скажу – это вопрос личных пристрастий. Если концерт и ресторанное меню по каким-то причинам неприемлемы, тогда конечно. Это – на вкус и цвет…
А в битве с собою очень желательно, во-первых, представлять себе цель этой битвы (в чём именно будет заключаться победа?) и иметь союзника. Рука об руку с союзником биться всегда легче, даже если это битва с собой.
Вот, друзья. Относительно небольшое стихотворение Ольги Евгеньевны, а столько мыслей вызвало у простого читателя! Это говорит о том, что мы имеем дело с настоящей поэзией. Заставляющей думать, чувствовать, сопереживать. И излагать свои мысли. Именно для этого поэзия и предназначена – для мыслей и чувств. И Ольша Евгеньевна пишет именно так.

Александр Лосов   18.05.2024 18:16     Заявить о нарушении
Александр, спасибо Вам за такой интересный и подробный отзыв, он мне кажется даже любопытней самого предмета изучения))) Вы прям мастер слова. Вы не психолог случайно? Обязательно ознакомлюсь с Вашим творчеством

Ольга Евгеньевна Шестопалова   18.05.2024 20:22   Заявить о нарушении
Ольга Евгеньевна, раз спросили - отвечу. И психолог тоже. И ещё много кто. А стихи Ваши - чудесный предмет и для психологического исследования, и для литературоведческого, и для исторического, и для культурологического... Вот, когда настоящий поэт пишет - потом специалистам на годы работы его тексты анализировать!

Александр Лосов   18.05.2024 20:30   Заявить о нарушении
Что в 30 кажется чудным,
То к 40-ка, пожалуй, норма.
В них каждый день неповторим,
Ведь каждый новый день - реформа.

Обожаю свои 40🤗
Ольга, С уважением к вашему творчеству🤗

Мария Кулик Белова   19.05.2024 11:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Видно время поменять нам роли» (Горлена)

«А ведь скучно же перечитывать одно и то же…», - подумал я и решил написать Горлене ещё одну рецензию. Ну, раз они читаются хорошо, и тонкая, возвышенная, метафоричная поэтесса считает, что мои строки достойны перечитывания…
Очень мало мастеров заголовка среди поэтов. Очень сложно озаглавить стихотворение так, чтобы у читателя выбора не осталось – читать его или нет. Не просто заинтересовать, не просто пригласить к прочтению, а вот так вот жёстко: «Будешь читать! Никуда ты не денешься!». И действительно, куда деться, как заставить себя не читать стихотворение с таким заглавием?
А произведение это – сплошная метафора! Причём нагляднейшая! Это стихотворение не читаешь даже, а смотришь, как хорошее авторское кино. Там каждая мизансцена, каждый эпизод, выстроены мастерски и продуманы до мелочей. У поэтессы, я уверен, такая точность появилась сама собой, просто как следствие огромного таланта. Алгеброй гармонию Горлена не проверяла, ей это попросту не нужно – срабатывает безупречное творческое чутьё. И пишет поэтесса душой, а душа знает, что сказать, когда и какими словами…
Сами строфы не нуждаются ни в каком разборе. Их ценность, их образная сила, их трагизм самоочевидны. Очень легко представить нам и плётку равнодушия, и море горьких слёз, и чувство вины. Всё это знакомо. Трагизм же здесь не в уходе героини, нет. Уход был неизбежен, он целителен и необходим, как глоток свежего воздуха. Трагизм здесь в том, что не состоялось. Не получилось. Не срослось. А ведь была надежда…
Но стихотворение, тем не менее, оптимистическое. И в этом его сила. В уходе героини и содержится оптимизм. Разрыв старых отношений – это всегда надежда на новые. Зачем себя этой надежды лишать? Зачем продолжать ставшее токсичным взаимодействие с некогда любимым человеком? Во имя памяти? Ради общих счастливых воспоминаний? Они уже в прошлом. Они останутся счастливыми, и образ бывшего с течением времени начнёт облагораживаться и улучшаться. Время лечит. В какой-то степени. Не в абсолюте, конечно. И потом, уже на фоне отношений новых, можно будет очень комфортно вспоминать отношения прежние: «По-своему благородный ведь был человек… Любил меня… Да, ошибался, но ведь и любил…» И прийти к мысли, стоящей, на самом деле очень дорогого: «Какая же я счастливая женщина! Меня всегда окружали и окружают исключительно благородные мужчины! Рыцари!». И понять, что это действительно так…

Александр Лосов   15.05.2024 12:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ради кого?» (Ксения Мында)

Вопрос

Глобальный вопрос ставит Ксения в этом произведении. Для кого мы творим? Для кого пишутся стихи и проза. Не может человек писать в никуда, не может обращаться к неограниченному кругу лиц. Всегда хочется видеть перед собой глаза конкретного читателя, единомышленника или хотя бы просто того, кто тебя понимает.
А ещё каждому из нас нужны соавторы, советчики или хотя бы болельщики. Тогда и проекты будут реализовываться весьма споро и на высоком художественном уровне.
Счастье, когда автору удаётся таких соавторов и советчиков обрести. Я знаю, о чём пишу – судьба ко мне благосклонна, и я такого соратника и соавтора обрёл. И мы работаем над целой серией совместных проектов, не собираясь останавливаться на достигнутом.
Вот для таких людей стихи и романы и пишутся. А ещё для Музы. Но она у каждого автора своя.

Александр Лосов   13.05.2024 23:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты тоже так думаешь?» (Ксения Мында)

Мотивация

Глубокое психологическо-философское стихотворение Ксении про мотивацию к жизни. Ведь каждый раз, просыпаясь в начале нового дня, неизменно думаешь – зачем я проснулся? Чтобы что? Кому я нужен? А, может быть, опять завалиться спать?
Но нет. Нужен и тому, и этому, и вот этой обладательнице волшебных серых глаз! И встаёшь, и начинаешь свою творческую деятельность. Вроде бы и тяжело, но оставить этих замечательных людей без своего попечения было бы многократно тяжелее!
И вот эту атмосферу внутренней борьбы, атмосферу самоанализа, стихотворение Ксении превосходно передаёт.
И завершается оно призывом выбираться из мыслей о вечном покое. О том, что всё стало тяжело, и все цели уже достигнуты. Как же многим из нас в жизни не хватает такого призыва!
Услышим же его, дорогие читатели! Нам есть для чего жить! И есть для кого!

Александр Лосов   10.05.2024 20:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «А теперь хочу...» (Горлена)

Вот думал одержать над собой победу и смочь… И заявить себе: «Я всё сказал, и сказать мне больше нечего!» Не получилось! Есть что сказать! Есть о чём написать рецензию!
Волею судеб, я пишу о любви. Не только ради того, чтобы выговориться, но и изучая это явление, как выясняется, неизученное и во многом тайное. И пишу о любви, и читаю других авторов. И чисто случайно нахожу вот этот алмаз – вот это стихотворение Горлены.
Это ценнейшее наблюдение о психологии любви, о психологии взаимоотношений, в том числе и взаимоотношений токсичных.
«Тебе в кайф притворяться несчастным» - это про мужчину-манипулятора. Очень распространённый типаж вымогателя женской жалости. Часто это срабатывает, но вечно продолжаться не может. Любой женщине нужно не нечто жалкое и требующее сочувствия, а надёжное плечо. Нужен тот, который поможет, защитит, поймёт, возьмёт на себя значительную часть повседневных забот.
По идее, всему этому мальчиков должны обучать их отцы. Объяснять вот эти прописные истины, которые для очень многих людей остаются как бы за кадром. Поэтому любя женщину (им только кажется, что они любят), такие люди любят, прежде всего, себя. Думают не о возлюбленной, а о себе. Пытаются удовлетворить себя, а не её.
Нет, мужики, так нельзя. Так у вас ничего не получится, и с пьедестала вас снимут. Тут ведь важно, что, оказавшись на пьедестале, надо ой как крутиться! Женщину, которая вас туда водрузила, надо и с пьедестальной недосягаемой высоты радовать, развлекать и помогать ей. Это не пьедестал вам, мужики, а сцена. Пойте, танцуйте, читайте стихи, чтобы скучно не было с вами женщине вашей, чтобы чувствовала она ваш к ней ежеминутный интерес, чтобы рука, протянутая ею в надежде опору обрести, не повисла бы в пустоте, а вашу крепкую руку встретила.
Если же этого не будет… Читайте последнюю строфу. Реальное участие в жизни любимой нельзя заменить ничем. Без этого любовь не сложится, не состоится, не выстроится.
Да, мужики, любовь это работа. Когда-то тяжёлая, когда-то неблагодарная. Но результаты этой работы стоят всех интеллектуальных, физических, финансовых, временных затрат! Любить и быть любимым – это истинное счастье! И подарить его мужчине может только женщина.

Александр Лосов   07.05.2024 22:25     Заявить о нарушении
Любить и быть любимым – это истинное счастье!
Примером такой любви мои родители. Вместе больше 50 лет. Срок доказывающий истинную любовь, которую они дарили друг другу на протяжении этих лет.
Александр, спасибо за Ваше внимание, за такие замечательные рецензии, которые я с удовольствием перечитываю.

Горлена   14.05.2024 10:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Фанат» (Ксения Мында)

Сверхусилие

Какое мощное стихотворение Ксении! Оно про влюблённого. Ведь каждый влюблённый, без сомнения, фанатичный поклонник возлюбленной.
Здесь не случайна, здесь продумана каждая строчка!
«И в огонь за тобой, и под воду», - пишет поэтесса. Всем известно расхожее выражение «в огонь и в воду», но здесь не «в» воду, а «под». И это отнюдь не только дань размерности стиха. Это знак сверхусилия. Нет особой доблести в том, чтобы зайти в неглубокую воду, в жару это даже приятно. А вот оказаться под водой – это совсем другое дело. Это испытание. Дышать под водой мы не можем. Под воду – это уход из привычной и безопасной среды в неизвестность, в среду враждебную, и влюблённый готов к этому переходу ради любимой. Готов отказаться от всего, даже от права дышать, лишь бы быть рядом с дорогим человеком!
«Я не сделаю без тебя и шагу назад». То есть, не отступлю, не уйду в безопасность один, без тебя. Всё у нас будет общее, в том числе и опасности. Я всегда буду с тобой – вот о чём эта строчка.
«Даже если мне за это предложат свободу». А что может быть ценнее свободы? Но и свобода влюблённому не нужна без любимой! Ему вообще ничего не нужно, если рядом с ним нет её.
А второе четверостишие – это про противостояние влюблённых всему миру. Вдвоём они сильнее всех, сколько бы их не было – хоть целая толпа. Двое влюблённых, держась за руки, самодостаточны. Они готовы сражаться друг за друга, они друг другу нужны! И их не сломить, никому и ничему.
Это стихотворение о сверхлюбви, о сверхчувстве, о сверхусилии, направленном на то, чтобы быть вместе.
Ведь любовь это и есть сверхчувство… Делающее влюблённого сверхчеловеком…

Александр Лосов   07.05.2024 18:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «один процент» (Ксения Мында)

Коммуникация любви

Ах, какая красивая метафора. Этакий аналог последнего слова. Временно, конечно, последнего. Последнего на данном конкретном историческом этапе, пока телефон не зарядится.
Стихотворение-то, конечно же, не про телефон, а про любовь, как и почти все стихи моей любимой поэтессы.
Любовь требует коммуникации. Любовь требует контактов. Контактов на всех уровнях. И если раньше почтовые тройки неделями спешили с надушенными конвертами от возвышенных дам к доблестным гусарам, то сейчас роль почтальонов играют наши смартфоны. Ох, сколько тайн знают эти гаджеты! Сколько романов в сообщениях о счастливой и несчастной любви хранится в их памяти!
И как же счастлив должен быть человек, для которого прекрасная женщина бережёт последний процент заряда своего смартфона! Это сбережение последнего процента красноречивей самых многословных объяснений в любви!
Но самое ценное, самое оптимистичное в этом стихотворении содержится в последней строфе! Это обещание героини прервать молчание, как только будет заряжен её смартфон. В этом обещании надежда на продолжение отношений, на продолжение любви!

Александр Лосов   06.05.2024 18:30     Заявить о нарушении