Рецензия на «Легкомысленная песенка под дождём» (Маштаков)
Бодрое такое стихо)) С чётким ритмом и улыбкой, которая видна сквозь строки.. "В колготках синих, в сапожках красных" - нда..)) Вот только в последнем четверостишии с ударениями нелады. Гляньте эти места (еслИ, чтобЫ): Своя тропинка любови тихой, ЕслИ не сразу, то погодя, ЧтобЫ пропахнуть земляникой В глаза зелёные глядя. Вера Гаевская 13.01.2011 22:15 Заявить о нарушении
Спасибо. Если - то , а после погодя можно точку ставить. Здесь фразы короткие, а через запятую просто потому, что быстро проговариваются )))
Но Вы, наверное, правы - поставлю точку. Маштаков 14.01.2011 18:25 Заявить о нарушении
конечно, глядЯ - Ударение в этом слове можно ставить и так, и так )))
Маштаков 14.01.2011 21:12 Заявить о нарушении
Ндаа... Чувствую, что с ударениями Вы, Дмитрий, не дружите - ни одно из моих замечаний Вы не приняли. А ведь я права во всех трёх случаях - неверно ударение в этих словах.
Вера Гаевская 14.01.2011 21:19 Заявить о нарушении
Да Вы знаете, это песенка, и поётся действительно с акцентироваными усилениями, возможно и вопреки правилам, и это вполне допустимо. Поэты-модернисты и не такое делали! Автор волен обращаться с текстом по своему усмотрению)))
Маштаков 14.01.2011 21:46 Заявить о нарушении
Вы меня простите, я такой тугодум, что до меня только сейчас дошло, что Вы хотели сказать. Вы хотите сказать, что ударения должны строго следовать ритмическому рисунку стиха? Не должны. В поэзии отступления от нормы являются одним из средств выразительности / Лотман "Анализ поэтического текста"/ Такие отступления делаются намерено.
Маштаков 14.01.2011 22:22 Заявить о нарушении
Отступление от литературных норм русского языка - сравнительно частое явление в поэзии. Самое известное - это слово "зоря", которое в стихах употребляется не иначе как "заря". Словарь слов поэзии очень широк. Используются как устаревшие слова: "очи, персты, ланиты, кущи", так и слова новоизобретённые: "синевыносимые глаза" /Борис Фэрр/.
Поэтический язык является материалом поэзии, и авторы стихов с этим материалом играют. Также художник, накладывая мазки на полотно, не очень заботится о том, чтобы они были ровными. Он же не маляр. Его забота - чтобы картина в целом выглядела живо, а мазки его были выразительными. Конкретно об этом стихотворении. Ритмика - чёткая, как будто паровозик бежит по рельсам от четверостишия к четверостишию. И если путь до конца ровный, а рельсы внезапно кончаются, то это становится полной неожиданностью. Стихотворение закончено по смыслу, но в ритмическом плане окончание чувствоваться не будет. Чтобы обозначить окончание иногда превращают последнее четверостишие в пятистишие, или укорачивают последнюю строку до одного, двух слов. Не обязательно, конечно, так делать, но иногда так делают. В этом стихотворении паровозик подъезжает к последней строфе, раскачиваясь всё больше, раздаётся посторонний стук - колёса ломаются на изменённых рифмах, и паровозик естественным образом останавливается на последнем Я. Даже в обыденной нашей речи мы часто отступаем от литературной нормы, пЕрЕнОсЯ акценты в словах, для большей их выразительности. Имеются также и различия в выговаривании слов в С-Петербурге, Москве и Минске. Язык - материя живая, и его нормы постоянно меняются. Сошлюсь также на терминологический словарь /В.П.Москвин "Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры./: < Метаплазма (лат. metaplasmus) буквально - лепное изображение. Фигура речи, приём звуковой, а иногда и графической трансформации слова. Употребляется в стихах, также в разговорно-бытовой речи, жаргонах и диалектах. Пример: "оружье" (М.Ю.Лермонтов), "и ночи пламно-ледяные" (И.Северянин). Служит - 1. для устранения неблагозвучия 2. для сохранения ритма в стихотворной речи. Метаплазма - одно из проявлений т.н. поэтической вольности.> В рассматриваемом стихотворении изменение ударений в словах как раз и является звуковой метаплазмой. Маштаков 24.01.2011 19:45 Заявить о нарушении
Спасибо, я прочла))
Но мнение своё не изменила. Мы с Вами говорим на разных языках.. Вера Гаевская 24.01.2011 21:35 Заявить о нарушении
Когда ударение в ямбе на первой стопе сдвинуто, это называется "хориямб". Не такое уж редкое явление в русской поэзии.
"В чАс незабвенный, час печальный Я долго плакал пред тобой." А когда строка начинается со всяких частиц, союзов, местоимений, это сплошь и рядом, потому что на них ударение слабое падает. "Он уважать себя заставил" /--/-/-/- И такой сдвиг ударения придаёт своеобразное очарование стиху. Анна Кулакова 3 10.02.2011 19:27 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |