Юлия Латынина. Лука и Матфей.

Жиль Де Брюн: литературный дневник

Раскроем Евангелие от Луки в самом что ни на есть синодальном переводе. В Евангелии этом, прямо сразу, во второй главе, нам сообщается, что семья Иисуса жила в Назарете. Однако рождение Иисуса совпало с объявленной императором Августом переписью, во время которой все пошли записываться, «каждый в свой город» (Лк. 2, 3). Плотник Иосиф из Назарета отправился в Вифлеем, «потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2, 4). В пути его жена родила Иисуса. Так как места в гостинице не было, младенец родился в яслях. С объяснением этим — сущая беда. Перепись среди евреев в начале нашей эры, да, была и оставила по себе немалое впечатление, ибо именно по ее поводу случилось восстание Иуды из Галилеи — первое милленаристское восстание евреев. Проблема, однако, в том, что перепись проводилась в Иудее, подконтрольной римлянам, а не в Галилее, подконтрольной Ироду, и уже поэтому не могла затронуть семью из галилейского Назарета. Кроме этого, она проводилась при наместнике Сирии Квирине в 6 году н.э, а не в 1 году н.э. Ну и самое главное — перепись не сопровождалась и не могла сопровождаться такими фантастическими условиями, как возвращение семей по месту прописки предков. Царь Давид жил за тысячу лет до Иосифа. Представьте себе современную перепись, при которой каждого гражданина потребуют вернуться туда, где тысячу лет назад жил его предок по мужской линии. Палестина превратилась бы в цыганский табор, бродящий с места на место. Вся хозяйственная жизнь на несколько лет была бы парализована. Население уполовинилось бы от голода и разрухи, вызванной бессмысленным и вредным приказом: ведь перепись предпринималась с целью налогообложения, и переписывалась-то не семья, а в первую очередь ее недвижимость! Поэтому упоминание такой странной переписи встречается только в Евангелии от Луки, и единственной семьей, которая перемещается в этот момент по Иудее, оказывается семья Иисуса. Но и это еще не все. Раскроем теперь другое Евангелие — от Матфея. Может быть, оно что-то уточнит нам по поводу переписи с возвращением по месту прописки? Увы, Евангелие от Матфея ничего не рассказывает о переписи. Оно рассказывает нам совсем другую историю. Согласно Матфею, семья Иисуса с самого начала жила в городе Вифлееме. После его рождения в Вифлеем пришли три волхва. Они следовали за звездой на небе и пришли поклониться будущему Царю Израиля. Их визит не остался незамеченным царем Иродом. (Который, кстати, умер ровно за 10 лет до Квириновой переписи.) Узнав, что в Вифлееме в этот день родился Царь Израиля, царь Ирод приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех младенцев младше двух лет. Новорожденный Иисус избег смерти, потому что Ангел Господь предупредил Иосифа, и он бежал с семейством в Египет, который тогда у мигрантов пользовался большей популярностью, чем Германия — сегодня. Когда семья вернулась из Египта, она поселилась в городе Назарете. Проблема с избиением младенцев та же самая, что и с переписью по месту прописки предков: вряд ли такой фантастический приказ мог бы ускользнуть от внимания историков и изумления римских властей. Ничего подобного просто не было.


Итак, два канонических Евангелия, рассказывающие о рождении и детстве Иисуса, рассказывают нам две совершенно разные истории, причем обе из них не имеют никакого отношения к реальности. Что общего в этих историях? То, что каждая из них объясняет, каким образом Иисус, выросший в городе Назарете, родился в городе Вифлееме. Лука утверждает, что это произошло из-за переписи с возвращением по месту прописки предков, а Матфей — что это произошло из-за избиения младенцев. Почему обоим евангелистам так важно, чтобы Иисус родился в Вифлееме? Потому что у евреев существовало пророчество, согласно которому будущий Мессия, Царь Израиля из Дома Давидова, родится именно в Вифлееме. «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2). О городке Назарете ничего такого никто не пророчествовал. Иисус происходил из города Назарета — это был общеизвестный факт, его невозможно было скрыть. Он был «плотник, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона» (Мк. 6, 3), а его апостолы были рыбаки из соседнего Капернаума. Все окружающие знали Иисуса из Назарета как облупленного. Поэтому родилось несколько вариантов легенды, объяснявшей, что вырос Иисус в Назарете, но родился-то в Вифлееме. Одна из них опиралась на смутные воспоминания о жестокости Ирода, а другая — на еще более смутные воспоминания о какой-то переписи, оставившей, благодаря восстанию Иуды из Галилеи, вероятно, заметный след в памяти, но проходившей не там, не тогда и не так. Иначе говоря, в отличие от тщательной мистификации профессора Смита, авторы этих двух выдумок не заморачивались. Любой не то что интеллектуал, а просто хоть немного думающий римлянин, услышав об «избиении младенцев» и переписи с возвращением по месту прописки, мог только разразиться громким хохотом и поставить тот же диагноз, что и Плиний Младший: «безмерно уродливое суеверие». Но именно избиение младенцев и история с переписью, в отличие от Тайного Евангелия от Марка, известны всем. Христиане не только верят в обе эти истории почти две тысячи лет, но верят в них одновременно, хотя одна из них напрочь исключает другую.


Но еще и это не все. Что именно обосновывали обе легенды? То, что Иисус есть Мессия. Предсказанный евреям Царь Израиля из Дома Давидова, родившийся в Вифлееме. В то время, когда они слагались — в 30—60-х годах н.э., — весь Израиль ждал Мессий. И Мессии появлялись как грибы после дождя. Предложение Мессий еле-еле поспевало за спросом. Двух-трех лет не проходило, чтобы римские легионы не разгоняли очередную толпу, собравшуюся где-нибудь на Иордане вокруг очередного Мессии и ожидающую, чтобы к нему с облаков спустилась вооруженная рать ангелов, которые покончат с проклятыми бездуховными римлянам и устроят, с Мессией во главе, тысячелетнее Царство Божие на земле. Одним из таких Мессий и был Иисус. Он проповедовал своим ученикам ровно то же, что и другие: Царство Божие на земле с собой во главе, двенадцать тронов, на которых они сядут судить двенадцать колен Израилевых: «стократ более домов и земель» (Мк. 10, 29—30), и все это — еще в этой жизни: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие (Мк. 9, 1). Ученики Иисуса верили, что «он есть тот, который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21), и его приход был «возвращения Царства Израилева» (Деян. 1, 6). Конечно, когда Иисуса распяли, все эти обещания оказались неисполнимыми, но его ученики догадались, что Иисуса вовсе не убили, — он воскрес и вскоре вернется вновь, разумеется, все с той же обязательной программой — ангелами, домами и тронами. Еще в 62-м году брата Иисуса, Иакова, сбросили со стены Храма за то, что тот проповедовал скорое Второе Пришествие. Ситуация начала меняться только с апостолом Павлом, который начал проповедовать Иисуса язычникам. Во-первых, апостол Павел перевел на греческий должность Иисуса. Было — Мессия, получилось — Христос (и то и другое слово означают «помазанный»). Во-вторых, язычникам было довольно сложно совладать с самой концепцией Мессии — в отличие от иудеев, у греков история нации вокруг пророков не строилась. Зато она строилась вокруг сыновей богов — всяких Гераклов, Тесеев и Персеев. Сын бога, сошедший на землю, был для греков таким же привычным культурным явлением, как для евреев — пророк. Так Иисус, в процессе культурной акклиматизации, потихоньку стал становиться из Христа (то есть Мессии) Сыном Бога, а те верующие, которые продолжали его считать человеком и Мессией, стали еретиками и проклятыми эбионитами. Но при этом, так как процесс превращения Мессии в Сына Бога шел в разных общинах с разной скоростью, то Евангелия сохранили множество историй, в которых Иисус изображается именно Христом, Мессией, а не Сыном Бога. Проблема наша в том, что легенда о рождении Иисуса в Вифлееме — это одна из этих историй. Иисус родился в Вифлееме, потому что там должен быть родиться Мессия. Относительно Сына Бога у евреев никаких предсказаний не было. Сын Бога мог родиться где угодно — хоть в Назарете, хоть в Ивантеевке. Ранним последователям Иисуса было важно доказать, что Иисус родился в Вифлееме, потому что он был Мессия и Царь Израиля. Именно поэтому три мага в Евангелии от Матфея приходят поклониться будущему Царю Израиля. Они не приходят поклониться Богу. Они не приходят поклониться Сыну Бога. В тот момент, когда складывалось предание, записанное потом в Евангелии от Матфея, носители этого предания по-прежнему ждали, что Иисус вернется во Втором Пришествии и станет Царем Израиля. Иначе зачем ему, как Царю Израиля, поклонялись маги?


А теперь сравним. Профессор Мортон Смит изготовил потрясающую подделку. Идеальную подделку. Безупречную. Неразоблачаемую. И кому она известна? А Матфей и Лука написали заведомую неправду, более того — два варианта этой неправды противоречили друг другу. И ничего. Мы любуемся рубенсовским «Избиением младенцев» и тициановским «бегством в Египет», и оба мема вошли в золотой фонд европейской культуры. Евангелие от Мортона Смита куда тщательней. Евангелия от Луки и Матфея, мягко говоря, куда популярней.


Так что, получается, правы пропагандисты. Фейк не должен быть тщательным. Фейк должен будить в душе архетипы.



Другие статьи в литературном дневнике: