***

Борис Голутвин: литературный дневник

"Можно признать чуть не за безошибочное руководство къ уразум;нію европейской политики такое правило: принимать всякій сов;тъ, всякую похвалу и хулу, расточаемыя нашими иностранными сос;дями русскому кабинету и вообще Россіи -- въ обратномъ смысл;. Если, наприм;ръ, поднимается свистъ и гамъ по поводу властолюбія и завоевательной похоти Россіи, знайте, что какая-либо западно-европейская держава готовитъ безсов;стн;йшій захватъ чьей-либо чужой земли,--Славянской или иной, но такой захватъ, который прямо вредитъ интересамъ нашимъ или дружественныхъ намъ единоплеменниковъ. На Запад; хорошо знаютъ, что мы ничего такъ не боимся, какъ общественнаго мн;нія Европы, какъ обвиненія въ недостатк; либерализма,-- что насъ легко запугать и заставить оправдываться,-- "клясться и ротитися", по древнему выраженію, въ томъ, что ни въ какихъ мы не только замыслахъ, но и помыслахъ неповинны.-- "А ну-ка докажи!" требуетъ Европа. И мы предъявляемъ доказательства, что въ такихъ-то и такихъ-то случаяхъ поступили даже себ;, въ ущербъ, блага ради Европы.-- "Мало! Это мы ужъ забыли. Отступись отъ того, ч;мъ ты особенно дорожишь, что теб; принадлежитъ по праву, что ты купила своею кровью, отступись и отъ своихъ друзей". Мы и отступаемся, хоть и со слезами на глазахъ, да еще благодаримъ, что дешево отд;лались. Сильна ув;ренность Европы въ нашей незлобивости, смиреніи и великой простот;. Конечно, простота вещь хорошая; Богъ простоту любитъ... но не всякую.-- Дал;е: если н;мецкія газеты начинаютъ указывать русскому правительству на опасности "нигилизма и разрушительныхъ ученій", тo, вникнувъ въ смыслъ указаній, вы сейчасъ увидите, что подъ "нигилизмомъ и разрушительными ученіями" он; разум;ютъ ничто иное, какъ русское національное направленіе, выражающееся иногда въ нашихъ газетахъ (преимущественно въ области вн;шней политики и въ н;которыхъ отд;льныхъ случаяхъ общественной жизни). По поводу всякаго проявленія русскаго народнаго чувства, хотя бы консервативн;йшаго свойства, всякаго чуть зам;тнаго движенія русской самобытной мысли, н;мецкія газеты бьютъ въ набатъ и кричатъ: "огонь! пожаръ! нигилизмъ!" -- адресуя свои криви не кому иному какъ нашей правительственной сфер;. Но за кого же принимаютъ он; нашихъ "власть им;ющихъ?" Какую же -- не то что недальновидность, а сл;поту, и -- не то что слабомысліе, но уже совершенное тупоуміе должны он; предположить въ русскихъ государственныхъ мужахъ, если считаютъ ихъ способными пугаться такими плоскими застращиваніями, не разум;ть того, что творится у нихъ дома и предъ глазами! Въ Россіи хорошо в;даютъ, что-если что было, какъ говорится, на руку нашимъ друзьямъ-сос;дямъ, такъ именно д;янія нашихъ соціалистовъ-революціонеровъ, террористовъ и прочихъ несчастныхъ ревнителей "русскаго мужика и народной свободы" съ неудобовыговариваемыми и непонятными для народа кличками. Смущеніе, недоум;ніе, однимъ словомъ, тотъ нравственный кошмаръ, который, благодаря имъ, н;которое время давилъ Россію, производилъ на Запад; н;которое тайное злорадство: "Россіи теперь не до того,-- такъ посп;шимъ же строить противъ нея ковы, а пока будемъ великодушно сов;товать ей именно такія м;ры, которыя бы не дали ей оправиться; берегись патріотизма, берегись славянолюбства," берегись народа,--берегись себя самой: в;рь Н;мцамъ!" И ничто такъ непріятно не озадачиваетъ нашихъ друзей въ Германіи и Австріи, какъ проявленіе вновь н;которой бодрости и здоровья въ этомъ, едва уже не отп;томъ ими русскомъ т;л;!' И.С. Аксаков. СТАТЬИ ИЗЪ ГАЗЕТЫ "РУСЬ". 1880-1881 г. (ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗР;НІЕ.) Изъ No 3, октябрь 1880 г.




Другие статьи в литературном дневнике: