О добродетели в добродетели

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

О добродетели в добродетели.


Святой Апостол Пётр пишет Покажите в вере вашей добродетель в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в добротолюбии любовь.
В вере должно быть видно добродетель, потому что как и Апостол Иаков писал, вера если не имеет дел, мертва сама по себе( Иакова 2:17) Вера и видна только из дел (Иак 2:18 ) и больше никак.
Но и в добродетели должна быть видна рассудительность.
Не всё для всех является добром. Иногда надо промолчать, иногда-- сказать, иногда-- дать, иногда--отнять. Иногда надо с человеком "даже и не есть вместе"( 1 Кор, 5:11), а иногда и нарушить пост ради совместной трапезы. Кого то надо впустить в дом, а о ком-то сказано, --того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин 10) Так, прежде, чем делать то, что тебе кажется добрым и полезным, надо рассудить, а является ли оно на самом деле таковым.
А в рассудительности мы должны показать воздержание. Потому что иное --рассудительность на основании Слова Божия и церковного опыта. А иное-- лукавое мудрование, на основании скрытых страстей. Например, пост может быть нарушен по любви, а может и по чревоугодию, которое только и ищет благовидного предлога.
В воздержании должно быть видно терпение. Терпение вообще делает осязательной и существенной любую добродетель. Терпение дает всему как бы плоть и кровь, и твёрдое место во времени. Ибо сказано, что спасётся только претерпевший до конца. (Мф 10:22) В терпении непременно должно быть благочестие. Терпение спасительно не само по себе, а только ради Господа, ради вечной жизни, потому что можно терпеть и ради гордости, и ради тщеславия, чтобы выставить свою силу, прославиться своими подвигами. А благочестие невозможно без братолюбия. Ужасно то благочестие, которое мыслит себя только в неукоснительном выполнении обрядов и уставов, и сразу взрывается ненавистью к живому человеку, который вольно или невольно нарушит наш распорядок жизни. А вот в братолюбии должна быть видна любовь, которая не "ищет своего", не раздражается, не мыслит зла, (1 Кор 13;5, ) Потому что любовь к брату может быть и по пристрастию к нему, и потому, что он в чём-то полезен, или потому, что он любит нас.


Так всё должно быть во всём, потому что каждое, взятое само по себе, зачастую выглядит плоским, карикатурным. А иногда даже страшным, как, например, образцовое послушание дочери Иродиады (Мф 14.)


К тому же, всякая добродетель, взятая в отрыве от других, может быть даже маской дьявола. Говоря, о последних временах, Господь предостерегает: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас", потому что многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я". Придут как бы в маске той или иной добродетели. Иной -- уж такой правоверный, но только в душе, а не в делах. Иной -- весь добродетель, без всякой рассудительности, а иной -- весь лукавая рассудительность, умеющая всё повернуть на любой вкус. Иной -- весь воздержание, на удивление, выше всякой меры. Иной --такой братолюбивый, что всех обольстит, всех заставит даром работать на себя. А иной --весь кажущаяся любовь, безразличная к добру и злу, не останавливающая зло, не встающая грудью на защиту слабого, безразличная к истине, и к вере.
Так что рабу Божьему надо заботиться, чтобы в нём было всё, и одно видно было в другом, и другое в третьем, и так всё во всём. И предела себе тоже не ставить. Потому что не только в том случае, "если это в вас есть", но и если это постоянно "умножается", только тогда "вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа."


протоиерей Вячеслав Резников


/полный Круг проповедей/



Другие статьи в литературном дневнике: