Эксперимент. Экспертный обзор Вероники Труновой

Чалиева Елена
    Про своё видение эксперимента я уже писала и в анонсе конкурса, и в представлении эксперта. Добавлю только несколько слов о своих критериях выбора в лонг. Главный критерий, что в рамках экспериментальных форм родился не формализованный текст, а стихотворение. То, что мои личные предпочтения "неведомы зверюшки" - неклассифицируемые или трудно классифицированные формы не означает, что выбраны будут только они. Новаторство в рамках силлабо-тоники, написание стихов в жёстких рамках отдельных стихотворных форм с точки зрения рождения стихотворения не менее, а даже более сложно, чем рождение свободного текста по велению души. И, конечно, специальная оговорка всех экспертов - это моё частное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.

1. Николай Юрьев "Экспериментальная поэзия" http://stihi.ru/2023/04/04/1132
Хорошая штука: эксперимент.
Я же просто попробовал, что тут такого!
А вдруг я придумаю новое слово,
Открою закон ускользающих смыслов?

Стоишь ты на двух ногах, а попробуй
Поднять хоть одну, например: вот эту.
Вот видишь, стоишь! И я теперь понял:
Она не нужна. А теперь: другую.

Насколько же, эксперимент был удачным!
Не так уж тебе и нужны эти ноги.
Ты можешь смело поднять их обе,
И ты всё равно устоишь, парниша!

А не замахнуться ли нам на Вильяма,
Нашего, понимаете ли, Шекспира?
Так может быть, ноги у этой поэзии
Тоже не так уж и необходимы,
А главное – просто набраться смелости
И заявить, что ты пишешь поэзию,
Что может поэзия быть и такая?
Хорошая штука – эксперимент!

Теперь перейдём к серьёзной работе.
Ты видишь: Россия стоит на скрепах.
Попробуй сначала вон тот подёргать.
Стоит ведь, зараза! Давай остальные!

Мне очень понравилась первая строфа, особенно строчки:
А вдруг я придумаю новое слово,
Открою закон ускользающих смыслов? (с)
Как точно сказано! Не этих ли открытий мы ждём осознанно или подсознательно, когда экспериментируем со словом, поэтическим ли, прозаическим? Не по этим ли крупицам собирается авторский стиль и слог?
И мне искренне жаль, что развитие поэтического текста пошло, по сути, по пути отрицания этих строк.  А вот пафос и смысл последней строфы, мне понравились, несмотря на то, что логичной и яркой подводки к ней не оказалось. Если бы автор серьёзно подошёл к доказательной базе своего тезиса, стихотворение могло бы стать цельным и интересным, но средняя часть оказалась провальной, увы.  Здесь я вижу, скорее, размышление над экспериментом, нежели сам эксперимент.

2. Михаил Белоногов "Глухозимье" http://stihi.ru/2022/02/06/3513
всё так криво
всё так косо
под обрывом
у искоса
сиротливо
на рассвете
в голых ивах
белый ветер
одиноко
задувает
видит око
так бывает
однобока
и убога
видит око
безнадёга
воздаётся
кровь налимья
не прольётся
глухозимье

Читать можно сверху вниз и снизу вверх. Не сама додумалась, спасибо Михаилу, подсказал. Если кто-то ещё не попробовал, попробуйте. Написать так, чтобы и картинка рисовалась, и настроение сиротливой безнадёги считывалось при любом варианте прочтения, требует большого мастерства и чувства слова. Что царапнуло в тексте, так это дважды повторенная строка "видит око", я понимаю, что автору она нужна для выстраивания связей, но моему читательскому восприятию этот повтор близкостоящих строк мешает.

3.  Екатерина Чаусова "из СМС" http://stihi.ru/2021/11/08/8879
лежу
солнца не жду уже
дождя ещё
 
трещит голова
прогнозы шалят и нервы
но сплю с открытой настежь балконной дверью

да – для меня ноябрь – антоним к слову *уют*
а пара погожих дней –
подарок из высшей сферы
вне карантинов локдаунов прочей хрени
нет - не слежу - из страха
а не от лени...
***

встаю
грустит морской пейзаж
взгляд дальнозоркий обнаружил
в лохмотьях рваных пенных кружев
воды предзимнюю простуду
и на песке - в медузном студне -               
линялой бирюзы кураж...

В стихотворении нет ухода от использования рифм и метра, но, отпущенные в свободное плавание, они создают особую разговорную интонацию, подкидывают читателю то тут, то там точные знакомые зрительные образы. Структура текста такова, что он построен на авторских акцентах, и мы видим кинематографичное, покадровое развитие сюжета. Стихотворению веришь, а оболочку лиргироини невольно примеряешь на себя. Что ещё понравилось  –  как ненавязчиво здесь проявляется общность в частном.

4. Лена Оливвла "Пиши" http://stihi.ru/2023/04/07/2537
Не смей
Стихи в огонь,
Черновики не тронь!
Сожжёшь листы — в них боль и смех,
И мир, что поместился на ладонь.
В них ветра гнев и плач реки,
Весенний гвалт ворон
И зверя стон.
Не жги...

Пиши,
Не прячь блокнот,
Тебе не все равно.
И в строчках нет искусной лжи.
Стихи - птенцы, а ты открой окно,
Окрепнут, к солнцу полетят.
Ты встретишься с весной,
Хотя давно
Сентябрь.

Живи!
Твой мир - везде.
И каждый новый день,
И драгоценный час - в любви.
За ненависть не осуждай людей.
Опять пиши, оставь свой след.
И всей душой за тех,
Кто в темноте,
Болей.

Чудесное стихотворение! Эмоционально насыщенное, упругое, оно читается легко, настолько легко, что не заметен авторский труд, вложенный в его написание. А ведь задача не из лёгких, записать стихотворение по схеме 2-4-6-8-10-8-6-4-2.

5. Марго Сергеева "Гудки" http://stihi.ru/2023/02/13/5392
1
Andante
 
Не отвечай.
Не снимай трубку.
Гудки. Гудки.
Что на роду написано
Читай с руки/ По руке.
Что-то величественное. Надменное.
Скука...
Молча закусываешь губу.
Отдергиваешь руку...
 
2
Allegro
 
В кровь, да по венам.
Дерзкие и смешные.
Опа.
Мы рассыпаемся бисером.
Мы стёклышки калейдоскопа.
Красные, синие, жёлтые...
Разноцветные.
Жизнь об колено нас.
А нам фиолетово.
Недосказанное. Невысказанное.
Несказанное.
Что горевать? Наплевать.
Сложимся заново.
 
3
Molto adagio
 
Я ли тебя не холила?
Не лелеяла?
Не кормила с руки?
Не отвечай. Не слушай.
Гудки...
Гудки...

Для меня – узнаваемый стиль, узнаваемый слог. Для кого-то так писать – эксперимент, для Марго Сергеевой – естество. Наши эмоции не ведают рамок, и любовная лирика, звучащая libero, точнее передаёт все оттенки чувства.  Для меня этот текст абсолютно органичен, а за третью часть хочется сказать автору "браво".

6. Владимир Евангулов "Летний вечер" http://stihi.ru/2019/08/20/5686
Вдалеке косохлёста пыльца
Золотится в июльском безлунии,
Летний вечер выплёскивается
Из воронок лиловой петунии.
 
Черепаховая колея
Над закатной полоскою тянется,
Тихо зной обволакивая
В облаках изумительным таинством.

Сонно вьётся сверчков кисея,
Вечер в тени проник лучеострые,   
Гребнем сумрак причёсывая.
Но жара неотходчиво-чёрствая.

Принимает фламинговый цвет
Оперенье воркующей горлинки,
Ей зарницей подмигивает
Близкий купол благой колоколенки.

Мотыльки притаились в листве,
Эхо грома протяжно-папирусно.
Сумерки аметистовые
Долго радуются, – что без выстрелов.

Освежает прохладой джаз-бэнд
Лёгкий ритм городского фарватера.
Вот уже и накрапывает
Необъятная ночь хрипловатая.

Казалось бы, сколько уже в поэзии было летних вечеров, что нового можем мы услышать о них? Оказывается, многое. Конечно, главные составляющие – это способность автора увидеть привычные вещи в другом свете и его умение своё видение выразить словом. Но ещё и добавить изюминку в виде вкрапления устаревших слов и неологизмов, и, самое сложное – построить текст на гипердактилических и дактилических рифмах, что позволяет нам увидеть картину, протяжённую во времени и пространстве. Не могу не отметить чудесную находку-образ:
" Летний вечер выплёскивается
Из воронок лиловой петунии."   
Есть и смутивший меня момент: сложный синтаксис второй строфы, из-за которого для меня остался тайной её авторский смысл.

7. Александр Савостьянов "Сумрачный снится сон" http://stihi.ru/2012/03/02/3417
Сумрачный снится сон. / Нет ни на ком вины.
Слышится сердца стук, / черти танцуют твист.
Странный скользящий стон / – к  радости сатаны.
Сонный смущает слух / пьяной мегеры свист.
Стелется смутный страх / в недрах эпохи Мин.
Снова сигналят «SOS» / проклятые скопцы.
Сухо самум сыграл / жуткую песнь пустынь.
Струями скорбных слёз / топят в вине глупцы.
Силой судьбу сломал / отрок Исиды Гор.
Скованный смертью сук / Сета сумел добить.
Скальпы скорбящих скал. / Привкус вина «Кагор».
Стойких скелетов стук. / Хочется пить и пить...
Скорбный струится свет / в мёртвой стране теней.
Страшный свершился суд / долгой борьбы за власть.
Сказочный скрыл секрет / звёздный герой Персей.
Скучно смотрящий спрут / запросто мог пропасть…
Смысл сокровенных слов / мелет багдадский вор.
Стая смела сорок / кучу былых забот.
Сложены стансы снов / лавой кипящей с гор.
Струнами страстных строк / грешных бросает в пот.
...Силою ста свечей / –  Солнца крылатый диск!
Снова сияет свет / –  пытка для палачей!
Сколько слепых смертей / в иле придонном Стикс…
Сонный скрывает след… / Дракула  –  род орхидей.

Видно, что автор проделал огромную работу. Все три текста: тавтограмма, правая часть и текст-совмещение наполнены собственным смыслом, техническое исполнение на достойном уровне. Понятно, что при решении сложных задач, практически невозможно обойтись без неточностей. В нескольких совмещённых строках это видно:
"Струями скорбных слёз / топят в вине глупцы."  – что топят в вине глупцы?
"Сложены стансы снов / лавой кипящей с гор." – сложить лавой, пусть даже и стансы?

8.  Сергей Суворов "Квота" http://stihi.ru/2017/07/27/6794
Гнус.
Гуси.
Болото.
Охота.

Хотя
Я бы охотно женился,
Понежился на Канарах,

Но
Не даёт работа:
Квота ещё не вышла на сдохнувших лошадей.
Гусей настрелять больше,
Потолще да пожирней,

Но
Толща болотной жижи
Ждёт мою душу,
Душит
Тлетворным смрадом…

А слово,
Оно - нетленно,
Не подвержено перемене,
Сказал и уже не воротишь:
О работе или субботе.

А в субботу
Я поспешно женился,
Даже забыл про Канары,
Однако квота ещё не вышла
На сдохнувших
Лошадей.

Интересная работа. Снова, как и в стихотворении "Из СМС", умело расставленные акценты позволяют глубже проникнуть в авторский посыл, проследить за развитием мысли и эмоций. Понравились юмор и самоирония на грани сарказма. Красной строкой проходящая "квота на сдохнувших лошадей" – увы, аллегория жизни большинства из нас. Грустное, жизненное. Несмотря на то, что мне не слишком импонируют стихотворения-рефлексии, это понравилось. 


9. Николай Сыромятников " Игра живая" http://stihi.ru/2023/04/12/6876
Эксперимент?
Хочу эксперимент!
Есть в нём один заманчивый момент -
игра живая!

Мгновения-века - переживая,
не мамонт, не алмаз, не плазма,
в нём - есть молитва исихазма

и лёгкость
фокуса-импровизатора
его и кровь, и плоть...
да-да - автопилот.

Импровизируй звуком, смыслом,
эксклюзивом
до монплезира, -

такова игра!

Где мысль - не лезвие у топора,
но лёгкость
в бабочкином трепете,
как блик в портрете...

Изящество обмана, золотого сна.

Не это-ли империя,
эксперимента эмпирей
и сперма
для рождения шедевра?

Мы говорим на эсперанто,
хозяева - не квартиранты, - гаранты!

Гранды воли-крутизны!
Мы серпантином новизны
по грифам рифм,
Пульсацией Эрато
растим поэтов - акселератов,

почти Сократов.

Живая, насыщенная авторскими образами и рифмами, игра. Основная мысль –
" Импровизируй звуком, смыслом,
эксклюзивом ", и вырастут "поэты- акселераты" – это гимн эксперименту. Плотность текста, поэтическая и культурологическая, его яркость, и лёгкость скольжения по нему читательского взгляда, всё это говорит о том, что тяга к эксперименту у автора в крови.  Есть и претензии к автору: первая – небрежность оформления, которая, может, и кажется автору мелочью, но влияет на читательское восприятие (дефис вместо пробела я как-то переживу, но нехватка пробелов там, где должно быть тире, а получается то ли дефис, то ли "неведома зверюшка", не comme il faut), вторая – к рифме "плоть - автопилот". 

10. Елена Чалиева "Молитва. 2-й вариант" http://stihi.ru/2021/04/13/892
«Просите –
дано вам будет.
Стучите –
и отворят.
Ищите –
обрящете, помогут люди…»
Пыталась, только зря.

И дьявол ловок, вечно
он тут как тут,
на ушко шепчет:
«А хрен дадут.
Да и дадут – наверняка, не то,
получишь лишь коня в пальто».

Глупее мудрецов,
мудрей невежд,
прошу, в конце концов
отбросив все сомнения:
«Пожалуй, Господи, одной из ста
несбывшихся моих надежд
возможность воплощения.
Пожалуйста!»

Ещё один экспериментальный рифмованный текст. Здесь автор не только предлагает нам стихотворный текст в авторской разбивке, что, безусловно, делает его интонационно акцентированным, позволяет прочувствовать всю глубину авторской эмоции, здесь автор успешно сочетает амфибрахий в начале стихотворения с основным его размером – ямбом. Это позволяет читателю проследить путь от молитвы почти канонической к молитвенным размышлениям лиргероини, прочувствовать неразрывность скреп во все времена.

11. Ариша Сергеева "Вот и тает снег" http://stihi.ru/2019/03/28/8366
Вот и март намылился в дорогу,
Отморозив всё, что только можно...
Тает снег, но робко, понемногу -
И в кювет сползает придорожный.

Трутнем в облака зарылось солнце,
А у неба - серость в тренде нынче...
Ерепенясь, ветры-незнакомцы
Табором над крышами мурлычат.

Спрятан под сугробами подснежник,
Но уже бутоны тянет к свету...
Ересь зим сметая, хлынет нежность      
Голубым апрелем на планету...

Итак, эксперименты в рамках силлабо-тоники продолжает акростих. Легко ли написать акро? Честно признаюсь, сама не пробовала, но думаю, трудно написать так, чтобы стихотворение зазвучало само по себе, чтобы при прочтении, ты не думал о том, что это акростих. В данном случае, автору это удалось. И настроение такое: весеннее, светлое –  передано хорошо. Ложечка дёгтя: спорным показалось применение слова "ересь" по отношению к зимам.

12. Евгений Аксельрод "Акропесня" http://stihi.ru/2020/10/12/4147
/О/х, пора свою найти долю,
А/Л/ьбатрос стучит в груди, молит:
«Мн/Е/ не выжить без небес, воли,
Так /Ч/то хватит шляться без Оли».
Ах, ка/К/ой ты, альбатрос, глупый,
Не вид/А/л ты в жизни слёз крупных,
Не учёл /Б/ылин ты глаз грустных:
Как гнет/У/т, как губят нас чувства...
Если с сер/Д/цем ты рождён чутким,
То ты будеш/Ь/ пригвождён чувством.
Ведь любви и/С/кусство  -  дар странный.
Для меня ж люб/О/вь  -  всегда рана:
Налетит, подни/М/ет вверх  -  сила!
После смотришь: /Н/ет как нет  -  смылась…
Мне любовь, как пр/О/водам ветер,
Песням грусть сво/Ю/ отдам  -  вейтесь!
Напоюсь, натешусь я /В/волю
И порвусь, огни струя, /С/ болью.
Будут мчаться в тишин/Е/ воды,
Будут таять, словно сне/Г/, годы...
Верю, будем век с тобой ря/Д/ом,
Райским сделаем любовь с/А/дом.

Думаю, Олечка счастлива, что ей посвящают стихи, говорят о вечном чувстве. Здесь, в отличие от предыдущего текста, автор оказался в плену акростиха, полёта без оглядки на поставленную задачу не случилось. Наличие в таком светлом тексте слов "шляться", "смылась", не красят его, здесь поработать бы. Обильные вкрапления местоимений, особенно местоимения "ты", выглядят попытками попасть в ритм, не более того. Ну и соседство точных рифм с неточными моему восприятию тоже помешало.
 
----
А далее я немного нарушу хронологию оценки, так как неожиданно сформировалась целая группа акростихов, но при этом они все структурированы по-разному и мне показалось, что именно группой их интереснее рассматривать и сравнивать между собой. Итак, продолжаем наши АКРО.

19. Ярослав Добрый «Механизм» http://stihi.ru/2012/02/01/8896
М/ечта сбылась - он стал незаменимы/М!
Е/сть чувства,что....не выразить в стих/Е,
Х/отя, когда.....ход поршня......тянет ме/Х,
А/втоматичность...............непреодолим/А.
Н/асыщенность......столетья.......переме/Н
И/зрешетила............души, мысли, жизн/И...
З/нать, не случайно  дух  машины выле/З,
М/еняя формы.................древних теоре/М!

Идём дальше по пути усложнения задачи: зеркальный акростих по первым и последним буквам.  Что, на мой взгляд, сложилось, а что нет? Последнее четверостишие сложилось, я чувствую его энергетику, мне нравится подача и мысль.  А вот первое четверостишие, увы, читается как набор из четырёх рифмованных строк.

20. Сергей Слободской-Аёвский. "АБВрифмЁЖ". http://stihi.ru/2017/07/27/7999
А*тмосферные причуды
Б*ыль и небыль сводят к чуду,
В*ыставляя на показ.
Г*оря горького несчастней
Д*олгий путь в туманной пасти.
Е*сть об этом мультрассказ.
Ё*ж в тумане бродит грустно.
Ж*утко, неприятно, гнусно.
З*ло царит за пеленой.
И*спугался бедолага,
Й*оту в сторону, полшага.
К*убарем в поток речной.
Л*апками сучит без толку.
М*окрые влекут иголки,
Н*абирая вес, на дно.
О*ттолкнулся из глубинки,
П*о-ежиному, на спинке,
Р*еку переплыть дано.
С*низу вверх толкает рыба,
Т*ащит к берегу, спасибо.
У*зелок прижал к груди.
Ф*илин ухнул для испуга.
Х*орошо, что встретил друга,
Ц*елый вечер впереди.
Ч*ай с вареньем из малины.
Ш*ирь небесных звёзд раскинул
Щ*едро кто-то из горстей.
Э*хо отразится в звёздах,
Ю*жный ветер греет воздух.
Я*, простите, не Норштейн.

Интересно как у нас в лонге получается: четыре акростиха, и все разные, здесь автор замахнулся аж на алфавит! И в этом тексте, так же, как в стихотворении Ариши Сергеевой, я не замечала его "акростиховости". Неплохой получился пересказ мультфильма "Ёжик в тумане", но всего лишь пересказ. А хотелось авторского взгляда и чувства.

13. Андрей Мефро Перевалов "Грани при" http://stihi.ru/2023/04/02/1752
Сложно ли, просто, сложена простынь.
Разложившийся на трассе на матрасе в режиме автопилота лежишь.
 
Гул потолочных плит.
 
F5? Голова болид.
Плотные мысли: вдребезги.
 
Луна – на пятом месяце беременности (не полна).
 
Пит[ь]-стоп? Новые крылья, спойлер:
ты, как упертый бройлер, – несёшься повдоль забора,
носом клюёшь, и скоро...
 
Транспорт меняет вид.
 
Нарезаешь круги под глазами для подорожного салата,
вхожий в подкожное в прах ладное помещение.
 
Всюду стекляшки. Зажигательное свечение.
Тьму тара канет.
 
Под нейронные огни, палясь указательно, –
тю-тю – тю-тю – крутится у виска:
с/писком вылетает рыжий поезд.
 
И начинают поиск:
чего бы в этом мире достать сожрать такого...
 
Луне – уже рожать.
 
Разжал кулак. Осколок колбы.
Ночное таракантри в кипятке.
Очерчивая кафель и паркет, несётся сломя голову серебряная маша.
Машет задовидно зеркалами в лыбу скомканный интеллигент.
 
Досконально ж тёмен мой залобный лес!
На что им борные ловушки?!
Грустные, вернутся дружно к пресным мюслям.
Тапочек – уже не по погоде.
 
Луна – приливами отходит.
 
Тух лампочки, и я – без плоти –
призрак замирающего сгустка спазма...
Тепловентелятора наркотик, дай проспаться.

Эпиграфом комментарию к данному тексту сами просятся строки из первого конкурсного стихотворения:

А вдруг я придумаю новое слово,
Открою закон ускользающих смыслов?
                Н. Юрьев
Не просто авторская игра, осознанный, подсознательный ли – тот самый поиск "ускользающих смыслов". Смыслы, ускользающие от многих и многих, но не от автора, который ловит их уверенной рукой, миксует друг с другом, выводит на новый уровень осознания бытовых и общечеловеческих вещей и ценностей. Я увидела в этом тексте развёрнутую многоуровневую метафору жизни: жизнь – сон, жизнь – не просто дорога, а гоночная трасса, жизнь – борьба за существование и борьба со своими тараканами, жизнь – Гран при и погоня за Гран при. Только что в итоге? Ответ ищет каждый из нас.   
 
14. Али-Ночка Вилка "Мелочь. Синквейн-бабочка". http://stihi.ru/2023/04/16/892
Мелочь!
Венчик из роз
Ветер в поле унёс.
Как же ты горько ревела!
Тело
Мужа в петле. Выдавить слёз
Ветер не смог всерьёз.
Не задело.
Мелочь?

Редкая твёрдая форма – синквейн-бабочка, спасибо автору, что поделилась ей с нами. Формы с заданным количеством слогов в строках не так легки, как может показаться на первый взгляд: наполнить смыслом, звуком, рифмами жёсткие рамки непросто. Стихотворение, построенное на контрасте, страшном контрасте – мне понравилось. Вот только "венчик из роз" неотделим от "Двенадцати" Блока на подсознательном уровне, и поэтому режет слух. Хотя понимаю, что автор хотела сказать "венок", но ей было необходимо слово с другим ударением.

15. Ольга Светова "Сочинские забавы" http://stihi.ru/2015/10/25/5047
О город Сочи! Под солнцем сочным
Иду вся в белом, задрав ресницы.
Раскрепостилась я нынче очень -
Мне льзя резвиться, мне льзя беситься!

Гляжу  -  мужчина идёт уклюжий,
Глаза  -  магниты, трепещут уши.
О, вот такой мне как раз и нужен!
Забуду с ним хоть на день о муже.

Весь вечер будем мы мукузанить
И саперавить, и цинандалить!
Я  - героиня, и всё мне льзя ведь,
Не мучит совесть и лиф не давит.

Всласть натанцуюсь, наразвлекаюсь,
Наэскимосюсь, нашоколадюсь.
Да, я живая. Да, я такая:
Из мелочей извлекаю радость.

Смешные уши его ласкаю
Босою ножкой, шучу, играюсь.
О доме даже не вспоминаю.
Я эйфоряюсь. Я любовляюсь.

Вот ещё одно стихотворение с активным использование неологизмов: замечательная пародия, яркая, звонкая, шаловливая, с южным игривым шармом. Захотелось туда, где "шашлычок под коньячок – вкусно очень." Спасибо автору за подаренное настроение!

16. Омарт Криевс "04. Картина Крик-1. Э. Мунк" http://stihi.ru/2021/08/05/3839
О, Мунк! Удушье "Крик",
под дых бьёт вопля штрих!..

Хворь тела – бесы;
рога небес
ведут
глумлений путь
и блуд богемный.

Разящий миг холста;
коллизия проста:

Нашедший лик?! – Ум
лихо чело-
века?!..
Отвергший слух
не глух – безумен;

нет умиления
у впечатления.

Терзает взоры,
рыжеет взрыв...
И синь;
жизнь вкось, да вкривь.
Жжёт мысль: Я же лжив.

Гвалт хаоса – пятно,
в нём ужаса лицо.

Скорбь воплем века;
коробит суть:
душа
без духа муть,
жуть homo зэка.

У времени верста,
где нет назад моста.

Ещё один автор, для которого эксперимент не пустое место. И здесь дополнительные смыслы не ускользнули от его внимания. Набегающие волнами короткие строки не дают передышки читателю, держат его в напряжении: а что же несёт следующая волна со дна морского: какую муть? какую жуть? или всё же очищение? Эмоциональная составляющая текста входит в резонанс с эмоциями картины. Но хочу и пожурить автора за неточность:
"нет умиления
у впечатления" - предлог всё же "от" просится
и за недостаточную работу со звуком, ну нечитабельно же даже глазами:
"Жжёт мысль: Я же лжив"

17. Елена Шипина "Воспоминания о Марии Францевне Долобко" http://stihi.ru/2022/06/20/167
Мария Францевна с шезлонгом:
суха, как шезлонг,
древнЕе маслины, в тени которой движется,
и твёрже, чем палочка зелёного сыра
(обычно она его трёт в ежедневную вермишель).
Мария Францевна похожа на палочника, притаившегося в листве жизни:
спина прямая, в самце давно не нуждается,
духовно питается книжной листвой районной библиотеки,
изредка, только когда попросят,
разбрасывает семена знаний, воспоминаний, опытов.
Вот она вышла из тени на слепящее солнце.
Ей предстоит пересечь пустующую шоссейную полосу
и долго ступать по неровной потрескавшейся глине
с жалкой растительностью в виде одиноких восковых пучков,
между которыми то тут, то там торчит ржавое железо осколков.

Через десяток лет сюда придут молодые парни в военной форме
и будут бродить вдоль и поперёк этой пустыни между шоссе и пляжем,
в изобилии понатыкают угрожающие чёрно-красные флажки.
После этого с горы, слева нависающей над морем,
неделю будут слышны взрывы.
Вдоль протоптанной дороги к морю начнёт расти трава.

Но сейчас Мария Францевна мерно шагает в оголённом пространстве,
слегка раскачиваясь и подрагивая под тяжестью своего шезлонга, зонта
и всего пережитого.
Море, небо и время сливаются воедино.

Чудесный верлибр, наполненный интересными авторскими находками и образами, захватывает с самого начала и не отпускает до конца. Аскеза и высокомерие (от Цветаевского "мерить высокой мерой") лиргероини неразделимы с окружающем её пространством и временем. Оголённый нерв в оголённом пространстве, она сама – время. И снова спасибо автору!

18. Марина Юрченко Виноградова "Чудовище и красавица" http://stihi.ru/2023/04/13/6282
По утрам он чувствует себя так,
как будто его внутренности грызут дикие звери.
Он воет от боли и ужаса.
Обезболивающие средства помогают плохо.
— Как вы? – спрашивает доктор во время обхода.
— Никак – отвечает пациент.
И ему что-то колют в вену, вливают раствор.
Но звери не уходят, злобно рычат и вгрызаются в его плоть.
Львиная доля морфия спасает ненадолго.
Пытка длится.

Ближе к вечеру к нему в больницу приходит она.
Её красавица-душа излучает свет.
Чудовище внутри него стихает,
даёт погладить себя по жёсткой шёрстке,
почесать за ушком,
довольно урчит, как сытый кот,
совершенно не проявляя агрессии.
Она гладит мужчину по макушке –
он смотрит на неё с восторгом и гордостью.
Время останавливается.
Она держит больного за руки,
говорит что-то бархатным голосом,
жалея зверушек, загнанных в угол.
— Какие интересные самцы и привлекательные самочки! – восклицает она.
Поёт колыбельную –
возня внутри него успокаивается.
Невероятно, но факт:
звери присмирели и встали на задние лапы.

Ей осталось поцеловать его,
чтобы чудовище превратилось в принца,
но она всё медлит,
не решаясь.
Уходит.
Всё повторяется снова,
Чудовище воет от тоски.
Этих зверей невозможно контролировать,
разве что подчинить,
но такую силу имеет только она,
сумевшая познакомиться с ними поближе,
приманить лаской и приручить.
Она знает, что зверям и нужно-то всего:
уважение, признание да лужайка,
где можно безопасно резвиться,
никого не раня.
Она верит:
дикие звери,
став преданными друзьями,
не навредят
и станут охранять его сны,
когда он полюбит своих зверей,
как любит красавицу и их тандем.

Где ты, красавица-душа?
Спаси его своей нежностью,
чтобы он перестал бояться внутренних зверей.
Только ты можешь выпустить их из клетки,
дать им свободу уйти или остаться.
Он оживает с тобой.
Сказка, придуманная для вас небесным Гофманом,
может закончиться хорошо,
но каким будет финал,
зависит от тебя.
Звери машут хвостами.
Они дичают.
Они начеку.
Они ждут.

Интересный текст, который, как канатоходец, балансирует между верлибром и прозой: то в одну сторону качнётся, то в другую, и держит читателя в напряжении до самого конца. А финал... Финал остался открытым, и это, пожалуй, одно из главных достоинств произведения. Открытый финал заставляет читателя задуматься, стать соавтором, со-мыслителем. Здесь есть всё, что нужно, чтобы текст состоялся: и эмоция, и интрига, и повод к размышлению. Я бы подумала, чем заменить штамп "красавица-душа", уж слишком штамп, и слишком в лоб.


Итак, мой выбор:

Екатерина Чаусова "из СМС"
Лена Оливвла "Пиши"
Марго Сергеева "Гудки"
Александр Савостьянов "Сумрачный снится сон" – долго думала брать/не брать, в пользу автора чашу весов склонило уважение к сложности задачи.
Сергей Суворов "Квота"
Николай Сыромятников " Игра живая" – и всё же побольше уважения к читателю и внимания к деталям :)
Андрей Мефро Перевалов "Грани при"
Марина Юрченко Виноградова – обещайте подумать над заменой "красавицы-души"!
---------------------------------------
Почти шорт.
Ариша Сергеева "Вот и тает снег" – по моему скромному мнению, в группе "акро" это лучшее стихотворение.
Али-Ночка Вилка "Мелочь. Синквейн-бабочка" – структурных текстов в лонге 2, объективно, текст Лены Оливвла сильнее, но этот мне тоже очень понравился, несмотря на "венчик из роз".
Ольга Светова "Сочинские забавы" – всё же менее эксперимент, чем хотелось бы, но пародия чудесная!
Елена Шипина "Воспоминания о Марии Францевне Долобко" – один из лучших текстов лонга, но это всё же классический верлибр, а не экспериментальная поэзия.
Поскольку в роли эксперта я выступаю скорее вынужденно, и при этом являюсь ещё и читателем, и ведущей конкурса (жуть, сколько много всего и сразу), волевым решением ведущей, за эти 4 текста отдаю свой читательский голос, равный 2 баллам (есть у меня право ПДБ), так как не могу их не поощрить.

-----
Внеконкурсные эксперименты.
Внеконкурсная ветка представлена четырьмя текстами:
1. Николай Юрьев "2щыл"? (http://stihi.ru/2022/07/18/7601

Дыр бул щыл – лиже дыл
е значитанность задыл
; ; ;* – мая мана  –
врасопупельна вана
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;
; ; ; ; ; ; ;


*
; ; ; и др. – ограниченность выразительных средств всех современных языков не позволяет данному ресурсу полноценно отобразить использованные автором символы, звуки и образы. Но любой непредвзятый критик однозначно подтвердит, что они – само совершенство, а развитие современной поэзии на этом можно считать логически завершённым.

Ну что сказать непредвзятому критику?
" что они – само совершенство" - подтверждаю! Переход от двоичного кода к однозначному, безусловно, гениальная находка! А вот то, что " развитие современной поэзии на этом можно считать логически завершённым." - поставлю под сомнение. Поэзия - это вечный двигатель, тьфу, эксперимент!

2. Владимир Евангулов "Отцветунилось лето...2" http://stihi.ru/2022/04/19/2061

        "Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско..."
                И.Северянин

Отцветунилось лето,   
Смуглотоньем напляжистым,   
Тонко-палевым лепетом            
На ветру сентябрясь.               
Жизнь, о как незаметно
Собрала саквояжи ты,   
Не забыв эту летнюю   
Золотистую вязь!   

Снова осень привычно
Вдохновеньем идиллится
У лазорево-дымчивых
Остывающих рощ.
Ты поэзой* криничной
Напои, прозорливица,
И улыбкой давинчивой
Позови в летний дождь!

Время тайной поврагой*
Листопадит размашисто,
Опечаленно - мангрово,
Напрягая мой пульс.
Но небесным бродягой
В увядающем княжестве
Солнцевейному* ангелу
Все равно улыбнусь.

И с улыбкой однажды
В розовеющем воздухе
Паутинным адажио
Нелепажевых утр
Станут годы куражным
Отражением звёзд в реке,
Невесомо и радужно
Вечность мне распахнут.

Безусловно лучшее стихотворение внеконкурсного лонга! Тонко сплетённое кружево из потрясающих звукорядов, дактилических и разносложных рифм. Неологизмы настолько изящны и органичны, что не только не выпирают из текста нарочитостью, а наполняют его новым объёмом, новым звучанием, новыми авторскими оттенками. Хочется сказать автору не только спасибо, но и браво! 

3. Неутомимый Читатель «Анаколуфное» http://stihi.ru/2017/10/11/4994
Очами глаз своих она в лицо моё глядела,
Вздымая вверх упругий бюст тугой груди,
Перстами пальцев томно гладя туловище тела,
Губами рта шептала мне: «Не уходи...»,

Ступнями ног в ковёр упрясь, ланиты щёк горели,
Легла прядь розовая ей на лба чело.
На гру'дей перси, бёдер ляжки молча все смотрели,  -
Восторженное восхищенье рты свело!

Я тоже онемел в молчаньи общем молчаливом,
И мыслей думы в голове моей текли.
Но нет таланта у меня ответ сказать красиво,
И по-немецки я прошпрехал: «Се ля ви...»

Она ловила слов моих раскрытыми ушами:
- «Мерси! Имею объясниться Вам в любви!
Давай поедем мы с тобой в мою "Одесса-маму",
Я буду делать счастье Вам и бодрый вид!

Пять пачек жвачки съела я, пока Вас поджидала,
Вопросы спрашивала всех, кто шёл сюда.
Не причините, знаю, мне ни боли, ни скандала,
А что ответите  -  плевать, но лишь бы только: да!»

Со мной волнительное сделалось в тот миг волненье,
От чувств забыл я буков всех, слов, падежов...
Настало в жизни у меня чудно'е, кажется, мгновенье, -
Одессу повидаю с ней и прочих Парижов!

Приём, использованный автором, сам по себе интересен, но это всё-таки приём. Употреблён он в юмористическом стихотворении, где вполне уместен, но есть одно "но": как и всякий приём, он должен подчёркивать, выделять какой-то фрагмент текста, а здесь весь текст построен на приёме. И случилось так, что анаколуфа оказалось слишком много, про актёра сказали бы "переигрывает". Не смогла не обратить внимание на слипание звуков вот тут: " на лба чело" - явно слипаются в странный глагол "налбачело".   

4. Евгений Аксельрод "Твой день рожденья" http://stihi.ru/2014/11/01/6707 
Твой день рожденья  –  он и мой
Рожденья день. И дело вовсе
Не в совпаденьи чисел, дат,
А просто если бы тогда,
В июле, в шестьдесят девятом*,
Не закричала в первый раз
Та крошка голосом твоим,
То не родился бы и я
Зимою в девяносто пятом**.

И жил бы кто-то, но другой,
С моим лицом, в моей одежде,
Он звался б именем моим,
И может, тоже у него
Была дочурка (тоже Света!).
Но только б это был не я!
Ведь появился я на свете
Лишь с появлением тебя.

Нас всех любимые рождают
И от печалей ограждают...


*в день твоего появления на свет
**в день нашей свадьбы

Очень хорошее, нежное стихотворение. И мысль, что "Нас всех любимые рождают" очень хорошая: глубокая и мудрая, и родиться могла только у любящего человека. Экспериментальности лично мне здесь тоже хватило: рифмы отпущены на свободу (где-то они есть, где-то нет, где-то рядышком пригрелись, где-то разбежались), и это работает на благо тексту.

------
Вот такой вышел у меня обзор. Не судите строго, я поделилась с Вами всего лишь своими мыслями и эмоциями от прочитанных текстов, старалась сделать упор на их достоинства, но если что-то явно бросилось в глаза из технических, фонетических или синтаксических недостатков/ недоработок, пройти мимо не смогла.

А Вам всем хочу сказать огромное СПАСИБО за то, что поучаствовали в таком сложном, таком неоднозначном конкурсе, в котором нет привычных рамок и заданий, в котором критерии оценки своих и чужих произведений каждый выбирает сам. Для меня нынешний лонг стал настоящим праздничным пиром с изысканными, авторскими, местами даже модными ныне молекулярными блюдами от Вас, шеф-поваров поэтической кухни! 

С уважением и радостью общения, Вероника.