Обзор осеннего тура от Елены Тагановой

Литературный Фестиваль Рунета
Здравствуйте, уважаемые конкурсанты!

Не стала сочинять вводную часть к своему обзору, зато постаралась внимательно присмотреться к каждому (почти) стихотворению, включив режим придирчивой зануды. Заранее прошу прощения у тех, кому мои высказывания покажутся резкими, но я за прямоту в разговоре о стихах. При этом, естественно, допускаю возможность своей неправоты в чем-то. Начнем?

1. Екатерина Падукова Над маленьким домом http://stihi.ru/2021/12/27/2843

Стихотворение простое, я бы даже сказала, упрощающее, в таких стихах важна точность каждого слова. По-моему, «сонным» и особенно «безмолвно» (а ЛГ ожидал, что солнце будет что-то молвить?) – неточные и необязательные здесь. Концовка хорошая. Лорка смутно проступает, не могу вспомнить, что именно, интонации какие-то знакомые.


2. Аста Ленц Ледяное http://stihi.ru/2013/09/09/4972

Перечитывала несколько раз с целью вспомнить, что это за стихотворение и о чем оно. Пыталась уцепиться хоть за что-нибудь – но не остается ничего. Набор общих мест. Впрочем, складность изложенного немного приподнимает этот текст над массой подобных.


3. Саша Сикирина остриё http://stihi.ru/2022/08/29/1491

Неоднозначное впечатление от этого стихотворения. Начало несколько царапает сравнением конкретных шипа и рожна с абстрактным острием… а вот строки 3-6 мощные (по эмоциональному воздействию и степени прорисовки внутреннего состояния) и многообещающие. Но дальше, к сожалению, чувствуется снижение градуса. Просматривается попытка нагнетания с помощью нанизывания штампов (звезда Полынь, бездна, кораблик, гонец…), при этом создается ощущение топтания на одном месте, как будто ЛГ, издали поглядывая на эту бездну, мнется, никак не решаясь ни прыгнуть, ни взлететь. А концовка наспех обрубает эти метания.


4. Света Хохломская Акварель http://stihi.ru/2021/10/12/8226

Все составляющие сами по себе хороши, но в целое как-то с трудом складываются в моем восприятии, возможно, в силу расплывчатости посыла и несчитываемости (мной) повода. «Вяли шали» – зацепил (в положительном смысле) образ,  что-то в нем такое трудноформулируемое брезжит. А что такое дымокост? Спросила у яндекса, а он меня только к данному стихотворению отсылает…


5. Александра Герасимова иван джеймс александр http://stihi.ru/2022/09/06/2154

Стихотворение из тех, которые надо просто почувствовать. У меня не получилось.


6. Лора Катаева Почерк http://stihi.ru/2021/08/21/3399

Довольно приятная настроенческая, эмоционально логичная зарисовка, но «Берёз белоногих шершавая стать всё больше желтит отросшие косы»… ох…  какая неорганичная (как минимум, для данного конкретного стихотворения) заковыристость при предельной простоте мысли… хотя я понимаю желание загримировать таким образом расхожий штамп, да.


7. Людмила Гончарова Утро настало в три http://stihi.ru/2022/09/07/4020

Ритм и рифмы, конечно, норм, но меня не покидает ощущение необязательности практически всего сказанного и несоразмерности объема значимой информации (в т.ч. эмоциональной) количеству слов. Говорение ради говорения? Ну и «Всё что ни попадя, то и сё, Съели котлеты…» – странное построение.


8. Исхаков Алексей 22 мая http://stihi.ru/2022/05/22/2173

Скорее понравилось, но не все могу представить и трактовать – строчки с луной и с берегом не даются мне с точки зрения смысла и мотивированности контекстом.


9. Владимир Цюпин В поле дождик рhttp://stihi.ru/2016/05/02/2459

Тут у меня ощущение недостаточности повода – вот не верится, что ЛГ действительно так занимают эти судьбы (посредственного художника и графомана с диагнозами). Немотивированным кажется и решение абстрактного кочегара Витей обозвать – тут ведь более чем конкретные ассоциации, ненужные, как оказалось, для данной истории. Это по существу. К формулировкам тоже вопросы. Например, «но лучше него не найдётся и ныне, увы,  того, кто бы знал…» – видимо, имеется в виду, что не найдется того, кто лучше бы знал. «…хромал во дворах от помоечных баков к высоким стогам…» – то есть, стога находились тут же, во дворах?  А «его же полотна» – к чему тут «же»? Как-то так…


10. Вероника Трунова Облака http://stihi.ru/2022/09/14/7150

Симпатичное, настроенчески убедительное, но технически несколько небрежное. «ХрипотОЙ и немотОЮ» – как-то не очень смотрятся разные окончания в паре, соединенной союзом «и», тем более что рифма «подбоем – немотою» весьма так себе (хотя, конечно, лучше, чем «мгновение – Помпеи»). А в концовке смущает двойное управление (облака и Помпеи – кто кого?)


11. Лена Ступак пролетая над... http://stihi.ru/2022/08/19/2082

Не могу почувствовать этот текст. Возможно, оттого, что не читала и не смотрела вдохновившую его историю. Но видно, что уверенной рукой написано.


12. Бро Васёк Осень http://stihi.ru/2022/01/15/4197

Стилизация под позапрошлый век. Несколько сумбурный синтаксис во фрагменте с копьем-острием. Приходится вчитываться, вычислять, кто-кого-куда. И концовка, во-первых, слишком уж самоуверенная, во-вторых, дорога в помощь… оттого что путь… не совсем внятная формулировка, хотя мысль понятна: конкретная дорога поможет (каким-то образом) дойти до чего-то, к чему ведет абстрактный путь.


13. Бонгард Друидов Чайкин Андрей от безысходности до крайности
http://stihi.ru/2015/11/04/5582

Весьма интересная вербальная эквилибристика. «Но я, напрягаясь, сопротивляюсь силе тока» – прикольно (как бывший проектировщик электросетей не могу не выделить).


14. Ольга Домрачева *** http://stihi.ru/2022/08/28/6778

Ощущение, что то ли это зарисовка «для внутреннего пользования», то ли фрагмент. «Но у тебя есть собственный Алатырь» – вот тут бы по-настоящему начаться стихотворению, раскрыться этому заявлению. А все, что до, скорее как подводка к чему-то большему ощущается. «Вслед… след» – сомнительное соседство в одной строке.


15. Игорь Гонохов Голоса http://stihi.ru/2022/05/04/4788

Не поняла, что тут призваны выражать Скрудж и Томас, почему именно они и как они связаны друг с другом, с ЛГ, с Вулохом?! Может, мне знаний каких-то не хватает или это попытка сбавить градус серьезности? Или речь об автобусном туре по Европе – и «что вижу – то пою»? По-моему, из-за этих двоих стихотворение не воспринимается целостным. А последние три четверостишия, конечно, трогают искренностью, горечью…


16. Екатерина Чаусова От третьего лица http://stihi.ru/2011/03/03/8734

«Стреножен путь» – как это? И в целом где-то я уже слышала подобное (и не раз)… «останусь пеплом на губах… останусь светом…» и еще чем-то там на чем-то там, не помню, т.к. не люблю попсу. А, еще Гиппиус вспоминается: «Я буду в море бледною волною и облачною тенью в небесах».


17. Маргарита Пушкина так хочется в предместье октября http://stihi.ru/2022/10/05/1924

Симпатичное, атмосферное, не одноуровневое – сквозит между строк что-то непроговариваемое, интуитивно считываемое, тревожащее, и оно тут важнее слов.  Смущает «вот так» – видимо, стихотворение требует декламации и жестикуляции. Ну и разбивка на четверостишия нужна ли в первых 2-х, если анжамбеман такой?


18. Наталья Возжаева гори им http://stihi.ru/2022/09/02/5913

Как-то не хватает мне сказанного. То ли я недоныриваю до глубин каких-то.


19. Сергей Кривонос Васильковое поле. Тропинка. И ветер шершавый...
http://stihi.ru/2009/11/29/4200

Стихотворение подкупает уверенным слогом и наверняка вызывает «радость узнавания» у своей фокусной группы. Лично мне в нем не хватает новизны мысли и/или свежести подачи.


20. Нина Лёзер Мир за твоей спиной http://stihi.ru/2021/04/18/2334

Попытка из общих мест создать что-то свое. Но после «Наутилуса» сказать про крылья и шрамы что-то яркое сложно. Смущают и шероховатости. Например, «на спине твоей есть…» – искусственно вставленное «есть», строка читается как перевод с помощью гугл-переводчика. С лопатками то же самое. «Там», которое тянется за спиной, тоже лишнее, если уж придираться. А «от рубцов следы» – как это? Рубец (сверяюсь со словарем) – след от зажившей раны и т.п., т.е. тут у нас получаются следы от следов. Ну и «быбыть», не спасаемое разбивкой…


21. Эмкей Дружище http://stihi.ru/2022/06/29/5463

Яркое, динамичное, на одном дыхании читается и очень ощутимо (прям чувствую вкус этого кислого яблочка, дым «Явы»… и весь этот раздрай душевный). И какая естественность речи – никаких косноязычных втискиваний в ритм/размер (наболело, простите)! Разве что «пыльный глянец» несколько смущает – ведь пыль матовый эффект создает? В шорт.


22. Эва Райн смотри в меня http://stihi.ru/2013/01/21/3389

Не могу серьезно отнестись к этому тексту.


23. Змей Горыныч 3 Саган-дайля http://stihi.ru/2022/05/19/5664

Хорошее стихотворение, ощутимое, целостное. Барды наши вспоминаются. Отдельный комплимент последнему пельменю – как он эффектно вписан и трудится на общее дело). Но третье четверостишие я бы попыталась чуть-чуть перекроить, а то затянутым и «притянутым» перечисление получилось. Мир обратился в исчезающий самолет – хм…
Как бы подшлифовать, не сильно видоизменяя? Многоточие после быта – и «В дым (в шрам, прости господи) – исчезающий самолет»? Или во что-то типа грусти? В общем, я бы поискала еще… В шорт.


24. Лана Юрина Маугли http://stihi.ru/2022/07/22/5704

Технически одно из самых уверенных и выверенных в нынешнем лонге. Тематически тоже не оставляет равнодушным. Да, есть некоторая нечеткость посыла, недопроговоренность, но, может, так и надо в данном случае – чтобы у читателя была возможность маневра в плане трактовки. И пусть я не поклонница подобных сиквелов в поэзии, не могу не взять в шорт.


25. Ляля Цыпина Бухара http://stihi.ru/2022/07/19/2423

Эдакая вневременная стилизация без переосмысления, переноса в современность и т.п. Или даже стилизация под стилизации, построенная на красивостях. Цель, предполагаю, достигнута – стихотворение способно очаровывать (и на меня, в принципе, весьма приятное впечатление производит). Но зачем Симург в Петербург летит? За рифмой? Да и где-ж там свободу черпать – в Петербурге-то?


26. Жиль Де Брюн аэм http://stihi.ru/2016/10/31/7830

В первой же строке спотыкаюсь о двойной родительный, связующий два существительных ж.р., мн.ч. – «мелодий твоих истом»… разве хорошо звучит?! Второй (да и третий, если не мелочиться) абзац - общие места. Далеко не лучшее стихотворение сильного автора.


27. Инга Сташевска поутру http://stihi.ru/2022/01/14/5113 

Хорошее. Мне любопытное привиделось в первой строчке: «камень на камне» – это ведь сам Петр (переводимый как камень), сидящий на камне в размышлениях-сомнениях. Не осталось его на камне – значит, все, решился, встал, ушел. Перемещение во времени ловко показано, с туристом классная находка. Единственное «но»: «Отрекался - с каждым тяжелым шагом От бессильной ярости» – тут не совсем удачное построение, получается, что отрекался от ярости, хотя, конечно, понятно, что шаг от ярости тяжелый. В шорт.


28. Юлия Александровна Михайлова Человек в шинели http://stihi.ru/2022/09/18/1743

Не могу себе представить тихий лунный звон по венам. Да еще и в сочетании с военным. И как будто бы этот самый военный тут за уши притянут – в этих декорациях можно было бы кого угодно прописать… кстати, и Акакию Акакиевичу эта шинель впору бы пришлась.


29. Качур Доналд времена года http://stihi.ru/2022/09/22/2207

Жуткое, конечно, но очень отзывающееся, близкое мне по духу стихотворение. Симметрия, повторы – стремление упорядочить, гармонизировать кромешный хаос. Сочетание в обоих четверостишиях страшной конкретики этого пайка и условности, размытости, безымянности тех, кому он полагается… прием, усиливающий трагизм. Что касается трактовки, точнее, попытки обозначить этих условных «тех», то мне видится, что это оставшиеся (стеречь осень) и уехавшие (за весной), те, кто погибнет (бесконечное лето) и кто выживет (бесконечная зима). И в первой паре конкретная тушенка тогда становится символической – и тем, и этим придется несладко (негусто). В шорт, естественно.


30. Анна Васильевна Савицкая Велосипедист http://stihi.ru/2022/08/18/5339

 «А смерть, умаявшись, как молодуха С покоса, спит» – хороший образ. В остальном недостаточно внятно, по моим ощущениям, мысль прописана. Это ведь ребенок через кладбище едет, я правильно поняла? А каким образом он мир-то наш поправляет, и почему «в который раз»? А пузыреплодник, видимо, со снежноягодником перепутан.  У пузыреплодника нет ягод.


31. Александр Перевозкин Дуня http://stihi.ru/2022/10/17/7356

Наверное, неплохо… на любителя.


32. Нью-Эвелин Осень в Петербурге http://stihi.ru/2022/09/12/5879

Стихотворение, безусловно, не лишено обаяния (хотя и не претендует на новизну), но мне в нем не хватает синтаксической слаженности. «Идёшь читать планету сентября: Созвездия из сириусов клёнов и Петербург фрегатом ослеплённым…» – как эту конструкцию понимать? Если двоеточие, то планета тут как обобщающее к созвездиям что ли? Как это? Логически странным выглядит и призыв не хандрить, т.к. «не достанетесь вы никому, кроме осени…» – вполне весомый повод для хандры.


33. Елена Наильевна Молчунья http://stihi.ru/2018/10/22/2313

Это ведь про кошку, да? Тогда странно, что лазурит. Недопонимаю это стихотворение (не хватает информации для трактовки), не могу объяснить себе мерещащийся между строк трагизм.


34. Ульяна Валерьевна Примерочная http://stihi.ru/2022/09/12/5703

Все три примерки понятны и анафора хорошо смотрится, но почему именно как палантин и именно как макинтош (и именно желтый), чем такой выбор обоснован? Я бы не цеплялась, если б попроще одежка была, но тут прям такая конкретика, может, я отсылов каких не считываю. И 8-й строки не понимаю.


35. Дари-Экс Напутствие http://stihi.ru/2022/06/19/4481

Хорошее в своей нише, но не могу поставить его через запятую с более полновесными текстами.

Таким образом, мой шорт (простите за скупость):

21. Эмкей Дружище http://stihi.ru/2022/06/29/5463
23. Змей Горыныч 3 Саган-дайля http://stihi.ru/2022/05/19/5664
24. Лана Юрина Маугли http://stihi.ru/2022/07/22/5704
27. Инга Сташевска поутру http://stihi.ru/2022/01/14/5113
29. Качур Доналд времена года http://stihi.ru/2022/09/22/2207

О нашем эксперте
Елена Таганова родилась и живет в Москве. Домохозяйка. Окончила факультет психологии МГГУ им. Шолохова и Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М.Горького. Публиковалась в журналах «Эмигрантская лира», «Плавучий мост», поэтическом альманахе «45-я параллель» и др. изданиях. Шорт-листер Международного чемпионата Балтии по русской поэзии-2018 и Кубка мира по русской поэзии-2021. Бронзовый призер Международного чемпионата Балтии по русской поэзии-2020. Победитель Международного поэтического конкурса «Итоги года Стихи.ру-2019».